Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4– го класса через игру.



 

Игра в жизни младшего школьника занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра младшего школьника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:

 а) игра по правилам или с правилами;

б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;

в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;

г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры.

Мы разработали систему игр для формирования волевых качеств. Игры применяли на уроках: физкультуры, математики, русского языка; на физкультурном соревновании; на переменах.

Работа с детьми во внеучебное время включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали решению не только образовательных задач, совершенствованию изученных ранее двигательных действий, но и формированию таких волевых качеств учащихся как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны старших. После уроков в течение нашего эксперимента знакомили учащихся с новыми для них играми. В теплые дни их проводили на открытом воздухе, на пришкольной площадке. Такие игры не требовали никакого специального оборудования или инвентаря. Опишем эти игры, которые были использованы с целью формирования волевых качеств.

1. «Зайцы в огороде». В игре принимали участие все дети. На площадке

начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих-«сторожей» выбрали двое, так как детей было много. «Сторожа» находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – «зайцы» выпрыгивали из внешнего круга, «сторожа» ловили «зайцев» во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.

 2. «Космонавты»

По углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников – «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» нарисовали 4 кружка – «ракеты». Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого «ракетодрома» написали маршруты:

3 – Л – 3 (Земля – Луна – Земля)

3 – М – 3 (Земля – Марс – Земля)

3 – Н – 3 (Земля – Нептун – Земля)

3 – В – 3 (Земля – Венера – Земля)

3 – С – 3 (Земля – Сатурн – Земля)

В начале игры внимание учащихся было направлено на выполнение правил: начинать игру – только по установленному сигналу взрослого; разбегаться – только после слов: «Опоздавшим – места нет! » Играющие, взявшись за руки, в центре площадки шли по кругу и приговаривали:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим – места нет!

Как только произносилось последнее слово, все разбегались по «ракетодромам» и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Опоздавшие на «рейс» становились в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что они совершали прогулку в «космосе». Затем все снова становились в круг, брались за руки и игра повторялась. Выигрывали те, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаи нарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: «Опоздавшим – места нет! » В игре формировались такие волевые качества, как выдержка, ответственность.

 3. «Белые медведи». Площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место – льдина. На ней стоял водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны учащимся, заключались в следующем: «медвежонок» не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что «медведь» рычал: «Выхожу на ловлю! » – и начинал ловить «медвежат». Сначала он ловил одного «медвежонка» (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» брались за руки и начинали ловить остальных играющих. «Медведь» отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: «Медведь, на помощь! » «Медведь» подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили «медвежат». Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все «медвежата». Последний пойманный игрок становился «белым медведем». Побеждал последний пойманный игрок. Игра была направлена на развитие таких волевых качеств, как решительность, выдержку, настойчивость. Некоторые дети нарушали правила: выскальзывали из-под рук окружившей его пары, не дождавшись пока осалит «медведь»; хватали играющих за одежду; толкали друг друга. Приходилось игру останавливать и напоминать правила игры, делать упор на выдержку, решительность.

4. «Компас» (с.102).На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы «С» (север), «Ю» (юг), «3» (запад), «В» (восток). Сразу перед игрой объяснили правила: игру начинать по сигналу учителя; за каждое нарушение правил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, попросили двух человек повторить эти правила. После этого детям было предложено стать спиной к центру круга, и слушать команду учителя: «Юг! », «Север! », «Запад! », «Восток! » По команде: «Юг! » все должны были повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на 180°. Другим в это время надо было сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду учителя. Это зависело от того, в каком положении находился тот или иной игрок. Руководитель подавал различные команды, и дети принимали соответствующие положения. Тот, кто ошибался (повернулся не в ту сторону), получал штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набирал меньше штрафных очков. Игра воспитывала честность (дети сами считали штрафные очки), упорство (надо было стараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.

Использование подвижных игр во время перемен способствовало активному отдыху учащихся, формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры помогали детям успешнее овладевать большим объемом знаний, улучшали успеваемость, вырабатывали упорство, выдержку.

Для организации и проведений игр (если проводилось 2 – 3 сразу) требовалось не менее 8 – 10 мин. Например, в игре «Горелки» перед детьми ставилась задача соблюдать следующие правила: игру начинать по сигналу взрослого; бег начинать можно было только по окончании речитатива. Дети становились парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3—4 м было место водящего. По сигналу взрослого дети начинали речитатив:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть, тебе гореть!

Как только ребята заканчивали речитатив, первая пара разъединяла руки и бежала вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не мог ловить. Он должен был поймать одного из ребят, иначе ему приходилось водить снова. Водящий становился сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой пары становился водящим. В игре побеждали те, кто ни разу не были пойманы. Эта игра была для учащихся новой, поэтому ее разучивали на двух переменах, а потом уже дети играли даже самостоятельно (11 с.95).

Игра «У медведя во бору» детям была знакома. Но все равно некоторые не соблюдали правила, которые заключались в следующем: игру начинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из «берлоги», только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходили к «медвежьей берлоге» и начинали делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривали:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь сидит,

На меня рычит.

Когда дети произносили последнее слово – «рычит», «медведь» с рычанием выскакивал из берлоги и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Игра заканчивалась с окончанием перемены. Победителями становились не пойманные дети. Как игра «Горелки», так и эта игра воспитывали выдержку, решительность, дисциплинированность.

 Игры на переменах имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольное участие детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. Подвижные игры, формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах (не более 10 – 15 человек в каждой). При большом числе желающих играть в одну и ту же игру («Два Мороза», «Тише едешь – дальше будешь», «Караси и щука») (Приложение 2) или в различные игры, их проводили с несколькими группами детей, в разных местах. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.

В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в рекреации. Заранее определяли время, в рамках перемены, на активную двигательную деятельность детей. Мы планировали игры на несколько перемен вперед (не обязательно было на каждой перемене проводить новую игру). Отбирался требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекали самих детей.

Организуя игры на свежем воздухе, предусматривали и перемещение учащихся по зданию школы и своевременное возвращение в школу при сохранении должной дисциплины и организованности.

Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили живее, на переменах использовали игротеку. На место, где проводилась большая перемена ( в рекреации), выносился небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека). Инвентарь раздавался всем желающим, и предлагалось самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами (мячами, обручами, скакалками). Подбирали игры, которые не носили остроконфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Игры подбирали с простым сюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры были непродолжительны. Иногда некоторые дети просто наблюдали игру со стороны. Не проводили на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющие учащихся. Потому что такие игры могли отрицательно отразиться на последующем уроке.

С учащимися играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Это были игры:

1. «Узнай по голосу» (11, с.96)

Ребята становились в круг, в его середине находился водящий, которому завязывали глаза. Играющие шли по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливались и говорили:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

Учитель молча указывал на одного из играющих, который восклицал: «Узнай, кто я! » Водящий называл его имя. Если он угадывал, узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждал тот, кто ни разу не был водящим.

Дети должны были соблюдать правила: 1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг! » – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: «Скок, скок, скок» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок? » Игра была направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.

Умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, умение проявлять настойчивость, упорство, решительность, выдержку (не обижаться при проигрышах) развивали в таких играх, как «Морской бой» (Приложение 3), «Шашки», «Шахматы» и др.

На переменах применяли игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвовали по несколько человек, а остальные активно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Отбирали аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их проводили одновременно в разных местах рекреации или площадки.

На переменах организовали малоподвижные игры:

Не ошибись»

На листах картона заготовили рисунки с изображением мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки, медведя, орла, троллейбуса. Играющие строились в шеренгу или образовывали полукруг.

 Руководитель игры поочередно показывал листы с рисунками, а дети изображали их позами. Например:

Мельница: одна рука была поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывали, как мельница работает: меняли положение рук.

Мяч: приседали, спина должна была быть круглой. Играющие начинали подскоки. Стопы ног были соединены, колени при подскоках поднимались высоко.

Дровосек: играющие поднимали вверх над головой руки с

соединенными пальцами, ноги были прямые. Широким взмахом ребята имитировали рубку дров.

Побеждали те, кто удачнее других выполнили задание.

Правила игры: за каждое неточное выполнение начислялись штрафные очки.

Три движения»

Играющие образовывали полукруг. Руководитель игры показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.

Играющие должны были выполнять те же движения, которые соответствовали названному номеру, а не те, которые показывал учитель. Выигрывал тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнять только те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовало формированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность, выдержку.

К своим флажкам».

Играющие делились на группы по 6 – 8 человек и становились в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка находился водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегались по площадке, по второму сигналу – приседали и закрывали глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время менялись местами. По команде учителя: «Все к своим флажкам! » – играющие открывали глаза, искали свой флажок, бежали и строились вокруг него. Побеждала группа, быстрее других образовавшая кружок.

Умение начинать игру по сигналу учителя; не подглядывать, когда водящие менялись местами, чтобы команде не засчиталось поражение, способствовало развитию выдержки, ответственности, дисциплинированности.

Методика не рекомендует проводить в помещении игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игры мы проводили во время перемен на площадке около школы.Одна из самых обыкновенных и простых игр с мячом, в которую любят играть и мальчики, и девочки у всякой стены – «Лови мяч! ». Мяч (резиновый) выбрали небольшой (диаметром 20 см) и упругий. Дети ловили его с различными вариациями:

1. Ударить мячом об стену и, когда он отскочит, поймать его обеими руками.

2. Ударить мячом об стену 6 раз и поймать правою рукой.

3. Ударить мячом 6 раз правою рукой и поймать левою.

4. Бросить 6 раз левою рукой и поймать правою (тогда играющий из «ученика» делается «подмастерьем»).

5. Бросить правою рукой мяч снизу под правую ногу и поймать правою же рукой.

6. То же – левою рукой под левую ногу.

7. Правой рукой бросить мяч сзади через голову и поймать правой же рукою.

8. Бросить сзади и поймать левой рукою (тогда играющий делается «мастером»).

9. Правой рукою бросить мяч об стену, 5 раз отбить его рукою и в шестой поймать.

10.То же сделать и левой рукою.

11.Два мяча бросать один за другим в стену правою рукой и ловить левой, которая тотчас передает мяч в правую, пока каждый мяч не пере
бывает в левой руке 6 раз.

12.Два мяча бросить в одно время правой и левой рукою и поймать обеими (тогда играющий производится в «старшие мастера»).

В этой игре договаривались, сколько раз повторять каждое упражнение (обыкновенно от 4-х до 6-ти раз). Если мяч упадет, все прежние удары пропадают и снова нужно начинать упражнения по порядку. Кто сделал промах, передает мяч другому игроку.

Для девочек вместо 5-ое и 6-ое упражнение заменяли (по их желанию) следующими:

а) Бросить мяч вверх и поймать его сначала обеими руками, потом правою и наконец левою.

б) Ударить мячом об пол, 5 раз отбить его правою рукой, а в шестой поймать; то же самое – левой рукою. Панкеев С.53-55)

Игры заканчивали до звонка на урок по указанию дежурного учителя, чтобы учащиеся смогли организованно войти в класс и подготовиться к предстоящему уроку.

Подвижные игры во время урока физической культуры распределяли следующим образом. В основной части урока для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»). Их включали в подготовительную и заключительную части урока. Иногда уроки полностью состояли из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требовал от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также формировал волевых качеств. В такой урок включали 2 – 3 игры, знакомые детям, и 1 – 2 новые.

Было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах. «Чья команда быстрее». Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 – 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.

«Бой петухов»

Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному «петуху». «Петухи» становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу «петухи» старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все «петухи» приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.

 

С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете «Чья команда быстрее» некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете «Бой петухов»наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.

Кроме подвижных игр, на уроках использовали игры-шутки, задачи-загадки, шуточные истории и затейные математические игры-задачи, которые развивали не только любознательность и сообразительность у школьников, но и формировали волевые качества Решение детьми игр-задач побуждало к поиску, раскрытию каких-то свойств и отношений, преодолению инертности ума, стремлению к познанию. При этом у детей развивалась интуиция, догадка, скорость мышления. Особую умственную и волевую активность дети проявляли в ходе достижения игровой цели. Поэтому мы использовали занимательный математический материал разной степени трудности.

1. Игра «Волшебная таблица» (12, с.92)

Заранее была сделана таблица для игры. Учащимся было предложено задумать любое число от 1 до 31, и только указать, в каких столбцах встречается задуманное число, и тогда можно будет безошибочно его назвать. Дети называли, что задуманное число находится в 1-м, 3-м, 4-м и 5-м рядах. Подумав несколько секунд, они получали ответ, что задумано число 23. Чтобы угадать задуманное число, которое находилось, как было сказано, в 1-м, 3-м, 4-м и 5-м рядах, складывали числа, стоящие в этих рядах снизу (набранные жирным шрифтом), то есть 1 + 2 + 4 + 16 = 23. Таким же образом указывалось любое другое число.

 Волшебная таблица

 

1 ряд2 ряд3 ряд 4 ряд 5 ряд

 

 16 8 42 1

17 9 53 3

18 10 66 5

19 11 77 7

20 12 1210 9

21 13 1311 11

22 14 141413

23 15 15 1515

 24 24 201817

 25 25 21 19 19

 26 26 22 22 21

 27 27 23 23 23

 28 28 28 26 25

 29 29 29 27 27

 30 30 30 30 29

 31 31 31 31 31

  16 8 4 2 1

Эта игра заставила детей проявить упорство, настойчивость, терпение, так как они пытались догадаться, как узнавалось задуманное число, а также воспитывало самостоятельность.

Сколько кошек в комнате? »

 «В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки, на хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? » Сначала игра-задача произносилась без показа картинки. Дети давали неправильные ответы, вычисляя так: 4 кошки в углах, по 3 кошки против каждой – это еще 12 кошек, да на хвосте каждой кошки по кошке, значит, еще 16 кошек. Всего, значит, 32 кошки. Никто сразу не сообразил, что в комнате находится всего-навсего четыре кошки. Ни более, ни менее. Детям предлагалось проявить настойчивость, выдержку, не торопиться с ответом, не выкрикивать, а находить правильный ответ. Потом показали детям картинку, и учащиеся сами нашли правильное решение – всего 4 кошки.

 

 

 Формированию волевых качеств помогали и игры на речевом материале.

Они предлагались детям на уроках русского языка, на переменах, во внеучебное время. Опишем некоторые из них.

Поиграем со словами».

 Любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово зебра. Слова к нему – зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.

2. Игра «Логогрифы» – в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

Из слова выбрасывают одну букву, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова коса первый звук (оса), из слова столб последний звук (стол)». Детям были предложены слова: парк (пар), духи (дух), сухо (ухо), поле (пол), точки (очки), леса (лес), роса (оса), гроза (роза).

 Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).

Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет – цвет, норка – корка, песок – лесок (28, с.32).

3. «Разведчики». Детям выдавали «шифр» – обозначение букв цифрами на основе алфавита – и зашифрованное послание, которое им нужно было расшифровать. Сначала в послании было зашифровано одно слово. Учащиеся его расшифровывали, а затем составляли свои послания и менялись ими.

Игра заинтересовала детей. Сначала она вызвала трудность: дети ошибались в нахождении букв, не правильно расшифровывали слово; не могли потом сами зашифровать свое слово. Это побуждало учащихся к настойчивости, упорству, самостоятельности, вызывало стремление добиться успеха.

4. «Колесница слов». В эту игру играли сразу все дети. Для разрешения спорных моментов можно было пользоваться орфографическим словарем. Первый играющий называл слово из 4 букв (существительное нарицательное в именительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «Что? »). Второй называл четырехбуквенное слово, начинающееся с буквы, которой заканчивается слово, названное предыдущим играющим. Эту «эстафету» продолжал следующий играющий и так далее. Повторять слова было нельзя, хотя были и повторения слов. Тот, кто не мог придумать нужное слово, проигрывал. Игра развивала знание слов, различение букв, память и находчивость, настойчивость, самостоятельность.

Условия игры менялись: например, искали пятибуквенные или трехбуквенные слова.

5. «Каркас». Сначала выбирали три (две или даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Буквы писали на доске. Затем все играющие «натягивали на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывали слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных (ткань, кант, канат, нитки, никто...). Побеждал тот, кто придумывал последнее слово.

Игра в акронимы развивала фантазию, умение «работать со словами», расширяла словарный запас, знакомила с понятием «акроним». Кроме того, игра формировала ответственность, настойчивость, терпение. Играли с подгруппами детей. Один из играющих задумывал какое-то словосочетание и произносил его в виде акронима (сочетания его первых букв). Например, акроним МТП означал мягкая теплая подушка. Сначала для простоты ввели такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в классе. Остальные отгадывали. Если хотя бы одно слово было угадано, водящий об этом сообщал. Тот, кто первым угадывал все словосочетание, выигрывал и сам в следующий раз загадывал свой акроним.

Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, волевые качества, умение находить решение в нестандартной ситуации.

На уроках творческую игру использовали неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее модифицировали за счет замены оборудования (вводили новые предметы, картинки, условные обозначения) или вводили новые правила. Привлекать к этому процессу и самих учащихся: для того, чтобы проявили фантазию и изменили игру, а также создали новую, чтобы играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Так, например, учащимся была предложена игра, в которой необходимо было вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

 

К          
к          
к          
к          


Сначала каждому ученику была дана возможность придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.). Затем усложнили данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра была освоена детьми в полной мере, перешли на новый, более сложный уровень. Ученики получали задание придумать свою игру, подобную

0      
  0    
    0  
      0

данной, используя разное количество букв и разные буквы, например:

Л        
л        
л        
л        


(Лампа, лапка, лучик, лимон и др.) (Очки, мост, крот, окно и др.)

 

Формированию волевых качеств у детей служили игры-лабиринты. В играх-лабиринтах важно было не только найти верный путь, но и «держать в уме» правило выхода из лабиринта. Каждый раз альтернативу выбора следующего хода соотносили с правилом. Получалось, что глазами «бежать» легко и быстро, но терялась «дорога», а в уме трудно было удерживать правило, постоянно при каждом выборе направления возвращаясь к нему.

Лабиринт – это запутанное положение, сложное сплетение чего-либо. Для его решения ребенок должен был приложить выдержку, терпеливость, вместе с тем упорство и настойчивость в достижении цели. Детям предлагались лабиринты: «Разминка» (Приложение 5), «Хижина» (Приложение 5).

В целях пополнения знаний учащихся о правилах пожарной безопасности, обучении их правильным действиям в случае возникновения пожара, а также формированию волевых качеств было проведено внеклассное мероприятие «Огонь – друг и враг человека» (Приложение 6). В него были включены игры: «Юный пожарный», «Доскажи словечко», «Рекорды Гиннеса», «Самый эрудированный». В играх дети учились проявлять смелость, выдержку, терпение, взаимопомощь, ответственность.

Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Учащимся 4-го класса создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.


Заключение

В период младшего школьного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для формирования волевых качеств младших школьников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра младшего школьника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В организованных нами играх для учащихся 4-го класса в целях формирования волевых качеств был использован материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них, физкультурное оборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный, изобразительный, речевой, двигательный и др.).

Игры применяли на уроках: физкультуры, математики, русского языка; на физкультурном соревновании; на переменах. Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали решению не только образовательных задач, совершенствованию изученных ранее двигательных действий, но и формированию таких волевых качеств учащихся как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Игры проводили на открытом воздухе на пришкольной площадке. Знакомили учащихся с новыми для них играми: «Зайцы в огороде», «Космонавты», «Белые медведи», «Компас», «Горелки», «У медведя во бору» и другими.

Использование подвижных игр во время перемен способствовало активному отдыху учащихся, формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры помогали детям успешнее овладевать большим объемом знаний, улучшали успеваемость, вырабатывали упорство, выдержку. Подвижные игры («Два Мороза», «Тише едешь – дальше будешь», «Караси и щука»), формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах.В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в рекреации. Заранее определяли время, в рамках перемены. Планировали игры на несколько перемен вперед.

С учащимися играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода: «Узнай по голосу»«Крестики-нолики», «Морской бой», « Не ошибись», «Три движения» и другие. Игры с мячом проводили во время перемен на площадке около школы.С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Для формирования волевых качеств использовали игры-шутки, задачи-загадки, шуточные истории и затейные математические игры-задачи, игры - акронимы. Использовали занимательный математический материал разной степени трудности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь