Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. скрипичное искусство в России 1850-1900гг.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Курсовая работа
На тему: «Скрипичное искусство в России конца XIX – начала XX веков»
Выполнила: студентка 3 курса заочной формы обучения Смирнова И.Ю. Руководитель:
Кострома 2007 Содержание
Введение Глава 1. Скрипичное искусство в России 1850-1900 годов 1.1. Реорганизация концертной жизни. Концертные учреждения. Организация музыкального образования 1.2. Эстетические и стилевые тенденции в исполнительстве, концертные и камерные репертуар 1.3. Сольное и камерно-ансамблевое исполнительство 1.4. Сольное и камерно-ансамблевое творчество второй половины XIX века. А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский 1.5. Творчество композиторов могучей кучки Глава 2. Музыкальная жизнь и исполнительское искусство 1900-1917 годов 2.1. Организация концертной жизни 2.2. Иностранные гастролеры-скрипачи. Отечественные исполнители-скрипачи 2.3. Камерные ансамбли 2.4. Жанры инструментальной музыки 2.5. Камерно-ансамблевые жанры 2.6. Скрипичное и камерно-ансамблевое творчество 1900-1917 гг. А.К. Глазунов, С.И. Танеев Заключение Список литературы Введение Актуальность исследования. Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана современная конструкция скрипки. Она является самым подвижным и гибким инструментом среди смычковых. Приемы игры на ней совершенствовались вместе и искусством отдельных виртуозов. Вторая половина XIX века оказалась временем блестящего расцвета русской скрипичной исполнительской культуры. Скрипичное исполнительство в этот период достигает высокого профессионального уровня; появляются замечательные Петербургская и Московская скрипичные школы. Отличительной чертой их является акцент на серьезную классическую музыку. В отношении исполнительского стиля прослеживается умение раскрыть идею произведения, искусство «художественного перевоплощения», как результат утверждения в русской музыкальной культуре реалистической эстетики. В начале XX века заметно меняются взаимоотношения русской музыкальной культуры с культурой мировой. Передовые зарубежные деятели признали русскую школу новым этапом в развитии музыкального искусства. Вызывают всеобщее восхищение выступления скрипачей, учеников прославленной ауэровской школы. Россия становится страной, куда едут теперь учиться со всех концов света. Цель исследования – проследить развитие русского скрипичного искусства конца XIX – начала XX вв. Объект исследования – музыкальная жизнь и исполнительское искусство данного периода. Предмет исследования – творчество композиторов, отразивших в лучших своих образцах основные эстетико-стилевые направления русского музыкального искусства той эпохи. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать процесс развития скрипичного искусства в России конца XIX – начала XX вв. и его связь с различными стонами русской общественной жизни. 2. Выявить особенности скрипичного и камерно-ансамблевого творчества композиторов того времени. Теоретико-методологическая основа и источники исследования: Труды отечественных музыкальных критиков, искусствоведов (Б.В. Астафьева), ученых-музыковедов, посвященных истории отечественного смычкового искусства (Б.А. Струве, И.М. Ямпольского, Л. Раабена, Л.С. Гинзбурга). Методы исследования: Теоретические (анализ музыковедческой литературы по проблеме исследования; музыковедческий анализ деятельности выдающихся скрипачей и анализ творчества композиторов-классиков). Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы хронологически проследить историю развития скрипичного искусства в России конца XIX – начала XX вв. Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы материалы исследования способствовали всестороннему изучению истории и теории скрипичного искусства в учебном процессе средних и высших учреждений образования музыкально-педагогического профиля. Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает 12 наименований. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, излагаются его теоретико-методологические основы, источники исследования и методы, раскрываются теоретическая и практическая значимость. В первой главе – рассматривается процесс развития скрипичного искусства в России конца XIX в. Во второй главе – анализируется музыкальная жизнь и исполнительское искусство в России начала XX в. В заключении даются общие выводы исследования данной темы. Сольное скрипичное исполнительство.
Период 1860—1900 годов отмечен исключительно активным процессом развития русского скрипичного исполнительского искусства, чему во многом способствовала организация профессионального обучения — открытие консерватории в Петербурге и Москве, музыкальных школ и училищ — в остальных городах. В первую очередь нужно отметить огромную роль двух центров, содействовавших формированию русской скрипичной школы — в Петербурге, с консерваторией, в которой скрипичные классы возглавляли сперва Г. Венявский, а с 1868 года — Л. Ауэр, и в Москве, где основы этой школы закладывал Ф. Лауб, а после его смерти (1874) продолжал И. Гржимали. Преследуя просветительские цели, руководители концертных организаций придавали особое значение камерной музыке с ее широчайшим репертуаром. Активную деятельность в этом плане развивают Г. Венявский и Л. Ауэр в Петербурге, Ф. Лауб и И. Гржимали — в Москве. Также и в ряде других отделений РМО работают первоклассные исполнители. Например, в Киеве работал и руководил здесь квартетом О. Шевчик. При таком положении русское ансамблевое исполнительство достигло в эту пору высочайшего уровня. Квартеты петербургского и московского отделений РМО конкурировали с лучшими ансамблями мира. [7; 77-78] Глава 2. Музыкальная жизнь и исполнительское искусство Камерные ансамбли.
На рубеже XIX—XX веков прежние прославленные ансамбли Петербургского и Московского отделений РМО уже заканчивают деятельность. Только Ауэр продолжал выступать с А. Есиповой (до 1914 г.), затем с И. Энери (до 1917 г.). Возникает ряд новых квартетов, трио, сонатных ансамблей. Из них наибольшую роль сыграли Петербургский квартет герцога Г. Г. Мекленбургского и «Московское трио». Основу репертуара «Мекленбургского квартета» составляла классика. Ему принадлежит честь первого в России исполнения полного цикла бетховенских квартетов (1916), а также произведений первых танеевских циклов (1915). «Московское трио» получило огромную известность в России и за рубежом. Деятельность Трио характеризовалась художественно-просветительской направленностью. С момента своего возникновения и в течение всего существования «Московское трио» проводило цикл концертов «Исторические камерные утра», которые как бы обнимали собой всю историю жанра фортепианного трио, от его возникновения до современности. В программы включались и сонаты (скрипичные и виолончельные); Концерты сопровождались вступительным словом. Подобные циклы концертов, посвященные музыке разных исторических периодов, национальным школам или творчеству какого-либо композитора, осуществлялись и другими ансамблями, концертными организациями (например, «Концертами А. И. Зилоти»). «Мекленбургский квартет» и «Московское трио» представляли собой вершинные явления в русском камерно-ансамблевом исполнительстве предреволюционной эпохи. Камерно-ансамблевые жанры.
Большинство крупных русских композиторов начала XX столетия отдало дань камерно-ансамблевым жанрам, а для некоторых камерная музыка стала основным видом творчества (С. И. Танеев). Вместе с тем необходимо указать, что именно в области инструментального ансамбля оказались особенно стойкими традиции русской классики XIX века и, пожалуй, с особенной силой проявились тенденции академизма. За исключением Глазунова, чрезвычайно академичным было все творчество композиторов беляевского кружка. Новыми течениями эта область музыки оставалась не захваченной. Почти исключением были Три пьесы для струнного квартета И. Ф. Стравинского (1914). Камерно-ансамблевые жанры очень привлекали многих композиторов беляевского кружка. В камерной литературе этого периода проявились сильные Заключение
Смычковые инструменты были известны на Руси с глубокой древности. Пройдя значительную эволюцию к началу XIX века скрипичное искусство достигло своего расцвета. Во многих странах сформировались и стали развиваться национальные скрипичные школы. В скрипичном творчестве композиторами и исполнителями были созданы непреходящие художественные ценности. Можно констатировать и завершение процессов становления скрипичных жанров, в результате чего сформировались соната для скрипки и фортепиано, сольный скрипичный концерт, камерные ансамбли – струнное и фортепианное трио, квартет, квинтет. Находясь на новом витке развития, человечество оказалось способным более сильно воспринять эстетические идеалы той эпохи, отраженные в музыке. Репертуар скрипача стал гораздо более серьезным и глубоким. Время внесло свои приметы и в стиль исполнения, который сделался более строгим, психологичным, интеллектуализированным (Яша Хейфец), а в романтической ветви скрипичного искусства – более нервным и тревожным, отражая тревожность и «нервозность» века (М. Полякин). Советское скрипичное творчество поднялось до высочайших вершин философски-концепционного искусства, радуя бесконечным разнообразием сочных народных образов, богатством творческой фантазии, духовной содержательностью, разнообразием стилей, форм. Но куда бы ни влекла наших композиторов пытливая мысль, их творчество сохраняет в целом присущий человеку нашей страны и нашему мировоззрению жизненный и философский оптимизм. Список литературы 1. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. М. 1930 2. Ауэр Л.С. Моя долгая жизнь в музыке. «Композитор С.-П.» 2003 3. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Вып.1. М. 1990 4. Комарова И.И. Музыканты и композиторы. М. 2001 5. Ладвинская А.А. 70 знаменитых композиторов: Судьба и творчество. Ростов-на-Дону. 2007 6. Музыкальная энциклопедия. М. 1981 7. Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. Л. 1978 8. Русская музыкальная литература. Вып.2. Л.1980 9. Русская музыкальная литература. Вып.4. Л. 1977 10. Струве Б.А. Процесс формирования виол и скрипок. М. 1959 11. Флеш К. Искусство скрипичной игры. М. 2007 12. Ямпольский И.М. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. М.-Л. 1961 Курсовая работа
На тему: «Скрипичное искусство в России конца XIX – начала XX веков»
Выполнила: студентка 3 курса заочной формы обучения Смирнова И.Ю. Руководитель:
Кострома 2007 Содержание
Введение Глава 1. Скрипичное искусство в России 1850-1900 годов 1.1. Реорганизация концертной жизни. Концертные учреждения. Организация музыкального образования 1.2. Эстетические и стилевые тенденции в исполнительстве, концертные и камерные репертуар 1.3. Сольное и камерно-ансамблевое исполнительство 1.4. Сольное и камерно-ансамблевое творчество второй половины XIX века. А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский 1.5. Творчество композиторов могучей кучки Глава 2. Музыкальная жизнь и исполнительское искусство 1900-1917 годов 2.1. Организация концертной жизни 2.2. Иностранные гастролеры-скрипачи. Отечественные исполнители-скрипачи 2.3. Камерные ансамбли 2.4. Жанры инструментальной музыки 2.5. Камерно-ансамблевые жанры 2.6. Скрипичное и камерно-ансамблевое творчество 1900-1917 гг. А.К. Глазунов, С.И. Танеев Заключение Список литературы Введение Актуальность исследования. Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана современная конструкция скрипки. Она является самым подвижным и гибким инструментом среди смычковых. Приемы игры на ней совершенствовались вместе и искусством отдельных виртуозов. Вторая половина XIX века оказалась временем блестящего расцвета русской скрипичной исполнительской культуры. Скрипичное исполнительство в этот период достигает высокого профессионального уровня; появляются замечательные Петербургская и Московская скрипичные школы. Отличительной чертой их является акцент на серьезную классическую музыку. В отношении исполнительского стиля прослеживается умение раскрыть идею произведения, искусство «художественного перевоплощения», как результат утверждения в русской музыкальной культуре реалистической эстетики. В начале XX века заметно меняются взаимоотношения русской музыкальной культуры с культурой мировой. Передовые зарубежные деятели признали русскую школу новым этапом в развитии музыкального искусства. Вызывают всеобщее восхищение выступления скрипачей, учеников прославленной ауэровской школы. Россия становится страной, куда едут теперь учиться со всех концов света. Цель исследования – проследить развитие русского скрипичного искусства конца XIX – начала XX вв. Объект исследования – музыкальная жизнь и исполнительское искусство данного периода. Предмет исследования – творчество композиторов, отразивших в лучших своих образцах основные эстетико-стилевые направления русского музыкального искусства той эпохи. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать процесс развития скрипичного искусства в России конца XIX – начала XX вв. и его связь с различными стонами русской общественной жизни. 2. Выявить особенности скрипичного и камерно-ансамблевого творчества композиторов того времени. Теоретико-методологическая основа и источники исследования: Труды отечественных музыкальных критиков, искусствоведов (Б.В. Астафьева), ученых-музыковедов, посвященных истории отечественного смычкового искусства (Б.А. Струве, И.М. Ямпольского, Л. Раабена, Л.С. Гинзбурга). Методы исследования: Теоретические (анализ музыковедческой литературы по проблеме исследования; музыковедческий анализ деятельности выдающихся скрипачей и анализ творчества композиторов-классиков). Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы хронологически проследить историю развития скрипичного искусства в России конца XIX – начала XX вв. Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы материалы исследования способствовали всестороннему изучению истории и теории скрипичного искусства в учебном процессе средних и высших учреждений образования музыкально-педагогического профиля. Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает 12 наименований. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, излагаются его теоретико-методологические основы, источники исследования и методы, раскрываются теоретическая и практическая значимость. В первой главе – рассматривается процесс развития скрипичного искусства в России конца XIX в. Во второй главе – анализируется музыкальная жизнь и исполнительское искусство в России начала XX в. В заключении даются общие выводы исследования данной темы. Глава 1. скрипичное искусство в России 1850-1900гг. 1.1. Реорганизация концертной жизни. Концертные учреждения.
На рубеже 50—60-х годов происходит коренная реорганизация русской музыкальной жизни. Перестают играть сколько-нибудь заметную роль музыкальные салоны и кружки, господствующими становятся открытые публичные концерты. Право организации концертов, принадлежавшее в первую половину XIX века дирекции императорских театров, переходит теперь к таким учреждениям, как «Русское музыкальное общество» (РМО) и, в известной мере, «Бесплатная музыкальная школа» (БМШ), руководимая членами балакиревского кружка. Возникшее по инициативе А. Г. Рубинштейна в 1859 году, РМО сохраняло ведущее положение вплоть до Октября 1917 года. РМО пользовалось поддержкой императорского двора, будучи, однако, организацией нового типа, ориентировавшейся на широкую общественную деятельность и руководствовавшейся просветительскими целями, РМО открыло свои отделения в различных городах страны. Именно благодаря этой организации в России наладилась планомерная концертная жизнь. РМО проводило ежегодные серии симфонических и камерных концертов. Организация музыкального образования. Вторая половина XIX века отмечена и созданием новой общественной системы профессионального музыкального образования, и в этом опять-таки главную роль сыграло РМО. В Петербурге (1862) и Москве (1866) открываются консерватории, в ряде других городов при отделениях РМО — музыкальные училища и школы. В музыкальных училищах РМО крупных городов работало немало видных музыкантов-исполнителей и педагогов. Например, в Киеве скрипичные классы свыше 10 лет (с 1875 до второй половины 80-х гг.) вел О. Шевчик, в Кишиневе одно время преподавал другой замечательный чешский скрипач с мировым именем — Ф. Ондржичек. Очаги профессионального музыкального образования возникли и при других организациях. При Московском филармоническом обществе были инструментальные классы. Скрипичный класс здесь возглавлял видный русский скрипач В. В. Безекирский. 1.2. Эстетические и стилевые тенденции в исполнительстве, кон цертный и камерно-ансамблевый репертуар.
1860—1890 годы характеризовались крутым переломом в эволюции исполнительского искусства. Главенствующим становится направление, которое условно можно назвать «интерпретаторским», по тем задачам, которые оно перед собой ставило. [7; 74] Картина исполнительского искусства в России резко меняется в середине XIX века. Изменяется в корне само отношение к музыке, благодаря тому, что сильнейшим образом изменился социальный состав слушателей. В концертные залы второй половины XIX века пришли массы разночинной интеллигенции, для которой было характерно жадное стремление к знанию. Эту аудиторию интересует теперь в первую очередь содержание, глубина музыки, исполнитель же вызывает к себе интерес главным образом как интерпретатор художественного произведения. Все это послужило причиной глубоких изменений в содержании программы, в концертном репертуаре исполнителей. Из него почти совсем изгоняются пьесы чисто виртуозного плана, а главное — те сочинения самих исполнителей, в которых все сводилось к скрипичным «эффектам»; активным образом идет процесс разделения функций композитора и исполнителя, последний становится преимущественно интерпретатором сочинений, написанных другими авторами. Концертная программа второй половины XIX века объединяет самый широкий круг произведений мирового искусства — прошлых эпох и современности, Воскресают сонаты старинных мастеров — Корелли, Тартини, Локателли; в центре внимания находится музыка Бетховена, Баха, а из современников — Мендельсона. Наследие романтиков-виртуозов сохраняется только в лучших образцах (отдельные сочинения Паганини, Эрнста, Венявского). К концертному репертуару, установившемуся в мировом скрипичном исполнительстве, в России прибавляется русский, притом все более расширяющийся по мере развития творчества А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова и др. Появление произведений композиторов-классиков потребовало выработки и установления новых принципов интерпретации, связанных с национальной природой русской музыки и ведущими тенденциями эпохи — тенденциями реализма, народности, углубленного психологизма. В центре внимания исполнителя находится теперь само произведение, замысел, идею, стиль которого он должен передать как можно точнее. Если до второй половины XIX века проблема «композитор — произведение — исполнитель» в этом отношении не имела решающего значения, то в данную эпоху она становится основной. Главное внимание слушателей привлекают исполнители, которые тонко ощущают, чувствуют и могут в совершенстве передавать стили разных эпох и разных композиторов. Именно эти качества и отличали Ф. Лауба, Л. Ауэра, и потому они оказались центральными фигурами в русском скрипичном исполнительстве той эпохи. Среди крупных скрипачей, гастролировавших во второй половине XIX века в России, нужно назвать И. Иоахима (1871), П. Сарасате (1879, 1881, 1898, 1903 гг.), Ф. Ондржичека (1884), А. Вильгельми. Характерно, что наибольшим успехом пользовались такие художники-интерпретаторы, как И. Иоахим, Ф. Лауб, Л. Ауэр, творчество которых служило эталоном оценки других исполнителей. Говоря о реалистических предпосылках метода художественного перевоплощения, нужно иметь в виду, что он отнюдь не означал полного и решительного утверждения в исполнительстве реалистических принципов. Стилевая картина композиторского и исполнительского творчества во второй половине XIX века продолжает оставаться весьма сложной. Не угасает романтическое направление в скрипичном исполнительстве. Одним из самых крупных его представителей был Г. Венявский, после него — П. Сарасате, Э. Изаи и многие другие. Что касается Венявского — это был романтик, еще непосредственно связанный с романтизмом первой половины XIX века. Он сам сознавал это, оценивая себя как завершителя «паганинневской эпохи» в области скрипичного искусства. Менее всего в исполнении Венявского замечается виртуозность, «эффекты» технического порядка, более всего — эмоциональная одухотворенность, романтический строй чувств. [7; 75-76] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы