Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании



Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, - развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, - общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производственных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производительные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

 

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречия между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно насильственным или мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения, либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми, приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации. К. Маркс выделял пять общественно-экономических формации:

1) первобытнообщинная

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели несвязанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными.

Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

           Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме “вызов-ответ”.

Образование и укрепление древнерусского государства

В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

— призвания на княжение в 862 ᴦ. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рюриковичей над Новгородом;

— насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство — Киевскую Русь.

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

— древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;

— частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;

— в 862 ᴦ. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;

— по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата — Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня-жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 ᴦ.).

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

— после смерти Рюрика в 879 ᴦ. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;

— князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;

— в 882 ᴦ. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;

— в Киев была перенесена столица нового государства, ĸ ᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ᴏ ᴇ получило название ʼ ʼ Киевская Русьʼ ʼ.

Объединение Киева и Новгорода в 882 ᴦ. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.

В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

— норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);

— древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.

Точных архивных подтверждений какой-либо теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории происхождения термина ʼ ʼ Русьʼ ʼ:

— ʼ ʼ южная теорияʼ ʼ, согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;

— ʼ ʼ северная теорияʼ ʼ, согласно которой название ʼ ʼ Русьʼ ʼ принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита — военачальники, управленцы, именовали себя ʼ ʼ Русьʼ ʼ. В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня ʼ ʼ Русьʼ ʼ (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как государство варягов (ʼ ʼ Русьʼ ʼ ) с центром в Киеве.

Также спорным является вопрос о существовании единого древнерусского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников, особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев, культурно близкий Византии и кочевникам, сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальской земли.

Несмотря на это, в 900-е гᴦ. (X в.) происходит процесс распространения власти Рюриковичей и укрепления созданного ими Древнерусского государства. Он связан с именами первых древнерусских князей:

— Олега;

— Игоря Рюриковича;

— Ольги;

— Святослава Игоревича.

В 907 ᴦ. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия — одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

В 912 ᴦ. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 ᴦ. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в 945 — 964 гᴦ., про-должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну (ʼ ʼ Иду на Выʼ ʼ ), воевал с печенегами и византийцами. В 969 — 971 гᴦ. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 ᴦ., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

К концу X в. процесс формирования Древнерусского государства, продолжавшийся около 100 лет (от Рюрика до Владимира Святославовича), в основном завершился. Можно выделить его основные итоги:

— под властью Киева (Киевской Руси) были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву;

— во главе государства стоял князь, который был уже не только военным предводителем, но и политическим лидером; князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном кочевников), подавляли внутренние междоусобицы;

— из зажиточных дружинников князя началось формирование самостоятельной политической и экономической элиты — боярства;

— началась христианизация древнерусской верхушки;

— Русь начала добиваться признания других стран, в первую очередь — Византии.

 

 

Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, - развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, - общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производственных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производительные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

 

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречия между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно насильственным или мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения, либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми, приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации. К. Маркс выделял пять общественно-экономических формации:

1) первобытнообщинная

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели несвязанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными.

Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

           Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме “вызов-ответ”.

Образование и укрепление древнерусского государства

В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

— призвания на княжение в 862 ᴦ. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рюриковичей над Новгородом;

— насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство — Киевскую Русь.

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

— древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;

— частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;

— в 862 ᴦ. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;

— по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата — Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня-жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 ᴦ.).

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

— после смерти Рюрика в 879 ᴦ. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;

— князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;

— в 882 ᴦ. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;

— в Киев была перенесена столица нового государства, ĸ ᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ᴏ ᴇ получило название ʼ ʼ Киевская Русьʼ ʼ.

Объединение Киева и Новгорода в 882 ᴦ. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.

В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

— норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);

— древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.

Точных архивных подтверждений какой-либо теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории происхождения термина ʼ ʼ Русьʼ ʼ:

— ʼ ʼ южная теорияʼ ʼ, согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;

— ʼ ʼ северная теорияʼ ʼ, согласно которой название ʼ ʼ Русьʼ ʼ принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита — военачальники, управленцы, именовали себя ʼ ʼ Русьʼ ʼ. В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня ʼ ʼ Русьʼ ʼ (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как государство варягов (ʼ ʼ Русьʼ ʼ ) с центром в Киеве.

Также спорным является вопрос о существовании единого древнерусского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников, особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев, культурно близкий Византии и кочевникам, сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальской земли.

Несмотря на это, в 900-е гᴦ. (X в.) происходит процесс распространения власти Рюриковичей и укрепления созданного ими Древнерусского государства. Он связан с именами первых древнерусских князей:

— Олега;

— Игоря Рюриковича;

— Ольги;

— Святослава Игоревича.

В 907 ᴦ. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия — одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

В 912 ᴦ. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 ᴦ. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в 945 — 964 гᴦ., про-должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну (ʼ ʼ Иду на Выʼ ʼ ), воевал с печенегами и византийцами. В 969 — 971 гᴦ. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 ᴦ., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

К концу X в. процесс формирования Древнерусского государства, продолжавшийся около 100 лет (от Рюрика до Владимира Святославовича), в основном завершился. Можно выделить его основные итоги:

— под властью Киева (Киевской Руси) были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву;

— во главе государства стоял князь, который был уже не только военным предводителем, но и политическим лидером; князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном кочевников), подавляли внутренние междоусобицы;

— из зажиточных дружинников князя началось формирование самостоятельной политической и экономической элиты — боярства;

— началась христианизация древнерусской верхушки;

— Русь начала добиваться признания других стран, в первую очередь — Византии.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь