Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Видение верующими Господа в День Воскресения.



Последователи истины и приверженцы единобожия и правдивости единогласны в том, что Аллаха Всевышнего увидят (верующие) в Последней жизни. Об этом сказано в Его Писании и это достоверно пришло от Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

[Например, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова: «О, Аллах, прошу Тебя позволить мне насладиться взором на Твой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!» Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Множество хадисов на эту тему собрал имам ад-Даракутни в книге «ар-Руъя» («Видение Аллаха»). А также ибн уль-Кайим в своей книге «Хади аль-Аруах», и шейх хафиз аль-Хаками в своей книге «Ма′аридж аль-Кабуль», 1/306-335].

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ (22) إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾

«Одни лица в тот день [в День Суда] будут сиять и взирать на своего Господа». [Сура аль-Кыяма, аяты 22-23].

Сообщается со слов Джарира ибн ′Абдуллаха аль-Баджали [Известный сподвижник. Скончался в 51-ом г.х. (или в 54-ом г.х.)], да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он посмотрел на луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)”. А после этого он прочитал (аят, в котором сказано):“…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом” [Сура Каф, аят 39]». [аль-Бухари, 554, 573, 4851, 7434; Муслим, 633].

А в другой версии сказано: «…вы увидите вашего Господа глазами…». [аль-Бухари, 7435, и другие. Следует заметить, что некоторые обладатели знания указали на то, что данная добавка является отклоненной (шазз), а, соответственно, недостоверной. Эту добавку передали только Абу Шихаб аль-Асгар ‘Абду Роббихи ибн Нафи‘ аль-Кинани и Зейд ибн Аби Унейса. Эти двое противоречили более чем шестидесяти передатчикам этого хадиса. Хотя смысл этих слов ни в чём не противоречит основным, достоверным версиям этого хадиса. А Аллах знает лучше].

 

Передал Сухейб [ибн Синан ар-Руми] от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, им будет сказано: “О, обитатели Рая, поистине, у Аллаха есть для вас обещание, которое вы прежде не видели“. Они скажут: “Что это за обещание? Разве Аллах не сделал наши лица белыми, разве Аллах не удалил нас от Огня и ввёл в Рай?“ И тогда (Аллах) уберет завесу, и они смогут взглянуть на Него. Клянусь Аллахом, не будет даровано им Аллахом ничего любимее для них, чем лицезрение Его». [Муслим, 181]. А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочёл аят, в котором сказано: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее [Рай] и добавка[возможность взглянуть на Лик Аллаха]». [Сура Йунус, аят 26].

Сказал Малик ибн Анас, да помилует его Аллах: «Люди будут смотреть на Аллаха Всевышнего своими глазами в День Воскресения». [аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 254].

Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Кто сказал о том, что (верующие) не увидят Аллаха в Последней жизни, тот неверующий (кафир)». [аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 254].

Речь Аллаха.

Приверженцы истины утверждают, что Аллах Всевышний всегда говорил и Его речь возможно услышать [1], понять [2] и записать [3].

[1] [Это подтверждается следующим хадисом. Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн Унейса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Аллах соберет рабов (в День Воскресения) и воззовёт к ним голосом, который находящиеся далеко услышат так же, как те, кто находится близко: “Я – Властелин! Я – Судья!“» Передали аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад», 970; Ахмад, 3/495; ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», 514; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/475; ад-Дыя в «аль-Мухтара», 9/26].

[2] [Речь Аллаха несет в себе определенные смыслы. Речь Аллаха не является всего лишь словами, смысл которых никому не понятен. Поэтому во многих аятах Корана содержится побуждение задумываться над словами Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Сура Мухаммад, аят 24). А также: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий». (Сура ан-Ниса, аят 82). А также: «Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». Сура Сад, аят 29].

[3] [Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Завершив творение, Аллах сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на престоле, предписав Своей Душе (следующее): “Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев”». аль-Бухари, 3194, 7404, 7422, 7453, 7554; Муслим, 2751. Следовательно, слова Аллаха можно записать. Также и Коран является речью Аллаха, а Он записан в свитках].

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾

«И Аллах говорил с (пророком) Мусой разговором». [Сура ан-Ниса, аят 164].

Сообщается со слов ′Ади ибн Хатима [ибн ′Абдуллах ибн Са′д ат-Таи. Скончался после 60-го г.х.], что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без переводчика, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше. А потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада), так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика». [аль-Бухари, 6539, 7443; Муслим, 1016].

Сообщается, что Джабир ибн ′Абдуллах сказал: «Когда (мой отец) ′Абдуллах ибн ′Амр ибн Харам [аль-Ансари аль-Хазраджи – отец Джабира ибн ′Абдуллаха, который был известным сподвижником] был убит [пал мучеником в битве при Ухуде], посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (мне): “О, Джабир, не сообщить ли тебе о том, что сказал Аллах твоему отцу?“ Я сказал: “Конечно, (сообщи)“. (Тогда) он сказал: “Аллах не говорил ни с кем, кроме как через завесу, но с твоим отцом Он говорил напрямую (без завесы и без посредника). Аллах сказал (ему): “О, ′Абдуллах, проси чего желаешь, и Я дарую тебе“. А (твой отец) ответил: “О, Господь мой, оживи меня, дабы я сражался на Твоём пути еще раз“. (Но Аллах) сказал: “Уже предшествовало Моё обещание, что люди не будут возвращены (в мирскую жизнь)“. (Тогда твой отец) сказал: “Тогда донеси (обо мне) до тех, кто еще жив“». И тогда Аллах Всевышний ниспослал:

﴿ وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاء عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ ﴾

«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа». [Сура али ′Имран, аят 169].

Этот хадис передал ибн Маджах. [Ибн Маджа, 190, 2800; ат-Тирмизи, 3010; ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 602 (1/267); аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/120.

Коран – это Речь Аллаха.

Коран – это Речь Аллаха Всевышнего [1], это Его откровение и Его ниспослание. Читающий Коран читает слова Аллаха [1].

[1] [Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это [Коран] — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух [ангел Джибриль] сошел с ним (от Аллаха) на твое сердце, чтобы ты (о, посланник) стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке». (Сура аш-Шу′ара, аяты 192-195). А также: «Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано Господом миров». (Сура ас-Саджда, аят 2). Аллах Всевышний произнес этот Коран, а Джибриль, мир ему, услышал его и снизошёл с этим Кораном к благородному пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, донёс этот Коран до своей общины. Аллах Всевышний произнес этот Коран – произнес суру «аль-Фатиха», суру «аль-Бакара», суру «али ′Имран» и все остальные суры Корана].

[2] [Сказали Абу Хатим ар-Рази и Абу Зур′а ар-Рази: «Мы застали ученых из разных земель (из Хиджаза, из Ирака, из Шама и из Йемена) – и мазхаб каждого из них заключался в следующем: “Коран – это речь Аллаха и он не является сотворенным в любое случае». Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 1/76.

«…в любом случае…» — то есть: вне зависимости от того читает ли его человек, или Коран находится в памяти человека, или Коран записан в свитках, или человек слышит его ушами. Коран, в любом случае, является словами Аллаха. И далее по главе автор книги, да помилует его Аллах, приведет множество доводов, указывающих на это.

Именно поэтому, приверженцы Сунны говорят:

« الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري »

«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца».

То есть: произнесенные чтецом слова являются речью Аллаха, а что касается голоса чтеца, то он является сотворенным].

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللّهِ ﴾

«…предоставь ему убежище, чтобы он [многобожник] мог услышать Слово Аллаха [Коран]». [Сура ат-Тауба, аят 6].

А многобожник может услышать Слова Аллаха только от того, кто читает Коран. Аллах Всевышний сказал:

﴿ يُرِيدُونَ أَن يُبَدِّلُوا كَلَامَ اللَّهِ ﴾

«Они хотят изменить Слово Аллаха [Коран]». [Сура аль-Фатх, аят 15].

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ﴾

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание [Коран], и Мы оберегаем его * ». [Сура аль-Хиджр, аят 9].

*[Что касается этого аята, то в нём указание на то, что Коран был ниспослан. Аллах Всевышний, произнесший Коран, находится над Своим Троном, а Джибриль, услышавший Коран от Аллаха Всевышнего, снизошел с ним к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует].

А также:

﴿ وَإِنَّهُ لَتَنزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَ (192) نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ (193) عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ ﴾

«Воистину, это [Коран] — Ниспослание от Господа миров. Верный Дух[ангел Джибриль] сошел с ним (от Аллаха) на твое сердце, чтобы ты (о, посланник) стал одним из тех, кто предостерегает». [Сура аш-Шу′ара, аяты 192-194].

Коран хранится в сердцах людей, как сказал Всевышний:

﴿ بَلْ هُوَ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ فِي صُدُورِ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ ﴾

«Напротив, это [Коран] — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание». [Сура аль-′Анкабут, аят 49].

Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Часто повторяйте Коран, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, освобождённые от пут». [аль-Бухари, 5032; Муслим, 790].

Коран записан в свитках и его можно увидеть глазами. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَالطُّورِ (1) وَكِتَابٍ مَّسْطُورٍ (2) فِي رَقٍّ مَّنشُورٍ ﴾

«Клянусь горой! Клянусь Писанием [Кораном], начертанным на развернутой нежной коже!» [Сура ат-Тур, аяты 1-3].

А также:

﴿ إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ (77) فِي كِتَابٍ مَّكْنُونٍ (78) لَّا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ ﴾

«Воистину, это — благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные». [Сура аль-Уакы′а, аяты 77-79].

Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ездить на земли, принадлежащие врагам, с Кораном, опасаясь того, что враги заполучат его. [аль-Бухари, 2990; Муслим, 1869].

Сказал ′Усман ибн ′Аффан, да будет доволен им Аллах: «Я не желаю провести ночь и день так, что (ни разу) не взгляну на Слова Аллаха»*. То есть: не прочитаю Коран, который записан в свитках.

*[Нечто похожее также передает аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 313. Это сообщение не является достоверным. В нем пропущено сразу несколько передатчиков].

Сказал ′Абдуллах ибн Аби Мулейка [ученый, факых. Скончался в 117-ом г.х.]: «Обычно ′Икрима ибн Аби Джахль*, да будет доволен им Аллах, брал свиток (Корана), клал его на своё лицо и говорил: “Писание моего Господа, Слова моего Господа“». [Передал ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 110 (1/140-141). Это сообщение не является достоверным, так как в цепочке передатчиков этого сообщения есть разрыв(инкыта‘). Ведь, ‘Абдуллах ибн Аби Мулейка не застиг ‘Икриму ибн Аби Джахля. Исходя из этого, аль-Хайсами назвал сообщение недостоверным в «Маджма’ уз-Зауаид» (9/388)].

*[′Икрима ибн Аби Джахль аль-Курайши аль-Махзуми. Принял Ислам в год завоевания Мекки. Говорят, что он умер в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в 13-ом г.х.]

Имамы из числа праведных предшественников и их последователи из числа поздних поколений были единогласны в том, что Коран не является сотворённым, а кто говорит, что Коран сотворён, тот – неверующий. [Имам аль-Лялякаи в своей книге «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна» привел слова более пятиста ученых из числа праведных предшественников, каждый из которых говорил о том, что Коран – это слова Аллаха, которые не являются сотворенными].

Сказал ′Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, о Коране: «Он не является ни творцом, ни сотворенным. Он – слова Аллаха, которые от Него изошли и к Нему вернутся». [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 374 (1/229-230)].

 

Сказали ′Абдуллах ибн ′Аббас и ′Абдуллах ибн Мас′уд: «Коран – это слова Аллаха. Он изошёл от Аллаха [То есть: Аллах Всевышний произнес этот Коран] и к Нему вернётся*». [От ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, это сообщение передают аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 376 (1/230-231); аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 312; аль-Багауи в «Шарху-с-Сунна», 1/186. Среди передатчиков этого сообщения ‘Али ибн ‘Асым аль-Уасыты, который является слабым передатчиком. Что касается ибн Мас′уда, да будет доволен Аллах им, то именно этих слов от него мне не удалось найти. Но передается, что ибн Мас′уд сказал: «Коран – это слова Аллаха».Передал аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 311. А Аллах знает лучше].

*[Речь идёт о том, что перед Судным Днём Коран будет забран с земли и люди не найдут его ни в свитках, ни в памяти. Об этом сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия, :. См. «Маджму′ аль-Фатауа», 3/174-175].

Суфьян ибн ′Уейна [ибн Аби ′Имран аль-Хиляли, Абу Мухаммад аль-Куфи – хафиз, факых, надежный передатчик хадисов. Скончался в 198-ом г.х. в возрасте 91-го года] передал от ′Амра ибн Динара [аль-Макки – большой имам, хафиз. Родился в 45-ом или 46-ом г.х., а скончался в 126-ом или 125-ом г.х.], который сказал: «Я застал (много) наших шейхов и (обычных) людей за семьдесят лет, и (все) они говорили: “Коран – это слова Аллаха. Он изошёл от Аллаха и к Нему вернется“». Передали Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид аль-Факых ат-Табари и Хибатуллах ибн уль-Хасан ибн Мансур аль-Хафиз ат-Табари в своих книгах «ас-Сунна». [Что касается известного толкователя Корана Мухаммад ибн Джарира ат-Табари, то речь идёт о его книге «Сарих ас-Сунна». А Хибатуллах ибн уль-Хасан ибн Мансур аль-Хафиз ат-Табари – это имам аль-Лялякаи и речь здесь идёт о его книге «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна». Также это сообщение передали ад-Дарими в «ар-Радду ′аля-ль-Джахмийа», стр. 88; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 315].

Поистине, ′Амр ибн Динар застал Абу Хурайру, ибн ′Аббаса и ибн ′Умара. [Приведя это сообщение, Исхак ибн Рахауейх сказал: «Поистине, ′Амр ибн Динар застал славных сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – застал участников битвы при Бадре, застал мухаджиров и ансаров. Он застал Джабира ибн ′Абдуллаха, Абу Са′ида аль-Худри, ′Абдуллаха ибн ′Умара, ′Абдуллаха ибн ′Аббаса и ′Абдуллаха ибн аз-Зубейра». Передал аль-Бейхакы в «Сунан аль-Кубра», 10/205].

 

Также Ахмад ибн Ханбаль приводил в качестве довода то, что Аллах говорил с Мусой, мир ему, а Муса, мир ему, слышал слова Аллаха. Также Ахмад ибн Ханбаль приводил в качестве довода слова Всевышнего:

﴿ وَلَكِنْ حَقَّ الْقَوْلُ مِنِّي ﴾

«…однако исполнится Слово Мое». [Сура ас-Саджда, аят 13].

 

Также передал ат-Тирмизи от Хаббаба ибн уль-Аратта [славный сподвижник, одним из первых принял Ислам. Скончался в Куфе в 37-ом г.х.], что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вы не сможете приблизиться к Аллаху чем-то лучшим, нежели то, что изошло от Него», — имея в виду Коран. [ат-Тирмизи передает нечто похожее со слов Абу Умамы, под номером 2911. А также со слов Джубейра ибн Нуфейра под номером 2912. Что же касается Хаббаба ибн уль-Аратта, то похожая фраза передаётся от него как его слова, а не как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Передали аль-Бухари в «Хальк Аф′аль аль-′Ибад», стр. 13; аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 77; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 311. А Аллах знает лучше].

Мы убеждены в том, что записанные в свитках буквы [1] и звуки [исходящие от чтецов Корана] [2]это слова Аллаха Всевышнего [3], а не “хикая“ и не “ибара“ [4].

[1] [Коран, который является речью Аллаха, состоит из сур, а суры – из слов, а слова – из букв. Поэтому говоря о том, что Коран – это речь Аллаха, мы имеем в виду все его буквы, слова, аяты и суры. Буквы, которые записаны в рукописных Коранах – это и есть речь Аллаха. Что же касается чернил, которыми записаны эти буквы, то они сотворены. Но сами буквы и слова являются речью Аллаха. И далее автор книги, да помилует его Аллах, приведет множество доказательств на это своё утверждение].

[2] Эту фразу следует рассмотреть глубже. Если под звуками автор книги имеет в виду голоса чтецов Корана, то, ведь, голоса чтецов Корана являются сотворёнными по единогласному мнению праведных предшественников. Поэтому, праведные предшественники говорили:

« الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري »

«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца».

То, что читается чтецами Корана – это речь Аллаха, которая не является сотворенной. Но голоса чтецов Корана и движения их языков являются сотворенными. Также сотворены свитки, на которых записаны слова Аллаха, а также чернила. Но слова, которые записаны в свитках Корана – это слова Аллаха. Если же он имеет в виду, что слова, читаемые чтецами Корана, а не их голоса – именно это речь Аллаха, то это устраняет всякое недопонимание. Следует заметить, что именно эта фраза отсутствует в некоторых рукописях этой книги, поэтому нужно еще разобраться высказывал ли вообще автор книги, да помилует его Аллах, данную фразу. А Аллах знает лучше!]

[3] [В этом опровержение философам (мутакаллимам), которые заявляют, что речь Аллаха не состоит из букв и звуков. Именно поэтому автор книги, да помилует его Аллах, начал разговор на эту тему].

[4] [Это – опровержение куллябитам, аш′аритам, матуридитам и им подобным. Они заявляют, что Коран – это не речь Аллаха, но Коран – это “хикая“ (пересказ речи Аллаха Джибрилем) или “ибара“ (выражение речи Аллаха Джибрилем). Оба этих слова являются ложными и несоответствующими истине. Коран это и есть речь Аллаха. «′Ибара» заключается в том, что человек выражает своими словами то, что в душе у другого. Допустим, есть немой человек, который не может высказать то, что у него в душе. Он начинает говорить на языке жестов, а другой человек, понимающий этот язык жестов, начинает говорить своим языком то, что хотел донести до людей немой. Это именуют словом «′Ибара» (выражение одним человеком того, что в душе у другого). Так вот, в соответствии с учением аш′аритов, Коран не являются речью Аллаха, но он является выражением (ибара) речи Аллаха. Некоторые из них говорят, что речь Аллаха была высказана (выражена) Джибрилем, мир ему, и получился Коран, а некоторые говорят, что речь Аллаха была высказана (выражена) пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Именно поэтому автор, да помилует его Аллах, упомянул этот момент, дабы опровергнуть куллябитов, аш′аритов, матуридитов и им подобных.

Это нововведение внес ибн Кулляб, который заявил, что Аллах Всевышний разговаривает у Себя в душе (!), но другие не могут слышать Его, и Его речь не состоит из букв и звуков. И дело в том, что его последователи, желая подтвердить слова своего учителя, не смогли найти на это утверждение ни одного довода, кроме одного стихотворения:

إن الكلام لفي الفؤاد وإنما * * * جعل اللسان على الفؤاد دليلا

«Поистине, речь находится в сердце,

А язык всего лишь указывает на то, что в сердце».

Говорят, что это стихотворение произнес христианин (!) аль-Ахталь. Поэтому приверженцы Сунны сказали этим куллябитам и аш′аритам: «Вы оставили достоверные хадисы и ясные шариатские тексты, и начали приводить в довод на ваши утверждения стихотворение христианина».

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Один из людей произнес стихотворение по этому поводу, сказав:

قبحا لمن نبذ القرآن وراءه * * * فإذا استدل يقول قال الأخطل

«Пусть пропадет тот, кто отбросил Коран за спину, А, приводя доводы, говорит: “Сказал аль-Ахталь“». См. «Маджму′ аль-Фатауа», 6/297.

На несостоятельность этого довода также указал имам Абу Наср ас-Сиджзи в своей прекрасной книге «ар-Радд ′аля ман анкара аль-харф уа-с-саут» (Опровержение тому, кто отвергает буквы и звуки).

Также шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, опроверг аш′аритов в этом вопросе с девяноста сторон в своей книге «ат-Тис′инийа». А история этой книги была следующей. Между шейху-ль-Ислямом и ними состоялась дискуссия на эту тему, после чего эти заблудшие донесли на шейха правителю, после чего ибн Теймия был посажен в тюрьму. Они вновь потребовали от него явиться на диспут, но он отказался и сказал их посланцу: «Сообщи им, что я не приду, и сообщи им, что их слова несостоятельны со многих стороны. Во-первых…, во-вторых…, в-третьих…», и начал перечислять множество аргументов. Тогда посланец сказал, что не сможет запомнить все эти доводы. Ибн Теймия, да помилует его Аллах, решил написать для них послание из тюрьмы, в котором в итоге было заключено опровержение их утверждений с девяноста сторон. См. «Фатауа аль-Кубра», 5/3].

[Автор книги, да помилует его Аллах, начал приводить доводы, указывающие на то, что Коран состоит из букв, которые являются речью Аллаха].

Аллах Всевышний сказал:

﴿ الم (1) ذَلِكَ الْكِتَابُ لاَ رَيْبَ فِيهِ ﴾

«Алиф. Лям. Мим. Это Писание [Коран], в котором нет сомнения». [Сура аль-Бакара, аяты 1-2].

А также:

﴿ المص (1) كِتَابٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ ﴾

«Алиф. Лям. Мим. Сад. Тебе (о, Пророк) ниспослано Писание». [Сура аль-А′раф, аяты 1-2].

 

А также:

﴿ الر تِلْكَ آيَاتُ الْكِتَابِ الْمُبِينِ ﴾

«Алиф. Лям. Ра. Это — аяты ясного Писания». [Сура Йусуф, аят 1].

А также:

﴿ المر ﴾

«Алиф. Лям. Мим. Ра». [Сура ар-Ра′д, аят 1].

А также:

﴿ كهيعص ﴾

«Каф. Ха. Йа. ′Айн. Сад». [Сура Марьям, аят 1].

А также:

﴿ حم (1) عسق ﴾

«Ха. Мим. ′Айн. Син. Каф ». [Сура аш-Шура, аяты 1-2].

[Аяты Корана, в которых буквы: «алиф», «лям», «мим», «каф», «ха», «йа», «′айн», «сад», и так далее. Это – явные доводы, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв].

Если человек не говорит о том, что эти буквы и есть слова Аллаха, то, поистине, он вылетел из религии и вышел из круга мусульман. [Если человек заявит, что именно эти буквы, находящиеся в Коране, не являются речью Аллаха, то он выйдет из религии Ислам].

А кто отрицает, что в этих аятах содержатся буквы, тот проявляет упрямство и распространяет клевету. [Если человек заявит, что «алиф», «лям», «мим», «каф», «ха», «йа», «′айн», «сад» не являются буквами, а являются чем-то другим, то этот человек проявляет упрямство и распространяет клевету. Ведь, поистине, даже маленький ребенок, не говоря уже о взрослом, знает, что это – буквы].

Передал ат-Тирмизи от ′Абдуллаха ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочтёт одну букву из Книги Аллаха, тому будет записано совершение десяти благодеяний».

Ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверный. Его передали также и другие имамы, а в конце хадиса сказано: «Поистине, я не говорю, что “алиф. лям. мим“ – это одна буква. Однако, “алиф“ – буква, “лям“ – буква, и “мим“ – буква». [ат-Тирмизи, 2910. Но ат-Тирмизи не сказал, что этот хадис достоверный, как об этом сказал автор данной книги, да помилует его Аллах. Ат-Тирмизи сказал, что хадис хороший, достоверный, но редкий. Хадис также передал ад-Дарими в «ас-Сунан», 2/429, но не как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а как слова ибн Мас′уда, да будет доволен им Аллах. А Аллах знает лучше! В этом хадисе ясное указание на то, что Коран состоит из букв].

Также передал Йа′ля ибн Мамляк [аль-Макки] от Умму Салямы, что как-то раз она показала, как читал Коран посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Она прочитала Коран размеренным чтением, произнося чётко каждую букву. Это сообщение передает Абу Дауд, Абу ′Абду-р-Рахман ан-Насаи и Абу ′Иса ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный, редкий». [Абу Дауд, 1466; ан-Насаи, 1629; ат-Тирмизи, 2923; Ахмад, 6/294, 300, 323; аль-Бухари в «Хальк Аф′али-ль-′Ибад», стр. 23.]

Сообщается, что Сахль ибн Са′д ас-Са′иди сказал: «Однажды, когда мы читали Коран, к нам вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Хвала Аллаху, Книга Аллаха – одна. Среди вас есть лучшие люди, среди вас как белые, так и темнокожие. Читайте Коран, пока не пришли народы, читающие Коран и выговаривающие чётко каждую букву . Однако этот Коран не будет опускаться ниже их глоток. Они будут стараться получить вознаграждение [за Коран] уже в мирской жизни, а не в Последней *». [Передал Абу Бакр аль-Аджурри в «Ахляку Хамаляти-ль-Куран», № 29. Этот хадис передает также Абу Дауд (№ 830) со слов Джабира ибн ′Абдуллаха, да будет доволен им Аллах].

*[То есть: они, читая Коран, не будут желать награды Аллаха в День Воскресения. Они всего лишь будут желать награды в мирской жизни. Сказал абу Дауд: «Я слышал, как Ахмада (ибн Ханбаля) спросили об имаме, который говорит: “Я проведу молитву с вами за столько-то дирхемов“. Ахмад сказал: “Я прошу у Аллаха избавления от этого. Кто же будет молиться позади него?!» См. «Масаиль аль-Имам Ахмад» Абу Дауда, стр. 63. То же самое касается человека, который читает Коран на поминках по случаю смерти. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослал Аллах из Писания и покупают за это малую цену (в виде мирских благ и денег), – они пожирают в свои животы только огонь; не (будет) разговаривать с ними Аллах в День Воскресения и не очистит их, и для них – мучительное наказание!» (Сура аль-Бакара, аят 174)].

Передают*, что Абу Бакр и ′Умар, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Чтение Корана с соблюдением правил любимее нам, чем заучивание наизусть некоторых его букв».

*[Такое выражение обычно указывает на слабость этой передачи. И на самом деле эти сообщения от Абу Бакра и ′Умара являются недостоверными. А Аллах знает лучше!].

Передал Абу ′Убейд [Имам аль-Хафиз Абу ′Убейд, аль-Касим ибн Салям ибн ′Абдуллах. Скончался в Мекке в 224 г.х.] в книге «Фадаилю-ль-Куран», что как-то раз ′Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах, спросили о том, может ли читать Коран человек, который находится в состоянии полового осквернения. ′Али ответил: «Нет, ни одной буквы». [Передал ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 1/102, и другие. Цепочка передатчиков этого сообщения является хорошей. И это ясный текст от ′Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, который указывает на то, что Коран состоит из букв. И это мнение славного сподвижника в корне противоречит словам тех, кто заявляет, что слова Аллаха не состоят из букв].

 

Сказал ′Абдуллах ибн Мас′уд, да будет доволен им Аллах: «Кто проявил неверие хотя бы в одну букву Корана, тот, поистине, проявил неверие в весь Коран*». [Передали имам ат-Табари во вступлении в своё толкование Корана (1/23); аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 379 (1/232); аль-Харауи в «Замм уль-Калям», № 179 (2/228)].

*[Ведь, Коран целиком и полностью является словами Аллаха. Человек должен верить в весь Коран целиком. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям». Сура аль-Бакара, аят 85].

Также он сказал: «Кто поклялся сурой “аль-Бакара“ (и не исполнил клятву), тот должен совершить искупление за каждую букву этой суры». [Передал ′Абду-р-Разакъ в «Мусаннаф», 15950].

Сказал Тальха ибн Мусарриф [ибн ′Амр ибн Ка′б аль-Хамдани аль-Куфи – имам, хафиз. Скончался в 112-ом г.х.]: «Однажды, один человек читал Коран перед Му′азом ибн Джабалем и пропустил букву “уау“. Тогда Му′аз сказал: “Поистине, ты пропустил букву более великую, чем гора Ухуд“».

Сказал аль-Хасан аль-Басри [Скончался в 111-ом г.х – известный и благородный ученый]: «Аллах Всевышний сказал: “Это — благословенное Писание [Коран], которое Мы ниспослали тебе (о, пророк), дабы они [люди] размышляли над его аятами“ [Сура Сад, аят 29]. Размышление над аятами – это следование (за велениями, которые содержатся) в них. Клянусь Аллахом, речь не идёт лишь о заучивании букв Корана, если человек преступает границы Корана. А один из этих людей может даже сказать: “Поистине, я прочел весь Коран, не пропустив ни одной буквы“, — хотя он, клянусь Аллахом, пропустил весь Коран». [Передал хафиз ибн Касир в своем толковании Корана (том 7, стр. 55)].

Сказал ′Абдуллах ибн уль-Мубарак: «Кто проявил неверие хотя бы в одну букву Корана, тот, поистине, не уверовал в весь Коран. Кто сказал: “Я не уверовал в эту букву ′лям′“, тот, поистине, стал неверующим». [Передал Абу ′Усман ас-Сабуни в «′Акыдату-с-саляф уа асхаби-ль-хадис». И на этом сообщении от ′Абдуллаха ибн уль-Мубарака, да помилует его Аллах, автор, да помилует его Аллах, остановился, после чего начал разговор о другом вопросе].

[После того, как автор книги, да помилует его Аллах, закончил приводить доказательства, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв, он приступил к приведению доказательств на то, что Аллах Всевышний говорит голосом так, что творения, к которым Он обращается, слышат Его. И в первую очередь он привел хадис ′Абдуллаха ибн Унейса, да будет доволен им Аллах, в котором сказано: «…Аллах воззовёт к ним голосом, который находящиеся далеко услышат так же, как те, кто находится близко…». Однако даже в Коране множество доказательств, указывающих на то, что Аллах Всевышний говорит голосом, и творения могут слышать Его. Например, Аллах Всевышний сказал: «В тот день [в День Суда] Он [Аллах] воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?»» (Сура аль-Касас, аят 65)].

Передал ′Абдуллах ибн Унейс, да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди будут собраны в День Воскресения…», указав рукой в сторону Шама [старое название территорий, занимаемых ныне Израилем, Иорданией, Ливаном, Сирией], после чего продолжил: «…нагими, с крайней плотью и без ничего. Аллах воззовёт к ним голосом, который находящиеся далеко услышат так же, как те, кто находится близко [1]: “Я – Властелин! Я – Судья! Ни один из обитателей Рая не войдет в Рай, пока хотя бы один из обитателей Огня будет требовать (у него) возмещения несправедливости. Ни один из обитателей Огня не войдёт в Огонь, пока хотя бы один из обитателей Рая будет требовать (у него) возмещения несправедливости. И так будет до тех пор, пока Я не возмещу (эту несправедливость)“». Люди спросили: «А как будет возмещена несправедливость, если мы придём к Аллаху нагими, с крайней плотью и без ничего?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посредством благих и скверных деяний». Передал Ахмад и другие имамы. [Ахмад, 3/495; аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад», 970; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/437, 4/574. аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Также передал ибн ′Абд уль-Барр в «Джами′ Байан аль-′Ильми уа фадлихи», 1/93; аль-Куртуби в «ат-Тазкира», 1/323. Хафиз аль-Мунзири назвал хадис хорошим. См. «ат-Таргъиб уа-т-Тархиб», 4/202. А Аллах знает лучше!].

[1] [И это указывает на то, что речь Аллаха не подобна речи творений. Ведь, речь творений слышна тем, кто находится близко к ним, а чем дальше ты от творения, тем слабее ты слышишь его речь].

′Абдуллах ибн Мас′уд, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах произносит откровение, Его голос слышат обитатели небес [Речь идёт об ангелах], и это подобно звону железной цепи, которую волочат по камням, и (тогда обитатели небес) падают ниц». [Абу Дауд, 4738; ибн Хузейма в «Китаб ат-Таухид», стр. 145-148. Аль-Бухари передал этот хадис со слов Абу Хурайры, t. См. «ас-Сахих», 4701, 4800].

А кто-то [Речь идёт о му′тазилитах, куллябитах, аш′аритах и матуридитах] говорит, что буквы и звуки могут выходить только из горла [1], но это слово ложное и абсурдное [2].

[1] [Приверженцы этих ложных идей отрицают, что речь Аллаха состоит из звуков и букв, заявляя, что звуки и буквы могут выходить только из горла (гортани). Они сравнили Аллаха с творениями, а потом отвергли все аяты и хадисы, указывающие на то, что речь Аллаха состоит из букв и звуков. А, ведь, у них нет никаких доводов, кроме того, что они сравнили Аллаха с творениями. Известно, что последователи Сунны говорят, что речь Аллаха не подобна речь Его творений так же, как и Сам Аллах не подобен Своим творениям. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура аш-Шура, аят 11].

[2]. [Ведь, множество доказательств из Корана и Сунны указывают на то, что некоторые творения Аллаха говорят, хотя у них нет ни горла, ни голосовых связок, ни языка. Следовательно, это их утверждение не соответствует истине, даже если взглянуть на творения Аллаха, не говоря уже о Всемогущем Творце].

 

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَوْمَ نَقُولُ لِجَهَنَّمَ هَلِ امْتَلَأْتِ وَتَقُولُ هَلْ مِن مَّزِيدٍ ﴾

«В тот день [в День Суда] Мы скажем Геенне [Аду]: «Заполнилась ли ты?» Она скажет * : «Нет ли добавки?»». [Сура Каф, аят 30].

*[Следовательно, Геенна произнесла эту фразу, хотя у неё нет ни языка, ни горла, ни голосовых связок. Так соответствует ли истине их утверждение?!].

Также Аллах Всевышний сказал, сообщая о небесах и земле:

﴿ قَالَتَا أَتَيْنَا طَائِعِينَ ﴾

«Они [небо и земля] сказали: “Мы придем по доброй воле”». [Сура Фуссылят, аят 11].

Геенна, небеса и земля произнесли эти слова без горла и прочих органов.

Также передается, что с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, говорила отравленная конечность барашка. [История об этом приводится у аль-Бухари и Муслима со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах. Также эту историю передаёт аль-Бухари со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Однако упоминание того, что конечность говорила, не приходит ни у аль-Бухари, ни у Муслима, но приходит у Абу Дауда и ад-Дарими, и их версия является достоверной из-за поддерживающих цепочек. А Аллах знает лучше].

Также достоверно передается, что его поприветствовал камень [1] и дерево [2] .

[1] [Передают со слов Джабира ибн Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю в Мекке один камень, который приветствовал меня ещё до того, как я был послан [к людям в качестве пророка], и мне известно, [где этот камень находится] ныне». Муслим, 2277. И известно всем, что у камня нет ни горла, ни языка. Так соответствует ли истине их утверждение?!].

[2] [Абу ‘Абдуллах аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/620; ат-Тирмизи, 3626. Эта история не установлена достоверно, так как цепочка передатчиков является очень слабой. Среди передатчиков этого хадиса ‘Аббад ибн Аби Язид аль-Куфи, личность которого не установлена (маджхуль аль-‘айн). Также среди передатчиков этого хадиса аль-Уалид ибн Аби Саур, который является очень слабым передатчиком (да‘иф джиддан)].

 

Вера в предопределение.

Имамы праведных предшественников из числа мусульман единогласны в том, что необходимо верить в предопределение всего хорошего и плохого, сладкого и горького, малого и большого.

[Вера в предопределение – это один из шести столпов веры (имана). Если человек не уверовал в предопределение, то он не является верующим человеком. Если человек не уверовал в предопределение, то ни одно его деяние не будет принято: ни молитва, ни пост, ни милостыня. Аллах Всевышний сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры , а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон». Сура аль-Маида, аят 5].

Ничего не происходит без желания Аллаха. Не случается ни добро, ни зло без воли Аллаха. Аллах сотворил того, кого пожелал для счастья, как милость от Него. [Аллах Всевышний сказал: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем по щедрости и милости Аллаха ». Сура аль-Худжурат, аяты 7-8].

Аллах сотворил того, кого пожелал для несчастья согласно справедливости.

Предопределение – это тайна, о которой знает только Аллах.

[Эта фраза передается от многих праведных предшественников. См. «Байан Тальбис аль-Джахмийа», 1/198; «Маджму′ аль-Фатауа», 8/408].

Предопределение – это знание, которое Аллах скрыл от творений. Аллах Всевышний сказал:

﴿ لَا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ ﴾

«Его не спросят за то, что Он совершает, а они [люди и джинны] будут спрошены (за свои деяния)». [Сура аль-Анбийа, аят 23].

А также:

﴿ وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَالإِنسِ ﴾

«Мы сотворили для Геенны [Ада] много джиннов и людей». [Сура аль-А′раф, аят 179].

А также:

﴿ وَلَوْ شِئْنَا لَآتَيْنَا كُلَّ نَفْسٍ هُدَاهَا وَلَكِنْ حَقَّ الْقَوْلُ مِنِّي لَأَمْلَأَنَّ جَهَنَّمَ مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ ﴾

«Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну [Ад] джиннами и людьми — всеми вместе!»» [Сура ас-Саджда, аят 13].

А также:

﴿ إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ ﴾

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». [Сура аль-Камар, аят 49].

 

Передается, что ′Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:«Однажды, когда мы присутствовали на похоронах в Баки’ аль-Гаркад [Название кладбища Медины], к нам подошёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он сел, мы же уселись вокруг него, а (в руке у него была) небольшая палка. Он опустил голову и стал разгребать этой палкой землю, а (через некоторое время) сказал: “Нет среди вас (человека), место которого в Раю или в Аду уже не было бы определено”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам?” В ответ на это пророк, r, сказал:“Делайте (то, что вам велено), а каждому (из вас) будет облегчено (совершение) того, для чего он создан. Что касается людей счастливых, то им будут облегчены деяния людей счастливых. Что же касается людей несчастных, то им будут облегчены деяния людей несчастных”.Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал: “Тому, кто делал пожертвования и остерегался (наказания Аллаха), кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему“ [Сура аль-Лейль, аяты 5-7]». [аль-Бухари, 4946-4949; 6605, 7552; Муслим, 2647].

Сказал ′Абдуллах ибн Мас′уд, да будет доволен им Аллах: ─ Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи: его удел, его жизненный срок, его деяния, и то будет он счастливым или несчастным. Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества, достойного поклонения, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Огня, и войдет в Огонь. И (точно так же любой из вас) может совершать деяния обитателей Огня, пока не окажется от Огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Рая, и войдет в Рай». [аль-Бухари, 3208, 3332, 6594, 7454; Муслим, 2643].

Передает Муслим в своём достоверном сборнике, а также Абу Дауд в «ас-Сунан» и другие имамы со слов ′Умара ибн уль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Джибриль, мир ему, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Что такое вера?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний День и в предопределение всего хорошего и плохого». Джибриль спросил: «Если я сделаю это, то стану уверовавшим?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да!» [Муслим, 8; Абу Дауд, 4695; ибн Маджа, 63; Ахмад, 1/27, и другие].

И на эту тему пришло столько доказательств, что если бы мы их глубоко разобрали, то это привело бы читателя к скуке.

13. Аль-Исра и аль-Ми′радж.

[Аль-Исра и аль-Ми’радж — вознесение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим. О ночном путешествии (исра) и вознесении (ми’радж) упоминается в Коране (см. аяты 17:1, 53:12-17) и ряде достоверных хадисов].

Говорящие о хадисах и верующие в предания (асары) единогласны в том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был вознесён ночью выше семи небес до Лотоса крайнего предела. Он был перенесён ночью из Запретной мечети в мечеть аль-Акса, которая находится в Иерусалиме. Затем он был вознесён на небеса и телом, и душой. Затем он вернулся в Мекку ещё до наступления рассвета.

А кто сказал: «Перенесение в Иерусалим (исра) было в одну ночь, а вознесение на небеса (ми′радж) – в другую», ― тот ошибся.

А кто сказал, что это случилось во сне, и что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был перенесён своим телом, тот стал неверующим.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ ﴾

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба [пророка Мухаммада] из Заповедной мечети (находящейся в Мекке) в мечеть аль-Акса (в Иерусалиме), окрестностям которой Мы даровали благословение». [Сура аль-Исра, аят 1].

Историю о ночном перенесении (исра) от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передали Абу Зарр [Джундуб ибн Джунада, – славный сподвижник], Анас ибн Малик, Малик ибн Са′са′а [ибн Уахб ибн ′Ади аль-Ансари – сподвижник]? Джабир ибн ′АбдуЛлах, Шаддад ибн Аус [ибн Сабит аль-Хазраджи – сподвижник. Скончался в 58-ом г.х.], и другие. Все эти хадисы достоверные и принимаемые – ими удовлетворены хадисоведы. Все эти хадисы приводятся в достоверных сборниках.

[Подробно обо всех событиях той ночи сообщается в хадисе у аль-Бухари (3887) и Муслима (164). См. также «Мухтасар Сахих аль-Бухари», 1513].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.155 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь