Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЖОРДЖ УОЛД - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ



Нобелевская премия: Джордж Уолд (1906-1997) в 1967 году был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытия, связанные с биохимическими зрительными процессами.

Гражданство: США.

Образование: доктор философии (биология), Колумбийский университет, 1932 г.

Профессиональная деятельность: профессор биологии в Гарвардском университете (1948-1977).

♦♦♦

УОЛД - УБЕЖДЕННЫЙ АТЕИСТ

1. В 1954 году профессор Джордж Уолд (который в то время еще был атеистом) писал в журнале "Сайентифик американ":

"Когда речь идет о происхождении жизни, тут есть ровно два варианта: сотворение или самозарождение. Третьего не дано. Теория самозарождения была опровергнута еще сто лет назад, что оставляет нам единственно возможный вывод о сверхъестественном сотворении жизни. С философской точки зрения этот вывод для нас неприемлем, поэтому мы предпочитаем верить в невозможное - в случайное возникновение жизни!" (George Wald, 1954, "The Origin of Life," Scientific American, 191 [2]: 48).

2. "Разумным представлялось верить в самозарождение жизни. Единственная альтернатива этого - вера в единый изначальный акт сверхъестественного сотворения. Промежуточной позиции нет.

Большинство современных биологов вполне убедились в несостоятельности гипотезы о самозарождении, однако альтернативный взгляд о сотворении они принять не готовы. Таким образом, они остались ни с чем". (Wald 1954, "The Origin of Life," Scientific American, 191 [2]: 45-46).

НАУЧНЫЙ ДЕИЗМ УОЛДА

3. Однако в начале 1980-х во взглядах Джорджа Уолда произошла удивительная перемена, и он стал склоняться к религиозному мировоззрению. В статье "Жизнь и разум во вселенной" (1984) профессор Уолд писал:

"Как ученый я столкнулся с двумя главными проблемами, которые, хотя и коренятся в науке, все же выходят за ее пределы и, на мой взгляд, наука не в состоянии их решить. И это не удивительно, поскольку одна из проблем связана с сознанием, а вторая - с космологией.

1) Посвятив большую часть жизни изучению механизмов зрения, я неизбежно сталкивался с проблемой сознания. Мы узнали много и надеемся узнать еще больше, но все эти знания нисколько не приближают нас к ответу на вопрос о том, что такое зрение. Изучая глаз и нервную систему человека и лягушки, мы получаем практически одинаковые результаты. Я знаю, что я вижу; но видит ли лягушка? Она реагирует на свет - равно как и фотоаппараты, двери гаража и любые другие приспособления на фотоэлементе. Видит ли лягушка? Осознает ли она свои реакции? Как ученый я бессилен ответить на этот вопрос - я не в состоянии определить, присутствует ли в данном случае сознание. Я считаю, что сознание - это постоянное состояние, включающее в себя все чувства и восприятие. Мне кажется, что сознание совершенно непроницаемо для науки.

2) Вторая проблема - это особые характеристики нашей вселенной. Мы всё больше убеждаемся в том, что жизнь - неотъемлемая часть установленного миропорядка. У нас есть все основания полагать, что вселенная, в которой мы живем, проникнута жизнью; со временем жизнь неизбежно возникает там, где существуют благоприятные условия. Но если бы хоть некоторые из многочисленных физических параметров нашей вселенной (основополагающих или тех, которые представляются незначительными, даже почти случайными) были несколько иными, то жизнь, которая сейчас предстает как нечто само собой разумеющееся, была бы невозможна ни здесь, ни где бы то ни было. Даже не обладая богатым воображением, можно представить себе другие возможные вселенные, но жизнь в них была бы невозможной. Как же так получилось, что из всех возможных вселенных именно наша обладает такими параметрами, при которых зарождение жизни становится возможным?

Недавно мне пришло в голову, - и должен признаться, поначалу это довольно болезненно отразилось на моем самоощущении ученого, - что оба вопроса в определенной степени взаимосвязаны. При этом надо сделать допущение, что Разум возник не в качестве позднего продукта эволюции жизни, а существовал всегда как матрица, источник и условие физической реальности - что вещество физическое составлено из вещества духовного. Именно Разум созидает физическую вселенную, порождает жизнь, а затем и существ, обладающих знанием и способных творить. (George Wald, 1984, "Life and Mind in the Universe",International Journal of Quantum Chemistry: Quantum Biology Symposium 11, 1984: 1-15).

4. В 1986 году в обращении к Первому всемирному конгрессу "Синтез науки и религии", проводившемуся в Бомбее (Индия), Джордж Уолд говорил:

"Я приближаюсь к концу своей научной карьеры, и передо мной стоят две большие проблемы. Обе они уходят корнями в науку, и я рассматриваю их только как ученый. Однако я убежден, что обе проблемы неизбежно - и всегда - лежат за пределами научного знания. Это неудивительно, поскольку одна из проблем связана скосмологией, а вторая - с сознанием.

Космология

Суть этих проблем сводится к тому, что вселенная, в которой мы живем, производит жизнь и обладает именно такими параметрами, которые делают появление жизни возможным. Чем больше мы узнаём, тем яснее видим удивительную упорядоченность устройства вселенной, что делает ее пригодной для жизни. На пути к появлению жизни лежат бесконечные преграды, однако все они каким-то образом преодолеваются. Создается впечатление, что с самого Большого взрыва вселенная была предназначена к порождению жизни - настолько легко разрешаются все трудности, настолько точно значение всех основных параметров, которые могли бы принять любое другое значение.

Я хочу подчеркнуть следующее. Если бы хотя бы некоторые из многочисленных физических параметров нашей вселенной (основополагающих или же тех, которые представляются незначительными, даже почти случайными) были несколько иными, то жизнь, которая сейчас представляется нам как нечто само собой разумеющееся, была бы невозможна ни здесь, ни где бы то ни было.

Сознание

Я осознаю, что я вижу. Но видит ли лягушка? Да, она реагирует на свет; но на свет реагируют и двери гаража на фотоэлементе. Знает ли лягушка, что реагирует на свет, обладает ли она самосознанием? Дилемма состоит в том, что как ученый я совершенно не в силах ответить на этот вопрос.

Откажутся ли двери гаража открыться, когда на них попадает свет фар моей машины? Не думаю. Ощущает ли радость компьютер, выигравший у человека партию в шахматы? Вряд ли. Они и не способны на это.

Мне уже давно представляется неизбежным вывод о том, что невозможно установить местоположение разума - сознания. Совершенно абсурдно пытаться определить место явления, не имеющего физических признаков; явления, наличие или отсутствие которого можно определить только относительно человека.

Более того, положение разума не только невозможно определить, но разум и не имеет местоположения. Он не занимает места в пространстве и времени и неизмерим; поэтому, как я уже говорил в начале этого доклада, он находится за пределами научного знания.

 

Разум и материя

Несколько лет назад я понял, что эти, казалось бы, совершенно разноплановые проблемы можно свести воедино. При этом надо сделать допущение, что Разум возник не в качестве позднего продукта эволюции жизни и только в организмах с наиболее сложными нервными системами (как я раньше полагал), но что Разум был всегда и что наша вселенная порождает жизнь потому, что таким ее сделало всепроникающее присутствие Разума. Эта мысль - занимательная, подобно игре - шла вразрез с моими научными взглядами, приводя меня в замешательство. Однако всего несколько недель спустя я понял, что оказался в хорошей компании. Эта мысль не только уходит корнями в глубину тысячелетий - к философии Древнего Востока, но об этом ясно говорят и многие величайшие современные физики, например:

Артур Эддингтон (1928):

"Вещество физическое составлено из вещества духовного, которое не принадлежит пространству и времени".

Эрвин Шрёдингер:

"Разум соорудил из собственного вещества объективный внешний мир, который наблюдает натурфилософ".

Должен заметить, что физикам проще говорить подобные вещи, чем моим коллегам-биологам. Кроме того, их проще говорить в Индии, чем на Западе. Когда я говорю о Разуме, пронизывающем вселенную, о Разуме как о творческом принципе, который, скорее всего, первичен по отношению к материи, каждый индус молчаливо согласится и подумает: "Да, разумеется, он говорит о Брахмане [Боге]".

Вещество физическое действительно составлено из вещества духовного; и каждый из нас - часть его". (George Wald, 1989, "The Cosmology of Life and Mind." Noetic Sciences Review, No. 10, p. 10, Spring 1989. Institute of Noetic Sciences, California).

♦♦♦♦♦


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь