Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Если вы хотите посетить разные монастыри, скиты и кельи



Если Вы попали на Афон и остановились в определенном монастыре, но намерены побывать в других монастырях или скитах, вам следует знать, что не все монастыри и скиты готовы принять паломников на ночлег без предварительного запроса. Планируйте свой маршрут по Афону заранее! Лучше всего заблаговременно позвонить или направить факс в соответствующий монастырь или скит и испросить благословения придти в обитель в соответствующий день и зарезервировать себе место в архондарике (монастырской гостинице). В противном случае, оказавшись в монастыре без уведомления, паломник рискует получить отказ.

Ниже приводится список монастырей и скитов, которые, как правило, требует заблаговременной резервации места в архондарике:

• Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, тел. (30-23770) 23252
• Ватопед, тел. (30-23770) 41488
• Иверский, тел. (30-23770) 23643
• Каракал, тел. (30-23770) 23225
• Ксенофонт, тел. (30-23770) 23249
• Ксиропотам, тел. (30-23770) 23251
• Симонопетра, тел. (30-23770) 23254
• Ставроникита, тел. (30-23770) 23255
• Скит Святой Анны (принадлежит Великой Лавре), тел. (30-23770) 23320

Одновременно особо стоит отметить, что в абсолютное большинство скитов и келий (в которых живут два-пять монахов) вообще трудно попасть на ночлег, если в этих скитах или кельях у вас нет знакомых монахов. Только скит Святой Анны принимает паломников в таком же режиме, как большие монастыри.









Со Святой Горы в Уранополис

Паром «Агиу Пантелеимон» (или «Аксион Эстин»), которым большинство паломников возвращается в мир, выходит из Дафни в Уранополис в 12.10. По пути в Уранополис он заходит в Свято-Пантелеимонов монастырь (в 12.20), Ксеннофонт, Дохиар, на пристани Костамонита, Зографа и Хиландаря (в каждом из этих монастырей знают точное время захода парома по пути в Дафнии и обратно в Уранополис).

Паломнику, который возвращается домой, следует помнить, когда вылетает его самолет – день и час.

Паром «Аксион Эстин» или паром «Агиу Пантелеимон» возвращаются в Уранополис примерно в 14.00. В 100 метрах от пристани, на площади у старой византийской башни, паломников уже ждут два рейсовых автобуса, которые доставят их в Салоники. Один из них – экспресс, его время в пути около 2 часов. Второй едет со всеми остановками, его время в пути более 2 с половиной часов. От автовокзала до аэропорта на такси – около 30 минут. Поэтому, если, например, ваш самолет вылетает в Москву 5 мая в 15.00, то вам надо выехать со Святой горы 4 мая и ночь провести в Салониках. И лучше заранее позаботиться о заказе номера в гостинице

---------------------------------------------------------------------

На Святую Гору

Итак, из Салоник Вы прибыли в Уранополис, остановились в местной гостинице. Наступило утро. Подошел долгожданный час посадки на паром.

Билетная касса находится справа от пристани. Попав на судно, старайтесь занять свободное место на верхней палубе, откуда открывается лучший обзор.

Но вот отданы швартовы, и паром, сопровождаемый стаей чаек, отходит от пристани. Живописные картины сменяют одна другую: впереди – седой Афон, левее медленно проплывают поросшие средиземноморской растительностью холмы, вздымаются из моря дикие скалы, кое-где виднеются руины заброшенных келий.

Нашему взору представилось умилительное, редкое, если не единственное, зрелище, в котором творческая рука Небесного Художника была видна во всём неистощимом разнообразии неподражаемого совершенства и Божественного величия... Светлый туман, лежавший на Святой Горе, исчез под жгучими лучами полуденного солнца, и только лёгкие облака царственным венцом носились над нею и то перевивали её живописные скаты, то расстилались чуть заметною полосою по воздушным высотам, терялись и тонули в их беспредельном и недосягаемом для взора пространстве...

Что я чувствовал в первые минуты моего обозрения Афона, его заоблачных высей и исполински тянувшегося хребта его в волнах зелени, с рисующимися по прибрежью обителями, а по холмам и низменностям – пустынническими кельями, – этого не могу передать вам: это невыразимо!


Иеромонах Сергий (Веснин). «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской». Москва, 1895

Русскому паломнику, естественно, хочется сразу оказаться в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. И это правильно. Как правило, паломники из России, Украины и Белоруссии используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Здесь более удобно освоиться с афонскими традициями, чему способствует и родная русская речь как в общении, и церковно-славянское богослужение. Здесь можно более подробно узнать об Афоне, его монастырях, найти проводника, говорящего по-русски. Здесь же можно оставить вещи и отправиться в путешествие по Святой Горе.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.
Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

Первое, что следует сделать паломнику, пришедшему в святогорский монастырь, – это найти архондарик (ищите греческую надпись «APXONTAPIKI» – так на Афоне называют помещение для приёма паломников). Там вам предложат традиционное угощение: рюмку местной водки (ракии или узо), кофе, холодную воду и лукум. Здесь же следует записаться в книгу для посетителей и, если вы пожелаете остаться на ночлег, сообщить об этом архондаричному. Также заранее следует сказать о своём желании исповедаться или причаститься. Имейте в виду, что с заходом солнца монастырские ворота закрываются до утра.

 

Вообще, если вы приходите в тот или иной монастырь не на час-два, а с ночёвкой, то посещение богослужений и трапезы подразумевается само собой. Богослужения обычно совершаются по правилу: Вечерня и Повечерие вечером, Утреня и Литургия – ночью или утром. Перед праздниками обычно служится Бдение (греч. «агрипни́я»), которое можно назвать Всенощным в самом прямом смысле этого слова – оно служится всю ночь и отделяется от Литургии только очень кратким перерывом. На наиболее почитаемые в обители праздники служится Всенощное бдение, которое может продолжаться до 14 часов кряду.

Неизгладимые ощущения останутся у паломника, если ему удастся побывать на афонском панигире́ (престольном празднике). Для каждой обители это главное событие в календарном году, подготовка к которому занимает ни одну неделю. Служба продолжается много часов подряд, с одним или двумя небольшими перерывами. Подготовка трапезы для панигира дело очень сложное и ответственное. Всем в трапезной места не хватает, так что во дворе ставятся дополнительные столы. Пища также часто готовится в огромных котлах под открытым небом. Если день не постный, то это, как правило, рыба. В противном случае можно отведать самые неожиданные блюда и их сочетания: например фасоль с осьминогом.



Святогорские панигиры

Но прежде всего панигир - это трапеза не материальная, а духовная. Обычно монастыри приглашают к себе лучших певчих из афонских монахов-пустынников. Прибывают епископы, делегации от всех монастырей Святой Горы.

Завтра праздник. Било приглашает к бдению. Оно уже возвещает начало праздника: на Афоне нет астрономического счета часов, здесь живут по византийскому богослужебному времени. Как в книге Бытия: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1;5). День начинается вечером, вечерней службой. Хотя на западе ещё догорает полоска света, монастырский двор уже погружён в тихую тёплую тьму, сочащуюся из всех углов. В церкви горит несколько свеч и лампадок перед главными иконами. К иконам подходят неслышно, прикладываются и занимают свои места у стен. «Благословен Бог наш...» Начинается церковная молитва. Следует псалом о сотворении мира, бодрый, радостный (Пс.103). Мир заполняется жизнью, даже «вино веселит сердце человека» сердце кипит от благодатных сил. Высокий молодой монах, следуя какому-то ему одному известному распорядку, зажигает одну за другой свечи и лампадки. Паникадило горит и сверкает, подсвечники взметнулись к куполу, сияние качается в поющей церкви. Небесная радость молитвы усилена радостью света. Как тепло в ещё невинном мире... Голос диакона свеж и звонок. Идёт великая ектения, молитва соборности всех Божиих творений. Потом стихира на «Господи, воззвах...» Завеса на Царских Вратах ещё не убрана, богослужение движется в пространстве земного мира, потерянного рая. Вечерня, часы, утреня, литургия. С небольшим перерывом великая праздничная служба медленно тянется сквозь ночь.

Всё тот же высокий монах, следуя своему таинственному распорядку, гасит свечи и лампады. Оставляет только предписанный Типиконом минимум. Читаются покаянные псалмы, тьма объяла нас ещё сильнее, богослужение постепенно подводит нас к Страшному Суду. Какой контраст со страстными, живописными картинами, вдохновлёнными Апокалипсисом: кромешная тьма так сгустилась, что даже звук с трудом пробивается сквозь неё. Поразительно скорбное молитвенное чтение доходит до сознания из какой-то страшной глубины. Один монах научил меня прежде, что в этом месте нужно молиться так: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, и в день Страшного Суда». Как немощны человеческие мысли в абсолютной тьме и тишине. Это опыт, который свидетельствует и предупреждает больше, чем громогласные трубы и пламя, бьющее из распахнутых челюстей ада. Оставленность и неизвестность загробных мук и тьмы, времена, когда Истина искажена и скрыта под наслоениями греха и забытья. Откроется ли когда-нибудь эта Истина? Выберемся ли мы из этой страшной ямы? Это опыт встречи со своей собственной жизнью, радикальное испытание – истинна ли она?

Из этого провала нельзя выйти быстро и легко, даже через самую набожную монастырскую литургию. Долго и ритмично сменяются мольбы и пение, псалмы и вариации на их темы, тропари и кондаки к празднику. Медленно входит в церковь свет. По светлой гальке стихир утренняя служба течёт к заре, к литургии. Вся радость от заново призванного творения мира и жизни, вся печаль о потерянном рае, всё изумление перед святыми, прославляемыми в тропарях и кондаках, – всё обретает свой окончательный облик, свой полный смысл в евхаристической службе жертвой и любовью дарованного бытия. «Всякое ныне житейское отложим попечение...» Во время Херувимской песни в густом облаке ладана храм начинает кружиться, свет трепещет и блещет новым сиянием, трёхнефная церковь окончательно отделяется от земли и движется по своим небесным стезям. Давешний оживлённый разговор двух хоров получает новый импульс. Служба больше не тянется медленно к своему концу, а летит по спирали ко всё более ясной цели. «Святая святым...» – и выходит ангелоподобный священник с чашей кипящей пурпурной крови в руках.

Горы в дымке, жемчужное утреннее море под нами. Благоухает освящённая кутья.

Не торопясь и не оступаясь, вся гора Афонская, вместе со своими обитателями, мирно держит путь в Царство Небесное.
Павле Рак

В разных монастырях богослужения начинаются в разное время; о приближении службы вы узнаете по ритмичному стуку в специальное деревянное било, которое на Афоне называется «си́мантрон». Инок, несущий это било на плече и постукивающий в него деревянным молоточком, обходит монастырский двор за пять-десять минут до начала богослужения.

 

 

Трапезы вне постных дней во всех обителях две: одна после Литургии, вторая после Вечерни. Отношение к трапезе на Афоне самое серьёзное; по сути дела, это продолжение уставного богослужения. Естественно, трапеза начинается и заканчивается молитвой; вкушать пищу начинают и заканчивают по знаку, подаваемому игуменом, то же касается и приёма вина. Во время трапезы разговоры запрещены, все слушают чтение, чаще всего – жития святых.

На трапезе по временам бывает и свежая рыба, когда домашние рыбаки (схимники тоже) изловят её в море. Замечательны октоподы – детёныши исполинских спрутов. Вид их безобразен, мясо вкусно, но грубо. Их едят здесь и в Великий пост, поскольку они не относятся к роду рыб. Рыбу, а тем более животных, ловят удивительной величины, тяжести и вида. Есть также раки, ёжики, пинны, род морских черепах, в которых находят жемчуг, и питалидки или что-то вроде устриц. До всей этой морской дичи греки необыкновенные охотники, но мы боимся самого её вида.

Всё, что производят местные сады монастыря, также подаётся братии на стол: нередко бывают винные ягоды (фиги), лимоны и померанцы (вместо уксуса), орехи разного рода, апельсины и виноград. Если прибавить к этому постоянно прекрасный пшеничный хлеб, вы скажете, что это панское житье. Не панское, а райское, потому что всё, что бывает на трапезе, бывает без излишества, в меру, так что мы выходим из неё ни сыты, ни голодны, следовательно, способными во всякое время и на молитву, и на послушание.
Иеромонах Сергий (Веснин)

Афонская еда на первый взгляд во многом похожа на нашу обычную мирскую постную кухню. Что же придаёт ей неповторимый вкус? Монахи используют редкую приправу – молитву, сопровождающую каждое приготовление пищи.

Вообще на Святой Горе без молитвы не совершается ни одно дело или послушание. Во время сезонных работ (например, чистки фасоли и сбора маслин) часто читают акафист Пресвятой Богородице. Многие иноки совершают непрестанную тайную молитву по чёткам. Творить Иисусову молитву они призывают и мирян.

После вечерней трапезы и перед Повечерием в центр соборного храма паломникам выносят для поклонения ковчеги с частями Животворящего Креста, мощами Святых и другими святынями. Эти ковчеги открыты, святыни издают дивное благоухание, и можно приложиться к ним непосредственно, без защитного стекла. Если вы захотите уточнить, что за святыня находится перед вами, не стесняйтесь спросить: «Ти и́нэ авто́ ?» (что это ?). Вас поймут и постараются разъяснить.

Святая Гора – огромное кладбище, необычное кладбище. Повсюду: в домах, в кельях и пещерах, в церквях хранятся мощи святых, и повсюду же – кости их прежних обитателей. В келлии с провалившейся крышей, стены которой ещё сопротивляются стихии, или в далёкой пещере путник часто набредает на кости, тщательно сложенные, а может быть затянутые паутиной, собранные в мешок, в пластиковый пакет, или подвешенные к косяку. Это последняя память о прежних жителях. Каким-то чудесным образом эти кости не наводят на грустные мысли, даже наоборот – значит, место не заброшено.

Повсюду витающая смерть кажется как бы отсутствующей именно в силу своей нарочитой неприкрытости и повсеместности. Афонское бесстрашие перед смертью – не что иное, как последовательно понятая и пережитая мука Христа о месте человека в мире. Христианин всегда в странствии, в промежутке, на пути к цели, находящейся по другую сторону жизни. Жизнь сама по себе, без этой потусторонней перспективы, ничтожна. Жизнь, ставшая самодостаточной, и есть та страшная «вторая смерть», смерть души, от которой нет спасения. Чтобы стяжать жизнь вечную, монах, да и всякий христианин, должен сначала умереть для этого мира. Умереть на всю жизнь! «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою (т.е. жизнь – авт.) погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную». И святогорец тем и занят: упорно и постоянно умирает для этого мира. Он умерщвляет страсти, хоронит пустые желания и праздные мечты. Только «смертью побеждается смерть». И ещё: святогорец «держит свой ум во аде и не отчаивается», поскольку у ада нет власти над воскресением.
Павле Рак

---------------------------------------------------------------------------




Обители Святого Афона

Итак, мы подплываем к Афону. Святая Гора – автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Независимость Афона и его особый статус гарантируются специальной статьёй греческой конституции и рядом межгосударственных соглашений. Согласно системе управления Святой Горы законодательная власть принадлежит здесь Священному Собору, состоящему из игуменов 20 монастырей, управление осуществляется Священным Кинотом, состоящим из представителей каждого монастыря, а исполнительная власть находится у Протата, члены которого избираются сроком на год. На Афоне находится и гражданский губернатор, в подчинении которого состоят несколько служащих и полицейских.

 

Афон похож на скалу, которую волны политических треволнений, человеческих слабостей и внутренних противоречий не разрушают а лишь немного накрывают и снова сходят, оставив внутреннее содержание по существу нетронутыми. Святая Гора – место «не от мира сего», её связь с мирским порядком, временем и законами относительна. Афон живёт в категориях вечности.

Всем своим существованием Святая Гора свидетельствует о единстве Православия и подчёркивает вселенский характер Церкви Христовой. Это школа единства, попытка быть вместе во Христе. Люди, одержимые идеями о превосходстве своего народа и о его особой избранности не находят здесь успокоения. Хвала Богу возносится на Святой Горе на множестве языков и диалектов. В особенностях богослужения, архитектуры и уставов нашла отражение культура многих народов. Во всем здесь удивительное и уравновешенное многообразие. В цветущей сложности афонских обителей отразилось всё богатство Православия.

Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой, первозданной природой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. 1800 монахов, подвизающиеся на Святой Горе, это люди с разными судьбами и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но почти все стремятся восходить по этому непростому и тернистому пути. Все вместе они определяют характер Афона, вносят каждый что-то своё в его цветущее многообразие и сложность. Свой Афон и у каждого паломника: кому-то ближе строгий лад общежительных монастырей, кому-то тихие беседы в кельях на крутых обрывах отвесных склонов. Кто-то, неся с собой свой затуманенный мирскими заботами и грехом взгляд, и не видит на Афоне ничего, кроме новых дорог, суеты, обмирщения и национальных конфликтов. Очевидно одно - чтобы проникнуть в тайну Афона, надо потрудиться и потрудиться, прежде всего над собой. Очистив свои сердечные очи, и уразумев ошибочность первого поверхностного взгляда, паломник узрит духовное богатство и мощь, которые потрясут его до основания.

Можно много говорить об Афоне, но не раскроется глубина его сердца. Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова.

Первое впечатление, обычно, – всего лишь неопределённое воодушевление от светлой красы неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство её сокровищ оставались спрятанными от нас.

 

 

И не просто потому, что узнать Афон можно, только пройдя десятки километров по его разнообразным тропинкам, не потому, что многие его ризницы с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч, – всё дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы.
Павле Рак

В каждом монастыре власть принадлежит игумену, избираемому монастырской братией. Обители самоуправляются и сохраняют духовную самостоятельность, определяя свою жизнь в соответствии со своим уставом, многовековыми традициями афонского монашества и «живым преданием». Как следствие, они и похожи и не похожи друг на друга. Каждый монастырь – это живой организм, переживающий в своей истории разные периоды. Каждый афонский уголок говорит с паломником на своём языке. Даже соседние кельи и каливы порой не похожи друг на друга. Афон не боится разнообразия.

Какие-то обители более закрыты, какие-то предельно открыты, какие-то не показывают свою внутреннюю жизнь паломникам, какие-то не только разделяют с ними свою трапезу и молитву, но и полностью принимают их в свою общину, не скрывая от них ничего.

Афонская духовность не стремится в чём-то убедить паломников. Не стремится навязать ограничения, правила, указания и приказы. Монахи не говорят, как надо жить, а показывают, как живут сами. На Афоне не встретишь двух одинаковых монахов. Здесь множество разновидностей хорошего.

Стремление к Богу идёт не от страхов и неуверенности. Моральные нормы существуют не для того, чтобы накладывать ограничения. Не являются они и самоцелью. Призыв Афона не поступать «как следует», а свободно стремиться исполнить волю Божию. Человеческие слабости здесь являются поводом не для осуждения, а для смирения.

Самое время перечислить монастыри, в которые нам предстоит попасть (мы назовём их согласно установленному на Афоне чину):

Великая Лавра, Ватопед, Ивирон, Хилендар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф, Дохиар, Каракал, Филофей, Симонопетра, Агиу Павлу, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Эсфигмен, Свято-Пантелеимонов (Русик), Костамонит.

 

Более подробно об Афонских монастырях можно узнать в нашем разделе "Монастыри Афона" >>>

В архитектурном отношении святогорские монастыри имеют вид крепостей: высокие каменные стены часто с башнями (пиргами) – наследие времён разбойных набегов – окружают мощёный двор, главными сооружениями которого являются: кафоликон (соборный храм монастыря) и иные храмы (параклисы). С западной стороны напротив кафоликона обычно располагается монастырская трапезная. У каждого монастыря имеется своя пристань (арсана).

В подчинении монастырей Афона находятся 12 скитов, нередко столь же внушительных по своей архитектуре.

Не стоит стремиться объять необъятное и посетить все обители Святой Горы. Задача афонского паломника увидеть не только внешнее: архитектуру, быт и искусство, но и погрузиться во внутреннюю жизнь обителей. Ведь Афон – это духовная школа, школа смирения и покаяния. Потому то старцы настоятельно рекомендуют увезти со Святой Горы не только сувениры и подарки близким, но и решение изменить себя, начать борьбу со своим «ветхим человеком». На Афоне покаяние переживается как основа христианской жизни. Вот это и необходимо привезти паломнику с Афона домой...

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь