Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К экзамену по истории русской литературы Х1Х в. (1800-1840-е гг.)



1. Особенности историко-литературного процесса в России XIX века и проблемы его изучения.

2. Романтизм в русской литературе первой трети Х1Х века.

3. Литература начала Х1Х века, литературные направления. Полемика между "Беседой..." и "Арзамасом".

4. Творчество В.А. Жуковского, эволюция творческого метода поэта. Значение поэзии Жуковского в истории русской литературы. Белинский о поэте.

5. Основные этапы творчества К.Н. Батюшкова. Роль Батюшкова в раз­витии русской поэзии.

6. Творчество И.А. Крылова в Х1Х в. Басни Крылова: идейное содержание и художественные особенности.

7. Гражданско-героический романтизм. Литературно-эстетическая пози­ция поэтов-декабристов. Творчество К.Ф. Рылеева.

8. Творческий путь А.С. Грибоедова. Комедия "Горе от ума". Много­плановость проблематики. Проблема метода. Новаторство Грибоедова-драматурга. "Горе от ума" в оценке И.А. Гончарова.

9. Лирика А.С. Пушкина лицейского и петербургского периодов.

10. Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", литературные традиции и новаторское значение.

11. Творчество А.С. Пушкина южного периода. Южные поэмы. Своеобразие пушкинского романтизма.

12. Поэма А.С. Пушкина "Пыганы". Особенности художественного метода. Творчество А.С. Пушкина Михайловского периода. Трагедия "Борис Годунов" и ее роль в развитии русской литературы.

13. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как этапное произведение в творчестве поэта. Проблематика и идейное содержание. Белинский о романе. Проблема метода и жанра.

14. Центральные образы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Проблема главного героя.

15. Образ Петра Первого в произведениях А.С. Пушкина конца 1820-х гг. ("В надежде славы и добра…" Арап Петра Великого. Полтава.)

16. Поэма А.С. Пушкина "Полтава".

17. Творчество А.С. Пушкина в болдинский период (1830 г.). "Повести Белкина". Проблематика. Образ рассказчика. Своеобразие художест­венного метода.

18. Социально-философская и этическая проблематика "Маленьких траге­дий" А.С. Пушкина. Глубина психологического анализа.

19. Социально-исторический и философский смысл поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник". Художественное своеобразие поэмы.

20. Лирика А.С. Пушкина конца 1820-х и 1830-х годов.

21. "Дубровский" А.С.Пушкина. Проблематика, идейное содержание, система образов и художественное своеобразие.

22. Повесть А.С. Пушкина "Пиковая дама"

23. Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Проблематика и система образов. Тема народного восстания.

24. Поэзия пушкинской плеяды (творчество одного из поэтов).

25. Литература 1830-х гг. Журналистика. Поэзия и проза. Повести А.А. Бестужева-Марлинского, Н.Ф. Павлова и В.Ф. Одоевского. Романтизм и реализм.

26. Лирика М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы. Проблема эволюции.

27. Поэма М.Ю. Лермонтова "Песня про ... купца Калашникова". Историзм и народность. Смысл противопоставления образов купца и опричника. Художественное своеобразие поэмы. Белинский о поэме

28. Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Пафос поэмы.

29. Поэма М.Ю. Лермонтова "Демон". Проблематика и философская сущность.

30. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Особенности архи­тектоники, композиции и жанра. Проблематика романа, система образов. Белинский о романе.

31. Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Белинский о герое. Печорин в оценках современного литературо­ведения. Проблема метода.

32. Творчество А.В. Кольцова. Белинский и Добролюбов о Кольцове.

33. "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя. Комизм, лиризм и трагизм повестей. Образ рассказчика. Романтическое и реалисти­ческое в повестях.

34. "Миргород" Н.В. Гоголя. Идиллический, героический, трагический и комический пафос в повестях "Миргорода".

35. Народно-историческая повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Образы и идейное содержание.

36. Петербургские повести Н.В. Гоголя, проблематика и идейный смысл.

37. Повесть Н.В. Гоголя "Шинель". Образ Башмачкина и трагедия "ма­ленького" человека. Роль повести в истории русской литературы.

38. Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". Идейный смысл и образ главного героя. "Хлестаковщина". Основные персонажи. Своеобразие компо­зиции. Авторское истолкование комедии.

39. "Мертвые души" Н.В. Гоголя. Общий замысел и предполагаемые архи­тектоника и композиция всей поэмы. История создания 1-го т. Проблематика и идейный смысл 1 т. Тема России и народа в поэме.

40. Образы помещиков в 1 т. "Мертвых душ" Н.В. Гоголя, художественные приемы в создании образов.

41. Образы чиновников и изображение губернского города в 1-м т. "Мертвых душ". Художественное мастерство Гоголя.

42. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (1 и 2 тт.). Его роль в раскрытии идейного содержания произведения.

43. Композиция 1-го т. "Мертвых душ" Н.В. Гоголя. Образ автора и роль лирических отступлений. Своеобразие жанра.

44. Судьба 2-го тома "Мертвых душ" Н.В. Гоголя. Проблематика 2-го тома.

45. Русская общественная мысль в 1840-е годы. Журналистика 1840-х годов.

46. Натуральная школа как ведущее направление в русской литературе 1840-х годов. Особенности художественного метода и жанра произ­ведений. Белинский о натуральной школе.

47. Проблематика и художественное своеобразие произведений писателей натуральной школы.

48. Роман А.И. Герцена "Кто виноват?". Белинский и Страхов о романе. Повести А.И. Герцена.

49. Творчество Е.А. Боратынского.

50. А.С. Пушкин и Тамбовщина.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

В задачи практических занятий входит выполнение не только функции обучения, но и контроля за самостоятельным изучением студентами основных программных текстов.

Подготовка к практическому занятию включает

а) внимательное прочтение художественного текста (текстов);

б) работу с художественным текстом (текстами) в соответствии с планом занятия и заданиями к нему;

в) выполнение письменных и устных заданий к занятию;

г) дополнительную (не отмеченную в плане и заданиях как обязательную) работу с критическими и литературоведческими источниками.

 

 

Подготовка к занятию требует обязательного наличия у каждого студента плана занятия, перечня заданий и списка литературы (в печатном или рукописном варианте)!

 

В обязательном порядке письменно изготавливается "ключ" к плану занятия, то есть справочный аппарат, помогающий быстро найти цитатную иллюстрацию в анализируемом тексте. Например, готовясь по первому пункту плана занятия «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» «Мильон терзаний» «здравомыслящего человека»: Образ Чацкого: заочное знакомство с героем, первое появление… и т.д. после слов "заочное знакомство с героем" в скобках указываются №№ действий и явлений комедии (а, может быть, и страниц издания, с которым работает студент дома и на занятии!), в (на) которых даются заочные характеристики Чацкого другими действующими лицами пьесы (в данном случае, Софьей и Лизой). Таким манером прорабатывается каждый пункт и подпункт плана!

Задания к практическим занятиям помимо работы с самим текстом произведения предполагают работу с критическими и литературоведческими источниками. В заданиях всегда указан вид работы с источниками: конспектирование, тезирование, составление выписок. Иногда студент сам вправе определиться с типом проработки источника.

В любом случае в тетради для практических занятий письменные варианты работы с источниками должны быть оформлены следующим образом. Работа должна иметь правильно "надетую" "шапку". Дается полное библиографическое описание (в соответствии с требованиями действующего ГОСТа) источника, с которым работал студент, ниже указывается тип работы с источником. Например:

 

Гончаров, И.А. «Мильон терзаний» / И.А. Гончаров // И.А. Гончаров-критик. – М.: Сов. Россия, 1981. – С. 58-89.                                                                                              Конспект

или:

Смольников, И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" / И.Ф. Смольников. –М.: Просвещение, 1986. – 112 с.                                                                                                  Выписки

Конспектирование может осуществляться как в форме подробного или краткого изложения содержания источника с цитатными иллюстрациями, так и в форме цитатного монтажа.

Любой письменный вариант работы с источниками должен иметь систему поиска, то есть выделенные на полях или в тексте (подчеркиванием, цветом и т.д.) рубрики, пометки (например: Белинский о Ленском, Гончаров о Софье, Образ Молчалина, Главная идея романа и т.д. и т.п.) позволяющие быстро найти нужную информацию на занятии или при подготовке к итоговому испытанию. Кроме того, создание системы поиска полезно и при работе с источником, так как заставляет студента выявить для себя его внутреннюю структуру и логику мысли критика или литературоведа.

  Предварительное знакомство с содержанием источника необходимо для систематизации материала и наиболее целесообразного распределения его в рамках конспекта (тезисов и т.п.). В противном случае студенту придется писать либо чрезмерно объемный конспект, либо, начав подробно, перейти к фрагментарному изложению, а то и не завершить начатое. Также второстепенные положения могут получить излишне детальное отражение в конспекте, а действительно программные положения остаться без внимания. 

 

В заданиях указан необходимый минимум источников, подлежащих той или иной проработке. Студенты, желающие получить более объемное представление об изучаемом произведении и претендующие на высший балл на итоговой аттестации должны обращаться к большему количеству источников, причем выбор последних вовсе не ограничивается приводимыми списками литературы.

КОЛЛОКВИУМЫ

При подготовке к коллоквиумам следует придерживаться тех же методических рекомендаций, что и к практическим занятиям. Отличие состоит  лишь в том, что планы коллоквиумов («примерные вопросы») носят обобщенно-универсальный характер и "накладываются" на все произведения писателей, указанные в разделе «Тексты».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь