Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когда не страшен змеиный яд



На море разыгралась страшная буря. Она стала причиной кораблекрушения. Людям, правда, удалось спастись, добраться до большого острова и встретить здесь дружелюбных жителей. Спасшиеся - озябшие, обессиленные - столпились вокруг большого костра и бросали в огонь принесенные из ближнего леса сухие ветки. И вдруг из охапки веток, взятой одним из пассажиров погибшего корабля, выскользнула ядовитая змея-ехидна и повисла у него на руке. Все вокруг испуганно вскрикнули - было хорошо известно, что от укуса этой змеи спасения нет. До смерти остаются считанные минуты...

Человека, руку которого обвила смертельно опасная змея, звали Павлом. Он был одним из тех, кто нес людям свет учения Спасителя, рассказывая о Его жизни, о Его смерти на кресте и чудесном воскресении. Когда-то давно он носил имя Савл и служил тем, кто осудил и казнил Иисуса. Прежде он отличался усердием в преследовании христиан. Но однажды, идя по дороге из Иерусалима в Дамаск, чтобы арестовать там одного из учеников Спасителя, Савл услышал голос Иисуса, Который спрашивал с горечью и болью: «Савл, за что ты гонишь Меня? » Потрясенный этим, Савл уверовал в Спасителя, отказался от своего прежнего имени. Став Павлом, он начал повсюду славить Христа. Павел пережил множество приключений на пути служения Господу. В конце концов он был арестован и как римский гражданин, отправлен в Рим на суд самого императора. Корабль, на котором его везли вместе с преступниками, потерпел крушение. И вот теперь, уцелев в бушующем море, Павел должен был погибнуть от укуса ядовитой змеи. Но он спокойно тряхнул рукой, и ехидна упала в огонь. Ядовитая змея не принесла апостолу никакого вреда! И люди сразу вспомнили, как Павел вел себя - твердо и безбоязненно. Он ободрял других, когда волны заливали и раскачивали корабль. Этот человек заранее сказал, что корабль погибнет, но люди спасутся... И все невольно подумали, что это не простой, а наделенный особой силой человек.

Они не знали, что в этот миг над апостолом Павлом исполнилось обетование Спасителя: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк, 10: 19).

Впереди Павлу предстояли еще многие подвиги во имя Господа Бога: и суд императора, и тюрьма, и мучительная смерть. Он навсегда остался в памяти людей как один из самых горячих и отважных проповедников Слова Божьего.

БИБЛЕЙСКИЕ РАСТЕНИЯ

Странник

Книга Бытие, 1: 11, 12; 2: 5-9; 3: 18, 19

Никогда не забуду этот солнечный закат над июльскими лугами и далеким синим лесом в глубине России на пути к озеру Светлояр. Сквозь промоину в лиловатых уже кучевых облаках золотые лучи били пучком, заставляя землю в ее летнем убранстве вспыхивать яркими красками...

— Истинный рай, - залюбовался, глядя из-под ладони на все это великолепие, один из паломников, идущих к озеру, в котором, по старинному преданию, некогда сгинул град Китеж.

Здесь, в стороне от проезжей дороги, было отличное место для ночлега, и люди собирались разжечь небольшой костер для приготовления скромного ужина. Произнесший эти слова был немолод, выглядел человеком образованным, смотрел внимательно и немного печально.

— Как же, рай, - усмехнулся его сосед, снимая с плеч старый рюкзак и кивая на полосу черного дыма, ползущего от жерла высокой трубы за лесом, - там была фабрика, производившая из местного грубого песка тяжелые зелено-желтые бутылки.

— Так я же не о дыме, - улыбнулся человек с печальными глазами. - А вон о том Божьем ковре под золотыми лучами... Конечно, лучи вот-вот погаснут, но ведь мы запомним то, что увидели, хоть и ненадолго. А завтра солнце встанет снова.

— Так вы считаете, что рай существовал?

— Безусловно. Раз человек сохранил в душе переходящую из поколения в поколение тоску по прекрасному саду. Слово-то осталось во всех существующих языках. А ведь вначале было именно Слово.

Люди стали прислушиваться к этому негромкому и немного певучему голосу, оставляли свои нехитрые приготовления, подходили ближе. Беседа удивительно подходила к вечереющему небу, когда наступает покой и становятся слышны посвисты ночных птиц, и стрижи в последний раз проносятся над землей черными молниями. Костер и ужин могли и подождать...

— Вспомните, как в день второй созидания нашего мира Бог сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле... И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 11, 12).

— Не было бы человека, - сказал кто-то поодаль с горечью в голосе, - так и рай сохранился бы... Во всем человек виноват, начиная от Евы, послушавшейся змея-сатану и вкусившей запретного плода, и Адама, разделившего грех Евы...

Рай сохранился, - убежденно произнес человек с печальными глазами, - и исчез только для человека, чтобы он с тех пор стремился возвратиться в него. Помните? Сказано было Господом Богом первому человеку: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3: 17, 18). И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю. А несказанные красоты этого райского сада мы можем увидеть в любом растении рядом с нами. Нужно только уметь видеть и хотеть этого.

И каждый, слышавший эти слова, невольно взглянул на траву у своих ног, на гаснущие венчики полевых цветов. В каждом лепестке таилось несказанное совершенство.

Никто из нас не узнал ничего нового и неожиданного. Среди этой группы паломников к святому озеру большинство были людьми начитанными в Священном Писании. Но вдруг на каждую травинку взглянули как-то иначе... Утром всем хотелось вернуться к этому разговору, но человека с печальными глазами уже не было. Вероятно, он продолжил свой путь в предрассветных сумерках, пока все еще спали.

В бесконечной дали

Книга Бытие, 8: 11; 9: 20

Одна из самых высоких гор в Армении - Арарат. На ее вершине находится знаменитая Бюраканская обсерватория, где с помощью телескопов ученые наблюдают за движением планет и звезд.

Захватывающий вид открывается с вершины Арарата на горную страну: гигантские нагромождения из черного базальта, синеватого гранита и серого доломита, поросшие скудными травами. Солнце здесь жгуче и ослепительно, а тени резки. И ветры стремительны, как взмах богатырского меча. Но внизу, в долинах, где струятся ручьи и ветры ослабевают, кудрявится зелень... А когда переводишь взгляд к югу, то все величие и великолепие только что увиденного меркнет.

Потому что ни с чем не сравнимым видением встает в бесконечной дали непостижимая громада Арарата - заснеженный конус, весь будто из сгустившихся облаков, осевших на землю, но не расставшихся с небом. Арарат подавляет все вокруг на необозримом пространстве и в то же время наполняет это пространство собственным величием. Глядя на него, чувствуешь себя парящим в воздухе, некой пылинкой бытия, по чудесному Божьему промыслу наделенной сознанием. И это сознание, потрясенное увиденным, рождает картины далекого прошлого, запечатленные Священным Писанием: бурные воды всемирного потопа, корабль-ковчег праведника Ноя среди высоких волн; голубь, выпущенный в поисках суши и возвращающийся со свежим масличным листом в клюве, - и вот эта вершина Арарата, встающая из тумана...

В течение тысячелетий по-разному представляли люди избранника Божьего Ноя - то в образе могучего мужчины, то как длиннобородого старца. Несомненно одно - он был выдающейся личностью, ибо обладал не только душевной чистотой, привлекшей к нему милосердное внимание Создателя, но и способностью к высокому мужеству, стойкости и подвигу. Едва ковчег оказался на просыхающем склоне Арарата и все население ковчега вышло на сушу, Ной с сыновьями и женами их принесли благодарственную жертву Всевышнему.

Необходимо было заботиться о завтрашнем дне - строить жилье, сеять хлеб. Все это Ной взял на свои плечи, давая работу и сыновьям своим, и женам их. Были брошены в землю семена многих плодовых деревьев, а также посажены корни виноградных лоз, которые очень скоро дали побеги, а несколько лет спустя - полновесные грозди солнечных ягод, полных ароматного и целебного сока.

День разгорался, дымка, которою был одет Арарат, развеялась, и стали видны склоны, покрытые изумрудной зеленью - массивами виноградников. На миг соединились сегодняшний день и библейское прошлое - ведь мир, как был, так и остался в ладонях Господа Бога.

Жезл Аарона

Книга Числа, гл. 17

Бесконечно долгим и нестерпимо трудным был путь израильского народа из Египта в земли, завещанные ему Господом. Он пролегал по пескам и камням пустыни, сквозь несчастья и стычки с кочевыми племенами, которые боялись и ненавидели пришельцев. Облачный столп днем и огненный ночью показывал им путь. Моисей, выполняя повеление Бога, вел народ свой в край обетованный. И рядом с ним шел его младший брат Аарон.

Уже были явлены многие милости и чудеса Господни, уже были даны Господом народу заповеди Закона, навечно высеченные на каменных скрижалях, определены обязанности священников и предначертано грядущее для каждого колена народа израильского, возлюбленного Всевышним.

Но для многих путь из Египта оказался длиною в жизнь. Людей охватывало отчаяние безнадежности. Одни искали утешение в поклонении ложным кумирам, другие - в возмущении и восстании. Ведь некоторым казалось, что не следовало покидать Египет, где было рабство, но не было голода; а другим казалось, что Моисей ведет народ неправильной дорогой. И гнев Господень поражал отступников, а милость выражалась то в манне небесной, то в стаях перепелов или свежей воде, брызнувшей из скалы под ударом Моисеева жезла среди пустынного безводья... Долгий путь был уже близок к завершению, когда в народе снова стало назревать недовольство.

Господь говорил с Моисеем и через него вещал Свою волю - и все дальше становился Моисей от повседневных дел и забот бытия. Тем более что возглавляли народ священники, а их, в свою очередь, возглавлял Аарон - многократно испытанный брат и помощник Моисея.

— Но ведь колен народа нашего - двенадцать! - говорили недовольные. - Так почему же главным должен быть именно Аарон из левитов?

Недовольство и неуверенность порождают распри, а там, где распри - проливается кровь. И вот уже по велению Господа земля поглотила тех, кто открыто восстал против Моисеева главенства. Аароново же оставалось среди народа под сомнением. И тогда сказал Господь Моисею:

«Скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его» (Чис. 17: 2).

А посохи-жезлы тогда были неотъемлемой принадлежностью пастушьей жизни. Высокие, с загнутыми концами, они были сделаны из разных пород деревьев, росших в Египте и в Междуречье, или сплетены из виноградной лозы. На них было удобно опираться при ходьбе на дальние расстояния, ловить за шею овец, при случае защищаться от хищника или злого человека. В пути из Египта посохи стали и знаком отличия глав родов народа израильского. От обычных пастушеских они отличались резьбой или украшениями. И вот все двенадцать посохов-жезлов были торжественно внесены в святилище и оставлены на ночь. А когда настал новый день, и владельцы жезлов пришли, чтобы взять каждому свой, то с изумлением и благоговением все увидели: жезл Аарона, сделанный из ветки миндального дерева, расцвел и принес плоды миндаля. И все склонились перед безмолвным, но столь красноречивым повелением Господа Бога. Спорить больше было не о чем.

Проклятие Иофама

Книга Судей, гл. 9

Город Сихем раскинулся у подножия горы Гаризим, и когда на вершине ее появился человек и раскинул руки, то увидели его все жители города и узнали. Потому что это был Иофам - единственный уцелевший из семидесяти братьев нынешнего царя Авимелеха, который убил их, чтобы одному властвовать над народом израильским.

— Слушайте меня, люди Сихема! - кричал Иофам. - Будете слушать меня - значит, и Бог вас услышит!

Упоминание о Господе Боге смутило многих, ибо последнее время опять отступили люди от заветов и Закона Божьего, данного некогда через Моисея. И опять поклонялись языческому богу Ваал-Верифу. Наверное, подумали многие, страшное злодейство совершил Авимелех, убив братьев.

А Иофам между тем кричал с горы людям:

— Слушайте же! Расскажу вам некую притчу! Решили деревья поставить над собой царя, стали выбирать его и решили: пусть маслина будет царем над всеми деревьями! Маслина отказалась, потому что ее уделом было создавать масло для чествования богов и людей.

— И тогда предложили стать царем смоковнице - фиговому дереву, инжиру. «У меня есть свое дело: давать людям сладость, зачем мне быть царем? » - сказала смоковница.

— Тогда обратились к винограднику. Но и виноградная лоза отказалась.

— Сказали деревья терновнику: «Ты царствуй над нами! »

И терновник сказал: «Если это всерьез, то собирайтесь все в моей тени, а иначе добра из вашей затеи не будет. Ведь властвовать должен самый достойный и сильный, а не кто придется...»

— Зачем ты нам это рассказываешь? - спросили жители Сихема.

— А затем, - ответил Иофам, - что забыли вы добрые дела отца нашего Гедеона, позволили Авимелеху совершить страшное злодеяние, да еще и на власть его над вами согласились. И это наказание Господне за отступничество ваше!

И простер Иофам руки, посылая проклятие на Сихем. А когда царская стража стала подниматься на гору, Иофам скрылся.

Три года еще царствовал злодей Авимелех, но затем началась в народе смута, и город Сихем отказался признавать Авимелеха царем. Разгорелась жестокая война, и Сихем был разрушен воинами Авимелеха, и многие жители его погибли. И еще один город - Тевец, восставший против царя-злодея, - был разрушен. Только одна башня еще стояла. Воины, засевшие в ней, отбивались из последних сил. Вдруг одна женщина бросила с верхушки башни обломок мельничного жернова и проломила Авимелеху голову.

«Гак воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих» (Суд. 9: 56), - сказано в Священном Писании.

Дуб в лесу Ефремовом

Вторая книга Царств, гл. 18

Долгим и славным было царствование Давида над Израилем. Много великих дел было совершено ради укрепления этого царства во имя Господа Бога. Но постоянно кровоточащей раной в сердце царя Давида был сын его - Авессалом. Красивый, честолюбивый и склонный к опрометчивым поступкам, он вызывал то восхищение, то гнев и обиду. Постепенно Авессалом все больше и больше отдалялся от отца своего, незаметно становясь его врагом. И наконец он открыто восстал против него, сумев привлечь на свою сторону много народа.

Узнав об этом, царь Давид сначала даже не хотел воевать с родным сыном, а покинул Иерусалим и, босой, в разодранной в знак траура и печали одежде, отправился в пустыню. Самые близкие друзья уговорили Давида собрать рабов и воинов и дать бой мятежникам. И всем начальникам воинов своих приказал Давид:

— Сберегите жизнь Авессалома во что бы то ни стало!

Сражение произошло в лесу, названном Ефремовым, потому что он находился в земле, отведенной некогда для одного из колен израильтян - рода Ефремова. Жестоким и кровавым было это столкновение. Сторонники Авессалома дрались за нового царя и будущие награды, а сторонники Давида - за справедливость. И Господь Бог был на стороне царя Давида. Двадцать тысяч воинов погибли в этом бою. А сам Авессалом, спасаясь от мечей Давидовых воинов, мчался на муле сквозь лес, а кудри царского сына, которые он стриг раз в году и которыми гордился, развевались за его спиной. И вдруг они зацепились за нижние ветви могучего дуба на опушке. Мул выскользнул из-под Авессалома, и он беспомощно повис в воздухе.

Один из царских воинов прибежал к начальствующему над ними и сказал:

— Там Авессалом висит!

— Так чего ж ты не убил его? - спросил начальник, которого звали Иоавом.

— Но царь просил сберечь его...

— Мало ли что просил! - сказал Иоав. Он отправился к дубу и вместе с другими воинами убил Авессалома.

Когда царь Давид узнал об этом, то так опечалился, что не хотел и на свет смотреть, не то, что радоваться победе. Он восклицал со слезами:

«Сын мой, Авессалом! сын мой, сын мой, Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! » (2 Цар. 18: 33).

Похлебка из травы

Четвертая книга Царств, 4: 38-44

По всей Иудее и Израилю и далеко за их пределами шла слава о пророке Елисее. Он жил в хижине у горы Кармил и время от времени отправлялся странствовать, чтобы нести людям слово Божье. Очень многие называли Елисея Божьим человеком, ибо в точности исполнялись его пророчества и немало разных чудес совершил он. Помог Елисей царю Израиля победить в жестоком сражении моавитян, возвратил жизнь ребенку одной женщины, спасал многих от проказы, свирепствовавшей в тех местах...

И вот однажды случился сильный голод в местности Галгал, где жил Елисей. И он сказал своему слуге Гиезию:

— Ставь воду в большом котле для похлебки на огонь. А кто-нибудь пусть пойдет туда, где растет всякая трава, и принесет то, что он сочтет годным.

Отправившийся за травой отыскал вьющееся растение, которое соблазнило его многими уже созревшими плодами. Сняв с себя накидку, он сделал из нее подобие мешка и наполнил его этими плодами. Возвратившись же к собравшимся, накрошил эти плоды в кипящую воду.

Изголодавшимся людям не терпелось утолить голод. Они попробовали и тут же подняли испуганный крик:

— Это нельзя есть! Это отрава! Ты обманул нас. Божий человек!

Но Елисей попросил отыскать горсть муки, бросил ее в котел, размешал, дал прокипеть и сказал:

— Насыщайтесь же!

И люди ели, изумляясь вкусу и сытности этой пищи, и ничего не было вредного в ней.

Предсказание

Книга пророка Исайи, 28: 24-29

Это было в те древние времена, когда возникали и затем исчезали царства, велись завоевания и кочевали народы с забытыми ныне названиями.

Иудея страдала тогда и от нашествий чужеземцев, и от неразумного своеволия собственных царей. Некогда Моисей вывел народ из египетского плена. Он был сплочен такими сильными властителями, как Иисус Навин, Давид и сын его - Соломон. К сожалению, теперь народ иудейский снова и снова погружался в межплеменные распри. То и дело он становился нетвердым в вере в Единого и Всемогущего Господа, а то и вовсе склонялся к чужим богам. Враждебные соседи пользовались этим. Так было и в царствование царя Езекии - властолюбивого, но неумелого и нерешительного.

В то время жил в Иерусалиме пророк Исайя. Он был мудрым и прекрасно понимал, что рано или поздно колебания в вере и нерешительность царя приведут к беде. Говорил он об этом и народу, и властителю, предсказывая, что соседний Вавилон обязательно нападет на Иерусалим, разрушит и разграбит его, а жителей уведет в долголетний и мучительный плен. Однако пророку не верили, и тогда под палящим солнцем стал он ходить нагим и босым, чтобы показать, как предстоит страдать народу, покоренному чужеземцами.

И говорил Исайя:

«Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его. Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин - палкою. Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его! » (Ис. 28: 24-29).

Исайя пророчил и грядущее возрождение Иерусалима, и кару Господню врагам его. Он говорил:

«И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни

ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов» (Ис. 34: 13).

Все эти пророчества сбылись, но люди поняли правоту Исайи, только пройдя через все предсказанные им бедствия.

Пророческий сон

Книга пророка Иеремии, 23: 1-8

Царя Езекию в Иерусалиме сменил царь Седекия. К сожалению, он, вместо того чтобы объединить народ в вере в Единого Господа, продолжал потворствовать отступникам. Иные в ту пору уходили в другие земли, опасаясь грядущей беды. Так была образована иудейская колония в соседней Халдее, где соблюдали верность Закону Божьему, но поселение это не было многолюдным, поскольку находилось неподалеку от Вавилона. А вавилонского царя Навуходоносора - воинственного и алчного - прельщали именно сокровища в храмах Иерусалима.

Именно об этом и говорил открыто на площадях Иерусалима пророк Иеремия. Он обличал царя Седекию в отступничестве и предательстве, говорил, что настанет день, когда сыновья царя станут евнухами в Вавилоне, а сам он погибнет. Царь ненавидел Иеремию, но в то же время боялся его,

И однажды царь призвал пророка и потребовал открыть ему грядущее. Иеремия ответил:

«Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон. Одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина - со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть. И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие - весьма хороши, а худые - весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажу их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народов, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности их, так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской» (Иер. 24: 1-8).

И это пророчество Иеремии сбылось полностью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь