Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Грехи и добродетели в связи с нарушением второй заповеди



519. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГРЕХ ПРОТИВ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

520. КАКИЕ ЕЩЁ ГРЕХИ НАРУШАЮТ ВТОРУЮ ЗАПОВЕДЬ?

Кроме грубого идолопоклонства, есть более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: корыстолюбие, или любостяжание (стремление к материальным благам); чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; гордость, к которой относится также тщеславие.

521. ПОЧЕМУ КОРЫСТОЛЮБИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Корыстолюбие относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что «любостяжание... есть идолослужение» (Кол 3: 5). Потому что корыстолюбивый человек больше служит богатству, чем Богу.

522. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО КОРЫСТОЛЮБИЮ?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым учит нелюбостяжанию и щедрости.

523. ПОЧЕМУ ЧРЕВОУГОДИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие; поэтому, говорит апостол, «их бог – чрево» (Флп. 3: 19), или, иначе сказать, чрево есть их идол.

524. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ЧРЕВОУГОДИЮ?

Вторая заповедь, запрещая чревоугодие, учит воздержанию и посту.

525. ПОЧЕМУ ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него есть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие чтили этого идола. Гордость и тщеславие наглядным образом проявились в Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел всем поклоняться ему (см. Дан, гл. 3).

526. КАКОЙ ПОРОК БЛИЗОК К ИДОЛОПОКЛОНСТВУ?

Порок, близкий к идолопоклонству, - лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, например, пост и строгое соблюдение обрядов использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф. 6: 5-7).

527. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГОРДОСТИ, ТЩЕСЛАВИЮ И ЛИЦЕМЕРИЮ?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым учит смирению и деланию добра втайне.

О третьей заповеди

528. КОГДА ИМЯ БОЖИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАПРАСНО?

 

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

 Грехи и добродетели в связи с нарушением третьей заповеди

529. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

530. ЧТО СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖБЕ В РАЗГОВОРАХ?

В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: «Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: " да, да, " " нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 34, 37).

531. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЛИ КЛЯТВА В ДЕЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ?

Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр. 6: 16-17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

О четвертой заповеди

532. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ?

Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения.

533. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ ПОКОЯ - СУББОТА?

Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.

534. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

535. С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ?

День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.

536. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ?

В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, «во едину от суббот», т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян. 20: 7). У евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается «день недельный», или «воскресный» (Откр. 1: 10).

537. В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ПОДРАЗУМЕВАЛИСЬ ЛИ И ДРУГИЕ ДНИ ПОД ИМЕНЕМ СУББОТЫ?

Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).

Религиозные праздники

538. КАКИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ПРАЗДНИКИ?

Важнейшие праздники - это праздники, установленные в память о главных событиях, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне воплощения. Таковыми являются, по порядку событий, следующие праздники:

День рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).

День Её введения в храм для посвящения Богу (21 ноября/4 декабря).

День благовещения, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Неё (25 марта/7 апреля).

День рождества Христова (25 декабря/7 января).

День крещения Господа и вместе - Богоявления Пресвятой Троицы (6/19 января).

День сретения (встречи) Господа во храме Симеоном (2/15 фЕвр.аля).

День преображения Господа (6/19 августа).

День входа Господа в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).

Праздник Воскресения Христова, Пасха, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.

День вознесения Господа на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).

Праздник Пресвятой Троицы, и затем - праздник в память сошествия Святого Духа (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).

День успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

День воздвижения Креста Господа, обретённого царицей Еленой (14/27 сентября).

Посты

539. КАКОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Важнейшим постом является Великий пост, или святая Четыредесятница.

540. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕЙ?

 

Великий пост называется Четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу).

541. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ?

Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф. 4: 2).

542. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ?

Поститься положено в среду - в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу - в память самих Его страданий и смерти.

543. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники рождества Христова и успения Пресвятой Богородицы; а пост в память святых апостолов - для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян. 13: 3).

Проведение праздников

544. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.

545. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ?

Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

546. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.

547. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ?

Такие дела можно делать и в рабочие дни - и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

548. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЛА ОСОБЕННО ГРЕШНЫ?

Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье, - оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более - дела бесполезные, плотские и порочные.

549. ОСУЖДАЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРАЗДНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ?

Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в будни не работает, а занимается бездельем и пустым времяпрепровождением.

О пятой заповеди

550. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?

Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; питать и покоить их во время болезни и старости; после их смерти, также как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак 12: 43-44; Иер 35: 18-19; Святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь