Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Великая пасхальная вечерня.
Вечером в день Пасхи, как всегда, совершается Великая вечерня, первая вечерня праздника. Начиная с этого дня, Великая вечерня служится в течение всей Светлой седмицы, но в сам день Пасхи она совершенно особая. На службе этой я был, конечно же, в соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора. В отличие от обычной вечерни¸ великой или вседневной, начинается она не 103 псалмом, а пением пасхального тропаря и все тех же стихов, коими начинались пасхальные утреня и литургия (пели на пару священник и диакон). На Светлой седмице таким образом начинаются все службы. Далее особенных отличий не было, только по входу традиционно возглашался Великий прокимен[149]: «кто бог велий, яко Бог наш, ты еси Бог¸ творяй чудеса! » [150], при этом прокимен диакон (о.Сергий (Пугач)) просто возглашал, но не воспевал, как это всегда делает протодиакон о.Евгений Габов. Великие прокимны возглашаются на всех вечернях Светлой седмицы, таким образом, все они служатся одинаково. Однако на этой вечерне читается Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. 2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. 3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. 5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. 8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. 10Итак ученики опять возвратились к себе. 11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. 13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. 14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель! 17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. 18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. В конце вечерни снова пелись стихиры Пасхи. а завершалась она, как и все пахальные службы. По окончании службы о.Евгений поздравил всех с празднико Пасхи, отметив, что Воскресение Христа – начало спасения человека и главная тема проповеди апостолов. Не будь Воскресения Христа - и апостолы скоро забыли о времени, когда они ходили за Христом. Здесь сразу вспоминаются рассуждения безбожников о, якобы, массовых галлюцинациях, как причинах вести о Воскресении. Будто бы, когда человек чего-то очень желает – он это начинает видеть. Но слова Христа о своем воскресении от мертвых они пропустили мимо ушей, не поняли. Притом, когда Христа распяли, многие даже разуверились – а действительно ли их Учитель – обетованный Мессия. Даже когда к ним пришли с вестью о воскресении святые Жены-Мироносицы – те не поверили им, пока сами не увидели Христа. Какая тут галлюцинация «от сильного желания»?! Но Господь воскрес, даровав людям спасение. Прежде же н вызволил из плена адова томящихся там праведников. И апостолы с вестью о воскресении прошли по всем концам Римской империи – территории известной тогда вселенной, возвещая о том, что есть Бог, который не похож на всех местных богов, которые не суть боги. Он ради спасения человека сам стал человеком и принял страдания, дабы вернуть человека в рай, из которого он был извергнут. Эта весть о Воскресении вдохновляла многих людей: ей укреплялись мученики, преподобные и иные. Мучеников, надо сказать, за века существования Церкви, было явлено миру немало. были они и в первые века христианства, как были они и в XX веке. Многим предлагали отречение хотя бы ради формы, дескать, твой Бог милостив и простит тебя, а ты, отрекшись для вида – спасешь себя. Но они не могли идти на сделки с совестью, а потому предпочитали лучше умереть, чем предать Христа, как попавший в плен воин предпочтет скорее умереть, чем предать Отечество. Иконы Воскресения Христова мы знаем два типа. Один из них – это образ, показывающий выход Воскресшего Христа из гроба, а другой – это Сошествие в ад. Эот образ есть и на росписе в храме. Он показывает событие даже не Воскресения, а великой пятницы, ведь именно тогда Господь, будучи истинным человеком, как и всякий человек Ветхого Завета, пошел в ад. Сатана так и н понял, кем был Христос, а потому ликовал, думая, что погубил еще одного человека, уведя его туда, куда сам должен отправиться. Но Христос оказался Богочеловеком, а потому силой Божества разрушил все козни зла и открыл двери ада¸ выведя оттуда всех праведников Ветхого Завета на этой иконе показан Адам, чья душа так ослеблена, что не может подняться. За ним идут и другие…. Воскресение совершилось и теперь человеку дан путь спасения. Некогда и мы все вокреснем, обретя новые тела, соответствующие нашему духовному состоянию, а потом предстанем перед Судом Божиим. Итак, да воспользуемся даром, который вручил нам Господь через свою жертву и да шествуем по предложенному нам пути. Свой Крест претерпевает каждый, каждый претерпит и свою Голгофу, коей будет предсмертная болезнь. А будет ли у каждого из нас своя слава – за гробом, это уже зависит от нас и нашей жизни, согласно которой мы получим и ответ нас Суде Господнем…. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы