Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архимандрит Феофан Новоезерский



Жизнь духовная должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива, а паче смиренна. Смирение есть без труда спасение. Смирение сердечное есть первое и главнейшее основание дома душевного и монашеской жизни. Ибо и Христос Сын Божий говорит: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим" (Мф. 11, 29).
Если кем будем обижены, должны сказать: согрешил, прости ради Бога; а в себе, представляя грехи свои, помыслить: я достоин наказания и больше сего. Христос Сын Божий, "укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше" (1 Пет. 2, 23). Если же когда от нанесенной обиды сердце и смутится, то никак не должно выражать смущения словами, но всеми силами себя воздержать от оных, по рекшему: "Смятохся и не глаголах" (Пс. 76, 5); должно помнить апостольское слово: "Солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите" в себе "места диаволу" (Еф. 4, 26, 27). Иначе же не угодны будут Господу Богу ни молитвы наши, ни прочие добродетели, как бы они велики ни были.
Спасение как, с одной стороны, трудно, неприступно, тяжело, так, с другой,- очень просто и легко. Господь Бог наставит! "Научитеся от Мене,- говорит Он,- яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Нет ближайшего и надежнейшего пути ко спасению, как смирение; и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя в смирение. Достигнуть же смирения можно общею сестр молитвою: "Спаси, Господи, и помилуй матушку нашу игуменью и ее святыми молитвами подаждь нам смирение, терпение, незлобие, любовь нелицемерную, послушание"; а игумения, с своей стороны, молится: "Спаси, Господи, и помилуй сестер моих и святыми их молитвами то же подаждь ми". Господь Бог всех и научит; никакой мудрец не научит познавать свои недостатки, свои немощи, свои слабости, как Господь Бог; никаких книг не надобно, лишь бы было смирение!
Пища сладкая неискусным много вредит: если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться такою-то пищею. Это от врага! А что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать - кушайте, а нет - и голодом сидите. Захотелось одному отцу поесть, он овса насыпал и сказал себе: "Ешь, осел!" Так вот как себя подкрепляли! Это было, вы скажете, в прежние годы; а наследия-то равного с ними желаем! Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что вы всего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает.
Господь Бог не многого от нас требует, а только кротости и смирения, чтоб мы научились оному ни от ангела, ни от человека, но от Него Самого. Рассмотрите хорошенько, коль великое дело быть ученицею Спасителя своего, а притом еще наследницею Царствия Его Небесного. Прошу вас, не уступайте сего сокровища гордости и тщеславию, будьте кротки, а паче смиренны, терпеливы, нищи духом, чисты сердцем и говорите почаще: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей; не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя". И так Господь Бог призрит с высоты славы Своея на смиренное ваше расположение сердца и поможет исправить жизнь вашу.
Не надобно нам думать, любят ли нас или не любят, а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми, но велено всех любить. Даже не надо и замечать, кто сердится или кто как посмотрел, не надобно проникать в их намерения.
Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: "Я дурно сделала, так о мне и говорят худо", и помолись Богу: "Господи! помози мне исправиться!" Смирения и послушания должно держаться и в чистоте душевной и телесной содержать себя.
Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое - для того, чтобы успокоить нас обидевшего; второе - успокоить себя и третье - исполнить закон Божий. Должно всех почитать за святых, а о себе думать, что недостойна, и, говоря с ними, не других винить, а себя.
Иные уходили в затворы, другие носили тяжелые вериги, но этого не взыщется от нас, а надобно смиряться, терпеть, иметь послушание - вот чего потребуется. Скорбное слово претерпишь - вот и вериги твои.
Вся важность состоит в одном смирении; сколько поклонов ни клади, да если будешь думать, что проводишь жестокую жизнь, так что в этих трудах? Вовсе ничего.
Ежели мысль придет осуждать сестру, тотчас скажи: "Спаси, Господи, и помилуй сестру мою и ее святыми молитвами дай мне смирение".
Сердце мое страхом Твоим да покрыется, смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, Всещедрый! Смиренномудрие-то себе внимать: что я нерадива, что я ленива, что я против мыслей своих не вооружаюсь, не побеждаю их,- да никого не осуждать. А ежели мы будем оправдывать себя, чтобы не сказано было: "Аз прииму время, правоты твоя разсужду".
О девице А. П. М. вы пишете, что отец ее препятствует приблизиться ко Господу, а удаляет от спасительной жизни. Ежели она хочет совершенно угодить Господу - чтоб всегда имела молитву во устах, в душе и сердце: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную; сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою". И так Господь, видя усердие, устроит и из противного полезное.
В мирской жизни нельзя, чтоб не приходили дурные мысли и плотские; Вы, как только появятся они, скажите себе: "Т., что ты мыслишь? За сии мысли приготовлен огнь вечный или море огненное во аде, червь неусыпающий, страх, ужас, скрежет зубов, лишение Царствия Небесного, лишение со ангелы пребывания, лишение лицезрения Божия - паче всех мучений горчайшее мучение!" И как только сие проговоришь, потом и помолись, прочитай молитву в молитвах на сон грядущим: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, Господи, избави мя вечных мук", и прочее до конца.
В мирской жизни более препятствия ко спасению, нежели в монастырской. Более увидите и услышите вредного; должно остерегаться и не попускать входить вредным мыслям в сердце свое. Как только ощутите их, скажите в себе: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя" (Пс. 50, 12, 13). А ежели какое случится прискорбие, скажите: "Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс. 41, 12). Итак, против всякой мысли находите врачевство из Священного Писания. Я желаю вам та благая получить, яже уготова Бог любящим Его.
Господь Бог всех зовет ко спасению, обещания ради будущих благ; вы живете в мирской жизни, сие Господу Богу не противно. Но должно исполнять волю Его. Вам известно, что первый долг всем без изъятия, в каком бы кто звании ни был, любить Господа Бога от всея души и сердечного расположения и всегда содержать в памяти все Его благодеяния к нам, а потом любить и ближнего и со всеми иметь мирную жизнь, по слову святого апостола Павла: "Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа" (Евр. 12, 14). Что же касается до домашних ваших, вы имеете супругу - почитайте, что она вам дана от Бога помощницею во всех ваших делах, касающихся до управления домашнего; любите ее совершенною любовию - сия любовь позволенная и безвредная; остерегайтесь любви непозволенной так, как смертоносного яда, который умерщвляет душу и приводит в развращение. Вы имеет порученных вам рабов; нельзя не быть бедным, больным, сиротам - должно о них попечение иметь отеческое к их отраде, а юным приличное летам и поучение: сие приятно Господу Богу. В приходах своих, ежели церкви Божии в чем нужном недостаточны, по возможности помогайте.
Петербургская жизнь не может препятствовать ко спасению, когда будете Спасителя нашего просить о спасении души своей. Он изволил пречистыми Своими устами сказать: "Просите, и дастся вам" (Мф. 7, 7), и еще: "Аз есмь с вами"; еще: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5).
В Введенской пустыни однажды случилось вот что: один послушник сказал, что он видел очевидно явление. О. Клеопа велел искусить его, немножко пожурить со стороны; тот смутился, почел за оскорбление, пришел к о. Клеопе и говорит: "Я не могу жить, меня оскорбляют". "Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Следовательно, это прелесть; в голову камень класть, поститься, на голой земле спать - это пустое. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем",- сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал..."

 


















Валаамский монах Герман

Пустые века сего желания удаляют от отечества, любовь к тем и привычка одевают душу нашу как будто в гнусное платье; оно названо от апостолов "внешний человек". Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться, а одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века и чрез то узнавать наше к небесному отечеству приближение или удаление; но скоро сего сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые, желая любезного здравия, не оставляют взыскивать средств для излечения себя.

 

  Валаамский иеросхимонах Стефан Как Богу умиротворять Вашу душу, когда немирно живете со своими родителями? Потому, И. В., прошу я Вас, если действительно желаете Вы спасения душе своей, то за всякий раз, как огорчены будут чрез Вас родители Ваши, наедине где-нибудь Вы должны кланяться им в ноги и сто раз просить у Бога милости себе в тот день с земными поклонами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь