Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку



Введение

 

«…Откуда нам, собственно, известны значения этих символов сновидения, о которых сам видевший сон не говорит нам ничего или сообщает очень мало?

Я отвечу: из очень различных источников, из сказок и мифов…».

З. Фрейд

 

В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей и т.д. Нужно стараться решать эти проблемы, и арттерапия может в этом помочь, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала арт-терапия, предоставляющая ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Эффективность применения искусства в контексте психологической помощи основана на том, что оно дает возможность экспериментировать с эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Основываясь на анализе литературных источников, мы считаем, что применение арт-методов в психологической помощи может помочь ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страха и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений. Невербальное поведение, как правило, ускользает от цензуры сознания. Изобразительное и литературное творчество, как и другие виды подобного самовыражения, - относительно безопасные способы разрядки напряжения.

Темой нашего дипломного исследования стало «Использование методов сказкотерапии для психологической помощи детям в условиях семейного воспитания».

Целью - улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор наш пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, взаимоотношения во многих семьях не складываются.

Задачами исследования мы определили:

1. изучение литературы по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;

2. продумывание и проведение эксперимента;

3. ознакомление с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в семьях для работы с детьми;

4. выявление влияния сказок на развитие коммуникативных способностей детей;

5. методы сказкотерапии могут помочь родителям развить умение общаться у детей.

Объектом исследования стали дети, неохваченные общественным дошкольным воспитанием, а предметом – коммуникативные способности детей в условиях семейного воспитания.

В качестве методов исследования были использованы: сказкотерапевтический тренинг, сочинение сказок детьми, игровая семейная терапия, адаптированные психодиагностики, изучение литературы. В дипломном исследовании мы выдвинули рабочую гипотезу, что специально подобранные сказкотерапевтические методики в условиях семейного воспитания положительно влияют на развитие коммуникативных способностей детей. Методологической основой определили арт-терапевтическую теорию, разработанную Т. Зинкевич-Евстигнеевой и методики, разработанные В. Богомоловым.

Мы запланировали и провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Мы выбрали эти семьи, потому что среди них есть полные и неполные, разновозрастной состав детей, они наиболее подходят для исследования.

Характеристика семей:

01. Отец: Меркедонов Григорий Леонидович(44 года)

Мать: Меркедонова Ольга Владимировна(44 года)

Дети: Вова(3.08.2000) и Никита(27.03.1995)

02. Мать: Мурадова Светлана Александровна(52года), разведена

Дети: Сергей (15.06.2001)

03. Отец: Бондарь Алексей Александрович(30 лет)

Мать: Бондарь Инга Игоревна(25лет)

Дети: Никита(26.05.1998), Даниил(04.05.2001) и Елизавета(04.05.2001)

04. Отец: Терещенко Дмитрий Николаевич (26 лет)

Мать: Терещенко Марина Васильевна (23 года)

Дети: Вероника(26.04.2001)

05. Отец: Мамсуров Руслан Муратович (30 лет)

Мать: Мамсурова Людмила Витальевна(29 лет)

Дети: Давид(28.07.2000) и Вика(06.07.2001)

Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Для того чтобы провести эксперимент мы изучили литературу по данному вопросу, как отечественных, так и зарубежных авторов.

Мы в своей дипломной работе не беремся описать все многообразие арт-терапевтических форм работы с детьми. Но на некоторых остановимся более подробно, а именно на методе сказкотерапии.

Использование сказок берет свое начало еще из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия получила официальный статус. Мы рассмотрели метод сказкотерапии – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, люди тянутся интуитивно. Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере героев сказок у детей происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь им определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на свою жизнь, ребенок может встать на путь личностного развития.

Техника использования метафор и сочинения историй может быть весьма ценной в работе с детьми, обладающими живым воображением. Она с успехом используется в лечении детей, страдающих разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, депрессией, тревогой, агрессивностью. В нашем дипломном исследовании показано как сказки влияют на способности детей, как изменяются отношения в семье. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого ребенка своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему-то нереализованному. В результате у него появится чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира.

Сказки, предложенные в нашем дипломном исследовании, направлены на коррекцию поведения и обретение навыков конструктивного общения с другими, а также на развитие коммуникативных способностей детей, неохваченных общественным воспитанием.

Наша дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и опытно – экспериментальной части. В первой главе рассказывается о том, что такое арттерапия и одно из ее направлений – сказкотерапия, о сказках, применяемых в коррекции. Во второй главе рассматривается применение сказкотерапии для коррекции психических отклонений у дошкольников, какие психологические игры используются в семье, как сказка помогает в психодиагностике семейных проблем.


Глава 1. Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку

 

Глава 2. Использование сказок для психологической помощи детям в условиях семьи

Семья 01

 

 

Семья 02

 

 

Семья 03

 

Семья 04

 

 

Семья 05

 

 

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: у большинства детей наблюдается склонность к манипуляции с игрушками и к бессюжетной игре с ними, чем к общению со взрослыми, что говорит о разобщенности в семье.

2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым» (см. Приложение 1).

Цель: понять, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его поступки, чего следует ожидать от взрослых.

Выводы: у детей высокий уровень притязаний.

3. Методика «Семейная социограмма». (см.Приложение 1)

Цель: выявить положение ребенка в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

Выводы: дети обозначают свои социограммы под взрослыми, на большом расстояние от них, что говорит о разобщенности в семье.

 Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент (сроки проведении: март-апрель 2005 года), для проведения которого был разработан план коррекционной работы как индивидуальный, так и для каждой семьи. (на основе сказок И.В. Стишенок).

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Приводим фрагмент эксперимента. Сказки и игры, которые использовались здесь, приведены в приложении 2.

 

Семья 01.

Анализ, рассказывание и проигрывание в ролях сказки «Птенец». Цель – дать оценку своей роли в семье, осмыслить ее и выйти на новый уровень взаимоотношений.

Фрагмент из наблюдения № 1.

При прочтении сказки ребенок проявлял интерес, задавал вопросы. Анализировал сказку охотно, дополнял ее своими рассуждениями, а проигрывать ее согласился с трудом, т.к. очень зажат. Но с помощью родителей удалось уговорить.

Семья 02.

Рассказывание сказки «Золотая рыбка», ее дополнение и использование игр «Ослиная шкура» и «Войди в круг». Цель сказки – решить проблемы во взаимоотношениях с другими, понять ценность и важность партнеров по общению.

Фрагмент из наблюдения №4.

Смысл сказки был понят Сергеем правильно, высказывал свое мнение насчет героя сказки. Без мамы не хотел играть, очень к ней привязан. Ребенок достаточно эрудирован, но его скованность мешает ему проявлять свои знания.

Семья 03.

Анализ сказки «Тучка», проигрывание ее значимых ситуаций. Использование игры «Контур человека». Сказка способствует социализации, помогая осознать ценность членов семьи, важность взаимоотношений с ними.

Фрагмент из наблюдения №2.

Сказка Лизе понравилась, очень активно согласилась проиграть ее. Тяжело было заставить играть ее в присутствие родителей, которые не принимали участия ни в чем, а просто придерживались наблюдательной позиции.

Семья 04.

Рассказывание сказки «Колючка», рисование. Сказка способствует принятию реальности, способствует раскрытию личностного потенциала.

Фрагмент из наблюдения №5.

Т.к. у девочки плохо развита моторика рук, рисовать она не захотела, но когда мы все взялись за это дело, она тоже подтянулась. Зато смысл сказки передала точно. Очень эмоционально высказывалась насчет героя сказки

Семья 05.

Анализ, рассказывание, рисование сказки «Сокровище» и использование игр «Да – нет», «Контакт». Сказка способствует раскрытию личности и социализации.


Фрагмент из наблюдения №3

Когда ребенку предложили «протестироваться», он с охотой взялся за задание. Рассказал сказку, точно передав смысл. Все выполнял старательно и увлеченно. Рисовал с удовольствием, рассказывал быстро, сбивчиво, пропуская слова, делая ошибки. Родителей было трудно заставить поиграть с нами.

Следующий этап исследования – контрольный эксперимент (сроки проведения январь-февраль 2006 года).

Цель: проверка влияния коррекционного плана на коммуникативные качества детей.

1. Методика «Изучение типа общения ребенка со взрослым».

Результаты обследования:

 

Семья 01

 


Семья 02

 

 

Семья 03

 

 


Семья 04

 

 

Семья 05

 

 

Выводы: после коррекционной работы у большинства детей появилось желание общаться со взрослыми, обращаться к ним с проблемами, а не играть с игрушками в одиночестве.

2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым». (см. Приложение 1).

Выводы: уровень притязаний остался на том же уровне.

3. Методика «Семейная социограмма». (см. Приложение 1).

Выводы: отношения стали изображаться более дифференцировано.

По окончании контрольного эксперимента мы провели сравнительный качественно-количественный анализ констатирующего и контрольного экспериментов. Для этого мы выбрали методику № 1, т.к. она отражает изменения в коммуникативных способностях детей наиболее показательно. Результаты отразили в схеме:

 

 

По результатам эксперимента было отмечено, что у Вовы М. уровень общения со взрослыми повысился на 34 %, у Сергея М. – на 11%, у Лизы Б. – на 34%, у Вероники Т. – на 44%, Давида М. – на 42%.

Уровень игры с игрушками снизился соответственно на 16, на 0%, на 10%, на 16% и на 15%. Показатель «чтение книг» практически не изменился.

Мы считаем, что этому способствовали не только занятия сказкотерапией, но и включенность родителей в этот процесс. Дети стали больше обращаться за советом к родителям, им стало интереснее общаться со взрослыми, нежели играть с игрушками или читать книги.


Заключение

В последнее время особенно выросла популярность арт-терапии в таких сферах, как психология, педагогика, социальная работа. Безусловно, представленные в нашем дипломной работе упражнения и тренинги – всего лишь ориентиры в творческом процессе арт-терапевтической работы.

По результатам нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что те задачи, которые мы поставили, нам удалось выполнить. Мы изучили более 50 источников литературы по данному вопросу, провели эксперимент, показали родителям, как сказки влияют на развитие детей, что нужно делать для этого. Подводя итоги нашей исследовательской работы, хочется еще раз отметить важность арт-терапевтических методов в психологической помощи детям.

Мы познакомились со сказками, сочиненными для целей сказкотерапии, с играми, подобранными для сказкотерапевтических занятий, и методическими рекомендациями, призванными облегчить работу с играми и сказками для заинтересованного в этом педагога и психолога. На конкретных примерах мы убедились, что этот метод является в своем роде незаменимым. Занятия и игры, включающие в себя элементы сказкотерапии, позволяют ребенку осмыслить свою собственную жизнь. Воздействуя на сознание и подсознание, могут помочь ему определить верный путь решения своих проблем. Спроецировав поступок героя сказки на свою жизнь, ребенок, изменив свое поведение, может встать на путь личностного развития, излечения невротических расстройств.

Особенно незаменим этот метод в семейном воспитании. Все родители читают детям сказки. Мы надеемся, что после проведенной работы они не только будут читать, но и анализировать сказку. Проанализировав результаты проведенного исследования, мы обнаружили, что у детей появилось желание общаться со взрослыми, обращаться к ним, а родители поняли, что их дети – это маленькие личности, что у них тоже бывают какие – то проблемы, сложности в их, казалось бы, беззаботной жизни. Мы увидели, как сказкотерапия влияет на способности детей, на взаимоотношения в семье.

Все это говорит о том, что использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым, создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье – это и подтверждает выдвинутую нами рабочую гипотезу. Наш опыт показал, что через анализ и сочинение сказок детьми можно получить такие сведения, которые целесообразно использовать в психодиагностической практике.

Проведя свою работу, мы еще раз убедились в том, что работа с маленькими детьми всегда несет в себемассу неожиданностей исюрпризов, которые могут стать помехой, а могут быть использованы и как материал для совместной деятельности всей семьи. Конечно же, это зависит, прежде всего, от личных и профессиональных качеств педагога, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы педагог был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации, а также владел навыками семейного консультирования.

Не стоит ждать от своей работы быстрого показательного эффекта, положительные результаты начинают проявляться постепенно. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Родителям важно понять, что детям нужны внимание, любовь и забота, тогда у них все будет хорошо: и желание учиться будет, и взаимоотношения в семье сложатся положительно!


Список использованной литературы

 

1. Абраменко И.И., Алексеев И.И. Практикум по общей психологии. – М.: Просвещение, 1990.

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: ACADEMI, 1995.

3. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

4. Аллан Д. Ландшафт детской души. – СПб. – Мн.: ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць», 1997.

5. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – СПб.: 2003.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М., 1987.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

8. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.

9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989.

10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.

11. Веденов И.В. Воспитание воли у ребенка в семье. – М., 1952.

12. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1981.

13. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

14. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. М., 1985.

15. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2002.

16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1984.

17. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003.

18. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.

19. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.

20.  Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998.

21. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001.

22. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.

23. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998.

24. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.

25. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии: опыт диагностики и психокоррекции. – СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1996.

26. Икер Б. Раскрытие семейных тайн в семейной игровой психотерапии//Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. - СПБ.: Питер, 2000.

27. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.

28. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. 1995.

29. Копытин А.И. Основы арттерапии. - СПб.: Лань, 1999.

30. Копытин А.И. Системная арттерапия. - СПб.: Питер, 2001.

31. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов. (По материалам зарубежной литературы)//Ж. психолог в детском саду. – М. - Обнинск, 1998.

32. Лендрэт Г.Л. Игровая терапия, искусство отношений – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

33. Макарова Е.Г. В начале было детство: записи педагога.- М.: Педагогика, 1990.

34. Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992.

35. Мустакас К. Игровая терапия. - СПб.: Речь, 2000.

36. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и дитя: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

37. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

38. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Правда, 1982.

39. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.

40. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

41. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.

43. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

44. Практикум по арттерапии//под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000.

45. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987.

46. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

47. Психодиагностика в тренинге./Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2004.

48. Раев А.И., Регуш А.И. Методы психологии // Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. – М., 1981.

49. Развитие общения дошкольника со сверстниками / Под ред. А.Н. Рузской. – М., 1989.

50. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

51. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина. – М., 1990.

52. Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.

53. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2005.

54. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.

55. Торре Делла А. Ошибки родителей. – М., 1993.

56. Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2000.

57. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб., 1998.

58. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1988.

59. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2002.

60. Школьный психолог. – 2003, № 38.

61. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики психотерапии. – М.: СПб., 1996.

62. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.

63. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фреса, Ж. Пиаже. – М., 1975.

64. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

65. Юнг К.-Г. Конфликты детской души / пер. с нем. – М.: Канон, 1994.


Приложение 1

 

Оценка результатов

Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Игра с игрушками – это практическое общение, чтение книг – познавательное общение, беседа на личные темы – личностное общение.

 

Оценка результатов

Анализируют, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т.д.

 

Оценка результатов

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1. число членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков относительно друг друга;

4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, мы сопоставляем число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым ребенок находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт».

Далее обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу. Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются друг на друга, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствуют о недифференцированности «Я» у членов семьи.

 

Сказки, сочиненные детьми

 

Меркедонов Вова.

Жил-был добрый великан. Он хотел помогать людям. Он очень любил животных и людей, особенно детей. Но они ему не верили, и он очень загрустил. И решил великан доказать всем, что он добрый и хороший. «Я вам буду помогать, - сказал он людям. – Давайте я вам принесу воды и нарублю дров». Люди поверили ему и подружились с ним.

Мурадов Сергей.

Это случилось в те далекие времена, когда на Земле еще жили динозавры, а в лесах людоеды и всякие нечисти. Жил в одном лесу великан, он был веселый и добрый. Вот однажды под Новый год пошел один мальчик за елкой в лес. Идет и видит: сидит зайчик под кустом, совсем замерз. Мальчик понял, что зайчик потерял маму, и решил ему помочь. Все дальше, дальше заходил мальчик, заблудился и заплакал. Дело к вечеру, ветер воет, страшно, холодно им. и услышал их добрый великан. Он отнес зайчика к его маме, а потом поднял мальчика с елкой далеко-далеко над лесом и опустил прямо у дома. С тех пор они стали друзьями.

 

Бондарь Елизавета.

Жила-была буква П. Была она красивая и веселая. Идет она в цирк и встречает букву А: «Давай жить вместе! ». А буква А отвечает: «Давай! ». «Пошли погуляем в парке и поедим мороженное! ». Они подружились и стали приятелями.

 

Терещенко Вероника.

Дети пошли в лес за грибами и заблудились. В этом лесу жил добрый великан. Он услышал, как плачут дети, пригнулся пониже, чтобы не напугать их своим ростом, и веселым голосом успокоил их. Потом великан посадил их на плечи и, весело напевая, отнес детей к маме и папе.

 

Кудзоев Давид.

Я летал, летал, никого не трогал. Вдруг в комнату входит человек и бьет меня. Я как сяду на какую – то гору! Это был нос. Рядом с горой, справа и слева, были два озера – глаза. Я как уколю гору! Она, как вулкан, как заорет! Я обрадовался и улетел.


Приложение 2

 

Сказки и игры, использованные в дипломном исследовании.

«Птенец»

Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.

- Я хочу увидеть, что там, - подумал птенец и тронул крылом скорлупу.

Она осталась невредимой, но недовольно сказала:

- Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.

Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был не известный мир, который звал и манил. Неведомая сила вела его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.

- Какой я неблагодарный, - подумал птенец, - как я мог решиться на такое?

И он притих, а затем сказал:

- Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?

И птенчик остался в скорлупе.

Но беспокойство почему то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. – Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, - вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.

Он посмотрел на скорлупу и добавил:

- Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем, и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.

Скорлупа молчала. Наконец она сказала:

- Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!

Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный, таинственный и такой желанный мир.

 

«Золотая рыбка»

В теплом Черном море жила стайка золотых рыбок. Их было так много, что в течение дня они успевали весело провести время, и поспорить друг с другом. Все рыбки очень любили путешествовать по морю и искать необыкновенный камушки, кораллы и ракушки.

Самым шустрым в стайке был Волнистый Хвостик. Он плавал быстрее друзей и поэтому все, что встречал на своем пути, рассматривал очень невнимательно. После путешествий рыбки всегда собирались вместе и рассказывали друг другу о своих удивительных находках. Волнистый Хвостик выслушивал друзей, а потом начинал громко смеяться над ними:

- Вы увидели только по одному предмету, а я – пять; вы проплыли по одному километру, а я за это же время преодолел целых три.

Но как только рыбки начинали объяснять, чем же удивительна одна их находка, Волнистый Хвостик замолкал, потому что он ничего необычного и интересного в своих ракушках и кораллах не замечал.

Однако, немного помолчав, Волнистый Хвостик с возмущением начинал обвинять своих друзей:

- Ты не показала мне изгиб этой ракушки, - говорил он Золотой спинке.

- А ты не обратил моего внимания на удивительный цвет этого коралла, - упрекал он Красного Плавничка.

- И вообще, вы постоянно отстаете от меня, - добавлял Хвостик, глядя на всех.

Рыбки растеряно замолкали, веселье исчезало, и они тихо расплывались по своим домикам.

Однажды, когда друзьям надоело слушать постоянные упреки, они решили найти большого Зеркального Карпа:

- Попросим его отправиться в путешествие вместе с Хвостиком на пару дней, а сами уплывем в другую сторону. Пусть Волнистый сам отвечает за свои поступки. А если он снова начнет нас стыдить, покажем ему настоящего виновника всех проблем.

Сказано – сделано. Несколько дней Зеркальный Карп плавал рядом с Волнистым Хвостиком. Хвостик видел свое отражение и был этим очень доволен. Он и не заметил, как друзья снова остались далеко позади.

Когда путешествие окончилось, рыбки собрались вместе и стали делиться новыми впечатлениями.

- Я видел серебристый коралл, - сказал Толстый Лобик. – Он удивителен тем, что светится даже в темноте.

- А я видела огромную ракушку. Она была такая большая, что вся наша стайка могла бы в ней поместиться, - поделилась с друзьями Золотая Спинка.

- А я, - стал говорить Красный Плавничок, - я…

- «А я, а я…», - прервал его Волнистый Хвостик. – Вот я видел пять таких ракушек и десять таких кораллов. И вообще, вы снова бросили меня.

Вдруг он увидел, что говорит не друзьям, а своему отражению в зеркале: это дядюшка Карп близко подплыл и остановился между ним и остальными рыбками. Внезапно волнистый хвостик понял, что все недовольство, которое он выражает друзьям, он говорит себе: ведь это он вечно торопится и не рассматривает каждую свою находку так же внимательно, как они.

Хвостик замолчал и быстро уплыл.

Два дня его никто не видел, а на третий он подплыл к стайке и сказал:

- Извините меня, друзья. Я многое понял и больше не стану ругать и обвинять вас в своих ошибках.

С тех пор, если Волнистый хвостик хотел увидеть что-то интересное, он плыл медленно и рассматривал все дары моря очень внимательно, любуясь их неповторимостью и красотой. А если он хотел порезвиться, то плыл быстро-быстро и получал от этого огромное удовольствие. Со временем все забыли, каким сварливым был Волнистый Хвостик. С ним стало интересно и увлекательно плавать, разыскивать удивительный камушки, ракушки и кораллы, делиться впечатлениями и просто дружить.

 

«Тучка»

В одном уголке необъятного голубого неба жила семья туч. Туча-папа занимал в небесной канцелярии очень высокий пост – был главным по грому, поэтому он всегда ходил хмурым и сердитым. Туча-мама уважала своего мужа и во всем старалась ему подражать, поэтому со всеми знакомыми она была холодной и мрачной. Их маленькая дочка-тучка, глядя на родителей тоже научилась быть сдержанной и, повзрослев, стала такой же хмурой и холодной, как они.

Когда-то у маленькой тучки был друг – Солнышко. Они всместе наперегонки бегали по небу и играли в прятки. Но со временем тучка отдалилась и от него.

- Что с тобой? – часто удивлялось Солнышко. – Пойдем, поиграем!

- Не хочу, - раздраженно говорила тучка и хмурилась.

Однажды, когда Солнышко в очередной раз попыталось заговорить со своей подругой, та воскликнула:

- Не лезь не в свое дело! И вообще, ты стало слишком любопытным и надоедливым.

С этими словами она повернулась спиной к Солнышку и закрыло его.

- Наконец-то никто не будет меня беспокоить и приставать с глупыми вопросами, - подумала тучка и нахмурилась еще сильнее.

Так, наедине со своими мыслями, она просидела пять дней. На шестой тучка посмотрела вниз и с удивлением заметила, что люди на земле стали грустными, а растения поникли.

«Как они все на меня похожи, - подумала Тучка, - но это же хорошо! »

И она расправилась еще больше.

День шел за днем. На земле стало совсем сумрачно и холодно. Люди все чаще смотрели на небо и ожидали появления Солнышка.

- Ну должно же оно когда-нибудь выглянуть, - с надеждой говорили они друг другу и тихо вздыхали.

Однако Солнышко не появлялось.

Однажды в их сумрачный край пришли бродячие музыканты. Они пели веселые песни, играли задорные мелодии, и люди впервые за долгое время стали улыбаться, а цветы подняли свои красивые головки и зашелестели нежными листочками. Каждый день музыка разносилась по широким просторам и, наконец, достигла небесных высот. Незнакомые звуки нарушили покой Тучки. Она посмотрела на землю и замерла: люди ничего не ожидали от неба, жили своей жизнью и радовались.

Внезапно Тучка почувствовала себя такой одинокой, что, не сдерживаясь, расплакалась. На землю полились крупные капли дождя, но – о чудо! – люди подняли головы и улыбнулись, а растения весело зашевелили своими листочками.

«Как странно, - удивилась Тучка, - я заплакала, а все как будто этого и ждали».

Неожиданные открытия следовали одно за другим. Поплакав, она почувствовала себя намного легче – куда-то исчезли тяжесть и хмурость, а главное – ей понравилось помогать другим: орошать землю, наполнять реки и озера, поить людей, зверей и растения, и видеть их благодарные улыбки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.157 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь