Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНИКИ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Имам аш-Шафии имел множество учеников, распространявших мазхаб Имама в Хиджазе, Ираке, Египте и других исламских землях. Ниже приводятся пять наиболее известных учеников Имама, приложивших много сил для распространения его мазхаба, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля. 1. ЙУСУФ Б. ЙАХЙА (Абу Йа'куб; аль-Бувэйти; аль-Мисри; ум. 231/845). Имам пал шехидом в Багдаде от рук мутазилитов, которые сковали цепями ему ноги и шею, а руки связали над головой. Будучи одним из самых крупных ученых мазхаба, был также и самым близким другом Имама аш-Шафии. Он был прекрасным чтецом Корана и крупным ученым по фикху. Йусуф б. Йахйа учился хадисам у Абдуллаха б. Вэхба и у Имама аш-Шафии. От него передатчиками хадисов были Абу Исмаил ат-Тирмизи, Рэби б. Сулейман аль-Муради, Ибрахим б. Исхак аль-Харби, Абу-ль-Вэлид б. Абу-ль-Джаруд, Мухаммад б. Амир аль-Мэсиси, Касым б. аль-Мугира аль-Джэвхери, Ахмад б. Мансур ар-Рамади, Касым б. Хашим. Абу-ль-Асим передает: " Если кто-либо обращался к Имаму аш-Шафии когда время его было ограничено, то он посылал к имаму Йусуфу". Имам аш-Шафии перед смертью завещал, чтобы главным Имамом после него признали имама Йусуфа б. Йахйа. Имаму принадлежит известная книга " Аль-Мухтасар". (IAA, III: 333). 2. ИСМАИЛ Б. ЙАХЙА (Абу Ибрахим; Аль-Музени; 175/791-264/877). Один из выдающихся учеников Имама аш-Шафии, который говорил о нем: " аль-Музени - помощник моего мазхаба". Имам Аль-Музени является автором многочисленных произведений по мазхабу Шафии. Учился и передавал сообщения также и от Нуайма б. Хаммада. Среди известных произведений имама: 1. " Мухтасар", 2. " Джами-и Кабир", 3. " Джами-и Сагир", 4. " Мэнсур", 5. " Мэсал-и Му'таабара", 6. " Ат-Тэргиб фи-ль-Ильм", 7. " Китаб-уль-Вэсаик", 8. " Китаб-уль-Акариб", 9. " Китаб-и Нихайат-иль-Ихтисар". (IAA, III: 252). 3. АР-РЭБИ Б. СУЛЕЙМАН (б. Абд-уль-Джаббар аль-Муради; Абу Мухаммад; 174/790-270/884). Был муадзином в Асе при " Фустат Джамии". Передатчик книг мазхаба. Долгое время находился при Имаме аш-Шафии и впоследствии передавал его книги (обучал по его книгам). Через него стали известны такие книги Имама аш-Шафии, как: " Ар-Рисала", " Аль-Умм" и другие. Он был первым имамом в Египте, под диктовку которого переписывали хадисы в мечети " Ибн-и Толум Джамии". Про него Имам аш-Шафии говорил: " Никто не помог мне столько, как он". После смерти Имама аш-Шафии, к нему обращались более 200 человек за получением знаний по шафиитскому мазхабу. Когда появляются какие-либо противоречия в книгах мазхаба, то предпочтение отдают книгам Абу Мухаммада. (IAA, III: 287). 4. ХАРМАЛА б. ЙАХЙА б. ХАРМАЛА (ум. 266 г.х.). Был передатчиком книг Имама аш-Шафии, не упомянутых имамом Рэби б. Сулейманом. Его перу принадлежат: " Китаб-уш-Шурут" - в трех томах, " Китаб-ус-Сунан" - в 10 томах, " Китаб-ун-Никях" и " Китабу-ль-Элвани-ль-Ибиль ва-ль-Ганам ва Сыфатуха ва Эснануха". (IFA, I: 32). 5. МУХАММАД Б. АБДУЛЛАХ Б. АБД-УЛ-ХАКИМ (ум. 268 г.х.). Поначалу учился у Имама Малика б. Анаса. Затем долгое время учился у Имама аш-Шафии и был одним из его любимцев. Египетские ученые ценили его очень высоко. Но, впоследствии, он все же оставил этот мазхаб и вновь стал следовать мазхабу своего первого учителя - Имама Малика б. Анаса. Да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля. (IFA, I: 32). Основные положения, принятые в мазхабе Шафии: 1) При наличии двух разных мнений Имама аш-Шафии по какому-либо вопросу, муфтий в своих фетвах должен придерживаться иджтихада первого поколения ученых мазхаба. То есть, опираться на сообщения имамов аль-Бувэйти, Аль-Музени, аль-Муради, переданных ими от Имама аш-Шафии. 2) Среди ученых последующих поколений самым надежным комментатором трудов ранних ученых мазхаба считается имам ан-Навави, [36] да будет милостив к нему Аллах. К таким работам имама относятся: " Минхадж-ут-Талибин" и " Умдат-уль-Муфтин". Более того, несмотря на существование у него работы по фикху - " Равда", ученые шафииты отдают предпочтение " Минхаджу" и считают эту работу имама основной книгой мазхаба. При написании этой книги имам ан-Навави опирался на произведение " Аль-Мухаррар" Абу-ль-Касыма ар-Рафии.[37] Шейх Закариййа аль-Ансари[38] сократил книгу " Минхадж-ут-Талибин" и назвал этот сокращенный вариант " Аль-Мэххадж". В свою очередь, книга " Минхадж" также имела много комментаторов, наиболее ценной считается произведение имама Ибн-и Хаджара аль-Макки[39] " Тухфат-уль-Мухтадж" в четырех томах. Таким образом, современные фетвы мазхаба должны опираться на положения фикха, указанные в книге комментариев имама ан-Навави " Минхадж-ут-Талибин"; на комментарии к этой книге имама ар-Рэмли[40] " Нихайат-уль-Мухтадж"; на книгу Ибн-и Хаджара аль-Макки " Тухфат-уль-Мухтадж" и на работы Шейха Закариййа аль-Ансари, да будет милостив к ним ко всем Аллах. 3) В мазхабе Шафии различают два вида Сунны в молитве: а) Эб'аз, б) Хэйет. При пропуске одного из положений Эб'аза, возникает необходимость совершения двух дополнительных земных поклонов (Суджуд ас-Сахв). а) Эб'аз состоит из следующих положений: Ташаххуд, Сидение в Ташаххуде, Салават в первом Ташаххуде, Сидение в конечном Ташаххуде, Салават в конечном Ташаххуде, Чтение Дуа 'Кунут' в Утренней молитве, Салават после Дуа. б) Хэйет - сюда входят до сорока положений Сунны. При пропуске Хэйета (например, тасбихов), Суджуд ас-Сахв не совершается. (См. IFA, II: 10). Некоторые термины, принятые в мазхабе Шафии: 1. " Аквал" - Мнение Имама аш-Шафии. 2. " Эвджух" - Мнения ученых - шафиитов, обоснованные правилами, установленными Имамом аш-Шафии. 3. " Турук" - Разногласия передатчиков сообщений (Рави) по толкованию правил мазхаба.[41] 4. " Аль-Джедид" - Слова Имама аш-Шафии, высказанные им в виде фетв, когда он находился в Египте. Передатчиками этих сообщений были: аль-Бувэйти, аль-Музени, ар-Рэби, аль-Муради, Хармала, Йунус б. Абд-ул-А'ла, Абдуллах б. Зубайр аль-Макки, Мухаммад б. Абдуллах б. аль-Хаким и другие. Предпочтение отдается сообщениям первых трех имамов. Остальные имамы передавали сообщения в строго ограниченных пределах. 5. " Аль-Кадым" - Высказывания Имама аш-Шафии в Ираке в виде фетв, или его сообщения, классифицированные в книге " Аль-Худжа". Передатчиков этих сообщений было много. Наиболее известные среди них имамы: Ахмад б. Ханбал, аз-За'ферани, аль-Керабиси и Абу Сэври. Имам аш-Шафии впоследствии от этих своих высказываний отказался и запретил давать фетвы по этим сообщениям. Соратники Имама дали фетвы по этим сообщениям приблизительно по 17-ти вопросам. Высказывания Имама аш-Шафии между периодами нахождения его в Египте и Ираке относятся: Ранние - к разряду " аль-Кадым". Поздние - к " аль-Джедид". Если по какому-либо вопросу существуют сообщения и " Кадым" и " Джедид", то действуют по сообщению " Джедид". Однако существуют фетвы по 17-ти вопросам, которые даны на основе сообщений " Кадым". 6. " Кьавль-аль-Джедид" - Два различных мнения Имама аш-Шафии на проблему разряда " Джедид". Если есть возможность различить эти два мнения по времени высказывания, то действуют по более позднему высказыванию Имама. Если различить невозможно, и Имам действовал по одному из этих сообщений, то другое сообщение не принимается во внимание. 7. " Киле" - Термин указывает на то, что сообщение имеет слабое подтверждение (Заиф). 8. " Шейхан" - При указании этого термина в тексте, подразумевается мнение имамов ар-Рафии и ан-Навави. Хвала Аллаху Господу миров! ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВАМ ФИКХА (УСУЛЮ-ЛЬ-ФИКХ) СОСТАВЛЕННЫЕ В СООТВЕТСВИИ С ИДЖТИХАДОМ ИМАМА АШ-ШАФИИ (так называемый 'Метод Мутакаллимов'): Нижеследующие книги являются основополагающими произведениями по Основам Фикха, составленные по методу мутакаллимов: 'Аль-Умда' - Кады Абд-уль-Джаббара аль-Мутазили (ум. 415/1024). 'Аль-Муьтамад' - Комментарии к 'Аль-Умда' Абу-ль-Хасана аль-Басри аль-Мутазили (ум. 463/1071). 'Аль-Бурхан' - Имам-уль-Харамейна Абд-уль-Малика б. М. б. Абдуллаха аль-Джувайни (ум. 478/1085). 'Аль-Мустасфа' - Абу Хамида Мухаммада аль-Газали (ум. 505/1111). После имама аль-Газали появлялись и другие книги по Основам Фикха, но они составлялись уже из вышеуказанных произведений. Например, произведения: 'Аль-Махсуль' - Фахр-ад-Дина Мухаммада б. Умара ар-Рази (ум. 606/1209). 'Аль-Ихкам' - Сайф-уд-Дина аль-Амиди (ум. 631/1233). Книги по Основам Фикха написанные впоследствии, комментировали в основном эти два произведения с вариантами сокращенных добавлений из предыдущего списка. Примером могут служить книги: 'Аль-Хасиль' - Тадж-уд-Дина аль-Урмави (ум. 656/1258) является комментариями к 'Аль-Махсуль'у имама ар-Рази, и 'Ат-Тахсиль' - Сираджудина аль-Урмави (ум. 682/1283). В свою очередь, некоторые основные главы из этих двух произведений были комментированы имамом Шихаб-уд-Дином аль-Карафи (ум. 684/1285) в небольшой работе 'Ат-Танкихат'. Нечто подобное составил и имам Кады Абдуллах б. Умар аль-Бэйдави (ум. 685/1286) в книге под названием 'Аль-Минхадж'. Вторую книгу ('Аль-Ихкам' - Сайф-уд-Дина аль-Амиди) взял за основу своей работы имам Абу Амр Ибн Хаджиб (ум. 846/1442) в книге под названием 'Мюнтаха-с-сюьль ва-ль-амаль фи ыльмэй-иль-усуль ва-ль-джедель'. Затем эту работу автор взял за основу другого своего произведения - 'Мухтасар-уль-мюнтаха'. Далее были написаны и другие произведения, которые комментировали уже эти 'Мухтасар: ' ы. Хвала Аллаху Господу миров! Абу Асад аль-Ханафи. Санкт-Петербург - 2002. Из книги: 'Ислам Хукук Ильминин Эсаслары' - (Усулю-ль-Фикх). Проф. Др. Зекиюддин Шаьбан; Доч. Др. Ибрахим Каафи Донмез. Анкара - 1990. *********** III - МАЗХАБ ХАНБАЛИ ИМАМ АХМАД Б. ХАНБАЛ (Абу Абдуллах; Шэйбани Марузи; жил в Багдаде в 164/780-241/855) Ахмад б. Ханбал, да будет милостив к нему Аллах, является основателем 4-го мазхаба Ахл-ас-Сунна. Отец его был родом из Мерва. Великолепный знаток хадисов и фикха, он был известен своей отличной памятью, глубоким умом и богобоязненностью. Даже представить себе трудно, какая должна быть работоспособность, чтобы собрать до 1 000 000 (одного миллиона! ) хадисов. А по некоторым сообщениям Имам обладал именно таким багажом! Этот свой багаж он пополнял не из книг, а собирал сам, объездив почти весь исламский мир. Был он в Куфе и Басре, в Мекке и Медине, в Алжире, Йемене, Сирии, и других центрах. А какова память Имама Ахмада - судите сами. Он знал 300 000 хадисов на память, вместе с их толкованием и именами их передатчиков. Фикху, он учился у Имама аш-Шафии. А Имам аш-Шафии брал у Имама Ахмада хадисы. Ибрахим аль-Харби говорил: 'Видел я Имама Ахмада. Всевышний Аллах обогатил его знаниями по всем наукам'. Кутайба б. Саид вторит ему: 'Если бы Имам Ахмад жил во времена Имамов Саури, Авзаи, Малика, Лейса б. Саида, то был бы выше их всех'. Однажды Имам Ахмад получил письмо от Имама аш-Шафии из Египта. После прочтения - заплакал. Когда спросили причину, он ответил: 'аш-Шафии видел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Пророк велел ему написать письмо Абу Абдуллаху Ахмаду б. Ханбалу (значить мне), передать привет и сказать, что скоро с него спросят о сотворенности Корана. Пусть на этот вопрос не отвечает'. Действительно, его вскоре арестовали. И из-за того, что он не соглашался с тезисом о сотворенности Корана, был наказан палочными ударами. На похоронах Имама присутствовали 800 000 человек, в том числе 60 000 женщин. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. И не только среди мусульман. Это значительное событие послужило толчком для духовного роста и представителей других конфессий. До нашего времени дошли свидетельства, что в день его похорон приняли ислам большое количество иудеев, назаретян и огнепоклонников. В книге Имама Ахмада 'аль-Муснад' собраны 30 000 хадисов. Он их выбирал из 700 000. Известны его книги: 'Китаб-ур-Редди алель-Джехмиййа ва-з-Занадика', 'Китаб-уз-Зухд', 'Китаб-уль-Ашриба', 'Фадаил-ус-Сахаба', 'Китаб-уль-илель уа Марифат-ур-Риджал'. *********** |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы