Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Молитва Трисвятого пения.
“Боже Святый, Иже во святых почиваяй (Ис. 57: 15), [209] Иже Трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый (Ис. 6: 2), [210] и от Херувимов (Пс. 79: 2)[211] славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый: Иже от небытия во еже быти приведый всяческая (Прем. 1: 14), [212] создавый человека по образу Твоему и по подобию (Быт. 1: 26)[213] и всяким Твоим дарованием украсивый: даяй просящему премудрость и разум (2 Пар. 1: 10)[214] и не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние: сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою (Иуд. 24)[215] Святаго Твоего Жертвенника, и должное Тебе поклонение и славословие приносити: Сам, Владыко, приими и от уст нас грешных Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею: прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша душы и телеса, и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего (Лк. 1: 75), [216] молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших.”
Молитва эта заканчивается возгласом: “Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.” Молитва читается священником во время пения тропарей. Она находится в непосредственной логической связи с идеей входа и молитвой входа, в которой говорится ο сослужении со священником и самих Небесных Сил. Β служебнике сказано, чтобы диакон при пении последнего тропаря взял y иерея благословение со словами “Благослови, владыко, время Трисвятаго.” Священник преподает ему благословение словами возгласа “Яко свят еси...” до слов “ныне и присно.” После этого диакон, по указанию нашего служебника, произносит: “Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны, ” обратившись к народу, и затем “наводит” от иконы Спасителя “ко вне стоящым” со словами “и во веки веков.” Иерусалимский литургикон предваряет эту молитву диаконским “Господу помолимся, ” на что иерей произносит возглас, так же, как и по нашему служебнику, но, заканчивая молитву, священник еще раз, про себя, говорит и слова возгласа. Булгаков предписывает[217] и священнику, служащему без диакона, произносить слова “Господи, спаси благочестивыя.., ” ссылаясь на то, что, по свидетельству Α. Η. Муравьева, в Константинополе Патриарх сам произносит эти слова. Следует заметить, что этот возглас диакона имеет свое происхождение из церемониала византийской царской службы, когда на ней присутствовали и цари, к которым и относилось это “спаси благочестивыя, ” т.е. благочестивые цари. Это перешло и в наши служебники. По-видимому, свидетельство Муравьева только подтверждает древнюю традицию Византии, сохранившуюся, как пережиток, и теперь в патриаршей службе. Молитва Трисвятого пения имела в былое время и отдельный вариант для литургии Златоуста. Теперешняя была в тексте только литургии святого Василия (по рукописям IX века). Вот текст исчезнувшей молитвы для литургии Златоуста:
“Боже наш, Святе святых, Един свят и во святых почиваяй (Ис. 5: 16[218]), свят еси, Иже непревосходимую славу в Себе стяжавый: Святый Боже, Иже словом вся составивый: Святый Боже, Егоже четверозрачная животная непрестанным гласом славят: Святый Боже, Иже множествы святых ангел и архангел, трепетом взирати не могущих, покланяемый и славословимый: Святый Боже, Иже многоочитыя Херувимы в немолчном их гласе недреманным оком назирающий и приклоняющий ухо Твое: Святый Боже, на шестокрылых Серафимех седяй и приемляй в плескании крыл их победную песнь поющих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: Свят бо еси, Боже наш, Ему же начала, власти и господства на небеси покланяются и Его же на земли человецы воспевают и чтут. Сам, Человеколюбче, приими и от уст нас грешных Трисвятое пение, приносимое от нас и от всего народа Твоего, и низпосли нам богатыя милости и щедроты Твоя молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших.”
Молитва эта кончалась в то время возгласом “Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем.., ”[219] тогда как теперь слова “и во святых почиваеши” на этом месте в литургии отсутствуют, a сохранились в соответствующем возгласе на утрене перед чтением Евангелия. B ответ на этот возглас певцы начинают пение Трисвятого, т.е. “Святый Боже, Святый Крепкий...” Поется это трижды, затем — “Слава и ныне — Святый Бессмертный.., ” и снова целиком “Святый Боже, Святый Крепкий...” и т.д. Гимн этот введен в чин литургии довольно поздно; вероятно, во времена Патр. Прокла (434-447) и императора Феодосия II (408-450) и сестры его императрицы Пульхерии.[220] Он не является, однако, достоянием одной Византийской литургии. У католиков этот гимн поется на Литургии Преждеосвященных Даров, которая, как известно, совершается y них один только раз в году, в Великую Пятницу. Священнослужители и сами во время пения Трисвятого произносят при троекратном поклонении “Святый Боже.” Установился обычай произносить эту молитву с воздетыми руками. Это песнопение, так же, как и всё предшествующее, составляет одно целое и символизирует ангельское служение. B греческой певческой практике издавна установился весьма оригинальный обычай, как некое дополнение к пению этого священного гимна, a именно: перед пением окончательного “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас” диакон из царских дверей, a в некоторых местах — псалт, произносит слово δ ύ ν α μ ι ς [сила], что должно обозначать усиленное пение или, как говорит часто богослужебный язык, “высочайшим гласом.” Вероятно, это было первоначально неким замечанием, поставленным на полях богослужебных нот или какой-либо иной богослужебной книги, и служило указанием певцам петь в последний раз Трисвятое особенно громогласно, сильно; a потом это слово с полей книги перешло в самый текст песнопения, укрепилось в нем, a, главное, в богослужебном сознании певцов, народа и самих священнослужителей и считается теперь неотъемлемой частью священного текста. B некоторые дни церковного года Трисвятое заменено другими песнопениями, a именно: на праздники Креста, т.е. 1-го августа, 14-го сентября и в Крестопоклонную неделю, т.е. в третье воскресенье Великого Поста, поется певцами и соответственно произносится в алтаре священнослужителями “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.” B день Рождества Христова, Богоявление, в Лазареву субботу, в Великую Субботу, во все дни Пасхи и в Пятидесятницу поется “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа.” Это является историческим воспоминанием бывшего некогда в Церкви обычая приурочивать крещение оглашенных именно к этим дням церковного года, a в честь этих новокрещаемых и петь вместо “Святый Боже” приведенные слова апостола Павла (Рим. 6: 3; [221] 13: 14[222]). Это является, таким образом, остатком древних “крещальных Литургий, ” Taufliturgien, o которых нам повествуют древние христианские писатели (святой мученик Иустин Философ и др.). Независимо от этого, молитва Трисвятого пения остается всегда одной и той же.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы