Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет № 21. М.В. Ломоносов — сатирикСтр 1 из 3Следующая ⇒
Билет № 21. М.В. Ломоносов — сатирик Произведения: http: //stih.su/lomonosov-m-v/satiricheskie-stikhi-lomonosova/ Ломоносов вел борьбу с официальной церковью и иностранной профессурой, которая препятствовала просвещению в стране. Эта борьба нашла отражение в его остросатирических стихотворениях. Как и Кантемир, Ломоносов использовал сатиру как средство борьбы за просвещение. Но если пафос творчества Кантемира заключался в стремлении силой отрицательного примера способствовать просвещению в стране, то Ломоносов видел свою задачу в воздействии на гражданское сознание соотечественников силой положительного примера, и потому сатира занимала в его жизни весьма скромное место. В печати при жизни Ломоносова сатиры не появились. Сатирические произведения для него были прежде всего средством борьбы с церковниками. «Гимн бороде» - пародийное стихотворение, направленное против корыстолюбивых, невежественных попов. Носители бороды - «дураки, врали, проказы», их церковное учение Ломоносов считал ложным. «Гимн бороде» всполошил Синод, и он послал Елизавете донос на Ломоносова. Синод требовал сожжения гимна и присылки Ломоносова в Синод для «жестокой казни». К счастью, донос этот оказался без последствий. Вокруг «Гимна бороде» разгорелась ожесточенная литературная борьба. В 1757 церковники направили против Ломоносова ряд писем с приложением стихотворной пародии «гимн голове», в которой Ломоносов подвергался ругательствам. Письма эти были подписаны вымышленным именем Зубницкого. Противником, скрывавшимся под именем Зубницкого, Ломоносов ошибочно считал Тредиаковского. Это было вызвано тем, что Ломоносов знал о доносах в Синод, котрые писал на Сумарокова Тредиаковский. Ломоносов ответил Зубницкому эпиграммой, начинавшейся словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль! » Ломоносову приходилось вести борьбу с церковниками и по поводу системы Коперника. Отстаивая систему Коперника в научных трудах, Ломоносов прибегает к поэтическим средствам, написав басню-эпиграмму «случилось вместе два астронома в пиру». Спор двух астрономов разрешает повар, призывающий к здравому смыслу: нет такого простака, который вертел бы очаг кругом жаркого.
Журнал «Трудолюбивая пчела» Начал издаваться в 1759 году. Это первый частный журнал в России. Он был наполнен очерками, эпиграммами, притчами. «ТП» отличалась политической тенденциозностью. Разрешение на печатание журнала было дано не сразу; цензура пристально следила за издателем. Первый номер вышел в январе 1759, а последний в декабре того же года. Прослеживались оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся в то время в опале Екатерины. Основное в сатирических очерках и фельетонах: обличение злоупотреблений, насилия, лихоимства и казнокрадства, процветающих в российской империи. Основная направленность была связана с материалами Сумарокова. Первые полгода: статьи по философии, филологии, истории; последующие полгода: усиление обличительных тенденций. В литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым. Он верит в силу слова, обращённую к разуму; отстаивает ясность мысли и простоту чувств. В последнем выпуске «ТП» появилось стихотворение «Расставание с музами». Этот выпуск положил начало сатирическому направлению в журналистике 18 века. Из-за внимания цензуры пришлось прекратить выпуск журнала.
Билет №28. Сатира и юмор в поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. И. Майкова Василий Иванович Майков— ученик Сумарокова и член лит. кружка Хераскова. Он был близок Сумарокову сатирико-обличительными тенденциями своего творчества, вниманием к реалиям быта. Поэма «Елисей, или Раздражительный Вакх» была написана в 1771 году. Он принесла писателю истинный успех. В ней сочеталось несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого. В парадоксальном переплетении жанровых канонов ирои-комической и бурлескной поэм и заключалась сущность комизма. В шутливо-иронической манере рассказывает Марково похождениях пьяницы и драчуна Елеси. «Детина взрачный, картёжник, пьяница, буян, боец кулачный» разоряет погрелся откупщиков, бесчинствует, скандалит до той поры, пока Зевс, собрав совет богов не решает отдать его в солдаты. О мифологических существах тут говорится в низких тонах. В поэме много грубых слов: «шальной детина», «Нептун—преглупая скотина», «друг друга в рыло бьют», «расквашены» носы и т. д. В «Елисее» обильно представлен бытовой материал, острые зарисовки действительности. Майков несколько с высока относится к своим героям из низов общества, он не преследует каких-либо социальных целей, его задача—посмешить читателя. Вместе с тем в поэме много народно-поэтических элементов. Всё это вместе с картинами «низменного» быта, взятыми из действительности, способствовало разрушению классицизмами и развитию реалистических тенденций. Билет № 21. М.В. Ломоносов — сатирик Произведения: http: //stih.su/lomonosov-m-v/satiricheskie-stikhi-lomonosova/ Ломоносов вел борьбу с официальной церковью и иностранной профессурой, которая препятствовала просвещению в стране. Эта борьба нашла отражение в его остросатирических стихотворениях. Как и Кантемир, Ломоносов использовал сатиру как средство борьбы за просвещение. Но если пафос творчества Кантемира заключался в стремлении силой отрицательного примера способствовать просвещению в стране, то Ломоносов видел свою задачу в воздействии на гражданское сознание соотечественников силой положительного примера, и потому сатира занимала в его жизни весьма скромное место. В печати при жизни Ломоносова сатиры не появились. Сатирические произведения для него были прежде всего средством борьбы с церковниками. «Гимн бороде» - пародийное стихотворение, направленное против корыстолюбивых, невежественных попов. Носители бороды - «дураки, врали, проказы», их церковное учение Ломоносов считал ложным. «Гимн бороде» всполошил Синод, и он послал Елизавете донос на Ломоносова. Синод требовал сожжения гимна и присылки Ломоносова в Синод для «жестокой казни». К счастью, донос этот оказался без последствий. Вокруг «Гимна бороде» разгорелась ожесточенная литературная борьба. В 1757 церковники направили против Ломоносова ряд писем с приложением стихотворной пародии «гимн голове», в которой Ломоносов подвергался ругательствам. Письма эти были подписаны вымышленным именем Зубницкого. Противником, скрывавшимся под именем Зубницкого, Ломоносов ошибочно считал Тредиаковского. Это было вызвано тем, что Ломоносов знал о доносах в Синод, котрые писал на Сумарокова Тредиаковский. Ломоносов ответил Зубницкому эпиграммой, начинавшейся словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль! » Ломоносову приходилось вести борьбу с церковниками и по поводу системы Коперника. Отстаивая систему Коперника в научных трудах, Ломоносов прибегает к поэтическим средствам, написав басню-эпиграмму «случилось вместе два астронома в пиру». Спор двух астрономов разрешает повар, призывающий к здравому смыслу: нет такого простака, который вертел бы очаг кругом жаркого.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы