Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Всеволоду, в св. Крещении Гавриилу, Псковскому, блгв. Кн



Из млада явился еси, богомудре княже Гаврииле, /Божественный сосуд, избран Богови, /благочестием воспитан, веру непорочну соблюд /и многи святыя церкви устроив, /изгнание претерпел еси от своих, /якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. /С нимиже предстоя Святей Троице, /молися Державе Российстей сохраненной быти /и всем нам спастися.

Тропарь Обретение мощей

Наста днесь всечестный новый праздник, /обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, /веселящи изрядно всех благочестивых множества, / темже, вси вернии, сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием: / блаженне княже Гаврииле, /имея дерзновение ко Христу Богу, /моли спастися празднующим любовию память твою.

События дня.

Утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. С окончанием чтения Великого покаянного канона святителя Андрея Критского великое повечерие начинает опускаться, так что утреня субботы переносится на вечер накануне. Совершал ее о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора. В связи с намеченной общей исповедью храм был полон, как это бывает редко. После Великой ектении в начале утрени о.Евгений обратился к собравшимся. Вот, и настала суббота первой седмицы поста. Прошли пять дни сугубых молитв, самые тяжелые дни - ведь первая седмица поста – самая трудная, в связи с тем, что мы все от поста успели отвыкнуть. Это дни длинных молитвословий, сугубого воздержания. Теперь мы собрались для того, чтобы исповедоваться, покаяться в наших грехах. Грех – это то, что мучит человека. Во все времена грех мучил человека, и всегда человек понимал, что грех – это плохо. Почему? Да, потому что грех ранит не только тех людей, против которых он может быть направлен, но в первую очередь, самого человека. Иногда может показаться, что грех сладостен, но это обман, ибо зло часто маскируется, принимая привлекательный вид, и лишь когда человек окончательно поработится греху – зло обретает свой настоящий вид. Что есть грех? Для католиков все просто. Адам, согрешив, преступив заповедь, оскорбил Бога, а потому заслужил наказание. И из этого взгляда на грех, как на вину, преступление, вытекают все эти индульгенции и прочие атрибуты католичества. Но в православии грех не есть вина только, ибо нет толку оттого, что врач простит пациента. Грех - это болезнь. В конечном счете, попытки уврачевать грех через Закон, через заповеди, через обличения пророков, оказались неудачны. Грех продолжал властвовать над человеком. Даже само Писание Ветхого Завета ясно показывает – как много людей отступало от Бога, и как мало было праведников. Лишь пришествие в мир Христа Спасителя дало человеку спасение. Господь уврачевал зло, искоренив зло в самом себе. Итак, почему Христа мы называем Спасителем? От чего Он нас спас? От скорбей мира сего? Нет! От смерти? Нет! Слова о новой жизни человека и упразднении смерти относятся к дням всеобщего Воскресения после второго пришествия Христова. Он спас нас от власти греха, дав нам путь очищения от страстей и грехов. Христианство дает человеку не земные блага, но блага небесные, которые наследует человек за гробом, потому, если рассуждать с позиции атеиста, то христианство не дает человеку ничего – ни благополучия, не богатства, ведь с точки зрения такого человека, жизнь заканчивается со смертью. Поэтому атеизм – самая страшная религия, основанная на отрицании Бога. Христианство дает в этой жизни радость общения с Богом, а в вечности – Царство Божие. Освобождение же от греха, которое даровал нам Христос, продолжается в течение всей жизни человека, завершаясь лишь за гробом. Потому многие подвижники, находясь на смертном одре, просили явившихся к ним Ангелов дать им еще время на покаяние, а иные говорили: положил ли я хоть начало покаяния. Они видели, сколь их природа повреждена грехом. И тем страшнее ситуация, когда человек не видит грехов своих. Это подобно тому, как какой-нибудь человек, здоровый, сильный, молодой, заболевает, но не видит симптомов болезни. Он ведет активный образ жизни, но потом выяснчется – у него 4 стадия рака, и сделать ничего нельзя. А ведь обратись он раньше – и его можно было б спасти. Но он не замечал симптомов. Потому важно видеть грехи свои, а видя – каяться. Притом абсолютно неправильно каяться в них лишь в дни исповеди. Необходимо каяться тут же по совершении греха, а уж потом, по мере возможности, приступить и к исповеди, дабы получить разрешение от грехов. Также, по мере покаяния необходимо бороться со своими страстями, поскольку убери рассудок, страх, стеснительность, законы – и власть греха над человека станет безгреничным, он станет диаволом во плоти.. Тот, кто с ними не борется, даже если он в своей жизни не замечает их проявления, тот в вечности будет обладаем ими. Как пишет преподобный авва Дорофей в своем 13 слове, по смерти человека, они обретут такую власть над ним, что захватят все его внимание, он будет заниматься ими и только ими, забыв даже о наличии Бога. Поэтому важно бороться с ними. Именно это главное в духовной жизни человека, а не пост телесный (ибо диавол вовсе ничего не ест, не переставая быть диаволом). Человек, сотворивший искреннее покаяние, минет по смерти мытарства, поскольку грех над ним уже нет будет иметь власть. Вообще, что касается загробной участи человека, у католиков присутствует упрощенное представление об аде и рае, как о местах радости и мучении, дескать, в аду кто-то там будет мучить человека за непослушение Богу. Однако в православии говорится о том, что рай и ад человек создает сам в себе, ибо «Царство Божие внутри вас есть…». По смерти человек будет мучиться совестью по поводу соделанного им зла, которая и будет его жечь, вкупе с восставшими с новой силой страстями, которые, с отделением души от тела уже ничем не сдерживаются. Потому так важно покаяние, совершенное уже здесь. Важно бороться с греховными влечениями, возникающими в душе, ибо не всегде грех – это то, что сделано. Грех совершен, когда мысль принята человеком, даже если обстоятельства не позволили человеку осуществить эту мысль. Но и за такие грехи человек будет судим. Особенно же важно это будет в пост, когда мы выключим телевизор и все, что нас развлекает, откроем труды Святых Отцов, начнем сугубо читать Евангелие. Читать труды Святых Отцов (преподобного аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского) необходимо, так как в их трудах содержится руководство в духовной жизни, даются советы – как бороться с теми или иными страстями, хоть советы эти даются, по большей части, для монахов. Однако монах ты или мирянин – страсти у человека одни и те же…  Также о.Евгений говорил о самой исповеди, что это не отчет о грехах перед священником, а покаяние, совершаемое пред Богом, потому, если нет раскаяния в грехах, то лучше пока не подходить (впрочем, бывают случаи, когда человек колеблется, и в колебаниях своих просит Бога дать ему подлинное раскаяние в грехах). Также перед исповедью необходимо примириться со всеми, с кем у нас были конфликты, простить обидчиков, ибо если мы не простим обид ближних наших, то и Отец наш Небесный не простит нам согрешений наших. В этом смысле, грехи против ближних более тяжелые. Грехи, совершенные пред Богом и самим человеком, будет прощен, как только человек раскается. Но грех, совершенный против ближнего, тяжелее, ибо если Бог всегда прощает кающегося, то человеку, которого оскорбили, не всегда легко простить. Поэтому лучше вести себя осмотрительно, не допуская дел и слов, которые могли бы быть ближнему в соблазн, либо оскорбить его.… Говорил и о том, что человек, стыдящийся каяться в своих грехах, а потому скрывающий их от священника, вместо прощения получает осуждение, ибо пациент, скрывающий симптомы болезни от врача, не может получить адекватного лечения…. Услышав свой грех, каждый кайся про себя, взывая «Господи помилуй»! Если же кому есть что добавить к сказанному, то подойдя к священнику, пусть назовет свой грех, если же добавить нечего, то просто называй имя и приклони голову под разрешительную молитву.

После этого были прочитаны предначинательные молитвы, а затем – совершено последование общей исповеди. После этого служба продолжилась, а все присутствующие подходили к священникам (помимо о.Евгения, исповедь принимали о.Антоний Новицкий и о.Димитрий Осипов) под разрешительную молитву. Служба была обычная, уже без великопостных особенностей, однако без Великого славословия. Еще одной особенностью служб суббот и воскресных дней Великого поста является смена цвета облачения духовенства с черного, в которое все были одеты в будние дни, на фиолетовое. Фиолетовый цвет, напомню, посвящен Кресту Господню, а потому чаще используется в эти праздники, но также и в Великий пост.

Литургия.

В сам день я также был на службе в соборе. Литургию совершали о.Антоний Новицкий в сослужении о.Евгения Кузнецова и о.Димитрия Осипова. В отличие от вчерашнего вечера, желающих исповедоваться было относительно немного, так что практически все успели исповедоваться перед началом литургии, за исключением тех, кто пришли уже после того, как священник ушел (ради них священники выходили два или три раза, возобновляя исповедь). Пел верхний хор собора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.

9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Апостол объясняет своим соплеменникам суть Крестных страданий Христа. В особенности, он подчеркивает единство Христа с Отцом. Если в других местах он как бы разделяет Отца и Сына, то здесь подчеркивает, что Христос не сын Давидов (хоть по плоти и является потомком царя), но Сын Божий, при этом приводя отрывок из 2 псалма: «… Господь речет ко Мне, Сын мой еси Ты, аз днесь родих Тя!»… Для иудеев это было не очевидно, а потому апостол объясняет им это….

Евангелие (от Марка): 1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: 11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

13И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

14Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

18Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, 20но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? 25Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Глава 3.

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

6Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8Иерусалима, Идумее[300]и и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира[301] и Сидона[302], услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

Суббота. Сперва нам приводится момент, когда Господь с учениками своими проходит через засеянные поля. Ученики ж настолько голодны, что, не удержавшись, начинают срывать колосья. В других Еванглиях также подчеркивается, что они еще и растирали их руками, а потом – ели. Но с точки зрения фарисеев они «проводят работу», а значит, нарушают субботу. Отсюда и претензии. Но Господь обличает их, напоминая о том, как некогда Давид, преследуемый Саулом, пришел в Иерусалимский храм и попросил поесть, однако у первосвященникоа не нашлось продуктов, чтобы накормить Давида и спутников его. Поэтому он разрешил им взять хлеба предложения, находящиеся в храме, поскольку больше ничего под руками у него не было, поставив лишь одно условие – если у них не было сношений с женщинами. Но хлебы предложения не имел право есть никто, кроме священников. Однако этим Бог подчеркнул особое призвание Давида. Этим Господь вразумляет своих оппонентов, заметив также, что правило дается не ради самого правила, а ради человека, как и суббота дана не ради ничегонделания, а ради того, чтобы человек отдохнул от повседневных забот и посвятил хоть один день Богу. Тем более, негоже стричь всех под одну гребенку, если суббота – для человека, то в правиле есть место для снисхождения. В одном из Евангелий также приводится, как Господь при этом говорит: «И если бы вы знали, что значит «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». Так, Господь подчеркивает и свое Божественное достоинство. А после этого приводится случай того, как Господь исцеляет человека с парализованной рукой. Но те же фарисеи снова не заметили очевидного чуда, милости Божией, снова увидев лишь нарушение правил, как они их понимали. В Евангелии от Луки приводится фраза Христа: «Если у кого из вас в субботу вол или овца упадет в колодец, то не пойдет ли он ее тотчас и не вытащит ли? Насколько же лучше человек овцы?! Итак, можно в субботу творить добро». Фарисеи сами себе, с помощью жонглирования правилами Закона, могли разрешить все, что им хотелось, однако Господь обличал их злые дела и они в злобе придирались к Нему. Впрочем, слепая их приверженность обрядоверию тоже заметна. Увы, соблюдать самые строгие правила легче, чем возделывать поле своей души, потому соблазн впасть в слепое законничество весьма велик. Многие, поставив внешние правила выше отношений с Богом, погибли. Так возник знаменитый раскол XVII века, появившийся оттого, что для многих отпасть от церковной полноты, от Благодати было меньшим злом, чем нарушить внешние правила (замена одних земных поклонов на систему: земные, поясные поклоны и метания (наклон головы), чтение Трисвятого три раза вместо двух, хождение крестным ходом против часовой стрелки вместо по часовой, произнесение «Иисус» вместо «Исус»). О духовной подоплеке этого явления не говорится даже во многих православных источниках, поскольку уж очень сильна советская традиция наречения раскольников-старообрядцев «первыми русскими революционерами» со всяческим превознесением их (как мало говорится о том, что причиной раскола стала попытка исправить допущенные за многие века ошибки в богослужебных книгах, коих стало столько, что греческие братья по вере уже не признавали их). Но мы говорим не о политике, а о том, что отношение с Богом важнее внешних правил, в которых, при случае, может быть допущено снисхождение….

И чтения праздника великомученика Феодора. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Апостол наставляет ученика. Сперва он говорит о проповеди, призывая Слово Божие «передать верным людям, способным и других научить». То есть, речь идет о том, чтобы научив, поставить для проповеди Евангелия способных людей, могущих научить как словом, так и делом. И тут же апостол напоминает ученику о том, чтобы и он сам был примером для окружающих. Дабы он сам трудился, как воин подвизается, защищая Отечество, перенося традания от людей. Притом, воин приносит присягу не для того, чтобы строить для командира дачу, а если тот и заставляет его заниматься таким, не связанным с его обязанностями, делом, то награды он за это не получит. Равно и воин Христов не получит награды за житейские дела, которыми он занимается, с какой бы отдачей он ни занимался ими. Я получу награду не за то, что хорошо обустроил свой дом, а за то, как я обустроил свою душу. Имеющий же власть проповедовать Слово Божие людям также получит награду не за дела житейские, а за то, как он обустроил свою душу, но больше за то, как он исполняет свою обязанность проповедовать. Святитель Иоанн Златоуст также, толкуя эти слова, рассуждает о физической и иной подготовке, которой должен заниматься воин, без которой он просто не сможет воевать, говоря, что и христианин, если не соблюдает всего, что велит Евангелие, притом, если как воин, он не готов быть верным Христу даже до смерти, то и венца от Господа не получит….

Евангелие (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Его вознесения на небеса. По Сошествии на них Духа Господня они отправятся на проповедь. Но Господь заранее предупреждает их о том, что не все будут рады их проповеди, как не все были рады тому, что сам Господь говорил. Слово Христа обличало зло мира, поэтому мир ополчался на Него. Но также он ополчился и на учениковЕго, когда они вышли на проповедь, как и ныне ополчается на проповедников Слова Божия, чиня всевозможные препятствия. Во многих регионах мира верующие во Христа и сегодня предаются смерти за сам факт крещения и веры во Христа, являясь свидетелями веры и верности Богу. Надеющийся на Бога и оставшийся верным Богу пред лицом поносящих веру нашу (не все из нас страдают за веру, но терпеть поношения приходится почти всем) получает от Бога награду, того же, кто стыдится веры своей перед лицом мира, устыдится и сам Господь на суде. В праздник мучеников это чтение тем более важно, что в лице почитаемого ныне великомученика Феодора мы имеем пример такой верности Богу и веры, так что Благодать Божия дала ему силы претерпеть страдания, на что обычный человек неспособен и лишь помощь Божия дает ему эту силы. Поэтому, это чтение важно и для нас, дабы мы не стыдились своей веры пред лицом смеющихся над нами людьми мира сего….

В этот день храм был полон, как не бывает полон во многие воскресные дни. Большая часть присутствующих в храме причащались Святых Христовых Таин. Причащение шло на три чаши…

По окончании службы о.Евгений говорил на тему нынешнего праздничного Евангельского чтения. В читаемом ныне Евангелии Господь говорит: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.» И далее Он говорит: «наступит время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Поистине, это страшные слова. Они означают, что всякий, кто будет убивать христианина, будет думать, что делает доброе дело. Так бывало неоднократно в истории человечества. Христиане предавались смерти в древние времена, как и в новые. Мир ненавидит нашу веру, а потому и гонит, ибо она Богооткровенна, а потому чужда ему. Слово «мир» ознчает не только вселенную, но Господь этим словом именует вселенную греху. Потому слова «мир вас ненавидит» означают, что христиан ненавидят люди, не познавшие Бога, живущие по законам греха и смерти. Слово Божие обличает их в грехе, а потому они сопротивляются такой проповеди. Итак, «мир вас ненавидит». Если бы христианство было от мира, если бы она была творением человеческого ума (как это часто бывает, когда некий мудрец, размышляя о происхождении мира, создает новую религию), то мир бы знал, что христианство создано такими же людьми. Тогда наша вера была бы принята всем обществом с восторгом. Но вера Христова не создана людьми, но является Богооткровенной, а потому живущее в грехе человечество не принимает ее. Даже апостолы до конца не принимали того, что говорил им Христос. Когда же Он воскрес, и жены-мироносицы возвестили им о том, что Христос воскрес, то они не поверили в это (да и сами женщины сначала не поверили), так что когда Христос явился им, то укорял их за неверие и жестокосердие, ведь о Его воскресении написано в Писаниях пророков, да и Он сам говорил им. Но и тогда они сомневались, думая, что видят призрак, так что Он, дабы доказать им, что это Он, ел пред ними рыбу и мед. Лишь после Пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святой, их вера обрела твердость, они были вразумлены во всем, чего раньше не понимали, и после этого проповедовали Евангелие Господне миру, претерпевая скорби и гонения. Особенность веры Христовой, ее Богооткровенность, как раз раскрываются в том, что ни одна другая религия не переживала таких страшных гонений. В одну только эпоху правелния императора Нерона были перебиты все римские христиане, казнены апостолы Петр и Павел, а с ними – тысячи христиан Рима и окрестностей. Нерон, будучи любителем театра и представлений, обставлял все, по его мнению, красиво: христиан могли публично сжигать на кострах, используя эти костры, как ночное освещение (притом, что в них горят живые люди), могли зашивать в шкуры животных (даже женщин и детей, особенно изощряясь с последними) и скармливать голодным зверям. Других заставляли драться друг с другом, а если они не соглашались – тут же казнили. Бывало, разумеется, что завоеватели, приходя в другую страну, истребляли местных жителей, если они не соглашались принимать их веру, истребляя также и их храмы. Много пострадали христиане, например, от нашествия монголов. Но это – военное время. Совсем же другое - когда в абсолютно мирное, спокойное время одни граждане ополчаются на других, начиная уничтожать их за один факт веры. Других таких примеров, подобным гонениям, которые претерпевали христиане, нет. Апостол Петр был распят на Кресте вниз головой, Павел же, как римский гражданин, был казнен через отрубание головы. Почти все апостолы, подобно Петру и Павлу, были убиты. Казалось бы, все свидетели жизни Христа уничтожены, все проповедники истреблены, а значит, христианство должно исчезнуть. Но сколько бы ни гнали христиан – их становилось только больше. Это также является свидетельством о Богооткровенность веры Христовой, ведь сам Господь сказал: «.. создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее…». И во все времена было одно и то же. Сегодня празднуется память великомученика Феодора Тирона. Вчера мы читали молебный канон ему. И на нынешний день рекомендуется перенести празднование святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси. Один жил и пострадал в III веке, приняв смерть, как христианин. Святитель же Тихон был поставлен патриархом Московским в послереволюционное время, во время начала гонений. Церковь тогда подвергалась притеснениям и преследованиям, священников убивали, расстреливали, сажали в тюоьмы. Сам святитель несколько раз бывал в заключении, на него совершались покушения, многих из его окружения арестовали, посадив в тюрьмы. И все эти скорби и бедствия сократили его жизнь, и пусть он скончался своей смертью (от сердечной болезни), но его с полным правом можно назвать мучеником. В спокойное время наш подвиг состоит в борьбе со страстями, а времена гонений – это самое лучше для христиан время, поскольку именно в это время христианин может на деле показать – насколько он верен Богу. Во времена гонений из Церкви уходят все, кто не имеют твердой веры Богу, для которых православие – лишь одна внешняя мишура. Часто бывает так, что внешне человек исполняет все, что заповедано, молясь, постясь, посещая храм, а внутренне он далек от Бога. Потому Господь сильнее всего обличал не блудников, не прелюбодеев, не мытарей, а фарисеев и подобных им. Все они внешне вели правильную жизнь, исполняя Закон во всех мелочах: молясь, соблюдая посты, зная наизусть Священное Писание. Однако при всей внешней правильности, внутренне они были преисполнены гордости и лицемерия. Это означает, что главное не во внешних обрядах, а во внутреннем состоянии души, ведь не обязательно помыслив зло, я его совершаю. На пути к совершению греха может быть масса препятствий (например, я стесняюсь), но я уже принял греховный помысел, я уже согласился с ним. Согрешил я? Конечно. Грех уже совершил и я за это уже достоин геенны огненной. Часто бывает, что человек внешне спокоен, но внутри него кипит злоба, зависть, хоть внешне он может спокойно говорить с тобой, улыбаться. Потому борьба с грехом, со страстями является главным делом христианина. Судим будет человек не за то, что он сделал внешне, а за то, в каком состоянии пребывает его душа, ведь грех может внешне не проявляться, но, тем не менее, гнездиться внутри и обладать человеком. Потому, ради борьбы с грехом, святые убегали от мира, в монастыри, а часто и дельше - в пустыни, в леса и так далее. Слова «убегали от мира» здесь означает «убегали от суеты мира сего». И они, уходя туда, там, наедине с собой, пребывали в борьбе, познавая то, кто они есть на самом деле. Они претерпевали не только внешние скорби: холод, голод, нападения диких зверей (а то и случайно забредших в глушь людей), но в первую очередь – скорби внутренние. Это можно проиллюстрировать на примере жития преподобной Марии Египетской, которая, живя в пустыне, 12 лет боролась с помыслами, которые напоминали ей о ее прежнем греховном образе жизни, о тех удовольствиях, которыми она там жила. Подобным образом мир, то есть, грех и враг спасения нашего – диавол, пытается изгнать подвижника из места его подвига, дабы снова ввергнуть его в прежний образ жизни, в прежнюю суету. Но они мужественно подвизались в борьбе с грехом. Иные из них встречали там свою смерть, иные были убиты дикими зверями, умирали от болезней (кто-то был парализован, и не имея людей, которые бы помогли ему, погибал от истощения). Но те, кто выдерживали, в конце удоставивались великих даров от Бога, так как зло из их душ изгонялось. Подобным образом, преподобный Серафим Саровский, после многих лет жизни в пустыни, да в затворе, очистив свою душу, вышел в мир, утешая людей, ибо обрел великий дар утешать и врачевать души человеческие, и за ним пошли тысячи, которых через него спасал Бог. Человек, который сам еще не очистил свою душу, не может помогать делать это другим, таким образом, каждому из нас следует, в первую очередь, заботиться о спасении своей души. Необходима, как уже была сказано, борьба с грехом, что особенно важно сейчас, в дни поста. Что касается поста, то здесь важна рассудительность, ибо не все, в силу состояния здоровья, могут себе позволить держать пост во всей строгости. Каждый должен соизмерять строгость поста со своими силами, помня, что главное в посте – борьба с грехом, а также помнить, что постимся мы не для того, чтобы погубить себя или довести тело до истощения. Главный же пост – духовный, то есть, борьба со своими греховными влечениями, притом, задача состоит в том, чтобы и по завершении поста человек продолжал также молиться, также бороться со страстями, не позволяя им овладевать собой. В борьбе это необходимо руководствоваться трудами Святых Отцов: преподобного аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, святителя Игнатия (Брянчанинова). В их трудах содержатся советы – как бороться с той или иной страстью. Потому

Суббота, Февраля 24 2018
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/6285-chin-osvyashcheniya-kupolov-i-krestov-v-stroyashchemsya-khrame-svyatogo-ravnoapostolnogo-velikogo-knyazya-vladimira-goroda-kurorta-anapa

читать их совершенно необходимо, поскольку Отцы эти прошли тот путь, который предстоит пройти нам. Их молитвами да преодолеем его и да достигнем Царства небесного!

По окончании проповеди о.Евгений напомнил расписание служб, заметив, что в это воскресенье Таинство соборование не будет совершаться, а начнет совершаться со следующего воскресенья. Также он заметил, что накануне после всенощного бдения в 19.00 будет встреча молодежи….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь