Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Колониализм: последствия для метрополий и колоний



В начале ХХ века в странах Европы обладание колониями pacсматривалось как условие собственного успешного развития. Возможности предпринимателей удовлетворять запросы наемных paботников зависели от конкурентоспособности корпораций на мировом рынке и колониальной торговли. Учитывая это, профсоюзы нередко поддерживали политику колониализма. Так, в Великобритании в рабочем движении было широко распространено убеждение, что колонии необходимы, поскольку их рынки обеспечивают новые рабочие места и возможность получения дeшевой агpарной продукции.

В действительности обладание колониями, безраздельное распоряжение их рынками и ресурсами подрывали стимулы к совершенствованию технической базы производства, повышению производительности труда, обновлению ассортимента выпускаемой продукции. В колонии и зависимые страны вкладывлсяя капитал, который мoг быть использован в метрополиях.

В итоге в хозяйственном развитии прежде наиболее развитых стран мира, таких, как Англия, Франция, наметились тенденции к застою. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй, таких, как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией. Это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами.

Для народов колоний завоевания были катастрофой. Они coпровождались разрушениями, огpаблением покоренных земель, стали причиной голода и эпидемий, уносивших жизни многих людей.

Беднейшие, необразованные слои населения под руководством религиозных лидеров, части местной феодальной знати пытались отстоять или вернуть независимость. Они первыми принимали на себя удар колонизаторов, но, как правило, сопротивление оказывалось бесплодным. Выступления под лозунгами восстановления традициoннoгo образа жизни, изгнания европейцев беспощадно подавлялись. Например, численность племен гepepo и гoттентотов после восстания 1904-1905 гг. в немецких владениях в Африке уменьшилась в 4-5 раз.

Победы колониальных держав объяснялись прежде вceгo их военно-техническим превосходством. Антиколониальные выступления в отдельных странах не были опасны для метрополий. На Maдaгacкape партизанская война против французов продолжалась около 20 лет (1885-1904), однако она не заставила их отступить. Напротив, со временем сопротивление выдохлось.

Сталкиваясь с серьезным противодействием, колониальные дepжавы, не прекращая соперничества друт с другом, выступали единым фронтом. Так, в 1888 г. в ответ на восстание против германских колонизаторов в Восточной Африке (племена банту, объединившись с жившими севернее арабами, разгpомили колонизаторов). Англия и Франция пришли на помощь германии, сумев за ее счет расширить и собственные владения.

К совместным действиям прибегли колониальные державы и во время восстания 1900 г. в Китае, вызванногo усилением eгo зависимости от индустриальных стран.

В конце XIX века начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на eгo территории. Германия в 1898 г. оккупировала бухту Цзяочжоу, навязала правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла в аренду- Ляодунский полуостров с портом Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем (1894- 1995) заставила eгo отказаться от контроля над Кореей. Она стала формально независимой, а фактически -сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной " открытых дверей" в Китае, Согласно этой доктрине, ни одна из великих дepжав не должна была иметь больших экономических льгот, чем другие. Это предполагало, что любые дополнительные уступки Китая одной из держав распространяются на все индустриальные страны.

Угроза превращения Китая в колонию вызвала подъем мaccoвoгo антиколониальногo движения. Целью eгo было изгнание иностранцев. Во время " боксерскогo" восстания в Китае в 1900 г. (другое название " восстание ихэтуаней", " желтых повязок" ) крестьяне, городская беднота разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев и китайцев, носивших иностранную одежду.

Восставшие, к которым примкнули многие сановники и члены правящей в Китае маньчжурской династии, осадили Посольский квартал в Пекине. Колониальные державы незамедлительно отвeтили коллективной интервенцией. Их войска нанесли поражение повстанцам. Пекин был разграблен. По условиям мира Китай выплатил контрибуцию, крепости, прикрывавшие Пекин с моря, под лежали уничтожению. Маньчжурия была оккупирована войсками России.

Вопросы и задания

1. Перечислите страны, которые относили себя к великим державам, и назовите регионы мира, ставшие колониями развитых стран.
2. Какие гocyдapcтвa оказались полуколониями? Сформулируйте признаки полуколоний.
3. Составьте развернутый план по теме " Завершение колониальHoгo раздела мира»,
4. Заполните таблицу:

Таблица Последствия колониализма

Дпя метрополий Дпя колоний
   


Сделайте вывод о последствиях колониализма для метрополий и колоний.


52. Россия — многонациональная империя

Если западноевропейские державы с конца XV века нaчали строительство своих колониальных империй за счет захватов заморских территорий, то Россия раздвигала собственные границы. Это придавало особый характер межэтническим отношениям. Противоречия между нapoдами метрополий и завоеванных территорий для России оказывались проблемой внyтpeннeгo развития, а не международной жизни.


Изменения этнической карты Российской империи

В конце ХV века, в царствование Ивана lll, численность населения России составляла около 6 млн. человек, в этническом отношении оно было практически однородно.

Со времен родоплеменного строя сохранялись лишь различия в диалектах, одежде, устройстве жилищ, украшении ремесленных изделий.

Наиболее существенные различия, в том числе и во внешнем облике, этнографы отмечали между северными и южными великороссами, считая, что жители средней полосы Pocсии обладают смешанными, переходными чертами. Эти различия были связаны как с природно-климатическими условиями, так и с особенностями исторического развития славянских племен. Так, на севере восточные славяне ассимилировали угро-финские племена, память о которых осталась лишь в названии местностей и гoродов (Муром, Чудское озеро). Суровый климат заставлял носить теплую одежду, стpоить большие, утепленные дома с обширным подклетьем (xoзяйственным помещением). На юге славяне больше контактировали со степным, кочевым населением (в частности, ими были ассимилированы половцы), теплый климат позволял сооружать более легкие жилища.

В XVI веке к России были присоединены Казанское и Acтpaxaнское ханства, ее власть признали Ногайская Орда и Башкирия. Были построены города-крепости (Уфа, Самара, Царицын), русские начали осваивать Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ. С завоеванием Сибири русские землепроходцы вышли к берегам Амура, Тихого океана. Были построены города Тюмень, Тобольск, Томск. Численность населения России возросла до 10 млн.человек, площадь увеличилась более чем вдвое, с 2, 8 млн.км2 до 5, 5 млн.км2.

В начале XVll века в период Смуты и войн с Польско-Литовским государством и Швецией расширение гpаниц замедлилось, хотя заселение Сибири, где были основаны города Туруханск, Красноярск, Иркутск, Анадырь, продолжалось. После церковною раскола в Сибирь, спасаясь от преследований, переселялись стapoобрядцы. Началось освоение Камчатки, русские землепроходцы открыли Аляску (в 1867 г.была продана США).В конце XVll - XVIll в. территория России значительно расширилась. В 1667 г. Польша вынуждена была уступить ей смоленские и черниговские земли, признать вхождение Левобережной Украины в состав России. Через столетие, в результате последовавших трех раз делов Польшы, в состав России вошли Правобережная Украина, Белоруссия, Волынь, Литва, Курляндия.

После завершения наполеоновских войн по решению Beнcкoгo конгpecca 1815 г. к России была присоединена большая часть территории собственно Польши с Bapшавой.

Швеция в итоге Северной войны и последующих столкновений с Россией уступила ей Ижорскую землю, территорию современных Эстонии, Латвии, Финляндии.

Значительных успехов Россия добилась в экспансии в южном направлении. В 1739 г.она окончательно присоединила Азов и Запорожье. К 1774 г. у Турции были отвоеваны земли в междуречье Днепра и Южного Буга, часть Приазовья и Прикубанья. Крымское ханство перестало быть вассалом Османской империи и в 1783 г. вошло в состав России. В результате войн с Турцией, Ираном, Kaвказской войны с горскими народами (1817-1864) к Российской империи были присоединены Чечня, Адыгея, горный Дагестан, Сванетия, Грузия, Армения, Азербайджан (иначе говоря, Северный Кавказ и Закавказье), а также Бессарабия.

Еще в XVIII веке, когда подданство России приняли казахи Младшего и Среднего жузов, наметилось еще одно направление экспансии Российской империи - среднеазиатское. Особенно активной в этом районе мира ее политика стала после поражения в Крымской войне (1854- 1856). Развернулась борьба за влияние в Средней Азии с Великобританией, которая стремилась расширить на север гpаницы своих владений в Индии, Бухарское и Хивинское ханства признали свою вассальную зависимость от России. В 1867 г.было учреждено Туркеста1lское генерал-губернаторство. В нeгo вошли Казахстан и другие подвластные России земли в Средней Азии, затем и Туркестан.

Расширение гpаниц Российской империи привело к изменению этнического и религиозного состава ее населения.

Данные об этом не бесспорны, поскольку переписи населения начали проводиться только в XIX веке. До этогo с XVI века для взимания налогов осуществлялись подворные переписи. С переходом к подушной подати их заменили ревизии с целью определения числа налогоплательщиков. С 1719 по 1858 г. было проведено десять таких ревизий. При этом в «ревизских сказках» содержались данные о самоназваниях жителей, их основном языке, этническом происхождении. На этих основаниях в петровские времена составлялись этнические карты России. Проводился церковный учет рождений и смертей, административно-полицейский учет. В XIX веке данные о численности и coставе населения включались в гyбернские отчеты. В 1897 г. была проведена первая общероссийская перепись населения.

Согласно имеющимся данным, в начале XVIII века население Российской империи в этническом отношении было более или менее однородным: около 70% русских, около 13% украинцев, 2, 4% белорусав. Из неславянских народов выделялись эстонцы (2%), татары (1, 4%), чуваши (1, 4%), башкиры (1, 1%), финны (1%), латыши (1%), малочисленные народы Сибири.

1762 г.ознаменовался принятием Манифеста, приглашавшего иностранных гpаждан для скорейшего освоения присоединенных земель. Им были обещаны различные льготы. На это обращение откликнулись подданные немецких князей, что привело к увеличению доли гepманскoгo населения в России.

Существенные изменения в этническом облике России вызвали разделы Польши. Значительно возрос удельный вес украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Заметной по численности этнической гpуппой стали евреи, которые в бывшей Речи Посполитой составляли почти 1/10 численности населения.

В итоге расширения гpаниц Российской империи удельный вес русских (хотя их абсолютная численность с 1719 г.возросла с 15750 тыс, человек до 128200 тыс. человек, или почти в 8 раз за полтора столетия) в составе ее населения составил вceгo 43, 4%. т.е. менее половины. На втором месте находились украинцы (15, 5%), на третьем - поляки (6, 2%), затем шли белорусы (4, 6%), евреи (3, 9%), казахи (3%), финны (2, 1%), татары (1, 7%), немцы (1, 4%), узбеки (1, 3%), литовцы (1, 3 %), грузины (1, 1-o), латыши (1, 1%), башкиры (1%). При про ведении переписи были учтены также дeсятки других народов Сибири и Дальнего Востока, в том числе и малочисленных. Bceгo перепись выявила 146 народов, живущих на территории Российской империи и говорящих на разных языках. Данные о Бухарском и Хивинском эмиратах, остававшихся Bacсальными государствами, в эту перепись не вошли.


Национальная политика самодержавия

Главным сплачивающим звеном многoнациональной Российской империи было то, что все ее жители являлись подданными государя императора.

Вопрос взаимоотношений народов, их статуса и роли в империи остается спорным. Существующие крайние оценки (от известного тезиса, популярного после Октябрьской революции 1917 г:, о том, что империя была тюрьмой народов, до взглядов, идеализирующих межэтнические отношения в цapской России, представляющих их образцом для подражания) упрощают ситуацию.

Для многих народов, имевших воинственных и враждебных им соседей (Турция и Иран у гpузин и армян, джунгары у казахов), включение их в состав Российской империи в существовавших тoгда условиях было спасительным. Оно помогло сохранить национальную культуру и традиции, защититься от насильственной accимеляции (поглощения более крупным народом). Представители их правящей элиты вошли в общеимперскую.

Поскольку все население Российской империи делилось по coсловному признаку, принадлежность к привилегированным сословням, как правило, не зависела от этнического происхождения.

Управление империей осуществлял ось централизованно. Вся страна к началу ХХ века была разделена на 81 гyбернию и 22 области, часть из них входила в генерал-гyбернаторства (Московское, Киевское, Варшавское, Финляндское, Степное, Иркутское, Приамурское, Туркестанское ). Русский язык был официальным, гocyдарственным на всей территории империи, православие - государственной религией.

В то же время на местах нередко проводилась политика, учитывавшая национальные особенности многих народов. Огpаничений на исповедование иных религий (мусульманской, католической, лютеранской, буддизма и др, ) в местах компактного проживания их приверженцев не существовало. Например, в Туркестанском генерал-губернаторстве, гдe преобладали мусульмане, власти не препятствовали тому, чтобы местные жители в повседневной жизни следовали законам шариата, т.е. нормам поведения, зафиксированным в Коране, даже если они не совпадали с общеимперскими. Преподаваниешло на родном языке, духовенство издавало книги, периодические издания. Мусульмане были освобождены от воинской повинности, которая заменялась для них налогом. Они сами избирали сборщиков налогов, судей, признавалась особая роль аксакалов (старейшин ).

В Сибири чиновники должны были уметь налаживать контакты с местными жителями, практиковалось богослужение на местных языках, хотя при этом и делались попытки вытеснить традиционные верования (шаманизм) православием.

Не все народы, проживающие на территории Российской империн, находились в равном положении. Так, определенными привилегиями пользовалось казачество.

Сложилось казачество в XIV-XVII вв., кoгдa границы империи расширялись и существовали обширные, малозаселенные земли, куда уходили от притеснений крепостные крестьяне как с pycских, так и украинских земель, преследуемые государственной церковью старообрядцы, переселялись вольные люди, селились отставные солдаты. Вливались в состав казачества и представители мecтнoгo населения. Особенностями жизни в приграничных районах было отсутствие помещичьего землевладения, слабость центральной гoсударственной власти, частые набеги и нападения соседей. Все это определило особую организацию жизни. Власть осуществлялась в форме самоуправления, преобладало общинное землевладение, сложилось собственное воинское ополчение, включавшее всех мужчин, способных носить оружие.

С XVII века отношения казаков и центральной власти строились на договорной основе. Земли казачьих войск были переданы им в вечное пользование, они освобождались от податей, рекрутчины, многих пошлин, получали жалованье из государевой казны. В свою очередь казаки были обязаны нести воинскую службу, охранять гpaницы, подцерживать в порядке дорогn, собирать налогn, выполнять ряд другnх повинностей. Bceгo в Российской империи насчитыва-
лось 11 казачьих войск - Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское, такой же статус имели Иркутский и Енисейский конные полки, Казаки считались военно-служивым сословием.

В некоторых генерал-гyбернаторствах проводилась особая политика. Так, Польше после ее присоединения к России была дарована конституция, согласно которой избирался сейм (парламент), имеющий право законодательной инициативы, opгaны мecтнoгo caмоуправления, государственным наравне с русским считался польский язык, разрешал ось содержание местных воинских формирований. После восстаний 1830 и 1863-1864 гг.в Польше была отменена конституция, на ее территориях введено общее для Российской империи законодательство. Языком делопроизводства считался исключительно русский. На поляков распространялась воинская повинность.

Не признавались в качестве государственных, подлежащих изучению в гимназиях, украинский и белорусский языки, поскольку царские чиновники рассматривали их в качестве диалектов русского. Инородным элементом считались в Российской империи некpeщеные (не принявшие православия) евреи, им запрещались покупка и аренда земли, огpаничивался свободный выбор места жительства, учебы, многие виды деятельности.

Различное отношение властей к народам, проживавшим на тepритории Российской империи, в значительной мере объяснялось тем, что не все они считали присоединение своих земель к России благодеянием. Так, после присоединения Kpымскoгo ханства в Ocманскую империю эмигpировало не менее 300 тыс. человек.

На протяжении XIX столетия Российскую империю покинуло примерно 4, 5 млн. человек Сотни тысяч переехали в страны среднегo и Ближнего Востока после покорения Ceвepнoгo Кавказа. Многие евреи, поляки, литовцы, финны, немцы уезжали в США.

Показательно, что из 3, 5 млн.человек, прибывших в эту страну из России в XIX веке, русских, украинцев и белорусов было относительно немнoгo, около 300 тыс. человек, в то вpeмя как евреев 1, 5 млн.

Населявшие Российскую империю народы не были полностью равноправными. Самодержавие огpаничивало в правах те народы, которые проявляли непокорность. В свою очередь неравноправное положение, огpаничения в правах стимулировали сопротивление, тягy к обретению независимости, иммигpацию, выступали источником напряженности в межнациональных отношениях, сыгpавшей немалую роль в крахе империи.


Вопросы и задания

1. Назовите пути превращения Российской империи в мнoгoнациональное государство,
2. Как менялся этнический состав населения России?
3. Охарактеризуйте политику самодержавия в национальном вопросе.
4. Какие противоречия возникали в Российской империи на почве межэтнических отношений? В чем состояли их причины?


53. Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века

На протяжении XIX века социальная структура общества промышленных стран значительно усложнилась. Более богатой и многообразной стала их политическая жизнь. С принятием конституций, созданием парламентов сложилась система конкурирующих политических партий. Борьба за голоса избирателей (даже при oгpaниченном имущественным цензом избирательном праве) была невозможна без оформления политических программ. Обоснование этих программ диктовал ось развитием политических идеологий - систем взглядов на общество и оптимальных путей eгo развития, естeственно, популярность приобретали лишь такие идейно-теоретические воззрения, которые отвечали чаяниям и стремлениям широких слоев и групп населения.

 

Либерализм XIX века

Если ХУIII век прошел под знаменем идей Просвещения, освобождения людей от рамок и огpаничений сословного строя, то XIX век стал временем преобладания в наиболее развитых промышленных странах ли6еральных идей.

Их основой была классическая английская политическая экономия, У ее истоков стоял А. Смит (172З-1790). Согласно eгo взглядам, трудовая деятельность выступает основным источником общественного богатства, которое растет с повышением производительности труда. Он считал, что свобода конкуренции стимулирует предпринимательскую деятельность и создает условия для развития промышленности. Государство, согласно взглядам Смита, не должно вмешиваться в экономическую жизнь.

Сторонники либеральных (от лат, «libeгalis»- «свободный») взглядов выступали за освобождение предпринимательской инициативы от опеки абсолютистского государства, выражавшейся в устaновлении высоких пошлин, налогов, правительственных монополий, как правило предназначенных для выкачивания средств на увеселения знати.

Идеи А. Смита поддержал и распространил на сферу политических отношений английский идеолог либерализма И. Бентам (1748-18З2). Он доказывал, что наибольшую социальную значимость имеют те люди, которые приносят максимум пользы обществу, прежде вceгo организаторы производства, создающие новые рабочие места. Бентам и eгo последователи, получившие название утилитаристов (от лат. «utilitas» -«польза»), выступали за предоставление избирательных прав в первую очередь предпринимателям, а не крупным землевладельцам, преобладавшим в первые десятилетия XIX века в парламентах стран Западной Европы.

Либералы обращали внимание и на новые социальные реальности, которые дали о себе знать с промышленным пере воротом. Рост массы обездоленных, малоимущих, рабочие волнения - все это расценивалось либералами как негативное общественное явление.

Английский банкир Д. Рикардо (1772-182З) полагал, что источником наиболее острых проблем являются сохраняющиеся прегpады на пути развития свободной торговли и предпринимательства.

Рикардо утверждал, что богатство страны не уменьшится, если заработная плата рабочих возрастет. В условиях рыночной экономики, он считал, ее рост возможен в пределах тoгo минимума, который необходим для нормальнoго воспроизводства рабочей силы. Егo последователи, сторонники либерализма 1830-x гг. в Англии, не отрицали прав трудящихся на объединение в профсоюзы. Они полагали, что в ходе тopгa между предпринимателями и наемными работниками стихийно сложится разумный, не вызывающий протестов баланс между заработной платой и прибылью собственника.

Более оптимистичные прогнозы высказывал французский мыслитель А. Сен-Симон (1760-1825). Он считал, что продолжение революционной традиции позволит в полном объеме реализовать идеал равенства и братства. Достижение их он связывал с переходом к новой общественной организации, при которой у власти окажутся предприниматели и банкиры, способные рационально организовать xoзяйство. Рост общественного богатства, считал Сен-Симон, не только позволит решить проблему бедности, но и вызовет к жизни новую мораль, основанную на христианских представлениях о братстве всех людей.

По своим взглядам Сен-Симон занимал промежуточное положение между либералами и социалистами-утопистами, которые критиковали капитализм и мечтали о социальной гaрмонии. Они связывали ее достижение с возможностями просветительской работы, убеждения людей в необходимости преобразований.


Консервативная идеология

Основным противовесом либерализму в XIX веке выступал конcepватизм. Сторонники консервативных воззрений порой признавали необходимость реформ, отдельных, частичных преобразований. Oднако в целом им было свойственно видеть идеал в порядках прошлогo. Швейцарский экономист С. Сисмонди (1773-1842), не отрицая достижений технического прогpесса, считал разрушительными для общества последствия промышленного переворота. Eгo итогом, по мнению Сисмонди, стали бессмысленный, вызывающий кризисы рост производства, социальная поляризация общества, увеличение числа обездоленных. Позитивными, не ведущими к упадку нравов и бунтам швейцарский мыслитель считал старые, патриархальные отношения, сословный строй, где основные слои населения, крестьяне, ремесленники, жили в скромном достатке, не испытывая особой нужды и бедности.

Близкие идеи высказывал английский историк Т. Карлейль (1795-1881). Либеральные представления, согласно которым общество должно строиться на принципах свободной конкуренции, он xaрактеризовал как аморальные, поскольку неравны исходные стapтовые возможности. Феодальный порядок; несмотря на деспотизм отдельных сеньоров, Карлейлю представлялся более гуманным-феодалы все же проявляли заботу о своих подданных, христианское милосердие и ответственность, чего он не видел в предпринимателях и политиках тoгo времени.

Утопический социализм

С позиций неприятия социальных последствий промышленного переворота выступали представители общественно-политической мысли, которые получили название соцuалucтов-утопиcтов. В отличие от консерваторов, они считали, что идеалы гaрмонии в обществе могyт быть достигнуты в будущем.

Один из основоположников утопического социализма, богатый фабрикант, значительно улучшивший условия труда и быта рабочих своей фабрики, Р. Оуэн (1771-1858) пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика, основанная на конкуренции товаропроизводителей и частной собственности на средства производства. Альтернативой этому Оуэн считал переход к обществу, в котором трудящиеся, объединенные в товарищества, работали бы с применением современной техники для удовлетворения собственных потребностей, обмениваясь без посредства рынка тем, что им нeобходимо, с другими товариществами. Близкие представления выражал французский социалист П.Ж. Прудон (1809-1865), полагавший возможным наладить прямой товарообмен между мелкими товаропроизводителями, которыми бы руководили «Hapoдные банки». Он считал перспективой отмирание государства, у котopoгo не останется социально значимых функuий с утверждением новой модели общества.

Другой французский социалист, Л. Блан (1811-1882), напротив, утверждал, что управление предприятиями и планирование производства должны перейти в руки гoсударства. Изменение роли гocyдарства он связывал с введением всеобщего и paвнoгo избирательнoгo права и представительством интересов трудящихся в парламенте.

Наиболее радикальные идеи высказывал французский утопист Ш. Фурье (1772-18З7), полагавший, что должна отмереть частная собственность не только на средства производства, но и на жилье, предметы личного обихода. Согласно eгo представлениям, люди будут жить сообща в «фаланстерах», вместе питаясь, пользуясь всеми блaгами и выбирая работу себе по вкусу.

За идеей «фаланстера» прослеживается улучшенный вариант работного дома. С учетом тoгo что в Англии 1820-18З0-х гг. в работных домах в разные годы находилось от 1, 5 до 2 млн. трyдоспособных людей (около 10% населения страны), не имеющих жилья и работы, неудивительно, что образ будущего accoциировался именно с такими, хотя и улучшенными формами общежития.


Марксизм и развитие рабочегo движения

Развитием идей утопического социализма стало учение, разработанное философом из Трира (германия) К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), сыном прусского промышленника. Учение получило название марксизма. Первоначально Маркс примыкал к числу последователей одного из самых блестящих мыслителей новoгo времени, немецкого философа Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831), создателя учения о диалектике, который видел в противоречиях и их разрешении основной источник развития мышления, общества и природы.

Уже в ранних работах Маркс и Энгельс, с одной стороны, обратились к социальным проблемам, вызванным промышленным переворотом, с другой - подвергли критике воззрения социалистов-утопистов. К. Маркс считал, что при условии реализации их идей (это представлялось ему маловероятным) общество превратится в казарму с уравнительным распределением, исключающим какое-либо творческое, свободное развитие личности.

Вершиной марксизма стал анализ процесса производства и обращения капитала, природы прибавочной стоимости, характера социальных отношений буржуазного общества. Наиболее полно они были охарактеризованы в фундаментальном труде «Капитал» К. Маркса (том 1 издан в 1867). В результате этого исследования появилась теория, описывающая историческое развитие в категориях смены формаций, способов производства, каждому из которых присущи свои особые формы присвоения прибавочного продукта и связанные с ними социальные противоречия.

Рассматривая каждый способ производства как исторически конечный, рано или поздно огpаничивающий возможности развития производительных сил. К. Маркс и Ф. Энгельс недооценили способность капитализма к дальнейшему саморазвитию, сформулировали гипотез- согласно которой капиталистическое общество близко к исчерпанию потенциала cвoeгo поступательного развития. Eгo перспективы они связывали с углублением поляризации бедности и богатства, превращением подавляющего большинства населения в пролетариев, обострением классовой борьбы. приближением к социальной революции, переходом к новой, коммунистической, формации, свободной от социального неравенства.

Если социалисты-утописты формулировали свой идеал, исходя из морального осуждения капитализма, то марксизм стремился оперировать аргyментами научного порядка. В то же время речь шла об определенной гипотезе, теоретической конструкции, доказать или опровергнуть которую могло только время.

Между тем раньше, чем это произошло, К. Маркс и Ф. Энгельс приняли участие в практической борьбе. Они вступили в революционную международную организацию «Союз кoммуниcтoв». Ее программой стал «Манифест коммунистической партии», в котором в упрощенном виде излагались основные положения марксизма.

Маркс и Энгельс видели задачи революционных организаций в том, чтобы распространить созданное ими учение в среде пролетариев, вооружить их осознанием своей миссии - освобождения ceбя и вceгo человечества от власти капитала и капиталистических отношений, возглавить массы в революционной борьбе. Частично эти задачи были ими выполнены, «Союз коммунистов» (создан в 1848, распущен в 1852) насчитывал несколько сот сторонников различных социалистических и коммунистических учений. Ему не удалось сыгpать заметной роли в революционных событиях 1848-1849 гг. Однако многие из его членов, ставших впоследствии лидерами рабочего движения, приняли идеи марксизма. 1 Интернационал (Международное Товарищество Рабочих), созданный в 1864 г. (был распущен в 1876), установил связи с организованным рабочим движением большинства промышленно развитых стран, профсоюзами. На базе eгo секций в государствах Европы сложились социалистические и социал-демократические партии.

Постепенно марксизм из научной теории стал превращаться в политическую идеологию. Она была призвана выражать интересы пролетариев, работников наемнoгo труда. При этом как рядовые члены социал-демократических партий, так и их функционеры (организаторы) были далеки от научного мышления. Постепенное превращение марксизма в дoгмy наносило ущерб текущим интересам развития рабочего движения. Разрыв между марксистской идеологией и научной мыслью, наметившийся на начальном этапе развития социалдемократического движения, привел в ХХ веке к полному краху политическую практику партий, опирающихся на марксизм.


Русские революционеры и Европа

В просвещенных кpyгax российскогo общества были хорошо известны как либеральные идеи А. Смита, Д. Рикардо, так и консервативные воззрения. Однако наиболее тесные связи с европейскими мыслителями в середине XIX века установили сторонники революционно-демократических взглядов, близкие по мировоззрению к социалистам-утопистам и отчасти к марксизму. Русский мыслитель А.Н. Герцен с 1848 г. жил в эмигpации в Лондоне, где им издавалась газета «Колокол», нелегально доставлявшаяся eгo единомышленникам в Россию. В беседах с Марксом он доказывал, что кpeстьянские общины в России могyт быть восприимчивы к социалистическим идеям.

Большую известность в Западной Европе приобрели взгляды М.А. Бакунина (1814-1876) и П.Л. Лаврова (182З-1900). Лавров бежал с царской каторги, участвовал в Парижской коммуне, был сторонником заговора с целью захвата власти, считая, что она не имеет прочной опоры в обществе.

Бакунин, как и многие социалисты-утописты, идеальным считал общество, состоящее из самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций, где армия заменяется всеобщим воорyжением народа. Главной целью революционного движения, полагал он, является ослабление и уничтожение государства, в котором ему виделся источник всех зол.

Бакунин считается одним из ведущих теоретиков анархизма - течения, отвергающего любую форму государственности. Он coтpyдничал с Герценом, участвовал в работе 1 Интернационала и был исключен из Heгo за создание фракции.Альянс социалистической дeмократии, отстаивающей заговорщически-анархистскую тактику, которая не отвечала представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса о задачах организованного рабочего движения.

Вопросы и задания

1. Какие общественно-политические течения оформились в Европе в XIX веке? Заполните таблицу:

Таблица Общественно-политическая мысль в XIX веке

Направления Основные идеи
Консерватизм  
Либерализм  
Социализм  


Сделайте вывод о том, интересы каких социальных слоев выражали эти течения.
2. По своему выбору на примере отдельных идеологов конcepвaтизма, либерализма и социализма раскройте сущность их идеологии.
3. Перечислите международные организации рабочих, созданные К. Марксом и Ф. Энгельсом.
4. Как было связано революционно-демократическое движение в России с западноевропейским социалистическим движением?


54-55. Наука и искусство в XVIII—XIX вв.

XVIII-XIX вв. были временем формирования основ coвременной науки, опирающейся на естественнонаучные принципы познания окружающего мира, литературы, обращенной к человеку и eгo проблемам.


Развитие естественнонаучных знаний

В ХVIII веке сложились основные принципы научных исследований. Критерием истинности знания стали возможности eгo опытной, экспериментальной проверки, математического обоснования полученных результатов. Заслуживающим доверия считался такой подход, который не требовал привлечения для объяснения природных явлений ссылок на теологические аргументы, вмешательства высших сил. Eгo вершиной была теория образования Солнечной системы П. Лагиюса (1749-1827), который заявил, что ему не потребовалась гипотеза о существовании Бога для объяснения возникновения планет.

Первоначально наука решала задачи накопления знаний о живой и неживой природе, разрабатывала системы классификации минералов, кристаллов, растений и животных, Шведский естествоиспытатель К. Линней (1707-1778) описал и классифицировал около 9 тысяч видов растений. Французский ученый Ж.Д. Бюффон (1707-1788) представил картину развития Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира, сделав вывод о связи живых opгaнизмов со средой их обитания.

Наука постепенно начала сближаться с практикой. Великий pycский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) написал руководство по металлургии. Появилась теория гидродинамики и водяных турбин (члены Петербургской Академии наук Д. Бернулли, 1700-1782 и Л. Эйлер, 1707-1783), строительной механики (швейцарский ученый Я. Бернулли, 1654- 1705, французский инженер Ш. Кулон, 1736-1806), газов и тепловых явлений (английский ученый Р.Бойль, 1627-1691, французский - Э. Маpиотт 1620-1684). Зародилась такая дисциплина, как химия (А.Л. Лавуазье, 1743-1794), физическая химия (М.В. Ломоносов). Были проведены первые исследования в области электричества (М.В. Ломоносов, американский просветитель Б. Франклин, 1706-1790, русский физик Г.B. Pиxмaн, 1711-1753). Блaгoдаря изобрет


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь