Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Исидор Пелусиот



Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Православие.Ru, 17 февраля 2012 г. http://www.pravoslavie.ru/put/51649.htm

Св. Исидор родился около 360 г. в благородной и знаменитой семье из Александрии. Он был связан родством с патриархом Феофилом и его племянником св. Кириллом[123]. В этой столице античной премудрости он получил отличное духовное и светское образование. Исидор ревностно стремился следовать учению отцов — своих предшественников, в особенности св. Иоанна Златоуста, одним из главных последователей которого он считается.

Преподобный Исидор Пелусиот. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Вначале он некоторое время преподавал риторику в городах восточной части дельты Нила. Но любовь к Богу вскоре заставила его отказаться от бесплодных удовольствий преходящей жизни, и он удалился в Нитрийскую пустыню[124]. Через год подвижнической жизни Исидор, руководимый заботой о созидании Церкви, вернулся в Пелусий[125]. Там епископ Аммоний рукоположил его в священника и поручил обучать верующих и оглашенных. Его ораторский талант и глубокое знание Священного Писания, которое он приобрел в безмолвии, прославили его как учителя на весь Египет. Многие иудеи и язычники обратились, слушая его проповеди.

Но когда в 413 г. епископом Пелусия был избран некий Евсевий, Церковь подверглась такому гонению, что Исидору пришлось бежать в пустыню. Он остановился в монастыре неподалеку от Афнея, где и провел остаток дней затворником[126]. Он постоянно носил грубую власяницу и питался, подобно св. Иоанну Крестителю, травой и листьями.

Св. Исидор явил собой живой образец добродетели и учености, был подобен светильнику, поставленному на горе и разливающему повсюду свой свет. Не страшась преследований и ненависти людей, живущих по плоти, он многие годы учительствовал посредством многочисленных писем, емких и глубоких. До нас дошли более двух тысяч его посланий. Отвечая на обращения из разных краев, он с духовной прозорливостью разъяснял трудные места Священного Писания, опровергал ложные толкования иудеев, объяснял таинства Пресвятой Троицы и Воплощения Господа, посрамлял ариан, несториан[127], савеллиан[128] и других еретиков. С лирической теплотой св. Исидор воспевал величие священства и порицал недостойных своего призвания священников, диаконов и монахов. Он упрекал магистратов, наместников и императора Восточной Римской империи Феодосия II (408-450), невзирая на их мирское могущество, напоминал правителям об их долге по отношению к народу Божию и к святой Церкви. Отовсюду он изгонял порок, внушал любовь к правосудию и добродетели, уверенно судил о делах мира, оставаясь всегда вне его.

Когда свт. Кирилл, ставший архиепископом Александрии, решил не поминать в диптихах за Божественной литургией имя свт. Иоанна Златоуста вслед за своим дядей, слишком пылким Феофилом, тогда св. Исидор отправил ему послание. В нем он напоминал, что Сам Бог учил нас не верить слухам и нашим предрассудкам, дабы выносить справедливое суждение. Прочитав письмо и укрепленный божественным видением, свт. Кирилл, смиренно изменив мнение, не только восстановил поминовение святого Константинопольского архиепископа, но и стал одним из ревнителей его почитания.

Через несколько лет (433), видя, что св. Кирилл слишком резко спорит с архиепископом Антиохийским Иоанном после осуждения Нестория на Эфесском Соборе[129], Исидор снова написал ему, прося пойти на разумный компромисс ради восстановления мира: «Как отец ваш, поскольку так вам угодно называть меня, но скорее как ваш сын, я заклинаю вас положить конец этой ссоре, дабы упрямство, связанное с нанесенным вам оскорблением, не отразилось на живой Церкви, вызвав в ней вечный раскол под предлогом благочестия»[130].

Однако эту власть, подобную рвению древних пророков и признаваемую Божиими людьми, такими, как св. Кирилл, он приобрел ценой многих страданий[131]. Св. Исидор оставался непоколебимым перед лицом неурядиц и великих трудностей, стоявших тогда перед Церковью, потому что был уверен, что через страдание и крест мы достигнем вечной жизни и что Церковь готовится к своей будущей славе. В этом убеждении он принял смерть как освободительницу, словно победный венец за свою долгую битву (+ между 435 и 440).

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь