Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие игровой деятельности
В игре ребенок развивается, познает мир, общается В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: в сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх-экспериментированиях, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. Необходимо создать детям условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.
СЮЖЕТНАЯ ИГРА Задачи развития сюжетных игр 1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов. 2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов. 3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. 4.Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. Методы развития сюжетной игры: совместная игра воспитателя с детьми, организация развивающей среды для самостоятельной игровой деятельности. Обогащение содержательной стороны сюжетной игры происходит за счет чтения и обсуждения произведений художественной литературы, бесед с детьми, в которых происходит уточнение впечатлений детей об окружающей действительности, «мозгового штурма» дня инициирования новых предложений и идей. Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рамках всей образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжетных играх находят отражение наиболее эмоционально привлекательные для детей события, вызывающие у них живой интерес.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5—6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий. В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и прочее). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее типичный образ магазина для детей, живущих в Санкт-Петербурге, — это гипермаркет; вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и другие. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до игры или по ее ходу. Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Побуждает детей к отображению в сюжете бытовых действий и трудовых процессов взрослых, событий из сказок или мультфильмов, фантастических событий. Способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры происходит в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей, направленного на подготовку к игре: накопление содержания для игр, придумывание возможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр. Обогащению содержания игр способствует чтение детской художественной и познавательной литературы, беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий; наблюдения за деятельностью и отношениями людей разных профессий. Воспитатель совместно с детьми придумывает ситуации взаимодействия между людьми, события. Способствует объединению в сюжете реальных и фантастических персонажей, помогает зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания сюжетных событий воспитателем под диктовку детей и т. п. Воспитатель развивает умения детей передавать действия, отношения, характеры и настроения персонажей (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка), использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, интонация). Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосло- жения для построения игрового сюжета. Воспитатель побуждает детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге со сверстником, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия: предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием). Дети учатся проговаривать часть игровых событий и называть место действия. Воспитатель непосредственно включается в игру и принимает на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации ролей. Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. Воспитатель предоставляет детям возможность создавать игровую обстановку в зависимости от замысла игры, проявлять творчество в создании игровой обстановки. Это становится возможным благодаря использованию изобразительной или продуктивной деятельности в создании игровой обстановки, детского коллекционирования (театральные программки, билеты, открытки, значки и прочее).
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА И ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Содержанием режиссерской игры и игры-фантазирования является преимущественно опосредованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов. Часто в режиссерской игре комбинируются события разных мультфильмов или сказок, непосредственный опыт ребенка. Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Педагог поддерживает интерес детей к индивидуальным и совместным режиссерским играм. Побуждает отражать в сюжете режиссерских игр содержание знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов, вносить в них изменения (новые события, герои), придумывать новые сюжеты по аналогии с известными. Создает условия для фиксирования новых сюжетов при помощи.записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений. В совместной режиссерской игре с воспитателем, в которой взрослый управляет одним из персонажей, дети самостоятельно управляют 1—2 игрушками, изменяют интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигают игрушку по игровому полю, имитируют движения персонажей, используют звукоподражание, комментируют события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оценивают поступки героев. Воспитатель поддерживает стремление детей к согласованию развития сюжета со сверстниками, координации движения персонажей по игровому полю, ведению диалогов от имени игровых персонажей. Предоставляет возможность для проявления творчества при создании обстановки для режиссерской игры: в подборе необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформлении игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и т.п.). С помощью воспитателя дошкольники используют полифункциональный игровой материал, участвуют в создании полифункционального игрового материала в совместной с воспитателем деятельности. Принимают участие в совместной с воспитателем игре-фантазировании. В совместной игре с воспитателем используют прием частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласовывают придуманные события с замыслами других игроков. В театральных играх с помощью педагога и самостоятельно дети определяют место для «сцены» (ограждают, ставят ширмочки), создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации — домики, силуэты деревьев; цветными шнурами или ленточками изображают «реку», «дорожку»), согласовывают свои действия с действиями других «артистов». Дошкольники действуют и говорят от имени разных персонажей, отражают в игре содержание любимых литературных произведений, комбинируют сюжеты. В играх-имитациях дети осваивают умение выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама- медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив). Дети говорят, исполняют стихи, поют песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы