Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и объект истории. Исторические источники и их классификация. Метода исторических исследований.



Крещение Руси. Историческое значение принятия христианства.

Крещение Руси привело к установлению более тесных международных связей с соседними христианскими государствами. Русские князья получили возможность вступать в династические браки с принцессами из императорских, королевских, княжеских домов Европы. Заключались мирные договоры, создавались военные союзы, обеспечивались выгодные торговые взаимоотношения. Более высокими темпами начало развиваться ремесленное производство. Иностранные мастера могли теперь приезжать и работать на Руси, не боясь быть принесенными в жертву языческим богам. Христианская церковь способствовала созданию многих великолепных памятников архитектуры и живописи, распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению на Русь произведений зарубежных авторов, содержащих в себе важные знания по целому ряду отраслей культуры и искусства. Церковь укрепила моногамную семью. Изменился похоронный обряд, жен и рабынь перестали убивать после смерти их мужей и хозяев, что способствовало увеличению населения Руси.

В целом отход от язычества и принятие христианства были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Укрепилась и власть русских князей. Но в то время как княжеская власть на Руси была еще слаба, и князья сами стремились к разделению государства, -- церковь была едина и власть митрополита распространялась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие явилось прежде всего в церкви, но это сообщало всему государству внутреннее единство и силу.

Историческое значение Крещения Руси.

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием.

С принятием христианства на Руси возникла литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в. возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось многочисленными постами.

Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей — греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то в некоторых видах художественной промышленности ученики-русские сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов.

Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее, Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира.

5. Древняя Русь во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Яросла́ в Влади́ мирович (или Яросла́ в Му́ дрый; ок. 978[1] — 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054).

Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь; день памяти — 20 февраля по юлианскому календарю.

При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».

 

Крымско-турецкий поход на Астрахань

В 1569 году турецкий султан Селим II решил объединить свои усилия с Крымским ханством для совместного похода на Астрахань — захват этого крупного торгового центра, являющимся ключевой точкой обороны Русского царства в регионе, должен был стать подготовкой к прокладыванию канала на волгодонской переволоке (сухопутному пути перемещения кораблей) между Черным и Каспийским морем.

Подступив к Астрахани, 20 тысяч турков и 50 тысяч крымских татар 16 сентября 1569 года начали осаду. В качестве помощи осажденным Иван IV грозный отправил 30 тысяч человек под командованием Василия Серебряного, а также посланные польским королём запорожские казаки под руководством князя Михаила Вишневецкого.

В результате скоординированных действий астраханского гарнизона, под руководством Петра Серебрянного, а также пришедших на помощь казаков и русских войск, туркам и крымцам было нанесено сокрушительное поражение.

Весной 1570 года послы Ивана Грозного заключили в Стамбуле договор о ненападении, который восстанавливал добрососедские отношения между султаном и царём.

Итоги и результаты

-Покорение Астраханского и Казанского Ханств.

-Признание вассального положения Ногайской орды

-Расширение на восток после похода Ермака в Сибирь

-Общая площадь страны увеличена в два раза.

-Отражение похода крымского хана на Москву в 1572 году — следующие 20 лет Крымское ханство не тревожило русских

-Провал в Ливонской войне — все завоевания в ходе боевых действий пришлось вернуть, затяжной конфликт насес серьезный урон экономике.

 

10. «Смутное время» в Московском царстве (нач.17 в). Причины, события и исторические последствия.

Термином «Смутное время» или «Смута» в исторической литературе принято обозначать период конца XVI - начала XVII вв., когда в российском обществе имел место кризис государственной власти, наблюдалось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью», обострились межсословные, внутрисословные противоречия, проявилась реальная угроза утраты Московским государством своей суверенности. Этот термин впервые был введѐ н русскими писателями начала XVII в., и широко использовался в дореволюционной литературе. В советской же историографии данный период стал определяться как период крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова. Сейчас термин «Смутное время» («Смута») возвращѐ н в отечественную историографию, поскольку достаточно адекватно отражает суть событий российской истории рубежа XVI - XVII вв.

Существуют различные подходы в объяснении причин событий Смутного времени. В рамках теологического подхода христианские историки (А. В. Карташов и др.), акцентируя внимание на духовном факторе, первопричину событий Смутного времени видели в «грехе гордыни, который явился искушением самовластья» и рассматривали эти события в качестве кары «за безбожную жизнь, как дар, мученический венец, чтобы дать народу явить свою силу».

Известные российские историки XIX в. Н.М. Карамзин и Н.И. Костомаров в объяснении причин Смуты главным считали внешнеполитический фактор и связывали происхождение событий Смутного времени с политическим вмешательством иноземных врагов России, и, прежде всего, Польши, представлявшей интересы католической церкви в отношении России.

Однако большинство историков объясняли и объясняют причины Смуты действием, прежде всего, внутренних факторов. При этом С. М. Соловьѐ в связывал причины Смуты с «династическим кризисом», то есть пресечением московской династии Рюриковичей, а также «с дурным состоянием нравственности в обществе». В.О. Ключевский же считал пресечение династии лишь поводом к Смуте, которая явилась, по сути, проявлением сложного социального кризиса, вызванного строем «государственных повинностей», породившим социальную рознь и отказ сословий, как служилых, так и тягловых, выполнять свои обязанности перед государством.

Согласно концепции В.О. Ключевского, Смута началась сверху, и в событиях Смутного времени поочерѐ дную активность проявили и бояре, и дворяне, и низшие сословия. В историографии советского периода (Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др.) преобладал подход, согласно которому события рубежа XVI - XVII вв. рассматривались главным образом через призму понятия «классовая борьба» и трактовались как крестьянская революция (война, восстание), которая была вызвана закрепощением крестьян в конце XVI в. В современной отечественной историографии утвердился подход, представители которого (историки Скрынников Р. Г., Кобрин В. Б. и др.) считают, что понятие «крестьянская война» не может отразить всю суть, сложность и масштабность событий Смутного времени, и используют применительно к этому периоду более широкое понятие «гражданская война», главной причиной которой являлось, по словам историка В. Г. Кобрина, «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых». Современные исследователи единодушны в том, что Смута уходит своими корнями в эпоху Ивана Грозного, т. е. обусловлена негативными последствиями, прежде всего, опричной политики царя.

В литературе можно встретить различные варианты хронологии и периодизации Смутного времени. Одни исследователи связывают начало Смуты со смертью Ивана Грозного в 1584 г., другие – с гибелью в Угличе в 1591 г. младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, третьи - с голодом, начавшимся в 1601 г., четвѐ ртые же – с появлением в 1604 г. самозванца Лжедмитрия I.

Большинство же исследователей начинают отсчѐ т Смутного времени с 1598 г., когда со смертью бездетного царя Фѐ дора Ивановича, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей, и наступил династический кризис. Выйти из этого кризиса было решено путѐ м избрания царя на Земском соборе: первым выборным царѐ м стал Борис Фѐ дорович Годунов.

Окончание же Смуты связывают с избранием Земским собором в 1613 г. царѐ м Михаила Фѐ доровича Романова.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

дворцовые, принадлежавшие лично царю;

посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I

В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.

Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.

Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I

Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.

Отсутствие системы проведения реформ.

Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.

Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Причины реформ Петра I

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721г. Титула российского монарха - Петр объявил себя императо­ром, а страна стала

называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной арми­ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ­ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя­зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво­их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст­ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че­ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес­те с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и при­нуждения. Сложность и противоречивость развития России в этот пери­од определили и противоречивость деятельности Петра и осущест­вленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный историчес­кий смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на ук­репление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования пет­ровского времени с самого начала несли в себе консервативные чер­ты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство фео­дально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукро­тимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, сме­лостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Род Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель­зя не признать – Петр Великий является одной из самых заметных фи­гур мировой истории.

Предмет и объект истории. Исторические источники и их классификация. Метода исторических исследований.

Объектом исторической науки является человеческое общество как продукт деятельности людей, поэтому история относится к группе социально-гуманитарных наук. В отличие от таких дисциплин как экономическая теория, политология, культурология история изучает общество в целом, то есть социальный организм рассматривается в единстве четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

По вопросу о предмете истории нет единого мнения. Известные историки XX века предлагали считать историю наукой о людях во времени (Марк Блок) или наукой о действиях людей в прошлом (Робин Джордж Коллингвуд). В большинстве определений подчеркивается именно последний аспект исторического познания: интерес историка сосредоточен на прошлом человеческого общества. Поскольку предмет любой науки составляют принципы строения, законы функционирования и развития объекта (устойчивая, повторяющаяся, необходимая связь явлений есть закон), история также стремится выявить некоторые закономерности. Причем в отличие от философских дисциплин, таких как социальная философия и философия истории, а также от социологии (все эти науки изучают общество в целом) историческая наука стремится выявить конкретно-исторические закономерности, то есть закономерности, неотделимые от неповторимых исторических событий. Законы общественного развития история не формулирует. Историк воссоздает картину прошлого, одновременно объясняя ее, и тем самым дает неявный прогноз вероятного будущего. Поэтому можно дать следующее определение истории. История – это наука, изучающая прошлое человечества в его конкретности, выявляя взаимосвязь между прошлым, настоящим и - отчасти – будущим.

История – древняя наука. В переводе с греческого языка это слово означает исследование. Первым историком считается Геродот, живший в Древней Греции в 5 в. до н.э. Он написал работу, которую так и назвал: «История». Записи о важнейших событиях были и раньше. Но Геродот не просто описывал события. Он стремился выяснить, почему нечто произошло, что именно произошло (то есть в чем сущность явления), каковы были последствия произошедшего. Задать эти вопросы и получить на них ответы, это и означает объяснить прошлое, то есть получить исторические знания.

Исторические знания являются результатом работы историка с историческими источниками. Исторический источник – это памятник эпохи, явившийся результатом целенаправленной человеческой деятельности и содержащий информацию об этой эпохе. Исторические источники можно разделить на четыре большие группы: письменные источники (хроники/летописи, памятники права, документы различных организаций, периодическая печать, воспоминания современников, научные труды и художественные произведения, созданные в изучаемую эпоху, и т.п.); вещественные источники (предметы быта, орудия труда, оружие, остатки жилых, культовых и общественных зданий и т.п.); изобразительные источники (рисунки, карты, фотографии, киноленты и т.п.), фонические источники (грампластинки, магнитофонные ленты, оптические носители данных и т.п.). Основными для историков являются письменные источники как наиболее информативные.

Исторические знания не содержатся в источниках в «готовом» виде. В связи с этим возникает проблема исторического факта. Историческое событие как оно произошло в действительности – это реальный исторический факт. Данное событие получило отражение в одном или нескольких исторических источниках, которые были созданы современниками или появились существенно позже самого события. Поэтому историк имеет дело не с реальным событием, а с историческим фактом как отражением события в источнике. Если источников несколько, то в каждом из них реальное событие видоизменяется по-своему, приобретает новые, иногда исключающие друг друга черты. Характер отражения события в источнике зависит от типа источника и обстоятельств его создания, от мировоззрения автора и его роли в изучаемых событиях, от времени создания источника и от многих других факторов.

Задача историка заключается в том, чтобы реконструировать событие как оно произошло в действительности. С этой целью используются методы источниковедческого анализа. Например, для работы с письменными источниками используется так называемый критический подход. Этот подход отрицает и абсолютное доверие к содержащейся в источнике информации, и полное отрицание достоверности имеющихся сведений. Критический подход предполагает, что источник испытывает сильное влияние со стороны своего создателя и в силу этого не может быть полностью объективным. Поэтому следует выявлять особенности создателя источника и, учитывая их, вносить поправки в передаваемую информацию. Процесс реконструкции реального события предполагает сопоставление различных источников и привлечение внеисточниковых знаний. Так, датировка древних событий часто базируется на астрономических данных, а уже известная информация, связанная с изучаемым событием, может помочь правильно определить его место в некотором более общем процессе.

Затем информацию, извлеченную из источников, следует обработать, используя различные методы исторических исследований. Иными словами, реконструированные исторические события должны быть поставлены в синхронную и диахронную взаимосвязь между собой с целью создания исторической концепции некоторого периода развития того или иного человеческого сообщества.

Отметим основные методы исторических исследований. Историко-генетический метод. Он означает выявление причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Нельзя понять и общее, не изучая единичное. Поэтому историко-сравнительный метод необходим как для осмысления исторического пути конкретных обществ, так и для изучения всемирно-исторического процесса в целом. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-системный метод это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Системный метод применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация. Отметим также идеографический метод – научное описание исторического явления с использованием всех или некоторых из обозначенных выше методов.

Исторические знания (результаты исторических исследований) представлены в трудах историков в виде научно-исторических фактов и исторических концепций. Научно-исторический факт – это действительное событие, явление или процесс как они представлены в работе историка. Научно-исторический факт всегда отличается от реального события (реального исторического факта). Однако если подбор источников и методов исследования был осуществлен правильно, а сам историк обладает необходимой квалификацией, то научно-исторический факт оказывается ближе к действительному событию, чем это же событие, отраженное в исторических источниках. Историческая концепция – это определенный способ понимания событий, процессов и явлений, который реализуется в реконструируемой историком картине прошлого и проявляется в фиксировании ведущих синхронных (существующих между событиями, происходящими одновременно) и диахронных (причинно-следственных и телеологических) связей.

Историческая наука выполняет в обществе ряд взаимосвязанных функций. Отметим важнейшие из них. Познавательная функция заключается в выявлении конкретно-исторических закономерностей развития общества и предполагает получение нового знания. Практически-политическая функция это разработка научно обоснованного политического кура конкретной страны на основе исторических знаний о ее прошлом и настоящем, об историческом пути человечества в целом. Мировоззренческая функция истории способствует формированию научного взгляда на развитие общества. Невозможно успешно действовать в настоящем, не зная прошлого. Поэтому человек, не знакомый с историей своей страны, похож на больного амнезией. Исторические знания могут в какой-то мере защитить гражданина от манипулирования его сознанием со стороны недобросовестных политиков и идеологов. Воспитательная функция истории предполагает формирование патриотизма и межнациональной толерантности, становление высоких нравственных качеств на примерах героических деяний, свободолюбия и стойкости предков.

2. Проблема происхождения славян. Восточные славяне на пороге образования государства (6-9 вв).

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.

Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет - первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.

В связи с изложенными обстоятельствами проблему происхождения и ранней истории древних славян сегодня решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты.

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине. Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).

Помвесть временнымх лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») -- наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесённых переписчиками.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке: « Пов? сть временныхъ л? т черноризца Федосьєва манастыря Печерьскаго. Откуду єсть пошла Руская земля […] и хто в неи почалъ п? рв? є княжи. »

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.

 

3. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Их внутренняя и внешняя политика.

Как уже отмечалось при рассмотрении предыдущего вопроса, еще с VII века у восточных племен можно увидеть отдельные элементы будущего государства: наличие сильной знати и больших союзов племен. Сложнейшие внешние и внутренние социально-экономические, политические и этнические процессы заставляли ранее созданные княжества то объединяться, то распадаться, то перегруппировываться, в зависимости от конкретных условий, в крупные суперсоюзы, которые уже обнаруживали черты, присущие раннефеодальной государственности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь