Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРВОЕ ОБЕТОВАНИЕ О МЕССИИ



Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в.

 

Бог сказал змею: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3, 15). В этих словах дано не только прародителям, но и их потомкам обетование о Спасителе, Который родится от Жены. Это место Священного Писания принято называтьПервоевангелием.

Еще до того, как наши прародители лишились рая, Адам дал имя жене, назвав ее Евой (по-еврейски значит жизнь). Святые отцы видят в этом доказательство сознательной, живой и горячей веры падших прародителей в обетованного Искупителя (Мессию): даже в самый момент Божественного приговора о смерти Адам не усомнился в непреложности Божественного обетования о жене (и ее Семени) как восстановительнице жизни.

Иногда можно услышать вопрос: «Почему Бог сразу не простил Адама и Еву и не восстановил прежнюю райскую жизнь?»

В духовно-нравственном мире имеются незыблемые законы. Один из них — закон правды, требующий, чтобы каждое нравственное существо за заслуги получало воздаяние, а за вину подвергалось наказанию. Человек повредил свою природу и стал пленником греха. Человечество не могло само выйти из этого гибельного плена. Бог должен был или оставить падшего человека, как существо виновное, под наказанием, или спасти его. Любовь Божия определила последнее. Но как спасти падшее человечество? Выход из этого затруднения явила Премудрость Божия: совершается великая тайна Боговоплощения. Сын Божий умирает на Кресте за грехи человечества. Искупитель наш есть Единородный Сын Божий, равный Богу Отцу. Поэтому понятно, что крестная жертва Христова не только полнейшее и совершеннейшее удовлетворение правосудия Божия за все человеческие грехи, не только равноценна ценности всех человеческих душ, но имеет бесконечно высшую цену, так как бесконечно выше человека Тот, Кто принес за человека искупительную жертву на Кресте.

Жертвоприношения, которые составляют главное содержание всех древних религий, по Божественному смотрению приготовляли в течение нескольких тысячелетий род человеческий к величайшей жертве — искупительной смерти Спасителя на Голгофе.

ПАДШИЕ ПРАРОДИТЕЛИ ИЗГОНЯЮТСЯ ИЗ РАЯ

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3, 24).

 

Господь изгнал прародителей из рая, чтобы лишить их возможности воспользоваться плодами древа жизни. Чтобы Адам не вкусил, и не стал жить вечно. Вечная жизнь в состоянии падшего естества была бы для них несчастьем.

Господь сотворил прародителям одежды кожаные и одел их. По объяснению святых отцов, одежды кожаные означают нашу грубую плоть, которая при падении изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость.

ДЕТИ АДАМА

Жертвоприношение Каина и Авеля. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

 

Божественная любовь проявилась к прародителям и ко всему человечеству в том, что сразу же после грехопадения дано было обетование о будущем Спасителе, Который поразит змея-искусителя в голову (см.: Быт 3, 15). Поэтому рождение детей у Адама и Евы было весьма важным событием в плане домостроительства нашего спасения. Начинается чадородие, которое будет продолжаться во всех поколениях, пока не придет кончина мира.

Появление на свет первенца вызвало у Евы радость: приобрела я человека от Господа (Быт 4, 1). Он был назван Каином, что в переводе с еврейского означает приобретение. Однако он обманул надежды матери. Святитель Московский Филарет объясняет это тем, что ко времени рождения Каина еще свеж был яд греха, который вошел в прародителей. Авель родился по прошествии продолжительного времени, в течение которого родители очистили себя покаянием и смирением.

Каин был земледельцем, Авель — пастухом овец. Каждый из них принес от своих трудовжертвоприношение Богу. Святой апостол Павел говорит: Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его (Евр 11, 4). Святитель Иоанн Златоуст считает, что Бог призрел на Авеля за то, что он сделал приношение с чистым сердцем. Бытописатель не сообщает, каким знаком или словом Господь показал, что Он не принял приношение Каина. Бог предостерег его от преступления: у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4, 7). По толкованию святых отцов, грех лежал у дверей сердца Каина. Он не послушался Господа и из зависти убил брата. По Божьему определению он стал изгнанником и скитальцем на земле.

Убийство Авеля. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

 

Долгая библейская история была периодом приготовления избранного народа к величайшему событию в жизни человечества — пришествию в мир Спасителя. Поэтому многие лица и события ветхозаветной истории не только были реальными, но и имели духовно-символическое, прообразовательное значение. Так, Адам стал родоначальником человечества, но одновременно он был прообразом Иисуса Христа, Который дал начало духовному человечеству; поэтому Его называют Новым Адамом. Авель также является прообразом Спасителя.

— Авель пас овец. Иисус Христос — Пастырь словесных овец;

— Авель принес жертву, угодную Богу. Сын Божий принес спасительную жертву на Кресте Отцу Своему;

— Авель стал первым мучеником. Мессия принял мучительнейшую смерть ради нашего спасения.

Господь дал прародителям третьего сына — Сифа. С его рождения пошло поколение людей, которые, в противоположность потомкам Каина, жили добродетельно и богоугодно. Их стали называть сынами Божиими.

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Ноев ковчег. Лавра Прп. Саввы Освященного

 

Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».

Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.

Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она былапринесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

Для нас, верующих, нет ни тени сомнения в подлинности описанного события. Сам Спаситель указывает на его историчность (см.: Лк 17, 26). Об этом же говорит и святой апостол Петр (см.: 2 Пет 2, 5).

Церковь - корабль спасения

 

Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).

В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь