Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТворчесКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИСтр 1 из 5Следующая ⇒
Введение Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности школьников. Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности учащихся, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач. Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдение за работой педагогов и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности и тем более, не развивающей творческих способностей. Анализ работ, раскрывающих различные аспекты построения учебного материала и подбора методов его изучения, показал, что они, преимущественно, посвящены либо общим методическим подходам (В. И. Белозерцев, Е. А. Брагина, Т. А. Ильина, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), либо выполнены на материале узкой специализации (Г. С. Альтшуллер, Г. А. Буш, А. А. Мирошниченко, Н. Г. Салмина и др.) и, как правило, для специалистов определенного профиля. Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления в процессе развития творчества учащихся исследовали Г.С.Альтшуллер, В.Н.Данченко, В.Зусман, Т.В.Кудрявцев, А.П.Ляликов, С.А.Новоселов, В.М.Одрин, В.П.Пархоменко. Е.Н.Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности школьника, педагогические возможности теории решения изобретательских задач в развитии творческой активности учащихся. Доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова в работе «Воспитание детей в школе» указывает, что «врастание в контекст культуры» возможно только в процессе «воспроизведения в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества» [19. 11], или иными словами, в процессе индивидуального детского творчества. Поэтому мы видим младший школьный возраст наиболее благоприятным школьным возрастом для развития творческих способностей и приобретения творческого опыта. Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах. Теплов Б.М., Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Лук А.Н., Пономарёв Я.А. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев. Тема данной курсовой работы «Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности» обусловлена актуальностью данной темы на современном этапе развития школы и общества в целом. Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития у школьников на современном этапе обучения. Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся в результате применения ТРИЗ-технологии в условиях общеобразовательной школы. Тема нашей работы определила её цель – выработать основные положения по эффективному применению технологии ТРИЗ, разработать систему занятий, эффективно влияющую на развитие творческих способностей учащихся. Цель работы определила следующие задачи: 1. Проанализировав психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей. 2. Путём анализа психологической литературы, посвящённой теории решения изобретательских задач, выявить основные элементы, обеспечивающие построение эффективного обучения и развития творческой личности. 3. Рассмотреть обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей учащихся. 4. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей в процессе обучения детей в начальной школе и, на основе этого, разработать систему занятий, направленную на развитие творческих способностей учащихся. 5. Определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей учащихся в процессе реализации на практике, разработанной нами системы занятий по ТРИЗ-технологии. В результате нами была выдвинута гипотеза: в условиях современной школы творческий потенциал учащегося имеет хорошие задатки для своего развития, но при построении современной системы образования факторов для эффективного развития данных задатков не достаточно. Построение же и внедрение системы обучения, отвечающей требованиям современного социального запроса, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала. Наша исследовательская работа – это попытка внести свою скромную лепту в общее дело улучшения эффективности нашего белорусского школьного образования, повышению морального и социального облика современного школьника.
ТворчесКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Выводы
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческих способностей, рассмотрение подходов к проблеме развития творческих способностей позволил выделить важные для нашего исследования положения. Способности определяют деятельность и развиваются в деятельности. Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей. Процесс овладения знаниями и умениями, в простейшем смысле, процесс обучения. Потому способности развиваются в процессе обучения той или иной деятельности. Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. При этом применительно к детям творчество определяется как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение. Уровень развития творческих способностей необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления (способность преобразовать структуру объекта, способность к преодолению функциональной фиксированности). Во второй главе данной курсовой работы мы рассмотрим, каков же уровень развития творческого потенциала школьника в современной школе и какое влияние может оказать построенная по принципу ТРИЗ-технологии модель обучения на творческие способности ребенка.
ИсследованиЕ УРОВНЯ развития творческих способностей учащихся В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для исследования развития творческих способностей нами был проведён формирующий эксперимент. База эксперимента: ГОСШ №1 г. Пинска, 3 " А" класс. Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе мы: А) определили цели и задачи исследования творческих способностей подросткового возраста. Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ уровня развития у учащихся творческих способностей в аспекте сформированности творческой активности. Задачи. Провести тесты-опросы на выявление эмпирических показателей уровня развития творческих способностей, проанализировать результаты опросов. Б) Произвели подбор критериев и показателей сформированности потенциала развития творческих способностей учащихся. Для этого мы использовали критерии и показатели, предложенные Е.Н. Степановым в сборнике методических рекомендаций «Воспитательный процесс: изучение эффективности» [16, с.40]. Критерии оценки уровня развития творческих способностей: " Чувство новизны", «Способность преобразовать структуру объекта», «Направленность на творчество», «Критичность». Показатели: Умение и стремление к познанию. Способность преобразовать структуру объекта. Направленность на творчество. Критичность. Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях. Стремление к реализации своих способностей. Развитость чувства прекрасного. Обладание способностью к рефлексии (способность к оценке и самооценке результатов своей деятельности). В) Произвели выбор методик изучения уровней развития творческих способностей учащихся. Методика «Чувство новизны» разработана М.И. Рожковым; методика «Способность преобразовать структуру объекта», разработана Б.С. Алишевым; методика «Направленность на творчество», разработана Л.А. Воловичем; методика «Критичность», разработана Ю.С. Тюнниковым. Второй этап заключался в: А) реализации путей развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе. Реализуя пути развития творческих способностей учащихся 3 класса, мы создали систему занятий, элементы которых продемонстрированы были в первой части данной курсовой работы. Создавая данную систему занятий, мы стремились к реализации путей развития творческих способностей учащихся по принципам технологии ТРИЗ, обозначенным нами в первой главе работы. Для установления эффективности предложенной системы занятий в плане развития творческих способностей мы включили в нашу работу проведение формирующего эксперимента. Эксперимент был проведён на основе одного из компонентов системы (занятие в 3 классе – Приложение 1), а так как вся система разработана на одной психолого-педагогической и методической основе, то проведённый эксперимент определяет и эффективность всей системы. Б) реализации методики диагностики Цель, которою мы ставили на основе выявленных критериев и эмпирических показателей: провести сравнительный анализ уровня развития у учащихся творческих способностей в аспекте сформированности творческой активности. Ход проведения. Тестирование и опрос учащихся был проведён дважды. В первом случае перед проведением занятия по русскому языку и литературному чтению путём количественного анализа с целью установить существующий уровень развития творческих способностей учащихся. Результаты данного обследования представлены в первой части Приложения 6. Во втором случае после проведения занятия, был так же проведён количественный анализ результатов, после сравнительного анализа было выявлено количественное изменение показателей уровня развития творческих способностей учащихся в соответствии с выдвинутой нами гипотезой. При анализе оценивание критерия осуществлялось по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявлялась в последнем контрольном опроснике. Самооценка по критерию " чувство новизны" определялась по среднему баллу ответов на вопросы 5.1 – 5.4; по критерию " способность преобразовать структуру объекта" – на вопросы 5.5 – 5.8; по критерию направленность на творчество – на вопросы 5.9 – 5.12; по критерию " критичность" – по вопросам 5.13 – 5.16. Например, по критерию " чувство новизны" средний балл составил 1, 45, а самооценка – 0, 9. В таком случае оценка корректировалась, высчитывался средний результат между оценкой и самооценкой. Авторы опросников выделяют три уровня развития творческих способностей в аспекте сформированности у учащихся творческой активности: низкий от 0 до 1 балла; средний – от 1 до 1, 5; высокий – от 1.5 до 2 баллов 1.Опросник. " Чувство новизны" Ребенку предложено выбрать тот ответ, который соответствовал бы его поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках) – Приложение 2. После проведения данного опроса и анализа результатов было выявлено, что у 60% учащихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему, баллы по критерию «чувство новизны» колебались от 1, 1 до 1, 4, что соответствует среднему уровню развития. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 40% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 32% - низкий, у 18% на относительно высоком уровне развития. 2. Испытание " Способность преобразовать структуру объекта" Представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2): Школа - обучение а) доктор б) ученик Больница в) учреждение г) лечение д) больной Песня – глухой а) хромой б) слепой Картинав) художник г) рисунок д) больной Рыба – сеть а) решето б) комар Муха в) комната г) жужжать д) паутина Далее ребятам предложено найти выход из предложенных ниже ситуаций: Придя на урок, Вы обнаружили, что потеряли все учебники – Ваши действия? В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. – Ваши действия? В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Нужно найти выход из положения. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом языке. Как вы будете изъясняться? (Для ответа на каждый вопрос даётся 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа – 0; тривиальный ответ – 1; оригинальный ответ – 2.) Следующий пункт. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета. Учебник. Металлическая линейка. Велосипедное колесо. Анализ результатов проведения данного опросника показал, что по критерию «способность преобразовать структуру объекта» показатели также на среднем уровне находились примерно у 67% учащихся, у 21% на низком и у 12% на достаточно высоком (от 1, 7 до 1, 9 в среднем). 3. Опросник " Направленность на творчество" Из трех представленных в композиции действий ребенку предлагается выбрать какой-либо один (Приложение 3). Как показал данный тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчество, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реализации своих способностей и возможностей, так же у 65% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 24% низкие результаты, и у 11% выше среднего. 4. Опросник " Критичность" Ребенку демонстрируются высказывания известных людей, степень своего согласия с которыми ребенок может выразить тремя различными ответами, каждому из которых соответствует определенный балл. (Приложение 4) Интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большинства учеников класса, около 54%, оказалась выше средней, баллы колебались от 1, 6 до 1, 8. Это может объяснятся стремлением школьников к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 25% - средний уровень развития показателей и у 11% - низкий. 5. Самооценка (контрольный опрос) – Приложение 5. Уровень самооценки по всем критериям количественно можно охарктеризовать следующим образом: у 54% ребят самооценка по большинству критериев несколько завышена. Чаще всего по таким как способность преобразовать структуру объекта и критичность. У 44% ребят она была чуть ниже, чем действительные показатели установленных критериев. И лишь, приблизительно у 2% самооценка была практически идентична оценке по критериям. Это также объясняется психическими особенностями подросткового возраста. Таким образом, из обобщения вышеизложенных результатов первой части эксперимента мы пришли к выводу, что уровень развития творческих способностей данных учащихся характеризуется средними показателями. Наивно было бы предположить, что одно занятие, даже преимущественно направленное на развитие творческих способностей в силе изменить общую картину. Вторая часть эксперимента. Сравнительный анализ результатов. Исходя из проделанной нами работы, мы предположили, что результатом занятия окажутся, в частности следующие изменения критериев развития уровней творческих способностей. Они, конечно, не изменятся существенным образом. Но, как мы предположили, несколько увеличится процент учащихся, чья направленность на творчество, хотя бы временно возрастет (дальнейшее закрепление и развитие должно обеспечиваться организацией всего учебного процесса). Уменьшится процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня творческих способностей как-либо существенно не изменятся. После проведения занятия, которое стало ярким и впечатляющим для ребят, затронуло весь класс, разожгло интерес к творчеству. Мы провели вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня развития творческих способностей учащихся. После занятия через некоторое время, в течение одного с половиной академического часа с перерывами между тестами, мы повторили опрос учащихся. Изменения некоторых показателей по указанным критериям мы видим из следующей таблицы (Приложение 6): Как показал эксперимент показатели увеличились по тем критериям, по которым мы предполагали их увеличение. Сравнительно возросли показатели по критерию «чувство новизны» - это можно объяснить особенностями структуры и содержания занятия, которое было само по себе новым. Свободное, с субъективной точки зрения школьников, не регламентированное занятие сопровождалось музыкой, работой с красками. Всё это вкупе с той атмосферой, которая царила на занятии повысило у детей уверенность в своих способностях и возможностях, повысило стремление к новому необычному. Тема урока в немалой степени способствовала этому, ориентируя ребят на поиски необычного в воспоминаниях, в настоящем, или же в фантазию. Таким образом, увеличение количественного показателя уровня развития творческих способностей по критерию «направленность на творчество» тоже оказался предполагаемым результатом проведённой работы. Таким образом, в исследуемом классе творческие способности учащихся, в аспекте творческой активности, не только нуждаются в развитии, но и легко поддаются ему, что возможно при творческой организации занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить наиболее важные аспекты. Творческий потенциал человека определяет его деятельность и творческая активность развивается в деятельности. Сущность творческой личности не сводится к уровню и объему ее знаний, умений и навыков, но понятия знаний, умений, навыков и творчества взаимно обусловлены. Процесс овладения знаниями и умениями, в простейшем смысле, процесс обучения. Потому творческая активность развивается в процессе обучения той или иной деятельности. Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития творческой активности, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Иными словами творческая активность определяет процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. При этом применительно к детям творчество определяется как форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение. Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут основными помощниками в развитии творческой активности ребенка. Одним из важных условий развития творческой личности является развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. Для преодоления этого необходимо развивать у ребенка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества. Создание проблемных ситуаций в процессе обучения - условие, обеспечивающее постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Одно из необходимых условий развития творческой личности учащихся – это практическое решение творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению. Одно из условий передачи творческого опыта, необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Но приобретение истинного творческого опыта невозможно без пробы самостоятельного творчества. Потому стремление к самостоятельному решению творческих задач, а в лучшем варианте и к самостоятельной постановке этих задач, имеющееся у учащихся и поддерживаемое педагогом, условие, ведущее к необходимости организации самостоятельной творческой работы ребят. Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием. Рассмотрение условий развития творческой активности ребенка позволило нам выделить пути реализации их развития в педагогическом процессе. Самый важный – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась: в условиях современной школы творческий потенциал учащегося имеет хорошие задатки для своего развития, но при построении современной системы образования факторов для эффективного развития данных задатков не достаточно. Построение же и внедрение системы обучения, отвечающей требованиям современного социального запроса, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Класс: 3 Тема: «Синонимы. Антонимы» Цели урока: - познакомить с синонимией как средством выразительности речи, - расширять представления об антонимах и их функции в речи, - развивать умение распознавать синонимы и антонимы в речи, - обогащать словарный запас учащихся, - закреплять орфографические навыки, - воспитывать чувство уважения к своим товарищам, умение быть внимательными слушателями. Оборудование: рисунки флага, городов, трамвая, зайца; материал для чистописания; ребус; маски и костюмы для инсценировок; веревочки для «узелков на память»; обозначения для помощников (Знайка, Журналист, Угадайка), материал для игры «Кто быстрее? », таблицы по рефлексии. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Знайка (ученик). Сегодня ждут нас новые друзья! Узнаем вместе все об этом — ты и я. На башне — флаг с названием страны. Скорей читайте! (Показывает рисунок на доске.) Дети. Лексика. Знайка.Лексика — наука о словах, а точнее, об их значениях. Учитель. Сегодня нас ждет удивительное путешествие по этой стране. Мы посетили два города: Синонимы и Антонимы. Познакомимся с их жителями. Игровое упражнение «Фонарики, зажгитесь» Учитель. Да вот беда. Наступил вечер и дороги не видно. Фонарики не горят. Представьте, что все вы — фонарики. Вы сейчас не горите. (Мимика.) Фонарики, засветите, Дорожку покажите! (Мимика.) — Вот такого бодрого настроения я желаю вам на весь урок. Чистописание. Учитель. Вот и дорожка появилась. (На доске открывается схема). Мы за наукой сегодня пойдем, Смекалку, фантазию нашу возьмем. Но чтобы страны нам скорее достичь, Должны по дорожке красиво пройтись. - Следите за указкой и старайтесь правильно пройти по дорожке. - Посмотрите, как я продолжу дорожку. (Объяснение) - Повторите три раза самостоятельно. Оценивание своей работы с использованием приема «Красная точк». (Если получается так же красиво, как на доске, учащиеся ставят красную точку за полями.) 3. Словарная работа. Учитель. На чем же мы отправимся в путь? Откройте с. 125 учебника, найдите словарное слово, запишите его. Назовите опасные места, подчеркните их и запомните. (На доске рисунок.) - Каково же лексическое значение этого слова? Журналист. Слово трамвай пришло к нам из Англии. Оно имеет два значения: • городская электрическая железная дорога; • поезд этой дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов. Трамвай появился в начале 80-х годов XIX века, а в г. Витебске – в 1986г. Повторение изученного. Учитель. Давайте посмотрим, кто с нами едет на трамвае? На доске ребус. (Заяц.) Появляется рисунок зайца. Учитель. На данном рисунке это животное. Но так ли это всегда? Работа с учебником. (С. 125, упражнение 198.) Учитель. Прочитайте. - Сколько значений имеет слово «заяц»? - Как называется это слово в русском языке? - Дайте определение «многозначным» словам. - Записать первое предложение. Подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания. - Приведите свои примеры многозначных слов. Физкультминутка.
Трамвайчик наш едет, Колеса стучат. В трамвайчике этом Ребята сидят. Вагончики трамвайчика Бегут, бегут, бегут. А быстрые колесики Все тук и тук, и тук.
7. Антонимы. Учитель. Следующая остановка — город Антонимы. (Рисунок.) - Кто знает, какие слова живут в этом городе? Поможет вам вспомнить эти слова игра «Наоборот».
Скажу я слово высоко, А ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко. А ты ответишь... (близко). Скажу я слово трус. Ответишь ты... (храбрец). Теперь начало я скажу, А ты ответь... (конец). Игра «Кто быстрее? »
(Проводится по рядам. Задание — соединить антонимы.)
Учитель. Найдите в третьей группе однокоренные слова. Вывод: слова-антонимы могут быть однокоренными. Работа по учебнику. С. 124, упражнение 196 (выполняется самостоятельно). Взаимопроверка. Развитие речи (с. 123, упр. 195 (устно). Учитель. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова антонимами. (Выполняется «цепочкой). Игра «Угадайка» Учитель. Какое молоко дает черная корова? Если взять сухой листок березы и бросить его в чистую дождевую воду, каким он будет? Однако не ко всем словам можно подобрать антонимы. Например, слово глаз, стена, береза, тетрадь не имеют антонимов. Прием «Узелки на память» Знайка. 1. Антонимы — это слова с противоположными значениями. 2. Антонимами могут быть однокоренные слова. 3. Не все слова имеют антонимы. 8. Итог урока. Учащиеся повторяют основные пункты темы, развязывая узелки. Учитель. Наше путешествие на трамвайчике подошло к концу. Скажите, в каких городах мы побывали? - В каком городе мы завязывали узелки на память. Давайте расскажем о нашем путешествии, развязывая узелки. 9. Рефлексия. Прием ТРИЗ «Я = Я». Приложение 2
Опросник " Чувство новизны" Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках) 1. Среди предложенных на уроках музыки заданий я выбираю: а) оригинальное 2 б) трудное 1 в) простое 0 2. Если бы я написал сочинение, то выбрал бы для него название: а) красивое 1 б) точное 0 в) необычное 2 3. Когда я пишу сочинение, то: а) подбираю слова как можно проще 0 б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли 1 в) стараюсь употребить новые, оригинальные для меня слова 2 4. Мне хочется, чтобы на уроках музыки: а) все работали 1 б) было весело 0 в) было много нового 2 5. Для меня при общении во время совместной работы на уроке главное: а) хорошее отношение товарищей 0 б) возможность узнать новое («родство душ»») 2 в) взаимопомощь 1 6. Если бы я был учителем музыки, то: а) стремился бы к тому, чтобы все мои ученики получали хорошие оценки и были довольны 0 б) придумывал бы новые уроки и задания 1 в) старался бы хорошо провести урок 2 7. Из трёх предложенных книг я бы выбрал: а) приключенческий роман 0 б) научно-популярную книгу 1 в) фантастический роман о космосе 2 8. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы: а) наиболее удобный маршрут 0 б) неизвестный маршрут 2 в) маршрут, который хвалили мои друзья 1
Приложение 3
Опросник " Направленность на творчество" Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли? а) читать книгу 0 б) сочинять книгу 2 в) пересказывать содержание книги друзьям 1 а) выступать в роли писателя б) выступать в роли читателя в) выступать в роли критика а) рассказывать всем о прочитанном на уроке 0 б) не рассказывать об это никому 1 в) прокомментировать то, что прочитал 2 а) придумывать новые темы сочинений 2 б) писать, используя испытанные темы 0 в) искать темы хорошо раскрытые в литературе 1 а) исполнять указания учителя 0 б) давать поручения одноклассникам 2 в) быть помощником учителя 1 а) работать на уроке каждому за себя 2 б) работать на уроке, где можно проявить себя 1 в) работать всем классом 0 а) смотреть интересный фильм дома б) читать книгу в) проводить время в компании друзей 0 а) думать, как написать красивое сочинение 2 б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение в) читать красивый рассказ 0 а) написать рассказ всем классом 0 б) написать рассказ вместе с другом 1 в) написать свой рассказ 2 а) отдыхать на самом лучшем курорте 0 б) отправиться в путешествие на корабле 1 в) отправиться в экспедицию с учёными 2
Приложение 4
Опросник " Критичность" Согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами ваши ответы: а) полностью согласен – 0; б) не согласен – 2; в) не готов дать оценку высказыванию – 1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев). Лицо – зеркало души (М. Горький). Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс) Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле) Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл) Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир) Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Лорошфуко) Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль) Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев) Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
Приложение 5
Испытание " Способность преобразовать структуру объекта" Представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2) 1. Школа - обучение а) доктор б) ученик Больница в) учреждение г) лечение д) больной 2. Песня – глухой а) хромой б) слепой Картина в) художник г) рисунок д) больной 3. Рыба – сеть а) решето б) комар Муха в) комната г) жужжать д) паутина Найдите выход из предложенных ниже ситуаций, (ответ запишите на обороте карточки): 3. Придя на урок, Вы обнаружили, что потеряли все учебники – Ваши действия? 4. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. – Ваши действия? 5. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Нужно найти выход из положения 6. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом языке. Как вы будете изъясняться? Для ответа на каждый вопрос даётся 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа – 0; тривиальный ответ – 1; оригинальный ответ – 2.) На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета. 7. Учебник. 8. Металлическая линейка. 9. Велосипедное колесо.
Приложение 6
Опросник " Направленность на творчество" Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли? 1. а) читать книгу 0 б) сочинять книгу 2 в) пересказывать содержание книги друзьям 1 2. а) выступать в роли писателя 2 б) выступать в роли читателя 1 в) выступать в роли критика 0 3. а) рассказывать всем о прочитанном на уроке 0 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы