Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История открытия цивилизация европейцами



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО ПРЕДМЕТУ

«ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИ1»

 

«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

 

 

выполнила студентка

экономического факультета

заочного отделения

Голубкова А.Д.

 

Проверил преподаватель

Чурилова Г.А.

 

МОСКВА 2007


Содержание

 

Введение

Глава 1. Общественный и государственный строй древнегреческой цивилизации

1.1 Социальная структура

1.2 Экономическое развитие древнегреческой цивилизации

1.3 Особенности возникновения и развития государства

Глава 2. Цивилизация как культурно-историческая общность людей

2.1 Письменность и письменные источники

2.2 Образование и просвещение

2.3 Наука и техника

2.4 Религия

2.5 Культура искусства

2.6 Мировоззрение людей древнегреческой цивилизации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Источники и ученые, которые писали об этой цивилизации

 

В распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика, речи ораторов, юридические документы, письма, деловые документы и мн. др.), памятники материальной культуры, в основном добываемые при археологических раскопках (руины городов, остатки крепостных сооружений, общественных зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда, оружие, предметы повседневного обихода и т. п.), материал этнографических наблюдений (изучение древних обычаев, учреждений, обрядов), большое количество разнообразных надписей, монеты. Сведения о далеком прошлом можно почерпнуть с помощью анализа структуры словарного запаса древнегреческого языка и преданий устного народного творчества (записанных фольклорных материалов).

1. Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э. Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения по истории II тысячелетия до н. э., сохранившиеся в произведениях греческих авторов более позднего времени.

Таблички, написанные письмом Б, были найдены при раскопках на Крите А. Эвансом в 1901 г., однако лишь в 1953 г. английский ученый М. Вентрис расшифровал непонятный язык надписей. В настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Они найдены в развалинах Кносса на Крите, при раскопках городов Пилоса, Микен, в Фивах, Тиринфе, но более всего (свыше 90% всех текстов) обнаружено в архивах Кносса и Пилоса. Подавляющее большинство табличек датируется XIV—XII вв. до н. э. Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся на глиняных пробках и бирках.

Археологические раскопки дают самые разнообразные сведения о материальной культуре. Наиболее важные находки были обнаружены при раскопках обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на о. Крит, в Микенах и Пилосе в Пелопоннесе. Многочисленные помещения, сложная планировка дворцов, включающая роскошные апартаменты, приемные залы, храмовые комнаты, ремесленные мастерские, хозяйственные кладовые, огромное количество различных предметов повседневного быта и разнообразное оружие дают представление о насыщенной и напряженной жизни этих центров крупнейших монархий II тысячелетия до н. э.

Большой интерес представляет открытие укрупненных поселений конца III тысячелетия до н. э. в Лерне (в северном Пелопоннесе) и в Рафине (в Аттике), где обнаружено бронзолитейное производство. Во второй половине II тысячелетия до н. э. вокруг дворцов в Микенах, Пилосе, Афинах, Фивах, появляются посады, в которых проживают ремесленный люд и торговцы.

В произведениях греческих авторов V — IV вв. до н. э. (Геродота, Фукидида, Аристотеля) и последующих столетий (Страбона, Плутарха, Павсания) сохранились отдельные смутные воспоминания о славном прошлом греков, о могуществе критского царя Миноса, создании им обширной державы, о высокой культуре того времени.

2. Источники по истории архаической и классической Греции. Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII—-TV вв. до н. э. резко возрастает. С особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров. Наиболее ранними письменными источниками стали эпические поэмы, приписываемые слепому сказителю Гомеру, — «Илиада» и «Одиссея». Ценные сведения о земледелии, тяжелом крестьянском труде и сельском быте можно получить из поэмы «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII— VII вв. до н. э.). Ему же принадлежит другая поэма — «Теогония», где подробно описаны религиозные воззрения греков, происхождение богов, их генеалогия и взаимоотношения.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков - труд Геродота из Галикарнасса (485—425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории», труд афинского историка Фукидида, сына Олора (около 460—396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431— 404 гг. до н. э.). Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади — агоры, исследовании афинского акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены сотни тысяч вещей различного назначения — орудия труда, оружие, предметы повседневного быта.

Постоянные археологические изыскания проводятся в греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань), Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других.

3. Источники по истории Греции эллинистического периода. Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом, появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах, которые были обнаружены при раскопках в Египте. Из исторических сочинений, дающих связное изложение событий эллинистической истории с определенной авторской концепцией, с проверкой фактов, насколько она была тогда возможна, наибольшее значение имеют труды Полибия, Диодора, Плутарха. Ценными источниками по различным аспектам жизни эллинистических обществ являются произведения научной и художественной литературы. Это прежде всего трактаты по экономике, в частности трактат, приписываемый Аристотелю (он носит название псевдоаристотелева «Экономика», конец IV в. до н. э.), и трактат «Экономика», принадлежащий Филодему (I в. до н. э.).

В целом многочисленные и разнообразные источники по истории различных периодов греческой истории позволяют показать основные направления развития древнегреческого общества — от начальных этапов формирования классового рабовладельческого общества и государства до завоевания греческих полисов и эллинистических государств Римом.[2]

Этапы развития цивилизации

 

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригиналь­ная, трагически быстро погибает (очевидно, после из­вержения вулкана).

Ей на смену пришла новая культура — ахейская. Племена* ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и тра­гично, как и ее предшественница. Возможно, она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы.

Эпохи критской и ахейской культур можно счи­тать своего рода предварительным этапом, после кото­рого начинается история собственно греческой циви­лизации.

С VIII по VI в. до н. э. Греция занимала юг Балкан­ского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важнейший перелом — начинает­ся великая греческая колонизация (греческие поселе­ния, скажем, в Италии, появлялись и раньше, но ко­лонизация не имела массового характера). Она шла на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), на север (Фракия, про­ливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (Северная Африка, Левант).[3]

 

Социальная структура

 

Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

1. Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V—IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.

Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами, — фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов на рынки Эллады, — Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В конце V—IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.

Основными источниками пополнения рабов в это время были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. После битвы при Гимере (480 г. до н. э.) победители — сицилийские греки — произвели раздел военнопленных-карфагенян, причем некоторым воинам досталось по 500 человек. Во время удачных войн сиракузских тиранов Дионисия I и Агафокла против карфагенян и местных племен Южной Италии были также обращены в рабство многие военнопленные; 2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши; 3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов. По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но, тем не менее, брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе. Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своего труда, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.

Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это арендную

Существовали и другие категории зависимых работников. В таких полисах, как Спарта, города Беотии, Фессалии, Аркадии и других, основными производителями в сельском хозяйстве были не рабы (их было очень немного), а работники иного социального и юридического статуса. В Спарте они назывались илотами, в ряде фессалийских городов пенестами, на Крите — войкеями, или кларотами, в Гераклее — мариандинами. Общественное положение этих категорий работников определялось тем, что они не считались собственностью отдельных лиц, имели хозяйство, семью и обрабатывали участки земли своими силами. в пользу которых они должны были производить отчисления со своих доходов.

2. Господствующий класс. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Господствующий класс в полисах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов, которых можно было отдать в аренду другим лицам, получая за это прибыль.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса — собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. Внутри этой прослойки, в свою очередь, существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Народного собрания и избирались на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в полисе.

3. Положение свободных мелких производителей. Греческое общество состояло не только из рабов и их владельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители — земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных, мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, городской люд. Это был самый многочисленный класс в греческих полисах. Если брать в качестве примера Афины V—IV вв. до н. э., то в состав этого класса следует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественных групп по классификации Солона. Кроме зевгитов и фетов сюда входило большинство афинских метеков — свободных лиц, не имеющих прав афинского гражданства.

Мелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда. Известны случаи использования мелкими ремесленниками или земледельцами рабского труда в качестве дополнительной рабочей силы: основной рабочей силой был сам земледелец или ремесленник и члены его семьи. В состав мелких производителей входили мелкие земледельцы; ремесленники и торговцы, имевшие гражданские права; ремесленники и торговцы-метеки.

Связанные с разными отраслями хозяйства, имеющие разное юридическое положение, эти социальные группы отличались друг от друга интересами, иногда имели разную политическую ориентацию. В любом греческом полисе социальная группа мелких свободных земледельцев была одной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политической активности, гражданской зрелости зависели крепость полисных институтов, функционирование демократических учреждений, характер социально-политических столкновений. Мелких земледельцев обычно называют крестьянами. Этот термин применяют и к земледельцам греческих. земледелец был лично свободным, т. е. независимым от других лиц или государства, собственником земельного участка (в большинстве случаев от 3 до 5 га), обеспечивавшего его прожиточный минимум. Земледелец, как правило, не платил налогов с земли. Для приобретения орудий труда, одежды и других ремесленных изделий крестьянин вывозил на рынок и продавал сельскохозяйственные продукты, т. е, выступал отчасти как товаропроизводитель. Он был связан с рынком, знал цены, торговцев, обладал известным хозяйственным кругозором. Однако связи его с рынком были спорадическими, на продажу шла лишь небольшая часть урожая.

По греческим законам собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении. Участие в народных собраниях, где обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней жизни, развивало личность античного крестьянина, формировало чувство собственного достоинства и социальной значимости. В ряде демократических полисов часть крестьянства была грамотной, посещала театральные представления.

Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния беднейших граждан было обеспечение их работой, за которую они могли получать плату и обеспечивать свои семьи.

Государство следило за тем, чтобы цены на хлеб, основной продукт питания, были более или менее стабильными; на торговцев, искусственно взвинчивающих цены, накладывались большие штрафы.

4. Прослойка деклассированных элементов. Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на социальное положение свободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами, получавших на свое пропитание тяжелым физическим трудом. Труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в IV в. до н. э. как удел рабов, как дело, недостойное свободного человека. Конкуренция крупных мастерских, с одной стороны, низкий престиж физического труда — с другой, приводили к тому, что разорявшиеся граждане, особенно из среды земледельцев, предпочитали перебиваться случайными заработками, нежели пойти в ремесленники, строители или поденщики. Начинает создаваться новый социальный слой, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих в деятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Полисные власти стремились помочь деклассированным гражданам, утратившим интерес к труду. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Народного собрания, не говоря о выполнении тех или иных должностных обязанностей. Эта не занятая трудом масса людей, слоняющихся по улицам городов, перебивающихся случайными подачками, а то и просто попрошайничеством, любила театральные представления, различные общественные празднества и увеселения.[5]

 

Образование и просвещение

 

Греческая система образования начала складываться в VI в. до н.э. в Афинах, откуда она распространилась по многим другим греческим государствам. Главной ее целью было формирование достойного члена полиса – гражданина и воина – путем его гармоничного духовного, нравственного, физического и эстетического развития; она ориентировалась в первую очередь на воспитание мальчиков. В VI–V вв. до н.э. обучение осуществлялось в начальной (элементарной) школе, которую могли посещать дети всех свободных граждан. Там они, обычно с семилетнего возраста, приобретали навыки письма, чтения, счета; их также учили музыке, танцам и гимнастике (роль этих дисциплин постепенно снижалась). Такие школы были почти всегда частными. Кроме того, в Афинах существовал институт эфебии: по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши (эфебы) собирались со всей Аттики под Пиреем, где в течение года под руководством специальных учителей (софронистов), получавших жалование от государства, обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и проходили курс интенсивной физической подготовки; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

В IV в. до н.э. усиливается потребность общества в углубленной интеллектуальной подготовке. В Ионии, Аттике и некоторых других областях появляются средние учебные заведения (гимнасии), целью которых было развить мышление и способность рассуждения. Они существовали, как правило, на общественные средства и за счет частных пожертвований. В них преподавался цикл наук – грамматика, риторика, арифметика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике. Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала уроки литературы, где изучали тексты крупнейших авторов (Гомера, Еврипида, позже Демосфена и Менандра); в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения). Обучение в средних школах велось по строго установленной программе. Возраст учащихся варьировался от тринадцати до восемнадцати лет.

В IV в. до н. в Афинах возникает и высшее образование, предполагавшее не специальную профессиональную подготовку, а получение более фундаментального гуманитарного знания. Знаменитые риторы (впервые Исократ) и философы (впервые Платон) за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии. Порядок и содержание курса не были жестко регламентированы и зависели от личности преподавателя; его продолжительность колебалась от одного года до десяти лет.

Особый вариант образовательной системы существовал в Спарте: обусловленная милитаризированным характером общественного устройства задача воспитания сильного и дисциплинированного воина требовала одностороннего военного образования; за исключением элементарных знаний письма, счета, навыков пения и игры на музыкальных инструментах, спартанцы получали исключительно военную и физическую подготовку под контролем государства. В отличие от других греческих полисов, в Спарте значительное внимание уделялось и женскому воспитанию, прежде всего физическому, которые было сходно с воспитанием мальчиков.[10]


Наука и техника

Греческие ученые с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям тогдашней Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Как бы ни были фантастичны эти модели с нашей теперешней точки зрения, их значение состояло в том, что они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания — моделирование механизма природных явлений.

Нечто аналогичное имело место и в математике. Для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

И вот, обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений, можем ли мы найти в ней черту, принципиально отличающую ее от науки Нового времени? Да, можем. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший ингредиент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот ингредиент — экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени — Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демократ. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, — такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии — наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира — в области архитектуры, судостроения, военной техники — не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки. [11]

Жители Древней Греции были более технически продвинутыми, чем предполагалось ранее. Исследования доказали, что обнаруженное на дне моря механическое устройство Antikythera не просто часы, а сложная счетная машина, с помощью которой древнегреческие астрономы могли точно предсказывать солнечные затмения и движения пяти известных тогда планет.

Устройство было найдено среди останков корабля древних римлян, который перевозил товары с греческого острова Родос. Механизм насчитывает как минимум 30 колесиков, изготовленных вручную. На устройстве найдены ссылки на планеты, лунные и солнечные затмения. Похожей технологии не встречается на протяжении последующих тысячи лет развития цивилизации.

Древние греки были первыми, кто понял, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Христианская церковь признала эту точку зрения только спустя тысячу лет.[12]

Одним из изобретений, которыми мы до сих пор пользуемся, было открытие шахт. Если в предшествующее время руду добывали в открытых карьерах, то в классический период ее стали извлекать из земных недр путем прокладки шахт, прорезающих земную толщу и расходящихся в горизонтальном направлении штреков, проложенных вдоль рудоносных жил. Шахтно-штрековый способ добычи позволял полнее использовать все рудные запасы месторождения, включая очень глубокие жилы, которые, как правило, были самыми богатыми.[13]

 

Религия

Объектом религиозного культа в Древней Греции являлись олимпийские боги, неолимпийские божества и герои. По убеждению греков, их боги были антропроморфными (т.е. имели человеческий облик). Группу наиболее могущественных богов, которые не были привязаны к конкретной территории, представляли олимпийские боги (Олимп – главная их резиденция); их почитали по всей Греции. Они считались олицетворениями и повелителями основных частей вселенной, природных и общественных явлений: моря (Посейдон), подземного царства (Аид), организованной войны (Афина), неорганизованной войны (Арес), любви (Афродита), домашнего очага (Гестия), охоты (Артемида), виноделия (Дионис), торговли (Гермес), земледелия (Деметра), брака (Гера), ремесла (Гефест), полисного порядка и искусства (Аполлон). Между ними были установлены отношения родства. Во главе пантеона стоял Зевс – властелин неба, грома и молнии. Власть богов не была безграничной: они подчинялись судьбе – неотвратимому и необъяснимому универсальному порядку событий.

Второстепенные божества были представлены локальными божествами гор, рек, лесов, ручьев, озер, морей, отдельных деревьев, источников – в первую очередь нимфы, океаниды, нереиды. В отличие от олимпийских богов, они не обладали абсолютным бессмертием; их существование было привязано к определенному месту обитания: если оно исчезало, то умирало и живущее в нем божество. Другую группу составляли существа, чье бытие не зависело от какого-либо места или предмета, – сирены (полуженщины-полуптицы), эринии (старухи с собачьими головами и змеями в распущенных волосах), кентавры (полукони-полулюди) и др. Они превосходили людей размерами и силой, отличались от них своим полностью или частично зооморфным (зверообразным) обликом и могли погибнуть от их рук.

По убеждению греков, покровительство людям оказывали не только боги, но и герои – мужи, родившиеся от браков богов со смертными женщинами (Геракл, Персей, Диоскуры, Беллерофонт, Ахилл), наделенные непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Они были смертными по природе (исключение – Дионис), однако некоторые из них за свои подвиги удостаивались вечной жизни или на Олимпе, или в блаженных землях.

Одной из основных черт греческой религии была ее раздробленность и доминирование локальных культов со специфическими обрядами и верованиями. Общегреческое значение имели лишь культ Аполлона в Дельфах и Зевса в Олимпии.

Греческая религия по своему типу являлась религией жертвоприношений, которые были неотъемлемой частью культа, наряду с молитвами, обетами и очищениями (тела, одежды, священной утвари). Местами почитания были, как правило, горы, рощи, ручьи и реки; на особых священных участках (теменах) возводились храмы – жилища богов, главными культовыми элементами которых были изображения (статуи) небожителей и алтари для жертвоприношений.

Религиозный культ носил как общественный, так и частный характер. В рамках полиса обряды в храме или на священном участке первоначально исполнял царь, а позже специально избранный магистрат. Внутри дома у очага, служившего алтарем, их совершал глава семьи; важную роль в семейном культе играли почитание предков, а также церемонии, связанные с рождением ребенка, браком, похоронами. В Греции существовал слой жрецов; жреческие должности нередко закреплялись за отдельными родами. Однако в Греции жрецы никогда не обладали таким влиянием, как на Древнем Востоке; их функция ограничивалась исполнением обрядов, советом в религиозных делах и определением воли богов, которую узнавали по небесным знамениям, полету птиц, особенностям жертвенных животных, направлению дыма от сжигаемой жертвы.

Особое место в греческой религии занимали мистерии – обряды эзотерических (тайных) религиозных обществ, носившие закрытый характер: в ним могли участвовать лишь посвященные (мисты). Существовали как местные греческие мистериальные культы (Деметры, Диониса, орфический), так и принесенные с Востока (Аттиса, Кибелы, Митры, Исиды). Многие из них восходили к древним празднествам плодородия и носили оргиастический характер (культы Деметры и Диониса): в процессе священнодействия посвященные доводили себя до экстатического состояния, таким способом приближая себя к богу.

Элементами религиозного обряда в Греции являлись торжественные процессии, танцы, драматические представления (изображение мифической истории почитаемого божества), состязания атлетов и музыкантов. В ряде культовых центров утвердилась традиция регулярного (с интервалом в один год или несколько лет) проведения специальных спортивных и мусических игр в честь определенного бога: Пифийские игры (с 582 до н.э.) под Дельфами, посвященные Аполлону (раз в четыре годы), Истмийские игры (с 582 до н.э.) под Коринфом, посвященные Посейдону (раз в два года), Немейские игры (с 573 до н.э.) в Немейской долине, посвященные Зевсу (раз в два года). Самыми известными были Олимпийские игры (с 776 до н.э.) в Олимпии в честь Зевса (раз в четыре года), на время которых устанавливался священный мир. Такие игры способствовали осознанию греками своей этно-культурной и религиозной общности. [14]

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. [15]

 

Культура искусства


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь