Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская Православная Церковь и светская власть при Алексии II



Основная статья: Русская церковь в патриаршество Алексия II

В интервью газете «Известия» 10 июня 1991[88] на вопрос о его отношении к Декларации митрополита Сергия Патриарх ответил[89]:

<…> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью «поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству». Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <…> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <…> Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: «мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой — наши радости и беды которой — наши беды». Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова «которого», то есть государства, Советского Союза, а есть слово «которой», соотносимое со словом «Родина». То есть речь идет о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я всё время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации… Мы не спешили на словах отказываться от неё, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею.

На реплику журналиста о известном отчёте Василия Фурова, заместителя председателя Совета по делам религий, в ЦК КПСС в 1974 году, где говорится о Преосвященном Алексии как об одном из самых лояльных «советской власти» епископов Русской Церкви, понимающем «незаинтересованность» государства в укреплении религиозности, патриарх ответил, что ему по назначении его епископом в Таллин в сентябре 1961 года удалось отстоять Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь от закрытия.

После избрания Алексия II Патриархом, насколько можно судить по открытым источникам, у него сложились в основном ровные отношения с высшим руководством страны, в том числе с Президентами России: Борисом Ельциным и Владимиром Путиным.

10 июля 1991 года на торжественном заседании Съезда народных депутатов РСФСР, посвящённом вступлению в должность первого Президента РСФСР Бориса Ельцина, вслед за присягой последнего и по исполнении гимна (музыка Михаила Глинки) обратился к нему со словом, после чего зачитал текст адреса, подписанного Главами и представителями Церквей и религиозных объединений РСФСР. Вручив адрес, Патриарх «осенил Б. Н. Ельцина крестным знамением».[90]

19 августа 1991 года, во время августовских событий, во время служения литургии в Успенском соборе Кремля распорядился опустить на ектениях прошение «[О богохранимей стране нашей,] властех и воинстве ея»[91].

Во время октябрьских событий 1993 года предложил посредничество обеим противоборствующим сторонам; при его участии начались переговоры в московском Даниловом монастыре, ни к чему не приведшие.

Участвовал в процедуре инаугурации Б. Н. Ельцина в 1996 году; присутствовал на церемонии передачи президентских полномочий Владимиру Путину 31 декабря 1999[92].

Патриарх Алексий II в кремлёвском Благовещенском соборе преподаёт благословение В. В. Путину в день инаугурации последнего 7 мая 2000 года

В церемонии инаугурации Путина 7 мая 2000 года и 7 мая 2004 года Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашённых гостей наряду с представителями других религиозных конфессий; однако, 7 мая 2000 года «по окончании церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Благовещенском соборе Московского Кремля отслужен молебен о здравии и долголетии нового главы государства. Владимира Путина благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время службы рядом с Президентом находилась супруга Президента Людмила Александровна Путина. Предстоятель Русской православной церкви, напутствуя Владимира Путина, отметил, что Россия обретает нового главу, который уже заручился поддержкой большинства жителей страны».[93]

Несмотря на иное, согласно мнению многих наблюдателей, отношение к этому вопросу светской власти, отказывался дать согласие на визит Папы Римского Иоанна Павла II в Россию, ссылаясь на неразрешённые проблемы между Церквами[94][95][96].

Уже в 1989 году государственные органы прекратили осуществлять активный контроль за жизнью религиозных организаций. В 1990-е государство начало оказывать деятельную, в том числе юридическую и финансовую, помощь Церкви в деле восстановления храмов, развития духовного образования, пастырского окормления в государственных ведомствах, в войсках, в местах лишения свободы и т. п. Многие высокопоставленные государственные служащие получили в это время высшие церковные награды. Ряд крупных храмов был построен на средства региональных бюджетов, либо крупных компаний, что вкупе с финансовой непрозрачностью структур Патриархата вызывает вопросы у критиков РПЦ[97]. В своём ответном слове Патриарху 12 января 2008 года в Иверском (бывшем Успенском) соборе Валдайского монастыря Президент России Владимир Путин в частности сказал: «Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию храма. Осталось только возродить роспись, позолотить купола. Обещаю Вам, что сделаем это в самое ближайшее время.»[98][99]

В 2000-е некоторые аналитики, правозащитники и представители иных конфессий начали высказывать опасения, что Церковь начала притязать на роль носителя фактически государственной идеологии[100][101]. Подобные опасения особенно усилились в связи с дискуссией о введении предмета Основы православной культуры в программу общеобразовательных школ в качестве регионального компонента[102][103][104][105]. Высказываются обвинения в политической подоплёке некоторых канонических прещений, накладываемых на священнослужителей[106][107].

После сделанного 11 декабря 2007 года Дмитрием Медведевым заявления, в котором последний обратился к Владимиру Путину «с просьбой дать принципиальное согласие возглавить правительство России после избрания нового президента нашей страны»[108], 13 декабря дал интервью телеканалу «Россия» (Вести, 13 декабря 2007 года), где сказал в связи с таким кадровым предложением следующее: «Конечно, это, наверное, трудный шаг, потому что человеку, который занимает высший пост в государстве, является национальным лидером, нелегко встать на второе место. Но отношение Владимира Владимировича к своему долгу, его любовь к Родине, то, что он сделал для России, я думаю, должны побудить его переступить через эту кажущуюся трудность. Полагаю, что такое сочетание обеспечит преемственность курса, который осуществлялся В. В. Путиным в течение последних восьми лет».[109][110]

12 февраля 2008 года официальные представители Московский Патриархии выразили неудовлетворение[111][112] подписанием Указа Президента Российской Федерации от 06.02.2008 № 138[113], который упразднил, в частности, Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, стр. 192). Юрист Московской Патриархии Ксения Чернега в комментарии для официального сайта РПЦ заявила: «Русская Православная Церковь считает, что призыв священника в армию противоречит внутренним установлениям Церкви. А ведь согласно статьи 15 закона „О свободе совести“ государство должно уважать внутренние установления. Поэтому наша принципиальная позиция: отсрочка для священников должна быть сохранена.»[114] 22 февраля 2008 года пресс-секретарь Московской Патриархии Владимир Вигилянский на пресс-конференции напомнил, что до революции 1917 года во всей Российской Церкви было 60 тысяч священнослужителей, тогда как на момент пресс-конференции она не достигала и 30 тысяч, а в самой России — только 15 тысяч священников; заявив, что проблема катастрофической нехватки духовенства является виной не Церкви, «но богоборческого режима, который на протяжении всего прошлого века истреблял священнослужителей», он отметил: «В этой ситуации позиция государства как правопреемника власти, уничтожавшей и расстреливавшей священников, кажется не очень нравственной»[115].

29 февраля 2008 года Президент России Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», устанавливающий возможность получения образовательными учреждениями профессионального религиозного образования свидетельства о государственной аккредитации[116].

3 марта 2008 года, за 4 дня до подведения официальных итогов голосования, Алексий II направил поздравление Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву «в связи с победой на президентских выборах», отметив, что последнему « предстоит кропотливая работа по созданию нового облика России третьего тысячелетия, и это потребует [от него] терпения, любви, веры и одновременно мужества».[117] Рано утром 27 апреля того же года в Храме Христа Спасителя в Москве, по завершении пасхальной утрени[118], обратился к присутствовавшим за богослужением В. В. Путину и Д. А. Медведеву, сказав в частности: «Мы благодарны Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, за восемь лет президенства, в течение которых Вы очень много сделали для нашей страны. <…> Вам обоим предстоит нелегкий подвиг служения своему Отечеству и своему народу. <…> Я также поздравляю ваших супруг — Людмилу Александровну и Светлану Владимировну, которые и сейчас, и в будущем будут поддерживать вас, помогать вам в трудностях и испытаниях <…>»[119].

7 мая 2008 года в Благовещенском соборе Кремля, по завершении церемонии инаугурации нового Президента России, совершил молебен по случаю вступления в должность Президента России Дмитрия Медведева; зачитал последнему приветственный адрес, в котором отметил, что новый Президент России принимает на себя «нелегкое бремя ответственности за настоящее и будущее нашего государства в непростое время его социально-экономических преобразований»[120][121][122]. 8 мая того же года поздравил В. Путина в связи с вступлением его в должность Председателя Правительства РФ[123].

По мнению НГ Религии от 3 сентября 2008 года, заявление протоиерея Вс. Чаплина 26 августа того же года в связи с военным конфликтом в Грузии («Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности <…>»)[124] поставило РПЦ «после официального признания двух закавказских республик президентом Дмитрием Медведевым <…> в известную оппозиции к политическому курсу руководства страны.»[125] 6 ноября 2008 года Патриарх Алексий II на встрече с делегацией Грузинской Патриархии в Москве сказал: «Мы рады всегда принимать посланников братской святой Грузинской православной церкви, с которой у нас так много общего: единая святая православная вера, единая история, вековые культурные связи. Верим, что никакие политические катаклизмы не могут поколебать наше братское единство, и тому убедительным свидетельством служит наша сегодняшняя встреча.»[126][127]

В своём последнем интервью, данном 1 ноября 2008 года и опубликованном посмертно, следующим образом оценил свою историческую роль: «Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом.»[128]

Подпись Патриарха. 2008

На следующий после его кончины день, 6 декабря 2008 года, газета Коммерсантъ писала о нём: «Патриарх Алексий II стал <…> первым представителем церкви, которому удалось настолько сблизить интересы религиозной и государственной власти, что отделить одну от другой стало впредь невозможно.»[129].

См. также: Экономическая деятельность Русской православной церкви

Награды

Награды Русской православной церкви и других поместных Церквей:

  • Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой
  • Орден «Славы и Чести» (2005)[130]
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси I степени
  • Орден святителя Макария митрополита Московского и всея Руси I степени
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (27 мая 1968)
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (11 мая 1963)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (21 февраля 1979)
  • Орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского I степени
  • Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени (2005)[131]
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Чехословацкая Православная Церковь, 20 октября 1962)
  • Орден преподобного Иоанна Рыльского I степени (Болгарская Православная Церковь, май 1968)
  • Орден апостола Марка (Александрийская Православная Церковь, 1969)
  • Орден Животворящего Креста I и II степени (Иерусалимская Православная Церковь, 1968, 1984)
  • Орден святого великомученика Георгия Победоносца I и II степени (Грузинская Православная Церковь, 1968, 1972)
  • Орден апостолов Петра и Павла II степени (Антиохийская Православная Церковь, 1 сентября 1981)
  • Другие ордена Митрополий Антиохийского Патриарха
  • Орден святого священномученика Иоанна архиепископа Рижского I степени (Латвийская Православная Церковь, 28 мая 2006)[132]
  • Медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата (1965)
  • Золотая медаль I степени святого великомученика Димитрия Солунского (Греция, 25 сентября 1980)
  • Золотой медалью I степени святой великомученицы Екатерины Митрополия Катерини (Греция, 4 мая 1982)
  • Медаль «15 лет Кемеровской и Новокузнецкой епархии» (Кемеровская и Новокузнецкая епархия, 22 марта 2008)

Патриарх Алексий II — кавалер ордена Св. Андрея Первозванного. Почтовая марка России, 2012 г., (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1602)

Государственные награды Российской Федерации :

  • Орден Святого Андрея Первозванного (19 февраля 1999) — за выдающийся вклад в духовное и нравственное возрождение России, сохранение мира и согласия в обществе[133]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (23 февраля 2004) — за выдающийся вклад в укрепление мира и согласия между народами, восстановление исторического и культурного наследия России[134]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 сентября 1997) — за большой вклад в достижение единения и согласия в обществе и многолетнюю миротворческую деятельность[135]
  • Орден Дружбы народов (22 февраля 1994) — за большой личный вклад в дело духовного возрождения России и активную миротворческую деятельность[136]
  • Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2005 года (9 июня 2006, вручена 12 июня).

Государственные награды СССР :

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы Народов (22 ноября 1979)

Награды субъектов Российской Федерации:

  • Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область)[137]
  • Орден Белого Лотоса (Калмыкия, 1997)[138]

ведомственные награды:

  • Памятная медаль А. М. Горчакова (МИД России, 2002)
  • Нагрудный знак «За милосердие и благотворительность» (Министерство образования и науки Российской Федерации, 2003)[139].
  • Медаль «За вклад в развитие агропромышленного комплекса» I степени (Минсельхоз России, 2005)[140]
  • Медаль Анатолия Кони (Минюст России, 2000)[141]

Иностранные государственные награды:

  • Орден «Слава» (Азербайджан, 14 сентября 2005) — за заслуги в развитии дружественных связей между народами Азербайджана и России[142][143]
  • Орден Креста Маарьямаа I степени (Эстония, 29 сентября 2003)[144].
  • Орден Трёх звёзд I степени (Латвия, 27 мая 2006)[145].
  • Орден Дружбы народов (Белоруссия, 26 марта 2004) — за плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению национальных культур, большой личный вклад в развитие духовного и интеллектуального потенциала братских народов Белоруссии и России[146][147]
  • Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 23 сентября 1998) — за особые заслуги в развитии и укреплении дружественных связей между народами[148][149]
  • Орден Почёта (Белоруссия, 2008)[150]
  • Медаль Франциска Скорины (Белоруссия, 22 июля 1995) — за большой вклад православной церкви в духовное возрождение белорусского народа[151]
  • Орден Республики (Молдавия, 12 ноября 2005)[152]
  • Национальный орден Кедра (Ливан, 6 октября 1991)[153]
  • Орден Великого князя Литовского Гядиминаса I степени (Литва, 1997)[154]
  • Орден Достык I степени (Казахстан, 2002)[155]
  • Орден Республики (ПМР, 8 февраля 1999 года) — за неоценимый вклад в деле укрепления истинной Православной веры наших отцов, огромное, постоянное внимание, помощь, проявляемые к чадам Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нашего Государства и в связи с 70-летием со дня рождения[156]

Общественные награды:

  • Почётная грамота Советского фонда мира (23 августа 1969)
  • Медаль и почётная грамота Советского фонда мира (13 декабря 1971)
  • Памятная настольная именная медаль Советского фонда мира (1969)
  • Медаль Всемирного Совета Мира (1976) — в связи с 25-летием движения сторонников мира
  • Медаль Советского комитета защиты мира (1974) — в связи с 25-летием образования комитета
  • Почётная грамота Советского комитета защиты мира (ноябрь 1979)
  • Почётная грамота и памятная медаль Советского фонда мира (ноябрь 1979)
  • Памятная медаль Всемирного Совета Мира (1981) — в связи с 30-летием движения сторонников мира
  • Почётный знак Правления Советского фонда мира (15 декабря 1982) — за активное участие в деятельности фонда
  • Грамота общества советско-индийской дружбы[157].
  • По информации Keston News Service, в 1988 награждён Почётной Грамотой КГБ СССР[158][159].

Почётный гражданин ряда регионов и городов:

  • Почетный гражданин Москвы
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга
  • Почётный гражданин Новгорода
  • Почётный гражданин Сергиева Посада
  • Почётный гражданин Республики Калмыкия
  • Почётный гражданин Республики Мордовия
  • Почётный гражданин Ленинградской области[160]
  • Почётный гражданин Республики Карелия (2006)[161]
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2003)[162]
  • Почётный гражданин Мурома (Владимирская область, 2006)[163]
  • Почётный гражданин Кемеровской области (2005)[164]
  • Почётный гражданин города Подольска Московской области (2001)

Почётные учёные степени


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь