Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Карл Менгер. Основания политической экономики. Общее учение о благе



Маржиналистская революция

В 70-х годах XIX века в экономической теории произошла маржиналистская революция. Независимо друг от друга разные люди высказали одни и те же мысли, лёгшие в основу экономической теории. Процесс рецепции этих людей составил 30-40 лет. Более того, этот процесс оказался очень растянутым в пространстве, то есть неравномерно идеи этой теории распространялись по странам. Также, многие идеи, высказанные как нечто новое, на самом деле представляли хорошо забытое старое (относились к началу XIX века). Поэтому маржиналистская революция не является классической научной  революцией по Томасу Куну.

1. Изменилась методология экономического анализа. Методологический индивидуализм. Индивид означает слово «неделимый». Индивиды взаимодействуют с собой только через рынок. Все отношения можно свести к рыночным отношениям. Более того, индивиды никак не меняются: предпочтения всегда стабильны и на них никак не влияет общество. Я взаимодействую с другими людьми, но они на меня никак не влияют.

2. Если до этого экономическая теория оперировала средними величинами, то теперь - предельными, то есть приростными величинами. Marginal – предельный.

3. Если ранее экономическая наука игнорировала субъекта рынка, его желания, его оценки благ, то теперь субъективно-психологический подход становится необходимым условием анализа рынка, экономики. Вместо класса, общества, мы теперь оперируем понятием индивид.

4. Если Смит, Маркс и другие анализировали исключительно меновую ценность, то теперь полноправным объектом анализа становится потребительская ценность, полезность блага. Индивид наделяется субъективной полезностью (До этого она подразумевалась, но о ней не говорили, она была не интересна). У человека есть функция полезности, у нас есть предпочтения и они все разные.

Кто же претендовал на высказывание этого «нового»? 3 различные экономические школы:

1. Австрийская школа. Карл Менгер. Самая радикальная и самая последовательная теория в рамках маржиналистских теорий. Наиболее субъективная теория. Заявляет, что нельзя говорить об исчислении бесконечно малых величин и использовать математику. Рассматривает процесс покупки лошади в совокупности всех операций, а не как отдельно стадия обмена (или распределения). Наименьшие требования к рациональности индивидов. Вводим представление о рациональности индивида. Бессмысленно оперировать какими-либо величинами, так как они оказывают на наше поведение лишь небольшое влияние (есть много других факторов, оказывающих воздействие на наше поведение). Использовали исключительно каузальный (причинно-следственный), вербальный (словесный) анализ.

2. Англо-Американская (Кембриджская) школа. Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл. Исследуют один рынок (так называемое частичное равновесие). Мы знаем, что всё влияет на всё, но мы не будем этого делать, потому что слишком сложно (а если честно, невозможно) найти равновесие на всех рынках. Позиция здравого смысла – говорим о нас, о том, как мы себя ведём на разных рынках и так далее, а не в принципе, как мы себя ведём. Наше поведение отличается на ярмарке и в гипермаркете (грубо говоря), поэтому и исследовать данные рынки следует отдельно, а не применять к ним одни и те же законы.

3. Лозанская школа. Леон Вальрас, Вильфредо Парето. Всё влияет на всё и это надо учитывать. Пытаемся определить равновесие на всех рынках сразу. Но.… А кто вообще гарантировал, что будет равновесие? Ничего это не гарантирует. Экономику может колбасить неопределённо долго. Костыль: предположение, что явления на рынке обладают угасающим влиянием. На своём рынок то или иное явление сказывается сильно, а на остальные рынки оно влияет всё меньше и меньше. Методом проб и ошибок производители медленно движутся к равновесию, нащупывая верную цену. Но математически это никто не доказал. Более того, эта теория многого не содержала (что выяснилось позже), поэтому её последователям пришлось очень долго её допиливать, что добавляло ещё больше сложностей и костылей.

Маржиналистская теория: складывать полезности различных людей – это складывать зелёное и тёплое. Все люди разные – нет объективной шкалы ценности. Мы не идём дальше от индивида. Всегда всё редуцируем к индивиду. Мы не можем говорить об обществе, его нет. Есть совокупность индивидов.

Маржинализм предполагает, что существует ряд принципов, которые не зависят от индивида. Это некие объективные законы мышления человека. Например, предположение, что в основе выбора – некие базовые правила рациональности, которые были такими всегда. Классики наоборот придерживаются эволюционной концепции развития общества, которая не предполагает существования неизменяющихся в историческом развитии правил, законов.

Маржинализм отвергает влияние математики в экономике. Экономика оперирует логическими, а не эмпирическими аргументами. Ориентируемся не на долгосрочный, а на краткосрочный период. Маржиналистам не нужен долгосрочный период (анализ здесь и сейчас). Для классиков долгосрочный нужен, чтобы уравновешивать все переменные.

Классики – за производство, которое большую часть экономической теории обосновывает. Маржиналисты – в центре находится индивид, а, следовательно, потребление. Все вопросы цены и так далее выводятся из потребления.

Субъективная теория ценности вытеснила концепцию трудовой ценности, признанную ошибочной. С маржиналистской точки зрения не ценность труда (или затрат других ресурсов) определяет ценность продукта, а, напротив, ценность продукта определяет ценность затраченного труда. Ценность станка определяется ценностью произведенного посредством его предмета потребления (если последний признан покупателем), а не наоборот.

О сущности благ

Все явления подчинены закону причины и следствия. Когда человек переходит из состояния ощущения потребности в состояние удовлетворения ее, должны быть налицо достаточные для того причины, т.е. — или действующие в нашем организме силы должны устранить наше неприятное состояние, или же на нас должны подействовать внешние предметы, способные по своей природе вызвать состояние, называемое нами удовлетворением наших потребностей.

Полезности – это те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей. Блага – это полезности, причинную связь которых мы познали и по отношению, к которым мы обладаем властью применять их к удовлетворению наших потребностей.

Для того чтобы предмет стал благом, или, другими словами, для того, чтобы он приобрел характер блага, необходимо совпадение следующих четырех условий:

1. Человеческой потребности.

2. Свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности.

3. Познания человеком этой причинной связи.

4. Возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.

Предмет теряет характер блага:

1. Когда изменение в сфере потребностей человека имеет следствием то, что нет потребности, к удовлетворению которой предмет был бы пригоден.

2. Такое же следствие наступит во всех тех случаях, где, благодаря переменам в свойствах предмета, теряется годность последнего быть поставленным в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей.

3. Предмет теряет характер блага в силу того, что исчезает познание причинной связи между ним и удовлетворением человеческих потребностей.

4. Благо теряет свой характер, как такового, когда исчезает возможность распоряжаться им, и именно, когда люди не только не могут непосредственно употреблять предмет для удовлетворения своих потребностей, но и не имеют в своем обладании средств для того, чтобы опять подчинить его своей власти.

Воображаемые блага – это предметы, которые не могут быть поставлены ни в какую причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, однако признаются людьми за блага. Это происходит тогда, когда предметам ошибочно приписываются свойства, а вследствие этого и действия, им в действительности не присущие, или же ошибочно предполагаются потребности, которых на самом деле нет.

Всю совокупность благ должно скорее разделить на следующие две категории: с одной стороны, материальные блага (включая сюда и все силы природы, поскольку они являются благами) и с другой стороны — полезные человеческие действия (в соответствующем случае бездействия), из которых наибольшую важность представляет труд.

Конспект с пары

 

ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ: Я НЕ БЫЛ НА ПАРЕ, ВОЗМОЖНО, ЗА КОНСПЕКТОМ С САМОЙ ПАРЫ БУДЕТ НАДЕЖНЕЕ ОБРАТИТЬСЯ К ДРУГОМУ ИСТОЧНИКУ

 

Выступал за рынок, но, тем не менее, переживал за положение рабочих. Считал, что их следует образовывать. Также, выступал за права женщин.

1890 год – издание «Принципов экономической науки». Эта книга стала основным учебником по экономике на многие годы. Именно этот учебник обозначает появление «неоклассиков», которые совмещали идеи маржинализма с идеями классической экономической теории.

Полезность от того или иного блага меняется в соответствии с изменениями цены этого блага.

Цена спроса – максимальная цена, за которую индивид готов приобрести ещё одну единицу блага.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой производитель готов выпустить ещё одну единицу блага.

Введение категории времени:

1. Классики: цена зависит от издержек

2. Маржиналисты: цена зависит от спроса

3. Маршалл: цена зависит от предложения (в долгосрочном периоде) и от спроса (в краткосрочном периоде)

Отдача от масштаба:

1. Внутренняя – улучшается что-то внутри фирмы.

2. Внешняя - экономия за счет факторов, которые лежат вне сферы влияния отдельной фирмы и приводят к снижению средних затрат в длительном периоде для всех фирм данной отрасли.

Убывающая отдача от масштаба возникает из-за исчерпаемости природных ресурсов.

Государственное регулирование:

1. Если возрастающая отдача, то необходимо субсидировать

2. Если убывающая отдача, то необходимо облагать налогом

3. Если постоянная отдача, то надо оставить в покое

Маржиналистская революция

В 70-х годах XIX века в экономической теории произошла маржиналистская революция. Независимо друг от друга разные люди высказали одни и те же мысли, лёгшие в основу экономической теории. Процесс рецепции этих людей составил 30-40 лет. Более того, этот процесс оказался очень растянутым в пространстве, то есть неравномерно идеи этой теории распространялись по странам. Также, многие идеи, высказанные как нечто новое, на самом деле представляли хорошо забытое старое (относились к началу XIX века). Поэтому маржиналистская революция не является классической научной  революцией по Томасу Куну.

1. Изменилась методология экономического анализа. Методологический индивидуализм. Индивид означает слово «неделимый». Индивиды взаимодействуют с собой только через рынок. Все отношения можно свести к рыночным отношениям. Более того, индивиды никак не меняются: предпочтения всегда стабильны и на них никак не влияет общество. Я взаимодействую с другими людьми, но они на меня никак не влияют.

2. Если до этого экономическая теория оперировала средними величинами, то теперь - предельными, то есть приростными величинами. Marginal – предельный.

3. Если ранее экономическая наука игнорировала субъекта рынка, его желания, его оценки благ, то теперь субъективно-психологический подход становится необходимым условием анализа рынка, экономики. Вместо класса, общества, мы теперь оперируем понятием индивид.

4. Если Смит, Маркс и другие анализировали исключительно меновую ценность, то теперь полноправным объектом анализа становится потребительская ценность, полезность блага. Индивид наделяется субъективной полезностью (До этого она подразумевалась, но о ней не говорили, она была не интересна). У человека есть функция полезности, у нас есть предпочтения и они все разные.

Кто же претендовал на высказывание этого «нового»? 3 различные экономические школы:

1. Австрийская школа. Карл Менгер. Самая радикальная и самая последовательная теория в рамках маржиналистских теорий. Наиболее субъективная теория. Заявляет, что нельзя говорить об исчислении бесконечно малых величин и использовать математику. Рассматривает процесс покупки лошади в совокупности всех операций, а не как отдельно стадия обмена (или распределения). Наименьшие требования к рациональности индивидов. Вводим представление о рациональности индивида. Бессмысленно оперировать какими-либо величинами, так как они оказывают на наше поведение лишь небольшое влияние (есть много других факторов, оказывающих воздействие на наше поведение). Использовали исключительно каузальный (причинно-следственный), вербальный (словесный) анализ.

2. Англо-Американская (Кембриджская) школа. Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл. Исследуют один рынок (так называемое частичное равновесие). Мы знаем, что всё влияет на всё, но мы не будем этого делать, потому что слишком сложно (а если честно, невозможно) найти равновесие на всех рынках. Позиция здравого смысла – говорим о нас, о том, как мы себя ведём на разных рынках и так далее, а не в принципе, как мы себя ведём. Наше поведение отличается на ярмарке и в гипермаркете (грубо говоря), поэтому и исследовать данные рынки следует отдельно, а не применять к ним одни и те же законы.

3. Лозанская школа. Леон Вальрас, Вильфредо Парето. Всё влияет на всё и это надо учитывать. Пытаемся определить равновесие на всех рынках сразу. Но.… А кто вообще гарантировал, что будет равновесие? Ничего это не гарантирует. Экономику может колбасить неопределённо долго. Костыль: предположение, что явления на рынке обладают угасающим влиянием. На своём рынок то или иное явление сказывается сильно, а на остальные рынки оно влияет всё меньше и меньше. Методом проб и ошибок производители медленно движутся к равновесию, нащупывая верную цену. Но математически это никто не доказал. Более того, эта теория многого не содержала (что выяснилось позже), поэтому её последователям пришлось очень долго её допиливать, что добавляло ещё больше сложностей и костылей.

Маржиналистская теория: складывать полезности различных людей – это складывать зелёное и тёплое. Все люди разные – нет объективной шкалы ценности. Мы не идём дальше от индивида. Всегда всё редуцируем к индивиду. Мы не можем говорить об обществе, его нет. Есть совокупность индивидов.

Маржинализм предполагает, что существует ряд принципов, которые не зависят от индивида. Это некие объективные законы мышления человека. Например, предположение, что в основе выбора – некие базовые правила рациональности, которые были такими всегда. Классики наоборот придерживаются эволюционной концепции развития общества, которая не предполагает существования неизменяющихся в историческом развитии правил, законов.

Маржинализм отвергает влияние математики в экономике. Экономика оперирует логическими, а не эмпирическими аргументами. Ориентируемся не на долгосрочный, а на краткосрочный период. Маржиналистам не нужен долгосрочный период (анализ здесь и сейчас). Для классиков долгосрочный нужен, чтобы уравновешивать все переменные.

Классики – за производство, которое большую часть экономической теории обосновывает. Маржиналисты – в центре находится индивид, а, следовательно, потребление. Все вопросы цены и так далее выводятся из потребления.

Субъективная теория ценности вытеснила концепцию трудовой ценности, признанную ошибочной. С маржиналистской точки зрения не ценность труда (или затрат других ресурсов) определяет ценность продукта, а, напротив, ценность продукта определяет ценность затраченного труда. Ценность станка определяется ценностью произведенного посредством его предмета потребления (если последний признан покупателем), а не наоборот.

Карл Менгер. Основания политической экономики. Общее учение о благе

Карл Менгер родился в 1840, умер в 1921 году. Учился в Австрии и Чехии. Родился в Польше. Тогда: это всё Австро-Венгрия. Его первыми учениками и наследниками являются Ойген фон Бём-Баверк и Фридрих фон Визер. В Германии его теория была воспринята в штыки, потому что там была сильна немецкая историческая школа, которая методологически была противоположенной.

Благо:

1) Имеется потребность человека.

2) Предмет имеет свойство удовлетворять потребность.

3) Есть понимание причинно-следственной связи между предметом и потребностью.

4) Возможность распорядиться данным предметом для удовлетворения потребности.

Отношение отличается от обычного блага тем, что мы не имеем возможности распоряжаться ими. Условно, мы можем купить хлеб, но не можем купить дружбу.

Блага делаться на 2 категории – экономические и неэкономические. Только на экономические блага возникают отношения частной собственности. В целом, люди придерживаются коммунистических идей, но только до того момента, когда возникает ограниченность, то есть необходимость защитить свою собственность от возможности кражи и так далее, поэтому начинаются эти сложности с отношениями частной собственности.

Экономика – только на экономические блага. Как мы их используем и как мы их ценим.

Маржиналистские теории часто о робинзонадах, то есть отрицают влияние общества, им легче обходиться без него, да и для объяснений тех или иных фактов оно им не нужно. Общество – это лишь совокупность индивидов.

Оцениваем блага по альтернативным издержкам. Альтернативные издержки у всех разные: для одного важнее футбол, а для другого – книжка по философии. Ценность благ, опять же, основывается на субъективных полезностях. Этот тезис берёт своё начало именно отсюда.

Все современные трактовки и понятия, которыми мы оперируем в отношении австрийской школы, все «альтернативные издержки, предельная полезность» и так далее, были позже введены последователем Менгера - Визором. Именно он придумал ёмкие и понятные определения, которые потом были переведены на другие языки.

Особенность австрийской школы – много времени уделяет на такую категорию как время. Чем дальше от благ первого порядка мы находимся, тем дольше времени пройдёт до удовлетворения потребности. Более того, блага второго порядка оцениваются меньше, чем блага первого, именно из-за того что для производства благ первого порядка должно пройти время, а ведь есть ещё фактор неопределённости.

Комплементарность – если нет чего-нибудь одного, какого-то одного порядка блага, то мы вообще ничего сделать не сможем. Если у нас есть мельница, но нет ветра (или воды), то мы не сможем произвести муку, как мы бы этого не хотели. Ценность комплементарных благ есть, но она меньше чем то, чем они могли бы быть в сумме. Сумма ценностей двух «лыжен» по отдельности меньше, чем пара лыж вместе.

Не труд, не издержки, а потребности, спрос определяют стоимость того или иного блага.

Чем больше мы затрачиваем времени, тем больше шанс получения большего количества благ первого порядка. Чем дольше работает мельница, тем больше муки.

Обмен по Менгеру всегда неэквивалентен. Я ценю чужую вещь больше, чем свою, в то время как другой, наоборот, ценит мою вещь более чем свою, поэтому совершается обмен, каждый из нас предпочтёт чужое, нежели чем то, что имеет сейчас у себя. Поэтому обмен не эквивалентен. Если бы ценность благ для нас была одинаковой, обмена бы не произошло. Торговля – класс производительный. Торговля – производство. Они создают такую же полезность, как те, что создают материальные блага. Следовательно, либеральные рекомендации по отношению к рынкам.

О сущности благ

Все явления подчинены закону причины и следствия. Когда человек переходит из состояния ощущения потребности в состояние удовлетворения ее, должны быть налицо достаточные для того причины, т.е. — или действующие в нашем организме силы должны устранить наше неприятное состояние, или же на нас должны подействовать внешние предметы, способные по своей природе вызвать состояние, называемое нами удовлетворением наших потребностей.

Полезности – это те предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей. Блага – это полезности, причинную связь которых мы познали и по отношению, к которым мы обладаем властью применять их к удовлетворению наших потребностей.

Для того чтобы предмет стал благом, или, другими словами, для того, чтобы он приобрел характер блага, необходимо совпадение следующих четырех условий:

1. Человеческой потребности.

2. Свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности.

3. Познания человеком этой причинной связи.

4. Возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности.

Предмет теряет характер блага:

1. Когда изменение в сфере потребностей человека имеет следствием то, что нет потребности, к удовлетворению которой предмет был бы пригоден.

2. Такое же следствие наступит во всех тех случаях, где, благодаря переменам в свойствах предмета, теряется годность последнего быть поставленным в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей.

3. Предмет теряет характер блага в силу того, что исчезает познание причинной связи между ним и удовлетворением человеческих потребностей.

4. Благо теряет свой характер, как такового, когда исчезает возможность распоряжаться им, и именно, когда люди не только не могут непосредственно употреблять предмет для удовлетворения своих потребностей, но и не имеют в своем обладании средств для того, чтобы опять подчинить его своей власти.

Воображаемые блага – это предметы, которые не могут быть поставлены ни в какую причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, однако признаются людьми за блага. Это происходит тогда, когда предметам ошибочно приписываются свойства, а вследствие этого и действия, им в действительности не присущие, или же ошибочно предполагаются потребности, которых на самом деле нет.

Всю совокупность благ должно скорее разделить на следующие две категории: с одной стороны, материальные блага (включая сюда и все силы природы, поскольку они являются благами) и с другой стороны — полезные человеческие действия (в соответствующем случае бездействия), из которых наибольшую важность представляет труд.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь