Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЩЕНИЯМ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ.
1496 - Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - (Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: “Да воздаст тебе Аллах благом! ”[759] /Джаза-кя-Ллаху хайран! /, - (он сделает больше, чем должен, выражая свою) благодарность.[760] (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”) 1497 - Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Не призывайте проклятий на самих себя, и не призывайте проклятий на детей ваших и не призывайте проклятий на имущество ваше(, чтобы это случайно) не совпало с таким периодом времени, когда обращаются к Аллаху с просьбами о дарах[761], ибо тогда Он ответит вам. (Муслим) 1498 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты). (Муслим) 1499 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне! ” (Аль-Бухари; Муслим) В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что (однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): “(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности.” (Люди) спросили (его): “О посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность? ” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу(, чтобы) Он (хотел) мне ответить! ”, - (после чего обращения с мольбами) становятся (человеку) в тягость и он отказывается от (этого).” 1500 - Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: “На какую мольбу (есть больше всего надежды) получить ответ? ” Он сказал: “(На ту, с которой к Аллаху обращаются) посреди ночи, а (также) после предписанных молитв.” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”) 1501 - Сообщается, что Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Кто бы из мусульман(, живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит, ) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому(, о чём он просит), если только он не будет просить ни о чём греховном или о разрыве родственных связей.” Кто-то из людей сказал: “Тогда мы будем (обращаться с мольбами) почаще”, - (пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “А Аллах (дарует вам) больше! ”[762] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “ Хороший достоверный хадис.” Этот же хадис, но передаваемый со слов Абу Са`ида (аль-Худри) приводит и аль-Хаким, в версии которого сообщается также(, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: - … или припасёт для него награду, равную (по величине тому, о чём он просит). 1502 - Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что когда посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, овладевала скорбь, он обычно говорил: - Нет бога, кроме Аллаха Великого, Кроткого, [763] нет бога, кроме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли и Господа благородного трона! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-`Азыму-ль-Халиму, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-ль-`арши-ль-`азыми, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-с-самаввати, ва Раббу-ль-арди, ва Раббу-ль-`арши-ль-кярими! / (Аль-Бухари; Муслим)
ГЛАВА 253 О ЧУДЕСАХ [764] (ЛЮДЕЙ, ) БЛИЗКИХ К АЛЛАХУ /АУЛИЙА/, И ИХ ДОСТОИНСТВЕ. Аллах Всевышний сказал: - Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, - им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха - это и есть великий успех. (“Йунус”, 62 - 64) Всевышний также сказал: - И обратился к ней[765] (некто)[766] из-под пальмы: “Не печалься(, ибо) Господь твой (заставил течь) ручей у тебя под (ногами). (Пригни же) к себе ствол пальмы, потряси (его и) посыпятся на тебя свежие спелые финики. Так ешь же и пей … ” (“Марйам”, 24 - 26) Всевышний также сказал: - Каждый раз, как Закарийа входил в её комнату для поклонения, он находил у неё пропитание, (и однажды) он спросил: “О Марйам, откуда у тебя это? ” Она сказала: “Это - от Аллаха. Поистине, Аллах без счёта дарует пропитание, кому пожелает.” (“Семейство Имрана”, 37) Всевышний также сказал: - “Раз вы покинули их и то, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере(, а) Господь ваш щедро одарит вас Своей милостью и устроит для вас облегчение в вашем деле.” И ты (мог бы) увидеть, как солнце отклонялось направо от их пещеры, когда поднималось, а когда садилось, отклонялось от них налево. (“Пещера”, 16 - 17) 1503 - Сообщается, что Абу Мухаммад Абд ар-Рахман бин Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: - Жившие под навесом[767] были бедными людьми, и однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “У кого есть еда для двоих, пусть возьмёт с собой третьего, а у кого есть еда для четверых(, пусть возьмёт с собой) пятого (или: … шестого)”, - и Абу Бакр привёл (домой) троих, а сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увёл с собой десять человек. Что касается Абу Бакра, то он поужинал у пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и остался там[768] на вечернюю молитву, вернувшись домой лишь после того, как прошло уже столько времени, сколько было угодно Аллаху. Его жена сказала ему: “Что помешало тебе прийти к твоим гостям? ” Он спросил: “А разве ты не накормила их ужином? ” Она сказала: “Они отказались (есть), пока ты не придёшь, а (еду) им предлагали! ” (Абд ар-Рахман) сказал: - Тогда я ушёл и спрятался[769] а (Абу Бакр закричал): “О невежда! ”, - и принялся ругаться, а (после того, как ужин был накрыт снова, ) сказал (членам своей семьи): “Ешьте, да не принесёт это вам блага, а я, клянусь Аллахом, никогда не стану есть этого! ” (Абд ар-Рахман сказал): - И клянусь Аллахом, стоило нам взять кусок, как снизу появлялось ещё больше (еды, и это продолжалось), пока (все) не насытились, а еды оказалось больше, чем было раньше. Посмотрев на (блюдо), Абу Бакр спросил свою жену: “О сестра бану фирас[770] что же это?! ” Она воскликнула: “Клянусь радостью своей, сейчас еды втрое больше, чем было! ” Тогда Абу Бакр отведал (немного) этой еды и сказал: “Поистине, это – дело шайтана! ”, - имея в виду свою клятву (не прикасаться к ней), потом съел целый кусок, а потом отнёс (оставшееся) к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и (эта еда) осталась у него до утра. А до этого мы заключили договор с людьми (из одного племени), когда же срок его истёк, (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, назначил) двенадцать человек, под началом каждого из которых находилось известное Аллаху количество людей, и все они поели этой еды. В одной из версий (этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Абд ар-Рахман, да будет доволен им Аллах, сказал): - И Абу Бакр поклялся, что не станет есть (эту еду, его) жена также поклялась (в этом), а гость (или: … гости) поклялся, что он не будет есть (или: … они не будут есть) этого, пока не поест (хозяин). И тогда Абу Бакр воскликнул: “Это - от шайтана! ”, - после чего велел подать себе еду и поел, и поели (все остальные) и какой бы кусок они ни брали, снизу появлялось ещё больше. (Абу Бакр) спросил (свою жену): “О сестра бану фирас что же это?! ” Она воскликнула: “Клянусь радостью своей, сейчас еды больше, чем было её, когда мы начали есть! ” И они поели, а потом отослали (эту еду) пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. И (Абд ар-Рахман) упомянул, что (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) тоже ел её. В другой версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, следующее): - Абу Бакр сказал Абд ар-Рахману: “(Возьми) своих гостей. Я ухожу к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а ты (накорми их и оказывай им должное уважение), пока я не приду! ” (После этого) Абд ар-Рахман пошёл и принёс им то, что у него было, сказав: “Угощайтесь.” Они спросили: “А где же хозяин этого дома? ” Абд ар-Рахман (ещё раз предложил им): “Угощайтесь”, - (но они) сказали: “Мы не станем есть, пока не придёт хозяин (этого) дома! ” (Абд ар-Рахман) сказал: “Примите от нас угощение, ибо, поистине, если он придёт (и окажется, что) вы не поели, мы (услышим) от него (много неприятного)”, - (однако) они отказались. (Абд ар-Рахман) сказал: - Я знал, что (Абу Бакр) рассердится на меня, и когда он вернулся, я ушёл (от него подальше и спрятался. Абу Бакр) спросил: “Что вы сделали? ”[771], - и (домочадцы обо всём ему) рассказали. Тогда он позвал: “О Абд ар-Рахман! ”, - но я промолчал. Он (ещё раз) позвал: “О Абд ар-Рахман! ”, - но я (опять) промолчал, и тогда он воскликнул: “О невежда, заклинаю тебя (Аллахом, ты должен) явиться, если слышишь мой голос! ”, - (после чего) я вышел и сказал: “Спроси своих гостей сам! ”, - и они сказали: “Он сказал правду: он (действительно) приносил нам (еду).”[772] (Абу Бакр) сказал: “Вы дожидались меня, но, клянусь Аллахом, сегодня ночью я есть не буду! ” (Гости) сказали: “Клянёмся Аллахом, мы не станем есть, пока не поешь ты! ” (Абу Бакр) воскликнул: “Горе вам, почему вы не принимаете от нас угощения?! ” (А потом он велел Абд ар-Рахману): “Неси твою еду! ”, - (когда же) он принёс её(, Абу Бакр) возложил (на неё) руку и сказал: “С именем Аллаха! Первая - от шайтана”[773], - (после чего) поел сам и поели они. (Аль-Бухари; Муслим) 1504 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Были среди народов(, живших) до вас, люди, которые получали внушения (свыше)[774], и если есть в моей общине один (такой), то, поистине, им является Умар. (Этот хадис приводит аль-Бухари, Муслим же приводит ту его версию, которая передаётся со слов Аиши.) 1505 - Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Когда) жители Куфы[775] пожаловались Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, на Са`да[776], да будет доволен им Аллах, он сместил его и назначил правителем над ними Аммара.[777] Принося свои жалобы, они (среди прочего) упомянули и о том, что он не совершал молитв должным образом, и тогда (Умар, да будет доволен им Аллах, ) послал за ним(, а когда Са`д, да будет доволен им Аллах, явился к нему, ) он сказал: “О Абу Исхак, эти (люди) утверждают, что ты (проводишь) молитвы не так как надо! ” (В ответ на это) он сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, поистине, я молился с ними именно так, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и не сокращал молитву! (Так, ) во время вечерней молитвы я удлинял два первых раката и облегчал два последних.”[778] (Умар, да будет доволен им Аллах, ) сказал: “Я так и думал о тебе, о Абу Исхак! ” А потом он послал вместе с ним в Куфу одного человека /или: …нескольких людей…/, чтобы тот расспросил о нём жителей (города, и там) не осталось ни одной мечети, где бы он не расспрашивал (людей о Са`де, да будет доволен им Аллах, и все) они хвалили его. (Так продолжалось до тех пор, ) пока он не зашёл в мечеть (племени) бану абс, где один из них по имени Усама бин Катада, которого по его кунье называли также Абу Са`да, встал и сказал: “Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са`д не принимал участия в походах ни с одним боевым отрядом, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел.” (Услышав это, ) Са`д воскликнул: “Тогда, клянусь Аллахом, я молю Аллаха о трёх вещах: О Аллах, если этот раб Твой является лжецом и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, то продли жизнь его, и продли бедность его и подвергни его испытаниям! ” (И всё это сбылось, ) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: “(Я -) испытывающий лишения старец, и меня настигло проклятие Са`да.” Абд аль-Малик бин Умайр, передавшмй (этот хадис) со слов Джабира бин Самуры, сказал: - И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который преграждал дорогу молодым служанкам, (пытаясь) хватать их за руки. (Аль-Бухари; Муслим) 1506 - Передают со Урвы бин аз-Зубайра, что (в своё время) Арва бинт Аус начала тяжбу против Са`ида бин Зайда бин Амра бин Нуфайля, да будет доволен им Аллах, (подав на него жалобу) Марвану бин аль-Хакаму и утверждая, что (Са`ид) захватил часть её земли. (В ответ на вопросы Марвана об этом) Са`ид сказал: “Как же мог я захватить часть её земли после того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?! ” (Марван) спросил: “А что ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует? ”, - (и Са`ид) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи несправедливо захватившего пядь (чужой) земли обовьют (собранное) с семи земель” ”, - и Марван сказал ему: “После этого я уже не потребую от тебя (никаких) доказательств.” (Тогда) Са`ид сказал: “О Аллах, если она лгала, лиши её зрения и погуби её на её земле! ” (Урва) сказал: - И она (действительно) не умерла, пока не ослепла, а однажды когда (эта женщина) шла по своей земле, она упала в яму и испустила дух. (Аль-Бухари; Муслим) Муслим приводит другую версию (этого хадиса), передаваемую со слов Мухаммада бин Зайда бин Абдуллаха бин Умара и по смыслу (соответствующую тому, что передал Урва бин аз-Зубайр. В этой версии со слов Мухаммада бин Зайда сообщается), что он видел, как эта лишившаяся зрения (женщина передвигалась по улицам), держась за стены, и что однажды она проходила мимо колодца, находившегося на том участке, из-за которого она вела тяжбу, (упала туда) и (этот колодец) стал для неё могилой. 1507 - Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: - В ночь перед (битвой при) Ухуде мой отец подозвал меня к себе и сказал: “Я думаю, что непременно буду убит в числе первых сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и, поистине, не останется после моей смерти никого, кто был бы для меня дороже, чем ты, если не считать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. У меня есть долг, оплати же его, и (ещё) я наказываю тебе хорошо обращаться с твоими сёстрами! ” А утром его (действительно) убили первым, и сначала я похоронил его вместе с другим человеком[779], но (поскольку) мне не нравилось оставлять его вместе с другим, через шесть месяцев я выкопал его (тело), и оказалось, что оно находится в таком же состоянии, как и в тот день, когда я похоронил его, если не считать (одного) уха, а потом я перезахоронил его отдельно. (Аль-Бухари) 1508 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды когда) два человека из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, вышли от него тёмной ночью, перед ними (зажглось нечто вроде) двух светильников(, освещавших им путь), а когда они расстались, с каждым из них осталось по одному (такому светильнику, который освещал ему путь), пока он не добрался до своего дома. (Этот хадис приводит аль-Бухари, передававший его разными путями.[780] В одной из версий сообщается, что этими двумя были Усайд бин Худайр и Аббад бин Бишр, да будет доволен Аллах ими обоими.) 1509 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил отряд численностью в десять человек в качестве соглядатаев, назначив старшим над ними Асима бин Сабита аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Они двинулись в путь, а когда достигли аль-Худата(, места, находящегося) между Усфаном и Меккой, про них стало известно людям из племени хузайль, которых называли бану лихйан[781], и вслед за ними двинулось около сотни лучников и пращников. Заметив их, Асим и его товарищи укрылись (на какой-то возвышенности), а эти люди окружили их и сказали: “Спускайтесь вниз и сдавайтесь, а (мы обещаем) вам, что никого из вас не убьём.” (На это) Асим бин Сабит сказал: “Что касается меня, то я не спущусь (и не сдамся) на милость неверного! О Аллах, сообщи о нас Твоему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует! ” Тогда они начали стрелять в них из луков и убили Асима, а трое из них, в том числе Хубайб, Зайд бин ад-Дасина и ещё один, спустились вниз, поверив их обещанию. Когда они оказались во власти (неверных), те отвязали тетивы своих луков, связали их и (тогда) третий человек сказал: “Это - первое вероломство! Клянусь Аллахом, я не присоединюсь к вам, ибо эти (убитые) являются для меня (хорошим) примером! ” Тогда (неверные) потащили его силой и (хотели) заставить его подчиниться, а когда он отказался пойти с ними, они убили его. Что же касается Хубайба и Зайда бин ад-Дасины, то их отвели в Мекку и продали там в рабство(, что было) после битвы при Бадре. Хубайба купили сыновья аль-Хариса бин Амира бин Науфаля бин Манафа, которого Хубайб у бил в битве при Бадре, и он оставался у них в качестве пленника (некоторое время), пока они не решили убить его. (Узнав об этом, Хубайб) одолжил у одной из дочерей аль-Хариса бритву, чтобы побрить волосы на теле, и она дала ему эту бритву, а потом маленький сын (этой женщины) по её недосмотру подошёл к (Хубайбу). Она увидела, как (Хубайб), в руках у которого была бритва, посадил (мальчика) к себе на колени, и испугалась так, что Хубайб заметил это по её (лицу) и сказал: “Ты боишься, что я убью его? Я ни за что этого не сделаю! ” (Тогда) она воскликнула: “Клянусь Аллахом, не видала я пленника лучше Хубайба! И клянусь Аллахом, однажды я видела, как он, будучи закованным в цепи и держа гроздь винограда в руке, ел (его), а в то время (винограда) в Мекке ещё (ни у кого) не было! ” И она говорила: “Поистине, это - удел, который Аллах даровал Хубайбу! ” А когда они[782] вывели его за пределы харама, [783] чтобы убить там, где это можно было сделать, Хубайб сказал им: “Дайте мне совершить молитву в два раката.” Они позволили ему (сделать это) и он совершил молитву в два раката, а потом сказал: “О Аллах, если бы не посчитали вы, что я боюсь, то обязательно бы добавил! [784] О Аллах, сочти число их, и уничтожь их одного за другим[785] и не оставляй из них никого! ” И он сказал: - Если я буду убит(, оставаясь) мусульманином, мне всё равно, как умру я ради Аллаха. Это - ради сущности Бога, и если Он пожелает, то благословит суставы растерзанных частей тела. Таким образом, Хубайб(, проявивиший) терпение и совершивший (перед смертью молитву в два раката), положил начало обычаю(, которого следует придерживаться) каждому мусульманину(, если его ожидает казнь). Он же, то есть пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил своим сподвижникам известия об (этих людях) в тот же день, когда их постигла (беда)[786]. Что же касается некоторых курайшитов, то когда им рассказали, что Асим бин Сабит был убит, они направили к (месту его гибели своих посланцев, желая, чтобы им) доставили какую-нибудь часть его (тела, по которой его можно было бы) опознать(, так как в своё время Асим) убил одного из знатных (курайшитов), однако Аллах направил к (телу) Асима нечто вроде облака из пчёл, что защитило его от их посланцев, которые не смогли ничего отрезать от его (тела). (Аль-Бухари) И есть много других достоверных хадисов, имеющих отношение к этой главе и приведенных нами ранее в разных местах этой книги, в том числе хадис о юноше, приходившем к монаху и колдуну, [787] хадис о Джурайдже, [788] хадис о людях, оказавшихся в пещере, вход которой был завален обломком скалы, [789] а также хадис о человеке, услышавшем раздавшийся из облака голос, когда ему было сказано: “Полей сад такого-то! ”[790] И есть много других известных указаний, имеющих отношение к данной главе, а способствует успеху только Аллах. 1510 - Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: - Когда бы ни слышал я, что Умар, да будет доволен им Аллах, говорит о чём-нибудь: “Поистине, я думаю, что (это будет) так”, - (впоследствии) всё случалось именно так, как он (об этом) думал. (Аль-Бухари)
КНИГА О ЗАПРЕТНЫХ ДЕЛАХ. [791] ГЛАВА 254 О ЗАПРЕЩЕНИИ ХУЛЫ [792] И ВЕЛЕНИИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ЯЗЫКОМ. Аллах Всевышний сказал: - … и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах - Приемлющий покаяние, Милосердный. (“Комнаты”, 12) Всевышний также сказал: - Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены! (“Ночное путешествие”, 36) Всевышний также сказал: - Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж.[793] (“Каф”, 18) Знай, что каждый взрослый и дееспособный человек обязан удерживать язык свой от произнесения любых слов за исключением тех, польза которых является очевидной. Если же польза от произнесения тех или иных слов будет равнозначна отказу от этого, то согласно сунне от произнесения их следует воздержаться, поскольку даже дозволенные речи могут завершиться запретным или неодобряемым, что бывает часто, а со спасением (от греховного) сравниться не может ничто. 1511 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит.[794] (Аль-Бухари; Муслим) Этот хадис ясно указывет на то, что говорить что-либо необходимо лишь в том случае, когда слова заключают в себе благое, а именно - то, польза чего является очевидной, когда же относительно полезности (того, что хотят сказать, ) возникают сомнения, говорить не следует. 1512 - Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, кто из мусульман является достойнейшим? ” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) ответил: “Тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками”.[795] (Аль-Бухари; Муслим) 1513 - Передают со слов Сахля бин Са`да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями[796] и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай.[797] (Аль-Бухари; Муслим) 1514 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Поистине, раб (Аллаха может) сказать (что-либо, даже) не подумав об этом, [798] в результате чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом. (Аль-Бухари; Муслим) 1515 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Поистине, раб (Аллаха может) произнести слова, угодные Аллаху Всевышнему, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб (Аллаха может) произнести (такие) слова, которые вызовут ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад. (Аль-Бухари) 1516 - Передают со слов Абу Абд ар-Рахмана Биляла бин аль-Хариса аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Поистине(, иногда) человек говорит нечто столь угодное Аллаху, что не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова, [799] за которые Аллах записывает его (как одного из тех, к кому) Он будет благоволить до самого Дня встречи с ним! [800] И, поистине, (иногда) человек говорит нечто (вызывающее такой) гнев Аллаха, что не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова, за которые Аллах записывает его (как одного из тех, на кого) Он будет гневаться до самого Дня встречи с ним! (Этот хадис приводят Малик в “Аль-Муватта” и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”) 1517 - Сообщается, что Суфйан бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, скажи мне нечто такое, чего я стал бы придерживаться”, - (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “Скажи: “Господь мой - Аллах”, - а потом придерживайся прямоты.”[801] Я спросил: “О посланник Аллаха, а чего ты опасаешься для меня больше всего? ”, - и тогда он взялся за свой язык, после чего сказал: “Этого.” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”) 1518 - Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Не предавайтесь многословию(, если только дело не касается) поминания Аллаха[802], ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха Всевышнего (свидетельствует об) ожесточённости сердца, жестокосердный же, поистине, находится дальше всех людей от Аллаха! [803]” (Ат-Тирмизи) 1519 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Войдёт в рай такой (человек), которого Аллах упасёт от зла того, что находится у него между челюстями и между ногами. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”) 1520 - Сообщается, что Укба бин Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению? ”, - (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) ответил: “Придерживай свой язык(, чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя[804], (считай) дом твой (достаточно) просторным для тебя[805] и плачь о грехах твоих. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”) 1521 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: “Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя[806], и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы. (Ат-Тирмизи) 1522 - Сообщается, что Му`аз, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в рай и удалит меня от огня.” (В ответ пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “Ты задал вопрос о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому Аллах Всевышний облегчит его: поклоняйся Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время рамадана и соверши хаджж к Дому.” А потом (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, садака гасит собой грех подобно тому, как вода гасит собой огонь, и (ещё) - молитва человека среди ночи”, - после чего прочитал (такие аяты): “ … те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. # И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали.”[807] Потом (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) спросил: “Не сообщить ли тебе о главном в этом деле, его столпе и его вершине? ” Я сказал: “Конечно, о посланник Аллаха! ”, - и он сказал: “Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его - джихад.” Потом он сказал: “Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого? ” Я сказал: “Конечно, о посланник Аллаха! ”, - и тогда он дотронулся до своего языка и сказал: “Придерживай это.” Я спросил: “О посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим? ”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) воскликнул: “Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?! ” (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”) 1523 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “Известно ли вам, что такое хула /гыба/? ” (Люди) сказали: “Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше.” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “(Это когда) упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему.” (Его) спросили: “Скажи, а если присуще брату моему то, о чём я скажу? ” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты возведёшь на него напраслину.” (Муслим) 1524 - Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что произнося проповедь в день жертвоприношения в Мине во время прощального паломничества, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь (должны быть) для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день, в этом вашем месяце в этой вашей стране! Довёл ли я (это до вас)? ”[808] (Аль-Бухари; Муслим) 1525 - Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: - (Однажды) я сказала пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Достаточно тебе и того, что Сафийа[809] такая-то и такая-то! ” Один из передатчиков (этого хадиса) сказал: “Она имела в виду(, что Сафийа) мала ростом.” (Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): - (Услышав это, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) воскликнул: “Поистине, ты сказала (такое), что (осквернило бы) собой (целое) море, если бы смешалось с ним! ” (Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): - А (однажды) я (стала изображать) перед ним одного человека(, передразнивая его)[810], и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: “Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если (дадут) мне за это то-то и то-то! ” (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис.”) Слова “осквернило бы собой целое море” означают, что если бы эти слова смешались с ним, то вкус моря изменился бы из-за зловония и отвратительности этих слов. (Сказанное пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, ) является одним из наиболее красноречивых его предостережений относительно (запретности) хулы, а Аллах Всевышний сказал: - Говорит он не по (собственной) прихоти: поистине, это - не что иное как ниспосылаемые откровения! (“Звезда”, 3 - 4) 1526 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Когда я был вознесён на небо, то прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: “Кто они, о Джибрил? ” Он сказал: “Это - поедающие мясо людей[811] и бесчестящие их.” (Абу Дауд) 1527 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, честь и имущество (другого) мусульманина. (Муслим)
ГЛАВА 255 О ЗАПРЕЩЕНИИ ВЫСЛУШИВАТЬ (СЛОВА) ХУЛЫ И ВЕЛЕНИИ УСЛЫШАВШЕМУ (ТАКИЕ СЛОВА) ОТВЕРГАТЬ ИХ И ВЫРАЖАТЬ СВОЁ ПОРИЦАНИЕ ТОМУ, КТО ИХ ПРОИЗНОСИТ, ЕСЛИ ЖЕ ЧЕЛОВЕК НЕ СУМЕЕТ СДЕЛАТЬ ЭТОГО ИЛИ СЛОВА ЕГО НЕ БУДУТ ПРИНЯТЫ (К СВЕДЕНИЮ), ПУСТЬ, ЕСЛИ СМОЖЕТ, ПОКИНЕТ ТАКОЕ СОБРАНИЕ. Аллах Всевышний сказал: - Когда слышат они пустые речи[812], то отстраняются от них… (“Рассказ”, 55) Всевышний также сказал: - Преуспеют те верующие, которые в молитвах своих смиренны, и которые отстраняются от пустословия … (“Верующие”, 1 - 3) Всевышний также сказал: - Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены! (“Ночное путешествие”, 36) Всевышний также сказал: - А когда увидишь тех, кто пускается в рассуждения о Наших знамениях[813], то покинь их, пока они не заведут другой разговор. Если же шайтан заставит тебя забыть (об этом)[814], то, вспомнив, не оставайся с несправедливыми людьми. (“Скот”, 68) 1528 - Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Лицо того, кто защитит честь своего брата, [815] Аллах защитит от огня в День воскресения. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.” 1529 - В длинном и известном хадисе, который уже приводился ранее в “Главе о надежде”[816], сообщается, что `Итбан бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: - Встав на молитву, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “А где же Малик бин ад-Духшум? ” Один человек сказал: “Это - лицемер, который не любит ни Аллаха, ни посланника Его.” Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, - стремясь к лику Аллаха? [817] А ведь Аллах сделал запретным для огня того, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, - стремясь к лику Аллаха! ” (Аль-Бухари; Муслим) 1530 - В длинном хадисе, который уже приводился ранее в “Главе о покаянии”[818] и в котором рассказывается о покаянии Ка`ба бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидевший в окружении людей в Табуке, спросил: “А что делает Ка`б бин Малик? ” Один человек из племени бану салима сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его одежды[819] и его высокомерие.” Тогда Му`аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее! ”, - и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, промолчал. (Аль-Бухари; Муслим) ГЛАВА 256 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы