Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О первом члене Символа веры



7б. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРОВАТЬ В БОГА?

Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода.

77. ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ МОЖНО УЗНАТЬ, В ЧЕМ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ ВЕРА В БОГА.

Апостол Павел пишет: " Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11: 6). Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу: " Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф. 3: 16-17).

78. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ ВЕРЫ В БОГА?

Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.

79. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИСПОВЕДОВАТЬ ВЕРУ В БОГА?

Исповедовать веру - значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

80. НЕОБХОДИМО ЛИ ОТКРЫТО ИСПОВЕДОВАТЬ СВОЮ ВЕРУ?

Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: " Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10: 10).

81. ДЛЯ СПАСЕНИЯ НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ВЕРОВАТЬ,

но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.

82. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ГОВОРИТСЯ О ВЕРЕ В ЕДИНОГО БОГА?

В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога - для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много.

83. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ЕДИНСТВЕ БОЖИЕМ?

Слова учения Священного Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла: " Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1 Кор. 8: 4-6).

84. ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА БОЖИЯ?

Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.

85. Об ЭТОМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛА ПАВЛА СКАЗАНО,

что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6: 16).

Свойства Божии

86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?

Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух «вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный».

87. ВСЕ ЭТО МОЖНО ВИДЕТЬ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

Сам Господь Иисус Христос сказал, что «Бог есть дух» (Ин. 4: 24). О вечности Божией говорит пророк Давид: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс. 89: 3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4: 8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено «по повелению Вечнаго Бога» (Рим. 14: 25).

О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19: 17). Апостол Иоанн говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин.4: 16). Пророк Давид воспевает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144: 8-9).

О всеведении Божием апостол Иоанн говорит: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин.3: 20). Апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! » (Рим. 11: 33).

О правосудии Божием пророк Давид поёт: «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс. 10: 7). Апостол Павел говорит, что Бог «воздаст каждому по делам» его (Рим. 2: 6) и что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 11).

О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: «Он сказал, - и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс. 32: 9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: «у Бога не останется безсильным никакое слово» (Лк. 1: 37).

Вездесущие Божие пророк Давид изображает так: «Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюся на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138: 7-12).

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1: 17).

Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17: 25). Он же именует Бога: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6: 15).

88. ПОЧЕМУ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПРИПИСЫВАЕТ БОГУ ТЕЛЕСНЫЕ ОРГАНЫ?

Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки - всемогущество.

89. ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ?

Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18: 20).

90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА " ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА"?

Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Святая Троица

91. КАК ГОВОРИТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ?

Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5.7).

92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс. 32: 6). «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! » (Ис.6: 3).

93. МОЖНО ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ?

Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2: 11).

94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?

Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца.

95. КАКОЕ ДОСТОИНСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?

Три ипостаси, или лица Святой Троицы - совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ?

Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.

97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ?

Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

98. ЭТИ СЛОВА ВЗЯТЫ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.

Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол 1: 16).

99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ " НЕВИДИМЫХ"?

В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы.

Мир духовный

100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ?

Ангелы - духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом.

101. ИМЯ АНГЕЛ ЗНАЧИТ ВЕСТНИК.

102. ОНИ ТАК НАЗВАНЫ ПОТОМУ, ЧТО БОГ ПОСЫЛАЕТ СВОЮ ВОЛЮ.

Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.

103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ?

Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы - прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18).

104. СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ЭТО МОЖНО НАЙТИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ.

В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? » (Иов. 38: 6, 7).

105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ?

Название Ангела хранителя взято из следующих слов Священного Писания: «Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90: 11).

106. ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ.

В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18: 10).

107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ?

Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

108. ОНИ СОТВОРЕНЫ ДОБРЫМИ. НО СТАЛИ ЗЛЫМИ

потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это «ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище» (Иуд. 1: 6).

109. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО " ДИАВОЛ"?

Слово диавол значит клеветник или обольститель.

110. ПОЧЕМУ ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ НАЗЫВАЮТСЯ ДИАВОЛАМИ?

Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания.

Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).

Сотворение мира

111. ЧТО ГОВОРИТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА?

Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Затем Бог постепенно сотворил: в первый день бытия мира - свет; во второй день - твердь, или видимое небо; в третий - вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый - солнце, луну и звёзды; в пятый - рыб и птиц; в шестой - живущих на суше животных, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (см. Быт. 2: 2).

112. ТАКИМИ ЛИ СОТВОРЕНЫ ВИДИМЫЕ ТВАРИ, КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ СЕЙЧАС?

Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении всё былохорошо, т.е. чисто, прекрасно и безвредно.

Сотворение человека

113. КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА?

Бог во Святой Троице сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввёл Адама в рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену - Еву (см. Быт. 2: 21-22).

114. В ЧЁМ СОСТОИТ ОБРАЗ БОЖИЙ?

Образ Божий состоит, по объяснению апостол Павла, «в праведности и святости истины» (Еф. 4: 24).

115. ЧТО ТАКОЕ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ?

Дыхание жизни - это душа, существо духовное и бессмертное.

Рай

116. ЧТО ТАКОЕ РАЙ?

Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия подобным саду.

117. КАК МЫ ПОНИМАЕМ РАЙ, В КОТОРОМ ПРЕБЫВАЛИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ?

Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души - духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божиего творения (см. святого Григория Богослова, слово 38, 42; святого Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст. 3).

118. ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ?

Дерево жизни - это дерево, питаясь плодами которого тело человека было бы безболезненно и бессмертно.

119. ПОЧЕМУ ЕВА СОЗДАНА ИЗ РЕБРА АДАМА?

Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом и чтобы благодаря этому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.

120. КАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.

121. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?

Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству.

122. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ О БЛАЖЕНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа. «Избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1: 4), - говорит апостол Павел.

123. КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?

Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем.

124. СЛОВО БОЖИЕ ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ ТАК:

«Кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим. 8: 29).

125. В ИЗЛОЖЕНИИ ВЕРЫ ВОСТОЧНЫХ ПАТРИАРХОВ ОБ ЭТОМ СКАЗАНО:

Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).

126. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ?

Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку.

127. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ ЕСТЬ НЕПРЕСТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ

всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ?

О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? » (Мф. 6: 26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый - о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь