Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВАЖНЫЕ ФЕТВЫ ДЛЯ КАЮЩИХСЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Ты можешь сказать: «Я хочу покаяться, но я не знаю религиозных постановлений, хукмов или ахкамов, по вопросам покаяния, в моей голове возникает множество вопросов о достоверности покаяния в некоторых грехах, о возмещении обязанностей перед Аллахом, в которых я допустил упущение, о способе возмещения прав другого раба, на которые я посягнул. Есть ли ответы на эти вопросы? » Для тебя, о возвращающийся к Аллаху, я собрал фетвы по наиболее важным вопросам, которые, если будет на то воля Аллаха, утолят твою жажду. Вопрос 1: Я пребывал в грехе и покаялся в нём, но затем моя повелевающая зло душа одолела меня, и я вновь согрешил! Становится ли моё первое покаяние недействительным? Остаётся ли на мне первый грех и всё, что было после него? Ответ 1: Большинство учёных считают, что условием достоверности покаяния является не неповторение греха, а отказ от его совершения, раскаяние в нём и твёрдая решимость не возвращаться к нему. Тот, кто вернулся к нему, становится подобен тому, кто совершает новое прегрешение, требующее нового покаяния, а первое покаяние остаётся в силе. Вопрос 2: Является ли покаяние в грехе верным, если я привержен к другому греху? Ответ 2: Покаяние является верным, даже если ты привержен к другому греху, если он не является разновидностью первого и не связан с ним. Например, если человек, зарабатывающий на лихве, риба, и пьющий вино, покаялся в лихве и не покаялся в употреблении вина, то его покаяние в лихве остаётся в силе, и наоборот. Если же он покаялся в лихве посредством наценки, но продолжает зарабатывать на лихве посредством отсрочки, то его покаяние не принимается. Не принимается и покаяние того, кто покаялся в употреблении гашиша, но продолжает пить вино, или наоборот, кто покаялся в совершении прелюбодеяния с одной женщиной, но продолжает грешить с другой. Подобные покаяния не имеют силы, и большее, что сделали эти люди, это перешли от одного греха к другому. Вопрос 3: В прошлом я оставил все обязанности перед Аллахом, не совершал молитв, не постился, не выплачивал закят. Что же мне делать сейчас? Ответ 3: Более предпочтительное мнение об оставившем молитву состоит в том, что он не должен восполнять пропущенные молитвы, поскольку время их уже упущено. Их следует возместить частыми покаяниями и мольбой о прощении и множеством дополнительных молитв. Может быть, Аллах простит это... Пропустивший пост, если он был в это время мусульманином, должен возместить его и накормить бедняка за каждый пропущенный в месяце рамадане день до того, как наступит следующий рамадан. Пример: человек пропустил три дня в рамадане 1400 г.х. и 5 дней в рамадане 1401 г.х. по небрежности. Спустя несколько лет он покаялся перед Аллахом. Ему следует возместить пост за восемь дней и накормить одного бедняка за каждый из восьми дней. Другой пример: Девушка достигла совершеннолетия в 1400 г.х. и постеснялась сообщить об этом семье. Она постилась в запрещенном состоянии восемь дней (например) и не возместила их. Затем она покаялась перед Аллахом, и на неё тоже распространяется предыдущее постановление. Следует знать, что между оставившим молитву и оставившим пост есть разница. Но среди учёных есть и такие, которые считают, что возмещения для того, кто пропустил пост преднамеренно, без оправдания, не существует. Что же касается не выплатившего обязательное ежегодное пожертвование, закят, то он обязан выплатить его, ибо это является правом Аллаха с одной стороны и правом нуждающихся — с другой (за дополнительной информацией обратитесь к труду «Мадаридж ас-Салихин» 1/383). Вопрос 4: Каким должно быть покаяние, если грех коснулся права другого человека? Ответ 4: Следует основываться на хадисе посланника Аллаха: «Кто поступил несправедливо со своим братом, посягнув на его честь или имущество, пусть возместит это и попросит прощения сегодня, до того, как с него будет удержано за это в день, когда не будет ни динара, ни дирхама. (В тот день — Прим. пер.), если будет у него праведное деяние, то он лишится его в зависимости от степени своей несправедливости; если же у него не будет праведного деяния, то снимут плохие деяния его брата и прибавят к его плохим деяниям». Этот хадис передал аль-Бухари. Покаявшийся может искупить совершённую несправедливость либо вернув полагающееся его хозяевам, либо попросив их прощения, если же они не простят его, то необходимо возместить содеянное. Вопрос 5: Я погряз в сплетнях об одном или нескольких лицах, других я оклеветал в том, к чему они были непричастны... Является ли условием покаяния сообщить им об этом и попросить прощения, а если нет, то как мне покаяться?! Ответ 5: Ответ на этот вопрос опирается на оценку пользы и вреда от этого. Если ты сообщишь им о том, в чём заключались твои сплетни и клевета о них, и они не будут разгневаны и опечалены, то сообщи им обо всём откровенно и попроси прощения, даже если придётся объяснить все в общих чертах. Скажи, например, что ты совершил грех в прошлом и посягнул на его право или был несправедлив о нём в речи, но теперь покаялся перед Аллахом и просишь его прощения. Можно при этом не раскрывать сущность своего прегрешения. Если же, когда ты сообщишь им о том, в чём заключались сплетни и клевета, они разгневаются и рассердятся, — как правило, так и происходит, — или не удовлетворятся поверхностными объяснениями и потребуют подробного изложения всего, услышав которое усилится их ненависть, то совершенно необязательно сообщать им об этом, потому что шариат не повелевает увеличивать вред. Сообщение человеку, который испытывает спокойствие, того, что вызовет его ненависть, противоречит цели шариата, состоящей в сплочении сердец и укреплении братских чувств между мусульманами. Возможно, что это приведёт к вражде, после которой сердце его никогда не очистится в отношении сплетника. В этих случаях для покаяния достаточно: 1) Раскаяться и молить Аллаха о прощении, осознать мерзость подобного преступления и иметь убеждённость в его запрещенности. 2) Раскрыть свою ложь перед тем, кто слышал сплетню либо клевету, и оправдать оклеветанного брата. 3) Восхвалять того, за кем ты сплетничал, в том круге, где ты был несправедлив к нему, и упомянуть перед ними о его благих делах. 4) Защищать того, за кем ты сплетничал, и возражать, если кто-либо захочет опорочить его. 5) Молить Аллаха о прощении для него в его отсутствии («аль-Мадаридж» 1/291, «аль-Мугни» с комментариями 12/78). О брат-мусульманин, обрати внимание на разницу между имущественными и телесными преступлениями с одной стороны и между сплетней и пересудом — с другой. Имущественные права отличаются тем, что их обладатели извлекают пользу из того, что им сообщили о покаянии и вернули принадлежащее им по праву, и они рады этому. Поэтому не разрешается сокрытие этого в отличие от прав в вопросах, касающихся чести, сообщение о которых не добавит ничего, кроме вреда и раздражения. Вопрос 6: Как покаяться в преднамеренном убийстве? Ответ 6: Совершивший преднамеренное убийство имеет три обязанности: перед Аллахом, перед убитым и перед его наследниками. Обязанность перед Аллахом можно выполнить только покаянием. Обязанность перед наследниками состоит в том, чтобы отдаться в их руки для возмещения их прав местью, выкупом или прощением. Остаётся обязанность перед убитым, отплатить которую невозможно в мирской жизни. Учёные сказали, что если покаяние убийцы было искренним, то Аллах избавит его от обязанности перед убитым, а убитому Великий и Могучий Аллах возмещает благом от Себя в День воскресения. Это является лучшим мнением по этому поводу («аль-Мадаридж» 1/299). Вопрос 7: Как покаяться в воровстве? Ответ 7: Если украденная вещь осталась у совершившего воровство, то он должен вернуть её хозяину. Если же она пропала или упала в цене из-за использования или по прошествии времени, то он обязан компенсировать убытки, если только хозяин не простил его, за что он должен воздавать хвалу Аллаху. Вопрос 8: Я ощущаю сильное стеснение, когда оказываюсь лицом к лицу с тем, у кого я украл, и не могу ни признаться им, ни попросить у них прощения. Что же мне делать? Ответ 8: Не запрещается искать пути для того, чтобы избежать подобного стеснения, с которым ты не можешь справиться. Ты можешь отправить то, что по праву принадлежит другому, с другим человеком и попросить его не упоминать твоего имени, можешь переслать это почтой, можешь скрытно оставить это у них, можешь притвориться и сказать, что это принадлежит вам и было у одного человека, но он не хотел, чтобы я упомянул его имя. Самое главное — это возврат принадлежащего другому его хозяину. Вопрос 9: Я тайно украл деньги из кармана моего отца и хочу покаяться, но я не знаю точно сколько я украл. Я стесняюсь признаться ему в лицо... Ответ 9: Ты должен предположительно оценить украденное либо завысить его сумму. Нет ничего страшного в том, что ты вернёшь деньги отцу тайно, как и взял их. Вопрос 10: Я украл у многих людей, но не знаю их адресов... Другой вопрос: Я присвоил имущество компании путём хищения, но теперь компания закрылась и я переехал в другую страну... Третий вопрос: Я украл товары в торговой фирме, а она сменила адрес, и я не знаю её хозяина... Ответ 10: Ты должен искать их по мере своих возможностей и способностей. Если ты найдёшь их, то выплати им должное и восславь Аллаха. Если хозяин имущества умер, то верни это его наследнику. Если же, несмотря на упорные поиски, ты не смог найти их, то пожертвуй это имущество за них, имея на это намерение, даже если они являются неверными, потому что Аллах одарит их в мирской жизни и не одарит в будущей. Этот вопрос похож на то, о чём упомянул Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, в книге «аль-Мадаридж» (1/388). Один мусульманин в армии украл один из трофеев, а затем покаялся спустя некоторое время. Он пришёл с тем, что украл, к эмиру армии, но тот отказался принять у него это, сказав: «Как я доставлю это в ту армию, когда она уже распущена? » Тогда он (покаявшийся — Прим. пер.) пришёл к Хаджаджу ибн аш-Ша‘иру, (прося его вынести фетву — Прим. пер.). Он сказал ему: «Поистине, Аллах знает эту армию, имена солдат и их родственников, поэтому заплати пятую часть этого обладателю хумса и пожертвуй оставшуюся часть. Аллах доведёт её до них». Он сделал это. Когда он сообщил об этом Му‘авии, он сказал: «Если бы я издал для тебя такую фетву, то это было бы для меня желаннее, чем половина моего владения». Подобную фетву вынес и шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах. Она схожа с той, что описана в «аль-Мадаридже». Вопрос 11: Я присвоил имущество сирот, торговал за счёт него и получил большую прибыль. Но я испугался Аллаха и раскаялся... Как мне покаяться в этом грехе? Ответ 11: Учёные разошлись во мнениях по этому вопросу. Самое среднее и справедливое мнение заключается в том, что ты должен вернуть сиротам основной капитал и половину прибыли, после чего ты и сироты становитесь подобны компаньонам в прибыли, а первоначальная сумма возвращается им. На это указывает ривайа от имама Ахмада. Таково также и мнение шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима, да смилостивится над ними Аллах («аль-Мадаридж» 1/392). Таким же образом, если насильно увели стадо верблюдов или овец, и оно увеличилось, то половина прироста голов принадлежит законному владельцу. Если же скот погиб, то покаявшийся должен возместить владельцу половину ущерба. Вопрос 12: Человек работает на воздушной погрузке. Однажды там были забыты товары, и он похитил оттуда магнитофон. Спустя несколько лет он покаялся. Должен ли он вернуть сам магнитофон, или его стоимость, или похожий на него магнитофон, если знает, что такие модели на рынке закончились? Ответ 12: Ты должен вернуть сам магнитофон и компенсировать приемлемым образом, не причиняя себе страданий, разницу за то, что его цена упала из-за использования или в связи с прошествием времени. Если же не удастся сделать это, то пожертвуй его стоимость от имени истинного владельца. Вопрос 13: У меня было имущество, заработанное на лихве, но я израсходовал его полностью, и у меня ничего из него не осталось. Сейчас я покаялся перед Аллахом. Что мне надо сделать? Ответ 13: Ты должен только принести искреннее покаяние Великому и Могучему Аллаху. Лихва — опасный грех, и Аллах не объявил войну в Благородном Коране никому, кроме погрязших в лихве. Твое имущество, заработанное на лихве, не сохранилось, а исчезло целиком, поэтому ты не должен ничего предпринимать по этому поводу. Вопрос 14: Я купил машину на деньги, часть которых заработана дозволенным путём, а часть — запрещенным, и сейчас она находится у меня. Что же мне делать? Ответ 14: Кто приобрёл вещь, которую невозможно разделить, например, дом или машину, на имущество, часть которых заработана дозволенным путём, а часть — запрещенным, то ему достаточно вытащить сумму соответствующую той, что заработана запрещённым путём, из другого имущества и пожертвовать её для очищения своего имущества. Если часть, приобретённая запрещённым путём, является правом других людей, то необходимо вернуть им, как это было описано ранее. Вопрос 15: Что делать с богатством, которое является прибылью от торговли сигаретами, а также, если оно смешано с другим имуществом, приобретённым разрешённым путём? Ответ 15: Кто торговал запрещёнными изделиями, например, музыкальными инструментами, запрещёнными кассетами, сигаретами, зная о шариатском запрете на это, а затем покаялся, тому следует потратить прибыль, полученную от запрещённой торговли на благие дела для избавления от него, а не в качестве пожертвования, потому что Аллах — Благой и принимает только благое. Если же незаконно приобретённое имущество смешалось с законно приобретённым, например, когда деньги хозяина бакалейной лавки, полученные от продажи сигаретами, смешиваются с прибылью от торговли свободными (разрешёнными) товарами, то он должен оценить незаконно приобретённое имущество, исходя из своих возможностей, и извлечь его, будучи уверенным, что очистил своё состояние от незаконной прибыли. Всевышний же возместит это добром, ибо Он — Всеобъемлющий, Благородный. В целом, если имеющий незаконно приобретённое имущество хочет покаяться, то: 1) Если он был неверным, когда приобретал его, то нет необходимости при покаянии извлекать его, потому что посланник Аллаха не обязывал сподвижников извлекать незаконно приобретённое ими имущество, когда они принимали Ислам. 2) Если же при приобретении незаконного имущества, он был мусульманином и зная о шариатском запрете, то он должен при покаянии извлечь всё имущество, заработанное незаконным (запретным) путём. Вопрос 16: Если человека, который брал взятки, Аллах наставил на прямой путь, то что он должен делать с имуществом, которое получено путём взяток? Ответ 16: Этот человек непременно будет относиться к одной их двух категорий: 1) Если он взял взятку от человека, который имел право на определённую вещь, угнетённого и вынужденного платить для получения принадлежащего ему по праву, потому что у него не было выхода для достижения этого другим путём, то этот покаявшийся обязан вернуть имущество его подлинному владельцу, потому что он был принуждён к взяткодательству против своей воли. 2) Если он взял взятку от несправедливого человека, такого же, как и он сам, пытавшегося путём взятки получить то, что ему не принадлежало по праву, то он не должен возвращать имущество тому, от кого получил. Принесший покаяние должен избавиться от незаконно приобретённого имущества, израсходовав его для благих целей, например, раздав его бедным. Подобное покаяние приносится, когда человек совершил деяние, ставшее причиной лишения кого-то его прав. Вопрос 17: Я совершил запрещённые греховные деяния, в результате чего приобрёл имущество. Сейчас я покаялся. Обязан ли я вернуть это имущество тем, кто заплатил его мне? Ответ 17: Человек, который совершает греховные деяния или оказывает греховные услуги и получает за них вознаграждение или плату, а затем кается перед Аллахом, то он должен избавиться от него, если оно сохранилось, и не возвращать тем, от кого получил. Прелюбодейка, которая получила вознаграждение за прелюбодеяние, не должна возвращать его прелюбодею, когда приносит покаяние. Певец, который вознаграждён за греховные песни, не должен возвращать его организатору представления когда приносит покаяние. Купивший вино (алкогольные напитки) или наркотики не должен возвращать их продавцу, когда приносит покаяние. Лжесвидетель, получивший за лжесвидетельство вознаграждение, не должен возвращать имущество тому, кто использовал его для дачи ложного свидетельства. Причина этого заключается в том, что возвращение незаконно приобретённого имущества грешнику, который заплатил его, приводит к совмещению греховного возмещения с греховным возмещаемым. Это помогает грешнику в неповиновении Аллаху, поэтому следует ограничиться избавлением от него. Это мнение шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима («аль-Мадаридж» 1/390). Вопрос 18: Есть деяние, которое меня беспокоит, оно обременило меня и лишило сна. Я совершил распутное деяние с женщиной, как мне покаяться? Могу ли я жениться на ней, чтобы скрыть это? Другой вопрос: Я совершил распутное деяние за границей, и женщина забеременела от меня. Считается ли ребёнок моим сыном, и должен ли я отправлять ей алименты? Ответ 18: Увеличилось число вопросов на тему распутства и прелюбодеяния. Это обязывает всех мусульман пересмотреть своё положение и исправить его в соответствии с наставлениями Книги и Сунны, в особенности, в вопросах потупления взора, запрета на уединение (посторонних мужчины и женщины — Прим. пер.), отказа от рукопожатия с посторонними женщинами, ношения полного шариатского хиджаба (женского покрывала — Прим. пер.), опасности общения, отказа от поездок в страны неверия, заботы о мусульманском доме и мусульманской семье, ранней женитьбы и преодоления трудностей для этого. Что же касается самого вопроса, то совершивший распутство (прелюбодеяние) непременно относится к одной из двух категорий: 1) Если он совершил прелюбодеяние, насильно принудив женщину, то он должен заплатить ей калым, возместив причинённый вред и искренне покаявшись пред Аллахом. Если же дело дошло до имама или кадийа (судьи — Прим. пер.) и другого замещающего его лица, то необходимо привести в исполнение соответствующее наказание («аль-Мадаридж» 1/366). 2) Если он совершил прелюбодеяние с её согласия, то он обязан только покаяться. Ребёнок категорически не достаётся ему, и он не должен выплачивать алиментов, потому что ребёнок родился в результате прелюбодеяния и связан родством только с матерью. Не разрешается устанавливать родственные связи ребёнка с прелюбодеем. Покаявшийся не имеет права жениться на ней для сокрытия греха, потому что Аллах сказал: «Прелюбодей жениться только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка — на ней женится только прелюбодей или многобожник» (ан-Нур 24: 3). Не разрешается заключать брак с женщиной, когда не известно, беременна она или нет. Если же мужчина и женщина искренне покаялись, и определено, что она никого не носит во чреве, то ему разрешается жениться на ней и начать с ней новую жизнь, которую любит Аллах. Вопрос 19: Это уже произошло, и я прошу избавления у Аллаха. Я совершил распутный поступок и женился на женщине, совершившей прелюбодеяние. Прошло уже много лет, я и она искренне покаялись пред Аллахом. Что я должен делать? Ответ 19: Пока покаяние обеих сторон остаётся истинным, они должны повторить брачный договор на основании шариатских условий в присутствии опекуна невесты и двух свидетелей. Не обязательно, чтобы это происходило в суде, и достаточно, если брачный договор будет подписан дома. Вопрос 20: Женщина сообщила, что вышла замуж за праведного человека, но до замужества она совершила ряд деяний, которые не угодны Аллаху. Сейчас она испытывает угрызения совести, и она спросила, должна ли она сообщить мужу о том, что произошло с ней в прошлом? Ответ 20: Ни муж, ни жена не обязаны сообщать друг другу о грехах, которые они совершили в прошлом. Тот, кто совершил один из грязных поступков, пусть скроет его, как покрыл его Аллах. Для него достаточно принести искреннее покаяние. Если же мужчина полагал, что женится на нетронутой девушке, а после входа к ней выяснилось, что она не была такой в следствие содеянного ею в прошлом беспутства, то он имеет право забрать назад махр (калым — Прим. пер.), который дал ей, и расстаться с ней. Если же он увидит, что она покаялась, покроет её и останется с ней, то он заслужит вознаграждения и награды Аллаха. Вопрос 21: Что должен делать покаявшийся в педерастии? Ответ 21: Тот, кто совершал это, и тот, с кем совершали это, обязаны принести великое покаяние, потому что мы не знаем, чтобы Аллах низводил на какую-либо общину наказание, подобное тому, что он низвёл на народ Лута из-за мерзости содеянного ими преступления. 1) Он отнял у них зрение, и они стали слепыми, пробираясь ощупью, о чём сказал Всевышний: «И Мы изгладили их очи» (аль-Камар 54: 37). 2) Он ниспослал на них страшный вопль. 3) Он перевернул их жилища и обратил верх их в низ. 4) Он пролил на них дождём камни из плотной глины и уничтожил их всех до одного. Поэтому наказанием совершившему подобное беспутство, является казнь, независимо от того, женат он или нет. Посланник Аллаха сказал: «Если вы встретите совершающих деяние народа Лута, то убейте и того, кто его совершает, и того, с кем его совершают».[30] Вопрос 22: Я покаялся пред Аллахом, и у меня есть некоторые запрещённые (греховные) вещи, например, музыкальные инструменты, кассеты и фильмы. Могу ли я, например, продать их, потому что это составит крупную сумму? Ответ 22: Нельзя продавать греховные предметы, и назначать за них цену запрещено. Пророк сказал: «Поистине, если Аллах запретил что-то, то он запретил и назначение за него цены».[31] Если ты знаешь, что кто-то будет использовать вещь в греховных целях, то нельзя продавать её ему, потому что Аллах запретил это, сказав: «Не помогайте в грехе и вражде» (аль-Маида 5: 2). Сколько бы убытков ты ни понёс в ближней жизни, то, что у Аллаха — лучше и дольше. Он возместит тебе это из Своих даров, благ и милостей! Вопрос 23: Я был в глубоком заблуждении и распространял «светские» мысли. Я писал атеистические рассказы и статьи, использовал свой разум для распространения вольнодумства и разврата. Но Аллах Своей милостью исправил меня, вывел из тьмы к свету и наставил на истинный путь. Как мне покаяться? Ответ 23: Клянусь Аллахом, это — великая милость и великий дар, это — наставление от Аллаха, потому восхваляй за него Всевышнего Аллаха, проси от Аллаха твёрдости на этом пути и добавки из Его благ. Что же касается того, кто использовал свой язык и перо в борьбе с Исламом и в распространении заблудших вероубеждений и сбивающих с прямого пути ереси, разврата и беспутства, то он обязан поступить следующим образом: 1) Объявить всем о своём покаянии в содеянном и обнародовать свой отказ от этого перед обществом всеми возможными способами и путями, чтобы оправдаться перед теми, кого он ввёл в заблуждение, и раскрыть сущность лжи, на которую он опирался, — может быть, тот, кто ранее оказался подвержен этому, изменится. Он должен изучить сомнения, которые он возбудил, и ошибки, которые он совершал, ответить на них и отречься от них. Подобное разъяснение является обязательным для покаяния. Всевышний сказал: «Кроме тех, которые покаялись и творили благое и разъяснили... Их покаяния Я приму, ведь Я — Принимающий покаяния, Милостивый! » (аль-Бакара 2: 160). 2) Мобилизовать своё перо и язык для распространения Ислама, направить свои силы и способности в помощь религии Аллаха для обучения людей истине и призыва к ней. 3) Использовать свои силы для опровержения врагов Аллаха, разоблачения их и их планов, подобно тому, как он помогал им до этого, разоблачать голословные утверждения врагов Ислама, стать мечом в руках сторонников истины против приверженцев лжи. Каждый, кто убедил хотя бы одного человека, будь то даже на частном собрании, в благе греховного деяния, такого как лихва, либо убедил его в том, что это свободное или незапрещенное деяние, обязан вернуться и разъяснить ему истину также, как и ввёл его в заблуждение ранее, пока не искупит свой грех, а Аллах наставит, кого пожелает из Своих творений, на истинный путь!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О раб Аллаха, Аллах раскрыл врата покаяния! Неужели ты не войдёшь в них?! «Поистине, для покаяния есть дверь. Створки их отдалены, как восток и запад (в другой ривайе говорится: «ширина их равна семидесяти годам»). Они не запрутся, пока не взойдёт солнце на западе».[32] Аллах воззвал: «О рабы Мои! Поистине, вы грешите ночью и днём, и Я прощаю все грехи. Молите Меня о прощении, и Я прощу вас».[33] Неужели ты не попросишь прощения?! Аллах простирает Свою руку ночью, чтобы принять покаяния согрешивших днём, и простирает Свою руку днём, чтобы принять покаяния согрешивших ночью. Аллах любит извинения. Неужели ты не вернёшься?! Аллаху приносятся самые сладкие слова покаяния — Я прошу Тебя Твоим величием и своей униженностью, будь Милостив ко мне. Я прошу Тебя Твоим могуществом и своей слабостью, Твоим богатством предо мной и моей нуждой в Тебе... Моя лживая, грешная душа — в Твоих руках. У Тебя много рабов, помимо меня, но нет у меня Господина, кроме Тебя, не у кого мне искать убежища и спасения, кроме Тебя. Я прошу Тебя, как просит нищий, и молю Тебя, как молит покорный и послушный, взываю к Тебе, как взывает боящийся и слепой, как просит тот, кто покорился и унижен пред Тобой, чьи глаза исполнены Тобой, чьё сердце покорено Тебе. Поразмышляй же над следующим рассказом и выводами из него, касающимися покаяния: Рассказывали, что один из праведных людей шёл по дороге и увидел, как открылась дверь, и из неё выбежал юноша, просящий о помощи и плачущий. Его мать преследовала его, пока он не вышел. Она зашла и закрыла дверь перед ним, а юноша отошёл недалеко и остановился в раздумьях. Он не нашёл себе пристанища, кроме своего дома, из которого его выгнали. Он не нашёл, кто бы приютил его, кроме его матери. Опечаленный и с разбитым сердцем, он вернулся и увидел, что дверь заперта. Тогда он лёг перед ней, положил голову на порог дома, и заснул, а слёзы всё ещё оставались на его щёках. Через некоторое время вышла его мать, и когда она увидела его в таком состоянии, то не удержалась, расцеловала его и заплакала. Она сказала: «О сынок! Куда ты ушёл от меня и кто приютит тебя, кроме меня?! Разве я не говорила тебе: не перечь мне и не побуждай меня наказывать тебя, тогда как Аллах сотворил меня милостивой и сострадательной к тебе? Затем она взяла его и вошла в дом!! Посланник Аллаха сказал, что Аллах более милостив к Своим рабам, чем эта мать к Своему сыну.[34] Разве сравнится милосердие матери с милосердием Аллаха, которое охватывает всякую вещь? Аллах радуется, когда раб с покаянием обращается к Нему, и мы не потеряем блага у Господа, когда Он радуется. «Представьте себе мужчину, который отправился в путешествие по пустыне и остановился со своей верблюдицей, на которой были его еда и питьё, в опасном месте. Он укрылся в тени дерева, положил голову и заснул под ним. Когда он проснулся, то увидел, что его верблюдица ушла. Он начал искать её: подошел к одному холму, поднялся на него, но ничего не увидел, затем подошел к другому холму, осмотрелся и тоже ничего не увидел. Он шёл, пока жара и жажда не уморили его. Тогда он сказал: “Я возвращаюсь туда, где был, и буду спать, пока не умру”. Он пришёл к дереву и лег спать в его тени, отчаявшись найти свою верблюдицу. Он лежал, и когда вдруг он поднял голову, то увидел, что его верблюдица стоит рядом, волоча поводья, а на ней — его провизия, еда и питьё. Он возрадовался и схватил её за поводья. Аллах радуется покаянию верующего сильнее, чем этот человек своей верблюдице и провизии».[35] Знай же, о мой брат, что грех возрождает в искреннем кающемся покорность и унижение пред Аллахом. Господь миров любит плач кающихся. Пока верующий раб продолжает помнить о своих грехах, усиливаются его покорность и раскаяние. За грехом следуют повиновение Аллаху и много благих дел, так что шайтан может сказать: «О, если бы я не вверг его в этот грех! » Поэтому некоторые из кающихся после совершённого греха становятся праведнее благодаря своему покаянию, чем были ранее. Аллах никогда не бросает Своего раба, если тот обращается к Нему и кается пред Ним. Видел ли ты, чтобы ребенок жил под крылом своего отца, и тот кормил его лучшей едой, поил лучшим питьём, одевал в лучшие одежды, давал лучшее воспитание, одарял его и обеспечивал всеми благами, и однажды, когда отец послал его по делам, навстречу ему вышел враг, пленил и связал его, и отвез во вражескую страну. Он обращался с ним противоположно тому, как обращался с ним его отец. Раз за разом, когда он вспоминал о воспитании отца и его благодеянии к нему, его сердце разрывалось от страданий и тоски. Он вспоминал свое прошлое и минувшие блага. Пока он находился в плену врага, ему причиняли мучительные страдания и собирались в конце концов казнить. Однажды взор его упал в сторону его родной земли, и он недалеко от себя увидел своего отца. Он побежал и бросился к нему, прося о помощи. «О отец! О отец! О отец! Посмотри на своего сына, на его положение, на слёзы, которые текут по его щекам». Он обнимает и прижимает своего отца, а враг все сильнее жаждет его и, схватив, стоит над его головой. Можешь ли ты сказать, что отец откажется от него и отдаст в руки врага в таком положении? Что же можно сказать о Том, кто милостивее, чем отец к своему сыну и чем мать к своему ребенку? И раб стремится к своему Господу, убегает от своего врага и бросается к Нему, плача, унижаясь пред Его величием и говоря: «Господи, смилуйся над тем, над кем не смилостивится никто, кроме Тебя, кому не поможет никто, кроме Тебя, кого не приютит никто, кроме Тебя, кого не поддержит никто, кроме Тебя, смилуйся на Своим нищим, бедным и просящим рабом. У Тебя я ищу покровительства и убежища, ибо не найти убежища и спасения, кроме как у Тебя». Спешите к благим делам, зарабатывайте вознаграждение Аллаха, обретайте праведных братьев, опасайтесь отклонения после прямого пути и заблуждения после истинного наставления. Да пребудет с вами Аллах!
Мир вам, милость и благословение Аллаха!
С О Д Е Р Ж А Н И Е ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................ 5 ВВЕДЕНИЕ ОБ ОПАСНОСТИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ГРЕХАМИ................. 7 УСЛОВИЯ ПОКАЯНИЯ И ЕГО ДОПОЛНЯЮЩИЕ....................................... 8 ВЕЛИКОЕ ПОКАЯНИЕ........................................................................................ 12 ПОКАЯНИЕ СТИРАЕТ ГРЕХИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ДО НЕГО................... 13 ПРОСТИТ ЛИ МЕНЯ АЛЛАХ?.......................................................................... 14 ПОКАЯНИЕ ТОГО, КТО УБИЛ СТО ЧЕЛОВЕК........................................... 15 ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ Я СОГРЕШИЛ?................................................... 18 ПРИВЕРЖЕНЦЫ ЗЛА ПРЕСЛЕДУЮТ МЕНЯ.............................................. 20 ОНИ УГРОЖАЮТ МНЕ................................................................................. 21 ГРЕХИ ОТРАВИЛИ МНЕ ЖИЗНЬ.................................................................... 23 ДОЛЖЕН ЛИ Я ИСПОВЕДАТЬСЯ?................................................................. 24 ВАЖНЫЕ ФЕТВЫ ДЛЯ КАЮЩИХСЯ........................................................... 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 36
[1] Эти слова явились причиной принятия Ислама славным сподвижником пророка Дымадом аль-Азди, да будет доволен им Аллах, когда он услышал их из уст посланника Аллаха. См. «Мухтасар Сахих Муслим» 409. [2] В основе этой статьи лежит лекция, состоявшаяся 28 числа месяца раби’ аль-авваль 1409 г.х. [3] Фетва — шариатское постановление, вынесенное на основании текстов Священного Корана и достоверных хадисов посланника Аллаха. [4] Ангел, записывающий грехи, совершаемые человеком. [5] Ат-Табарани привёл этот хадис в «аль-Кабире» и аль-Бейхаки — в книге «Шу‘аб аль-Иман», а аль-Албани в сборнике «Силсила аль-Ахадис ас-Сахиха» 1209 назвал хадис хорошим. [6] Хадис привёл Ахмад, а аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 2686-2687. [7] Ахмад, Ибн Маджа, аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 6802. [8] Ахмад; ат-Тирмизи назвал его достоверным; «Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 9/1. [9] Это не относится к тем, кто не был мусульманином, когда совершал грехи. Принесший покаяние после неверия не должен повторять молитвы, выплачивать закят либо соблюдать пост, пропущенные им до принятия Ислама, потому что этого не делали ни посланник Аллаха, ни его сподвижники — прим. Пер. [10] То есть до Дня воскресения. [11] Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 6132. [12] Муслим. [13] Муслим. [14] Абд ар-Раззак в «аль-Мусаннафе» 7/325. [15] Ат-Табарани в «аль-Кабире» и аль-Хаким, аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 4330. [16] Ат-Тирмизи, аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 4338. [17] Ибн Маджа, аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 3008. [18] Хадис согласован. [19] Аль-Хейсами сказал: «Хадис передали ат-Табарани, аль-Баззар и другие. Все равии у аль-Баззара правдивые, кроме Мухаммада ибн Харуна, и он — заслуживающий доверия («Маджма‘ аз-Заваид» 1/36). Аль-Мунзари в «ат-Таргибе» сказал: «Иснад хадиса хороший, сильный (4/113). Ибн Хаджар в «аль-Исабе» сказал: «Хадис отвечает требованиям достоверного» (4/149). [20] Аль-Бухари. [21] Авторы сборников «ас-Сунан», «Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 1/284. [22] Зикр — молитвы, произносимые для поминания и восхваления Аллаха и мольбы к Нему. [23] «Сахих ат-Таргиб» 1/94-95. [24] Ат-Табарани в «аль-Кабире», аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 2/92. [25] Худ 11: 114. [26] Муслим. [27] Ахмад, Абу Дауд, аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 4582. [28] «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 3/80. [29] Хадис привел Абд ар-Раззак, а аль-Хайсами и Ибн Касир назвали его достоверным. [30] Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа; аль-Албани в книге «Ирва’ аль-Галиль» 2350 назвал хадис достоверным. [31] Абу Дауд; достоверный хадис. [32] Ат-Табарани в «аль-Кабире», аль-Албани в «Сахих аль-Джами‘» 2177. [33] Муслим. [34] Муслим. [35] Текст основан на нескольких достоверных ривайах; см. «Сахих аль-Джами‘» 4/368. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы