Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Утреня, часы и Литургия Преждеосвященных Даров. 5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. 5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.



В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора. Как и всегда, начинается утреня, и пока чтец читает преначинательные псалмы, священник кадит весь храм. В это время чтец читает Трисвятое по «Отче наш…», тропарь и кондак Кресту Господню и кондак Божией Матери. Следует короткая ектения, а потом возглас – и начинается шестопсалмие. Так утреня у нас проходит относительно редко, в основном, в Великий пост…. В этом году сокращений на утрени было не так много, по крайней мере, были прочитаны все три кафизмы (в прошлом году они сокращались). Сокращения касались, в основном, канона (читались покаянный канон Триоди и канон чтимому ныне Великомученику Феодору Стратилату). На часах также неукоснительно читались кафизмы, а вот, чтения Евангелия, согласно привнесенной в собор Владыкой Феогностом традиции, не было.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 2): 1Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.

2И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

6 Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.

7 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его; 8и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.

9 И преклонился человек, и унизился муж,- и Ты не простишь их.

10 Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.

11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

12Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,- 13и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, 14и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, 15и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, 16и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

17И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, 18и идолы совсем исчезнут.

19И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

20В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, 21чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия

Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

22Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?

Пророчество о последних временах мира, когда Господь придет судить Вселенную, но также и о Новом Завете, вообще, ибо именно в Новом Завете люди со всех концов мира приходят в Иерусалим, дабы поклониться Богу. Хоть в древности иудеи по разным причинам могли расселяться очень широко, но никогда невозможно было бы сказать, что люди приходили бы в Иерусалим со всех концов мира. Притом, если приходили, то одни евреи, иудеи, в то время как теперь многие народы приходят в этот город, желая предстоять Богу. А вот, слова о том, что мечи люди перекуют на плуги и народ болше не будет восставать на народ – это уже относится к будущему веку, когда Господь упразднит всякое начальство и власть и силу на земле. Примечательно, что эти пророчества соседствуют с обличениями народа еврейского, которые пророк адресовал своим современникам. Впрочем, во многом, эти обличения актуальны и для нас, ибо и среди нашего, еще не так давно христианского народа, в чести чародеи и прорицатели, а СМИ воспевают подчас самое примитивное язычество, внимать всему этому модно и считается правилом хорошего тона, в то время, как слова о вере подчас встречают насмешки и агрессию. Не попустил бы и нам Господь потерпеть бедствия, аналогичные тем, которые предрекает пророк здесь….

В среду и пятницу в дни Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров, для которой Святые Дары, как явствует название, освящаются заранее. Начинается она Великой вечерней, причем, после Великой ектении, читаются псалмы из так называемых песней степеней (начиная со 119 псалма), с перерывами на ектении (три псалма (или группы псалмов) перемежаются с возглашением малой ектении). В это время предназначенный для причащения Агнец вынимается и торжественно переносится на жертвенник (при этом все верующие, по знаку колокольчика повергаются ниц[232]), после чего предварительно готовится к будущему причащению, а затем снова во время Великого входа переносится на престол, где готовится окончательно (снова это сопровождается земными поклонами). Также как и на обычной вечерне, по входе возглашается прокимен и читаются паремии, а вот чтение Евангелия, в отличие от полной литургии, бывает лишь по большим праздникам. После этого несколько певчих (по Уставу это должен делать сам служащий священник, но на практике это делают певчие) воспевают: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя[233]», а основной хор повторяет эти строки, после чего певчие поют прочие строки из 140 псалма, а певчие повторяют упомянутую выше строку. На сей раз хор насчитывал всего трех человек, так что они воспевали все стихи, а потом сами же и повторяли первый стих.

Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 1 и 2): 1В начале сотворил Бог небо и землю.

2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13И был вечер, и было утро: день третий.

14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Глава 2.

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

Сотворив мир, в шестой день, Бог создал человеку, дав ему власть над всем созданием. Так было, пока человек не согрешил. После грехопадения он потерял первоначальную власть, так что лишь некоторых животных он смог приручать, для чего подчас требуются годы труда. Многие же животные и сегодня не поддаются приручению, либо приручаются лишь условно, так что оно может слушаться дрессировщика, но стоит ему совершить ошибку, как «прирученное» животное может наброситься на своего хозяина и даже убить. В мире первоначальном была гармония, ибо не было смерти. Смерть вошла в мир с грехопадением человека. Зверь начал убивать зверя и восставать против человека, а человек – убивать зверей ради каких-то свои нужд. Лишь некоторые подвижники, достигнув мира с Богом, достигали этой первоначальной гармонии, какую имел Адам в раю…. К слову, хорошо заметно, что при создании человека Бог говорит не «создам человека», а «сотворим человека». Иудеи так и не смогли это вразумительно объяснить, хоть у них есть версии, будто бог при сотворении мира советовался с Ангелами. Но в Новом Завете эти слова становятся понятными, ибо мы знаем о Троиности Божества. Таким образом, намеки на Тайну Святой Троицы есть и в Ветхом Завете. Более того, знатоки древних языков отмечают, что в еврейском тексте в Ветхом Завете слово «Бог» употребляется во множественном числе: «Элохим» вместо «Эллах». Даже правки, внесенные в Писание иудеями, подчас повредившие текст, не устранили этого. Но Писание говорило и говорит не о вере в нескольких богов, но в одного Бога! И снова мы встречаем намек на тайну Святой Троицы.

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 2): 1Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

6 Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; 7Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; 8Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

9 Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

10 Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, 13от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; 14от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, 15которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; 16дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, 17которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; 19никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.

20 Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, 21потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; 22а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Истинная мудрость – в Боге, ибо мир с Богом приноси спасение.… Здесь ничего не остается, как привести слова святителя Феофана Затворника на эту тему: «"Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге" (Прит. 2, 3-6). Корень богоугодной жизни - страх Господень. Когда придет он, то как творческая сила все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок - космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен: воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений истины. Доселе разуму не давали слова: он был в рабстве и не смел говорить здравые речи: пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, тебя держащем и могущем бросить в каждое мгновение, - о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе, - о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью, - о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство, - придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни».

Среда, Февраля 21 2018
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/6274-liturgiya-prezhdeosvyashchennykh-darov-v-svyato-voznesenskom-kafedralnom-sobore-goroda-kurorta-gelendzhik

По окончании службы о.Евгений вкратце рассказал о сути, а также о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров, которая ныне совершалась, а также о святителе Григорие Двоеслове, считающемся создателем чина литургии (хоть сама литургия существовала несколько раньше), заметил, что он является святым еще неразделенной Церкви. Потому в календаре мы можем найти многих Римских пап. Уже потом Римская Церковь отпала от единства православия, став раскольнической и еретической… Литургия эта – постовая, совершаемая исключительно в Великий пост, поскольку, в отличие от полной литургии, она имеет покаянный настрой. В дни поста мы призваны посвятить себя покаянию и борьбе со страстями. Если мы не будем здесь, на земле бороться с ними, то за гробом они займут обой все наше внимание. Как сказал преподобный авва Дорофей, человек, порабощенный страстями, по смерти будет так поглощен ими, что его внимание будет ими исключительно и занято, настолько, что он забудет о бытии Бога. Потому бороться со страстями здесь очень важно. Сами мы до конца победить их не сможем – их может уврачевать лишь сам Господь. От человека важно положить начало борьбе, полагаясь, притом, на Бога, который может помочь человеку и уврачевать коренящееся в человеке зло. Это зло не могли до конца победить и величайшие подвижники, и их эта сила греха приводило в смирение, в осознание своей поврежденности. Но они одолели путь, который надлежит идти и нам. Потому мы должны, двигаясь по пути духовного совершенствования, читать труды Святых Отцов, как инструкцию по прохождению пути, который они уже прошли. Это – очень важно. Притом, страсти необходимо замещать противоположными добродетелями: вместо гордости – смирение, вместо страсти к блуду – воздержание, вместо чревоугодия – возлюбить пост, таким образом, вырабатывать вместо дурных навыков добрые…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь