Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Власть и ее виды. особенности государственной властиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Введение
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути " присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Таким образом, государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: она распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); действует система налогов; население делится по территориальному признаку; ей присущи легитимность, легальность и т.п. Объектом работы является государственная власть, предмет работы - процессы взаимодействия власти и общества сквозь призму его проблем. Цель работы - рассмотреть понятие власти и ее роль в решении социальных проблем общества. В связи с поставленной целью нужно рассмотреть следующие вопросы: определить понятие власти и ее виды; рассмотреть социальную направленность Конституции России и структур её власти; выявить социальные патологии в современном обществе и пути их преодоления. Власть и ее виды. особенности государственной власти
Общая характеристика власти
Одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще. Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество - сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть - явление социальное. Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой - подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения. В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции. В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений. В-пятых, власть - это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны. Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение. Применение того или иного метода зависит от конкретных исторических условий реализации власти, ее характера и структуры. В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам. Наиболее древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной. Сторонники антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремится к автономии, свободе, а с другой - не может существовать вне социальной среды. Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других.3. Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения. Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия. Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей. Существует и структурно-функциональная интерпретация власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности. Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть. Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность. Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Виды власти
Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т.д. Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации); в) в отношениях между индивидами. Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. В зависимости от способа организации власти ее можно подразделять на демократическую и недемократическую. Известный социолог М. Вебер (1864 - 1920 гг.) [1] различал власть: а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени; б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность; в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед. Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы. Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку. Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им. Легитимность и легальность (законность) власти - не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Выделяют следующие типы легитимности государственной власти: рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д. Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в " чистом виде". В конкретно-исторических условиях каждой страны они переплетаются при доминировании одного из них. О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, - напротив, оппозиции существующему режиму и пр. Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы: 1. Российская Федерация - coциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное paзвитие человека. 2. Главными задачами социальной политики России являются: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана труда и здоровья людей, назначение пенсий и пособий нетрудоспособным, установление гарантированного минимального размера заработной платы. Достижение этих целей - одна из главнейших задач любого демократического государства. 3. В настоящее время самыми острыми проблемами в социальной сфере являются безработица, бедность подавляющей массы населения, ухудшение демографической ситуации в стране и здоровья населения, распространение алкоголизма и наркомании, и как следствие детской беспризорности и подростковой преступности, деградация семьи, социальная незащищенность пожилых людей и инвалидов и бездомность. 4. Общей основой позитивных изменений в социальной сфере должен стать вывод страны на путь стабильного социально-экономического роста, повышение эффективности социальной политики и сохранение демографического потенциала России в условиях глобализации. Мировой опыт показывает, что без участия общества и властных структур в решении этих проблем ситуацию изменить нельзя. 5. Необходимо стимулировать создание государственных (при поддержке российских общественных организаций) систем социальной помощи населению, которые будут реально действовать и способствовать искоренению всех рассмотренных социальных проблем в нашем обществе. Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. " Российская газета", № 237, от 25.12.1993. 2. Федеральный закон " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ) 3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ " Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями). 4. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ " О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с последующими изменениями и дополнениями). 5. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. " О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года" // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст.3873. 6. Бехман, Г. Современное общество как общество риска: современное общество // Вопр. философии. - 2007. - № 1. - С.26-46. 7. Вебер М. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1989. С.45. 8. Великая, Н.М. Проблемы консолидации общества и власти / Великая Н.М. // Социол. исслед. - 2005. - № 5. - С.60-71. 9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. - 4-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007. 10. Виртуализация социального пространства и сетевое основание локализации мироцелостности: социология молодежи / В.И. Игнатьев, А.Н. Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18, Социология и политология. - 2008. - № 2. - С.63-70. 11. Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2007. № 1. C.7-10. 12. Голуб, Ю. Власть, общество и проблемы модернизации российского образования / Ю. Голуб, А. Поздняк // Власть. - 2004. - N 8. - С. 19 - 23. 13. Ананьева М. Современное состояние гражданского общества России / М. Ананьева // Власть. - 2008. - № 5. - С.15-18. 14. Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие / С. А Грановский. - М.: Флинта: МПСИ, 2004. 15. Ерёмин, В. Тупик раскрепощения: как мы теряем детей и молодёжь: власть и молодёжь // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - № 23. - С.4-9. 16. Жабский В.А. Криминологическая характеристика наркотизма // Северный Кавказ: борьба с преступностью. Ростов н/Д, 2007. 17. Индекс развития человеческого потенциала // Труд. 2007.12 июля. 18. Ирхин, Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России // Соц. - гуманитар, знания. - 2007. - № 5. - С.3-24. 19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 20. Кораблева, Т. Знания - сильным, труд - бедным, благоденствие избранным?... // Нар. образование. - 2006. - № 6. - С.179-183. 21. Кравченко И.И. Государство и общество // Вопр. философии. - 2007. - № 7. - С.13-35. 22. Лапин, Н.И. Тревожная стабилизация: состояние и тенденции российского общества // Обществ, науки и современность. - 2007. - № 6. - С.39-53. 23. Матвиенко В. О чём же думает Правительство? // Труд. 2002.25 сентября. 24. Метаморфозы политической элиты России // Обозреватель. - 2006. - № 12. - С.6-11. 25. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. А.Н. Костюкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. 26. Нестерова О. Парадоксы в социальной сфере // Труд. 2008.24 января. 27. Органы государственной власти РФ: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 28. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007. 29. Проблемы современной социальной политики на региональном уровне (материалы для обсуждения на дискуссионной панели " Системность социальной политики региона: условия и факторы реализации". Саратов: Изд-во Научная книга, 2006. 30. Российское общество в зеркале социологи. Саратов: Научная книга, 2004. 31. Тощенко, Ж.Т. Социология власти: генезис идей: социология общества / Ж.Т. Тощенко // Социол. исслед. - 2004. - N 7. - С.12-23. 32. Шайхутдинов, Р.Г. Современные технологии власти: социальная философия // Вопр. философии. - 2007. - № 11. - С.3-13. 33. Шереметьева Э. Малые города - большие беды // Труд. 2007.24 мая. 34. Юревич А.В. Социопсихологическое состояние современного российского общества // Вестн. Рос. акад. наук. - 2007. - № 5. - С.387 - 395.
[1] Вебер М. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1989. С. 45. [2] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007. С. 45. [3] Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями). [4] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями). [5] Муниципальное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. А. Н. Костюкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. С. 124. [6] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007. С. [7] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007. [8] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. [9] Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. «О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873. [10] Шереметьева Э. Малые города — большие беды // Труд. 2007. 24 мая. Введение
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути " присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Таким образом, государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: она распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); действует система налогов; население делится по территориальному признаку; ей присущи легитимность, легальность и т.п. Объектом работы является государственная власть, предмет работы - процессы взаимодействия власти и общества сквозь призму его проблем. Цель работы - рассмотреть понятие власти и ее роль в решении социальных проблем общества. В связи с поставленной целью нужно рассмотреть следующие вопросы: определить понятие власти и ее виды; рассмотреть социальную направленность Конституции России и структур её власти; выявить социальные патологии в современном обществе и пути их преодоления. Власть и ее виды. особенности государственной власти
Общая характеристика власти
Одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще. Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей, т.е. власть существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество - сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово организованном. Следовательно, власть - явление социальное. Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой - подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения. В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции. В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (социальных норм). Они обязательное условие и средство функционирования власти. Таким образом, социальная власть выступает регулятором общественных отношений. В-пятых, власть - это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны. Некоторые авторы среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то налицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение. Применение того или иного метода зависит от конкретных исторических условий реализации власти, ее характера и структуры. В научной литературе нет единого понимания власти, что объясняется сложностью данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам. Наиболее древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной. Сторонники антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремится к автономии, свободе, а с другой - не может существовать вне социальной среды. Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других.3. Фрейд считал, что в психике человека имеются структуры, которые заставляют его предпочесть рабство свободе ради личной защиты и успокоения. Бихевиоризм, т.е. поведенческий подход, рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия. Системная трактовка исходит из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей. Существует и структурно-функциональная интерпретация власти, которая рассматривает власть как свойство социальной организации и самоорганизации человеческой общности. Теория конкурентных интересов основывается на том, что люди не думают об интересах других людей и в конкурентной борьбе не равны. Это мешает согласию, для достижения которого и требуется власть. Можно назвать и гносеологический аспект власти. Он раскрывает понятие власти как целенаправленного способа переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что сообщает власти осмотрительность, предсказуемость и активность. Ни одна из перечисленных трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Виды власти
Власть имеет различные виды, например власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т.д. Существуют различные классификации власти. Так, с точки зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации); в) в отношениях между индивидами. Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. В зависимости от способа организации власти ее можно подразделять на демократическую и недемократическую. Известный социолог М. Вебер (1864 - 1920 гг.) [1] различал власть: а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени; б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность; в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед. Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите, например политические секты, мафиозные группы. Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, т.е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная - это власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность - ее нравственную оценку. Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им. Легитимность и легальность (законность) власти - не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Выделяют следующие типы легитимности государственной власти: рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д. Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в " чистом виде". В конкретно-исторических условиях каждой страны они переплетаются при доминировании одного из них. О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, - напротив, оппозиции существующему режиму и пр. Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы