Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гуманистическая теория личности
К. Роджерс, А.Маслоу Личность – это внутренний мир человеческого «я» результат самоактуализации • Главный источник развития личности – врожденные тенденции к самоактуализации • Самоактуализирующаяся тенденция– будущие свойства личности человека в свернутом виде • Организмический отслеживающий процесс– механизм контроля за развитием личности • Пирамида потребностей Маслоу Три основных блока личности: • Идеальное я- совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации внутреннего потенциала • Реальное я– совокупность мыслей и переживаний здесь и сейчас • Потребн6ости в самоактуализации
Движущие силы и условия развития личности Факторы развития личности: • органические предпосылки • среда • сама личность Двухфакторная детерминация развития личности (наследственность – среда) определяет постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке. 2 наиболее распространенных варианта двухфакторной теории: • теория конвергенции двух факторов (Штерн) – компромиссный вариант между теорией «среды» и теорией «наследственности». Штерн считал, что личность выступает как продукт социальной сферы. • теория конфронтации двух факторов (Фрейд) – вопрос о взаимодействии биологического и социального, их противоборства. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принцип стремления к удовольствию (избегание неудач) и принципа реальности. Подходы к изучению движущих сил развития личности: • Стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа. • Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений: • борьба противоположностей как движущая сила развития личности • существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности. Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения. Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности. Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека. Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности. Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить «сверхзадачи», и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений. 9. Я-концепция: понятие, структура и функции. Соотношение понятий Я-концепция, образ Я, представление личности о себе, самоотношение, самосознание.
Я-концепция -- это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. Структура: 2) социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я»-глазами-других»); 3) идеальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с представлением человека о желаемом «Я» («Я»-каким бы-я-хотел-быть»). Таким образом, «Я-концепция» используется Р. Бернсом как собирательный термин для обозначения всей совокупности представлений человека о себе.
• Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции». • Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции». • Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).
Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами: • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения; • чувством личной адекватности индивида; • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания. «Самосознание - осознание себя субъектом деятельности, сложное, интегративное, прижизненно формирующееся свойство психической деятельности личности, осознание собственных действий, результатов, поступков, мыслей, мотивов, ценностей, оценка себя и своего места в жизни. 10. Теоретические подходы к исследованию Я-концепции в отечественной психологии Я-концепция в трудах отечественных психологов рассматривалась в рамках проблемы «Я», которая связана с разработкой понятия «самосознание» и реализацией теоретико-методологических идей С. Л. Рубинштейна, доказывающих причинно-следственную зависимость внешнего и внутреннего проявления самосознания личности, способов выражения отношений к себе, к людям и к миру в целом. Изучению компонентов самосознания и категории «Я» способствовала разработка методологических основ психосемантики сознания, его системного и смыслового строения, взаимообусловленности значений и личностных смыслов, социальной ситуации развития (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Е. Леонтьев). Важным для понятия сущности Я-концепции является теория индивидуальности Б. Г. Ананьева, заключающаяся в рассмотрении человеческой индивидуальности с точки зрения уровнего строения и взаимосвязанности ее свойств (личность, индивид, субъект). 11. Теоретические подходы к исследованию Я-концепции в зарубежной психологии. Есть разные подходы к пониманию Я-концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов: В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида - направленных на самого себя, эти установки имеют разные модальности: реальное Я - это установки связанные с тем как индивид воспринимает свои способности зеркальное я (социальное я) идеальное я Майерс Д. он добавляет к этим трем еще одну модальность это Возможное я - это установки связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем. Функциями Я-концепции являются способность достижения внутренней согласованности личности. Я-Конценция является источником ожидания личности - если бы у нас не было Я-Конценции - мы бы просто не росли. Кули вводит различения первичных групп и вторичных. Первичные группы являются основными общественными ячейками и характеризуются интимностью, личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. В них происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия-интеракции основные общественные ценности, нормы и способы деятельности. Особое значение при формировании сознания и самосознания ребёнка он придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичном коллективе – родителей, друзей, соседей. Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их влиянием у индивида формируется чувство «Я». Другие люди – это зеркала, в которые смотрится индивид. В постоянном общении с другими людьми и формируется его собственное «Я» как некая сумма зеркальных «Я», т.е. человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Джордж Гербер Мид. Процесс формирования личности включает три стадии. Первая стадия – имитация, когда ребёнок копирует поведение взрослых, не понимая его. Вторая стадия – игровая, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей и в процессе игры воспроизводят различные роли. Это развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям смысл, какой придают ему другие члены группы. Мид полагал, что человеческое «Я» состоит их двух частей: «Я–сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я-меня» – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я-сам» реагирует на воздействие «Я-меня» так же, как и на воздействие других людей. Поэтому, обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают своё «Я меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатление о себе. Третья стадия формирования личности, по мнению Мида, – стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы, олицетворяющей общественное мнение. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы