Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт)



Иван Иванович Бецкой

Смольный монастырь — любимое детище императрицы    Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости.
По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 " благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института.

Устав " Общества благородных девиц" был издан 5 мая 1764 года:

О ДОЛЖНОСТЯХ ГОСПОДПОПЕЧИТЕЛЕЙ И О ПРИНЯТИИ В ОБЩЕЖИТИЕ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

1

Кроме госпожи начальницы надлежит быть еще четырем знатным особам из господ сенаторов или других именитых чинов, которые должность свою отправляют попеременно из одной чести и любви к ближнему, заседая в собрании как для совета и свидетельства дворянства молодых девиц, так и для экономии.

2

Число девиц первого приема состоять будет из 50, не свыше 5-ти 6-ти лет. По принятии же оных в первый год в следующие потом два года, хотя и убылые места случатся, ни единым более принимать не дозволяется, но оный прием возобновлять по прошествии трех лет.

3

При каждом приеме должны отцы и матери, а в случае сиротства сродники или свойственники помянутых молодых девиц прежде вступления их достоверно доказать в учрежденном совете воспитательного общества дворянства их, и сколь скоро доказательства их о том достаточными признаны будут, то за подписанием господ, заседающих в собрании, дается им письменное в том утверждение.

4

Еще надлежит им о своем возрасте иметь свидетельство от священников, коими крещены, или от воспреемников с показанием имени, прозванья и лет, також чина и имени отцовского. А поелику сие учреждение более преимущество дает таким благородным девицам, коих отцы и матери пред прочими мало достаточны, то ежели похотят, прописывать могут отцовскую службу, был ли он ранен или и убит на войне и имени родителей.

5

Такое свидетельство о их состоянии не будет, однако ж, никому известно, кроме госпожи начальницы; а в случае какого-либо сомнительства довольно, когда оное утверждено будет подписанием кого из тамошнего дворянства или знатной в том городе или уезде особы.

6

По утверждении и признания дворянства девицы представляются госпоже начальнице, которая получа все потребные свидетельства о дворянстве, имени и прозвании принимаемой девицы; что она не старее шести лет и была ли на ней оспа, запечатает их печатью сего дома и, внеся оные в список принимаемых, имеет отдать с нумером в архив, которые в оном храниться будут до того времени, как воспитуемая девица из сего общества отпустится.

7

Принятая вышеписанным порядком девица тотчас преручится в ведомство учительницы назначенного ей класса и получает всю одежду сего дома.

8

Все оное разумеется о здоровых девицах; а увечные, слабые и тому подобное, тако же имеющие какую болезнь, которая другим вредить может, принимаемы не будут.

9

При вручении молодых девиц госпоже начальнице родители их или ближние родственники в то же время должны дать ей порядочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению и видя будущую дочерям их и по сего воспитания пользу препоручают в опеку совершенно до 18-ти лет возраст, так что до исходу того двенадцатилетнего времени ни под каким видом обратно их требовать не станут.

10

Ежели иногда случится, что девица по прошествии урочных лет осиротеет или других каких ради причин в оном обществе сама остаться пожелает, оное ей дозволяется, но не более как на два или на три года, не в числе классных.

О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИНИМАЕМЫХ ДЕВИЦ НА ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА

I Возраст от шести до девяти лет

Учение

1. исполнение закона и катехизм

2. все части воспитания и благонравия

3. российский и

4. иностранный языки

5. арифметика

6. рисование

7. танцевание

8. музыка вокальная и инструментальная

9. шитье и вязание всякого рода

II Возраст от девяти до двенадцати лет

Учение

1. география

2. история

3. некоторая часть экономии, или домостроительства

III Возраст от двенадцати до пятнадцати лет

Учение

Продолжение всего прежнего. При том

1. словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг

2. часть архитектуры и геральдики

3. зачинают действительно вступать в экономию по очереди

IV Возраст от пятнадцати до восемнадцати лет

Учение

1. знание совершенное закона

2. все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости

3. повторение всего прежнего, в чем совершенного знания еще не имеют

4. во все части экономии вступают по очереди

О ГОСПОЖЕ НАЧАЛЬНИЦЕ

1

Как скоро госпожа начальница…определена будет, то и получает она от того часа всю власть в распоряжениях всего дома и над всеми в должностях при оном находящимися.

2

Она печется с крайним прилежанием о сохранении, наставлении воспитываемого младого стада… Поелику же она над всем оным обществом имеет полную власть, то и долженствует непременно верно и обстоятельно ведать о всем, что в нем ни происходит, не пренебрегая ни малейшей подробности, кроме разве таких случаев, в которых она положиться может на госпожу правительницу, коей исправность и неусыпное смотрение ей известны быть должны.

3

…она…при выпуске их из сего общества дает им свидетельства об их поведении…

4

Паче всего старается она содержать предписанный в уставе порядок, которому прочие госпожи в воспитании и наставлении молодых девиц без всякой отмены следовать должны. Чего ради часто в разные и неожиданные времена посещает классы, дабы присутствием своим тем надежнее содержать каждую при своей должности.

О ГОСПОЖАХ НАДЗИРАТЕЛЬНИЦАХ

1

Госпож надзирательниц для двухсот девиц определяется четыре: в каждом классе по одной. Должность их состоит в том, чтобы прилежно смотреть за девицами ее класса при всех случаях; и если которая из них в чем преступит, то поправлять ее с благопристойною кротостию, а сверх сего, долженствуют они вспомоществовать госпожам учительницам в преподаваемых ими наставлениях. А буде которая за болезнью или для другой какой законной причины при классе быть не может, тогда надзирательница занимает на то время ее место.

2

В сем случае госпожи надзирательницы следуют в обучении девиц тому же порядку, какому следовали учительницы, и для того держатся они и всех прочих до того принадлежащих правил, не отлучаясь уже от девиц ни во время учения, ни во время отдохновения, но исполняют во всем должность учительницы.

3

Имеют они преимущество над учительницами, но ограниченное. Главная их должность непрестанно быть при них и смотреть, чтоб благопристойность, во всем надлежащий порядок, успехи, чистота и учтивость наблюдаемы были в высшей степени, приобучая к тому девиц таким образом, что они сделанную в таких нежных летах привычку не покинут до глубокой старости.

4

Сего ради неусыпным трудолюбием каждая в своем классе приводить оное в совершенство старается. От ее глаз и примечания не должны скрываться и малейшие подробности.

О ВОСПИТАНИИ ВООБЩЕ

2

…Светские же добродетели суть: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, ко добру склонное и праводушное сердце, а напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом удаление от всего того, что гордостию и самолюбием называться может». Сие краткое многих важных качеств наименование, добрым оных употреблением и слиянием, долженствует произвести совершенное молодых девиц воспитание…

5

О учении. Надлежит им истолковать ясно по летам и по нежности естественного сложения, рассуждая и по незрелому их уму, все части закона, то есть катехизм, догматы православной веры и все, что касается до прямого содержания оной.

6

Сверх сего, должно их обучать российскому и чужестранным языкам, дабы на оных исправно читать, писать и говорить умели; арифметике, географии, истории, стихотворству и отчасти архитектуре и геральдике, а в художествах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью всякого рода, вязанию и плетению шелковому, нитяному, шерстяному и бумажному, а к сему присовокупить надлежит и все части экономии.

7

Сверх предписанного здесь вообще обучения наукам и художествам, третьего возраста по две девицы ежедневно по очереди присматриваться должны на поварнях ко всем работам, какие на они приближаясь к часу своего выпуска, уже неотменно иметь должны, наипаче содержать всегда в твердой памяти, что от самого юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, к учтивости, ласковым и приятным разговорам не токмо с равными но и с самыми последними, какого б звания кто ни был. Чрез такое доброе поведение и поступки при первом их в свет вступлении учинятся они отличными в обществе; благоразумными ж в сем возрасте размышлениями, воспитанием подкрепляемыми, получат себе для переду как в науках, так и в честном обхождении руководство. Одним словом в сие время надлежит им стараться о приобретении всего, чего иногда к совершенству их воспитания и обучения еще недостает…

11

Весьма натурально, чтоб девицы сего возраста чрез воспитание и полученные в науках знания приобретали себе должную честь и почтение; то посему и от самых госпож начальниц справедливо предпочтены быть должны прочим особливыми уважениями. Первые же знаки отмен, принадлежащих им в гражданском обществе, состоять будут в особливых награждениях по достоинствам и успехам каждой… А для большей привычки к честному обхождению, то есть чтоб придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведениях, необходимо установить должно в сем обществе по праздничным или воскресным дням собрания для приезжающих из города дам и кавалеров и других почтительных люде с дозволения госпожи начальницы. Сии собрания назначены будут: одно - для концерта, девицами составленного, другое – для какой ни есть драматической или пасторальной игры, ими ж представляемой, а третье – для обыкновенных собраний. При всех оных девицы двух последних классов хозяйствуют и стараются показать всем надлежащее удовольствие, будучи украшением и приятностию оных, дабы через то навыкнуть могли к непринужденному и учтивому поведению, какое честной природе и доброму воспитанию особливо приличествует, то есть не иметь застенчивости и в случае о всем пристойно и благородно изъясняться…

15

Госпожи надзирательницы и учительницы должны девицам указывать приемы, как при столе порядочно и часто кушать, також приличную осанку и приятную между собою в словах учтивость, чтоб они ласковыми поступками умели снисходить и к самым служащим своим.

16

Они же наблюдать долженствуют, чтоб девицы после кушанья руки умывали, а особливо во рте б полоскали. Одним словом, начальницы всевозможное старание прилагать обязаны о чистоте и опрятности молодых девиц.

17

Столовое белье потому же во всякой чистоте и исправности содержать должно, и оное ежедневно переменять, а для последних двух классов во время обеда и ужина.

18

Впрочем всякая излишняя нега из сего общества вовсе изгнана быть долженствует, поелику оное единственно в том намерении учреждено, чтоб молодых девиц порядочно и совершенно воспитать; следовательно, все тому противное весьма отрешается; противопоставляемая для девиц пища и всякое кушанье иметь быть самое здоровое и в таком количестве, чтоб для удовольствия всех было достаточно, и ничего съестного на поварню прежде не отпускать, пока прилежно одною из госпож надзирательниц или госпожею правительницею осмотрено не будет, о чем так, как и о прочем содержании, в особливых экономических наставлениях в своем месте пространнее показано будет.

19

Когда определенное число девиц наполнится и оные, как выше сказано, на четыре возраста разделятся, тогда для отличия каждого надлежит делать одежду особливого цвета, а именно: первого возраста девицам – кофейного или коричневого, второго – голубого, третьего – сероватого, а четвертого – белого цветов, который возраст и качеством отличен будет.

20

Обыкновенное для учебных дней платье будет камлотное, а для воскресных и праздничных такого же цвета шелковое, по рассуждению госпожи начальницы, так, как и прочие уборы девиц на ее же волю оставляются.

21

Весьма нужно, чтобы девицы прогуливаясь в садах, питалися свежим и здоровым воздухом, особливо когда время к тому удобно; ибо ничто не пользует их здравие, того как скоро оное настанет, довольствоваться тем имеют; а в худое время в особливых к тому устроенных местах.

22

Для всего воспитываемого общества не меньше нужны невинные забавы, которые в удовольствие их стараться изыскивать, а от благорассмотрения госпожи начальницы зависит оные так учреждать, чтоб по склонностям и по времени изобретаемы были.

23

Между тем госпожи надзирательницы и учительницы от девиц хотя не отлучаются, однако ж отнюдь ни в чем не препятствуют, паче же при всех их непорочных играх и забавах являются, будто бы оных и не примечают…

25

Сколь скоро девицы в общество приняты будут, то с того часа до самого выступления их из оного как родители, так и прочие сродственники чрез все время пребывания их в воспитательном обществе от всякого о них попечения свободны.

26

Чтоб воспитание девиц с надлежащим порядком всегда происходило и отнюдь бы ни в чем препятствуемо не было в рассуждении обучения и прочих упражнений, то для сего родители посещать их могут только в назначенные дни с позволения госпожи начальницы, в присутствии самой или которой-нибудь из подчиненных е, а во время обучения в классах или других упражнений приходить им совсем не дозволяется.

27

Дабы спальные комнаты всегда были под непременным надзиранием, надлежит учредить каждый класс между покоями госпож надзирательниц и учительниц.

28

В оных комнатах, для впускания свежего воздуха весьма нужны и полезны отдушины и камины, что разумеется о временах, в которых окон отворять не способно. Також и топить должно с умеренностию и по термометру, ибо великая теплота и жар во всякое время здоровью вредительны, а наипаче во время сна…

30

Наконец, распределить должно и время, как долго девицам спать надлежит, смотря по различию лет их. Для сего первому детскому классу спать дозволить 9 часов, второму – 8, третьему – 7 ½, а четвертому – 6 ½ . и хотя все оне вставать должны в одно время, но спать ложиться по классам часом ранее.

31

Употребление мыльни нужно; почему и должно иметь оную для всех девиц и госпож начальниц. Поелику же сложение одной бывает противно сложению другой, то в сем случае надлежит полагаться на искусство и предписания определенных доктора и лекаря, когда и каким образом мыльни с пользою употребляемы быть могут и обыкновенным ли образом или с какою отменою.

32

Когда предписанные…средства к сохранению здоровья прилежно наблюдаемы будут, то надеяться можно, что труды господ и лекаря, також и иждивение, употребляемое на лекарство, нарочито убавятся.

33

Однако ж для случающихся в сем обществе больных отведено будет особливое место, которое бы наиболее способствовало к облегчению их болезни, близ сада или имеющее положение к какому-либо другому увеселительному виду.

34

Как скоро которая из девиц действительно заболеет, то оная тотчас со всякою осторожностию туда относится и пользуется тамо во все время ее болезни с крайним рачением, не щадя ни трудов, ни иждивения… А прочие девицы ни под каким видом в оное место не допускаемы и отнюдь никакого сообщения с больными иметь не будут, наипаче если болезни таковы, что и к другим приставать могут…

35

Оным должно быть двоим, кои, наподобие швейцаров, живут подле ворот и никого ни в дом, ни обратно из оного не пропускают без особливого приказа от госпожи начальницы или в небытность ее госпожи правительницы.

36

Как скоро назначенной час ударит, то содержат они ворота на запоре и за замком, ибо за все сами ответствовать должны.*

Бецкой разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в " Общество" в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

Программа обучения и воспитания была разделена по возрасту:

· Первый возраст (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.

· Второй возраст (9-12 лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.

· Третий возраст (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением - словесных наук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы в 1783 году).

· Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. В последствии сюда добавили геометрию.

 

______________________________________________________

* - История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия

 

Воспитательная сторона была подчинена выработанной И.И. Бецким особой системе, которая имела в виду по классификации " Устава":

1. Физическое воспитание. Для этого " благородные девицы" были разделены на четыре возраста, и каждый возраст был подчинен особому ритуалу и специальной педагогической выправке. Предписывалось девочкам чаще быть на чистом воздухе и в движении. Воспрещалось кормить детей веществами пряными и возбуждающими и требовалось приучать их " есть все, что есть только можно, и в выборе приправ к кушанью не быть прихотливую; но стараться, чтоб было все, сколько можно, просто".

2. Физико-моральное воспитание - основывается на тезисах: " праздность есть мать пороков, а отец - всех добродетелей - трудолюбие" и " трудами и непрестанным телодвижением, отгоняя уныние, леность, грусть, они предшественники дурных нравов, человек сохраняет силу, бодрость и веселость духа, столь нужных и для здоровья, и для доброты сердца".

3. Собственно моральное воспитание - опиралось главным образом на требование: " удалять от слуха и зрения детей все то, что хоть тень порока имеет". Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение.

Следуя правилу - действовать на девочек благородными примерами, учителя обязывались обращаться с " благородными девицами" кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесные наказания вовсе не допускались. Интересно не только деление воспитанниц по возрастам, но и то, что каждому возрасту соответствовал определенный цвет одежды: девочки первого возраста носили платья кофейного цвета; для девочек второго возраста полагалась форма голубого цвета; в третьем возрасте форма была серого цвета, а в четвертом возрасте носили платья белого цвета.

В образовании, какое полагалось Уставом для воспитанниц Смольного монастыря, четко просматриваются две цели:

1. Внешняя - должна была достигаться обучением воспитанниц иностранным языкам так, чтобы они умели не только хорошо читать и писать на них, но и говорить.

2. Внутренняя - дать воспитанницам материал для развития самостоятельного мышления, для расширения дальнейших их познаний.

Устав особое место уделяет религиозному, нравственному, физическому, художественному, трудовому воспитанию девочек. Все высокие нравственные качества Устав Смольного института предполагал прививать детям, в первую очередь, личным примером всего педагогического персонала, начиная с его начальницы, которой            " ….следовало поступать во всем с крайним благоразумием и кроткостью, тем паче, что собственным примером она должна одобрять всех прочих, к воспитанию молодых девиц определенных, а особливо учительниц, от которых зависит все совершенство доброго воспитания и обучения". Умеренность, кротость и благоразумие должны быть главными качествами воспитателей.                                                                                                                              

На хрупких плечах классных дам лежала основная нагрузка в Смольном институте. Они заботились о воспитании характера, успехах, поведении, манерах, гигиене воспитанниц. В последствии классными дамами в институте работали многие его выпускницы. За многолетний труд для классных дам был установлен особый наградной знак - " Оранжевый бант " За труды" " и серебренный с эмалью Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны. Значительные успехи в деле светского воспитания девушек определялись, прежде всего, подбором преподавателей. В разные годы курсы вели: по русскому языку и словесности А.В.Никитенко, Н.А.Вышнеградский, О.Ф.Миллер; по истории И.П. Шульгин, Н.И.Семеневский, В.С.Борзаковский, И.И.Лаппо; по музыке - И.Прач, И.Кавоз; по истории изящных искусств - главный хранитель Эрмитажа Л.И.Сомов; по рисованию - профессор Академии художеств В.К.Жибуев; инспектор классов В.К.Ушинский оставил заметный след в деятельности института.

Весьма показательно, что за 150 лет существования Смольного института в нем сменилось всего 9 начальниц. Смольный институт был аристократическим закрытым учебным заведением. Родители и родственники, которые определяли туда девочку, давали письменное обязательство о том, что они ни под каким предлогом не станут требовать обратно отданную на воспитание девочку.

В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. Повседневная жизнь тут отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной. Уместно обратить особое внимание на внешний вид смолянок, который отличался простотой и скромностью: одевались и причесывались строго по форме, никаких вариаций не допускалось. Институт диктовал свои нормы внешнего вида.

В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом - лапта, пятнашки - для младших - игра в мяч, лаун-теннис, крокет - для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика. Устав требовал, чтобы " девицы имели чистый и опрятный вид", чтобы " свежий и проветриваемый воздух был в комнатах".

В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике.

Реестр кушанью (меню) гласит: " Пища должна быть здоровой и в таком количестве, чтоб для удовольствия всех было достаточно".

Режим для воспитанниц:

6.00 - подъем
с 6.00 до 8.00 - туалет, молитвы
с 8.00 до 9.00 - завтрак
с 9.00 до 12.00 - занятия в классах с перерывом
с 12.00 до 14.00 - обед и прогулка
с 14.00 до 17.00 - занятия в классах (с переменой учителей)
с 17.00 до 18.00 - ч а й
с 18.00 до 20.00- приготовление уроков и прогулка
с 20.00 - у ж и н

Строго по возрасту определялось время для сна. Младшим полагалось спать 9 часов, а старшим - семь с половиной, причем вставать они должны были в одно время, а ложиться - в разное.*
В Смольном институте также преподавались предметы светского                                                       обхождения.                                                                                                                                  

В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института было положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы.

Сразу после смерти императрицы Екатерины, Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Императрица Мария Федоровна управляла институтом 32 года и существенно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписала программы преподавания предметов в каждом возрасте. При ней большего расцвета достигли искусства. Императрица Мария Федоровна, сократив установленный императрицей Екатериной 12-летний курс на три года, разделила 9-летний курс обучения на три возраста. Каждый возраст разделен на три параллельных отделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Каждый урок продолжался два часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы. По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения  (класса), по 50 человек, в каждом " возрасте" обучалось 100 человек. Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться " учиненном их добрыми женами, добрыми материями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет". Поэтому в Мещанское училище надо принимать с 11-12 лет. В училище будут обучаться 100 воспитанниц, и в ближайший прием предполагала принять двадцать мещанок. Император на это не согласился и утвердил комплект мещанских воспитанниц в 200. Согласно новому плану, в первом возрасте преподавались чтение, письмо и грамматика трех языков, география, история и арифметика, причем все предметы вводились постепенно. В этом же возрасте предполагалось обучать девиц " танцеванию, рисованию, началам музыки и рукоделиям, женскому полу свойственным". На все эти предметы полагалось 42 часа в неделю. Продолжительность каждого урока -2 часа.                                                                  

Реформа Марии Федоровны коренным образом меняла характер Воспитательного Общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, созданному новому типу закрытых учебно-воспитательных заведений отпали сами собой и заменились более узкими, чисто женскими. Императрица Мария Федоровна признавала женщину " достойным и полезным членом государства" - в качестве хозяйки. Поэтому вместо книги " О должностях человека и гражданина", которая читалась в Екатерининские время, при императрице Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу " Отеческие советы моей дочери". В ней говорилось: " Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила свой круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость, и преимущество мужа, во всяком случае, и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью". Женщина должна быть " совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом".

________________________________________

*-Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР//XVIII – первая половина XIX века п/р М.Ф.Шабаева. М., Педагогика, 1972

Императрица Мария Федоровна строго разграничила сословия, она видела " большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц". Она отметила, первоначально, обучение мещанок иностранным языкам, но при приеме 1797 года в Воспитательное Общество выяснилось, что " из ново-принятых воспитанниц многие уже изрядно обучены французскому языку мещанками, из того же Общества выпущенными". Узнав об этом, императрица, в отмену своего прежнего решения, повелела Совету вновь ввести преподавание французского и немецкого языков в Мещанском училище, чтобы тем дать его воспитанницам в будущем средства к жизни. Через год было отмечено преподавание естественной истории. Эта система образования, выработанная в 1797 году, существовала в женских институтах почти полвека.

Вид на Смольный монастырь

В XIX вв. Смольный институт становится все более замкнутым, привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией.
      В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т. д.). Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917 года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт.

 

Мариинское женское училище

 

Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная, где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории - Н.А.Вышнеградский.

В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.*

Императрица Мария Александровна (1824 - 1880)

 

Императрица Мария Александровна с мужем Александром II

Мария Александровна - императрица, супруга Александра II, дочь великого герцога гессенского Людовика II, в девичестве Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария. Родилась 27 июля 1824 г. Посвятив жизнь свою благотворительности и заботам о женском образовании, Мария стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860). Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий.
Однако, женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Теперь уже не высочайшее покровительство, а общественные силы во  многом определяют судьбы женского образования. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные.

 

 

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.

К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также " главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.
       Девушки, награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал " одобрительный аттестат" об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин, К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины».

__________________________________________

* - Российская педагогическая энциклопедия. Т.1, Т.2., М., 1993

 

Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.
         Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества " восстановления христианства на Кавказе", " распространения духовно-нравственных книг", " Российское миссионерское", " братолюбивое в Москве" и другие благотворительные учреждения.*

                    


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь