Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гордость и смирение в литературе



Образ гордого человека часто встречается в литературе. Независимые, гордые герои находятся в конфликте с обществом, не принимаются им, а иногда и просто изгоняются. Одни герои способны перебороть в себе эту черту, понимают, что она им просто мешает жить. В этом случае, сохраняя чувство достоинства, они преодолевают в себе гордость. Другие же остаются одинокими, высокомерными. Их гордость перерастает в гордыню, не позволяющую быть понятыми людьми, мешающую стать счастливыми.

В русской литературе XIX века художественное пространство смирения и рабства было достаточно четко разграничено: к «гордому» человеку русский автор ХIХ в. взывает на территории политического сознания личности, к «смиренному» – в рамках ситуации нравственной. Но уже в творчестве Чехова духовное рабство расширяет границы своей территории и как пародия на смирение активно теснит традиционное смирение на его исконной территории сугубо нравственных переживаний.

В литературе же советского периода много внимания уделяется классовой гордости, национальной как положительному качеству.

 

А.С. Пушкин «Цыганы»

Традиционно для русской литературы раскрывается тема «гордого человека» в романтической поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Алеко, главный герой, цыганом не является и не становится таковым, хотя и перенимает обычаи этого народа. Этот герой гордый и ревнивый. Он свободолюбив, но не признает ничьей другой свободы. Именно поэтому Алеко не внял словам старого цыгана, который рассказывал о любви женщин своего народа (они свободны выбирать). Алеко представляет собой тип гордого европейца, который относится ко всему довольно высокомерно. Отсутствие взаимности со стороны молодой цыганки приводит героя к совершению нелицеприятного поступка, который оборачивается его изгнанием.

В итоге он остается одиноким посреди поля с собственной телегой и вне табора. При этом цыгане его уважают за смелость, но называют злым, они уважают его выбор, но не способны терпеть такого человека в таборе:

Оставь нас, гордый человек;
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним.

Именно о герое Алеко в этой поэме говорит в своей речи, посвященной А.С. Пушкину, Ф. М. Достоевский: «Всё это, конечно, фантастично, но «гордый-то человек» реален и метко схвачен. В первый раз схвачен он у нас Пушкиным, и это надо запомнить. Именно, чуть не по нём, и он злобно растерзает и казнит за свою обиду или, что даже удобнее, вспомнив о принадлежности своей к одному из четырнадцати классов, сам возопиет, может быть (ибо случалось и это), к закону, терзающему и казнящему, и призовёт его, только бы отомщена была личная обида его. Нет, эта гениальная поэма не подражание! Тут уже подсказывается русское решение вопроса, «проклятого вопроса», по народной вере и правде: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве», вот это решение по народной правде и народному разуму. «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя и себе, подчини себя себе, овладей собой — и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя — и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его. Не у цыган и нигде мировая гармония, если ты первый сам её недостоин, злобен и горд и требуешь жизни даром, даже и не предполагая, что за неё надобно заплатить».

 

«Евгений Онегин»

К галерее «гордых героев» принадлежит образ Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться, играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке. Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин, «отразился век и современный человек с его холодною душою». Именно гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. В речи, посвященной А.С. Пушкину, Ф М.Достоевский отмечает: «Манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял её за «нравственный эмбрион».

Скука, «тоскующая лень» Евгения Онегина - еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни. Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.

С темой смирения в «Евгении Онегине» связана судьба старой няни Татьяны и самой Татьяны. Рассказ няни-крестьянки о ее молодости традиционно комментируется исследователями в социальном плане – бесправия русской женщины в крестьянской семье; при этом значительный пласт нравственно-философской проблематики произведения остается незамеченным. Но ведь няня, носительница народной православной культуры, не жалуется Тане, «не сетует» на свою тяжелую женскую долю, а своим рассказом преподает ей урок высокого смирения, позволившего Татьяне в будущем сохранить человеческое достоинство, доброту, жизнестойкость. Не случайно философ С. Франк отмечал в творчестве Пушкина «слой примиряющей, по существу уже религиозной духовности», «область религиозного примирения и просветления». Обратим внимание, что смирение и просветление выступают в высказывании философа синонимами.

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий, герой пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», заметно отличается от всех остальных героев комедии. Это образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарён образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Столкновение Чацкого с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Именно Чацкий говорит, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры угодничать, льстить начальству, унижаться. Он хочет служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечений, если занят делом. И в этом случае гордость — это вовсе не «смертный грех». Автор приводит читателя к мысли, что порой именно гордость может быть опорой всех человеческих достоинств.

А вот позиция Молчалина, которую ошибочно можно принять за смирение, - настоящее духовное рабство.

 

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой романа Григорий Печорин ведёт себя высокомерно по отношению к людям, демонстрируя своё превосходство над ними. Иногда его поступки имеют основание, ведь он видит пошлость, убожество высшего света. Однако гордость по отношению к близким, любящим его людям приносит много страданий окружающим. Вспомним, как он обидел Максима Максимовича, искренне любящего его, как отнёсся к Бэле, лишив её семьи, дома, близких, сколько страданий принёс Мэри. Себя, свои интересы он ставит выше всего. Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его «я» всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье «насыщенную гордость». Трагедия героя в том, что он всё прекрасно осознаёт, что несёт людям несчастье. Печорин не понимает, почему его любят женщины, «неужели зло так привлекательно?..». Герой не может преодолеть свою гордость, изменить себя.

Образ Печорина противоречив. В нём привлекают его смелость, решительность, ум, прямота. Однако эгоизм, гордыня, высокомерие, цинизм, даже безнравственность в некоторых случаях никак не могут быть приняты и оправданы в нём.

 

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Иначе звучит тема гордости и смирения в другом произведении М.Ю. Лермонтова. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» гордость стала причиной развития событий. Приближенный царя Кирибеевич оскорбил Алену Дмитриевну, жену Калашникова. Купец не мог смириться, он не испугался силы и влияния обидчика, вызвал его на поединок. Честь герой ставил выше жизни, последней он и лишился, хотя и победил в честном бою (царь наказал его за убийство фаворита). Калашников вызывает уважение, потому что его гордость – это не самолюбование, а самоуважение, готовность защищаться и бороться, невзирая на обстоятельства.

И.С. Тургенев «Живые мощи»

Истинным даром смирения наделена Лукерья в рассказе Тургенева «Живые мощи»: разбитая параличом, всеми брошенная, она поражает рассказчика и читателя благодарной, светлой любовью к жизни.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей. К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь - полноценная жизнь христианской души.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чём просит Лукерья, – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. И жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Смирение главной героини заключает в себе мужество, человеческое достоинство, светлую благодарность жизни – качества, присущие только духовно богатым, сильным людям.

 

Н.А. Некрасов

Рассказывая в своих произведениях о тяжелой доле простого русского народа, Н.А. Некрасов взывает к «гордому» человеку на территории политического сознания личности.

" В полном разгаре страда деревенская..."

Вся непростая судьба русской женщины прослеживается в этом коротком произведении: её безвременное увядание, непосильный труд, боль и кротость, с которой она переносит тяготы жизни. Не случайно и присутствие плачущего ребёнка, ведь доля крестьянских детей была почти так же тяжела, как и жизнь их родителей. Что ждало их в будущем? Чаще всего – труд от зари и до темна, бедность, выживание, голод. Терпение, с которым женщина продолжает трудиться, несмотря на чудовищные условия, вызывает у поэта и восхищение, и душевный протест одновременно.

Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..

Автор не видит смысла в этом беспрестанном терпении – смирении. Так стоит ли терпеть? Это главный вопрос и идея произведения Некрасова.

Стихотворение заканчивается строками, пронизанными и острой жалостью и горькой иронией:

Вкусны ли, милая, слёзы солёные
С кислым кваском пополам?..

«Размышления у парадного подъезда»

Образ деревенских мужиков в этом стихотворении собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, изнемогая на тяжелых работах.

Тему смирения и долготерпения затрагивает Некрасов в произведении:

Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

Эту сложную диалектику в некрасовском отношении к народу точно передал Ф.М. Достоевский, который писал: «Он болел о страданиях его всею душою, но видел в нем не один лишь униженный рабством образ, звериное подобие, но смог силой любви своей постичь почти бессознательно и красоту народную, и силу его, и ум его, и страдальческую кротость его и даже частию уверовать и в будущее предназначение его».

«Кому на Руси жить хорошо»

Матрене Тимофеевне, героине поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», приходилось со многим смириться и пережить много горя. Непосильная работа, потеря ребенка, несправедливость в семье мужа – все это сносила героиня. Она жила ради своих детей, эта цель поддерживала ее, делала сильной в ее кротости. Например, ради одного из сыновей Матрена пережила телесное наказание, лишь бы ребенок не был покалечен. В отличие от предыдущих произведений Некрасов здесь нас убеждает, что смирение не равно слабости, часто для этого требуется гораздо больше мужества.

Ф.М. Достоевский

Близко понимание смирения как высшей добродетели Ф.М.Достоевскому. В речи на Пушкинском юбилее (8 июня 1880 г.) писатель призывал именно к смирению. Призыв этот был направлен против всех социалистов, революционеров и реформаторов, которые, одержимые тщеславием, хотят насильственно сделать всех людей счастливыми. Иеромонах Иов (Гумеров) убежден, что Достоевский приходит к мысли, что наиболее разрушительным для счастья является гордость. Зараженный ею человек сам несчастен и другим причиняет зло. «Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе» (преподобный Ефрем Сирин). Гордый человек отчуждается от Бога и часто впадает в тяжелые искушения. «Нет ничего хуже гордости, почему Бог постоянно и поражает ее всеми мерами» (святитель Иоанн Златоуст).

 

«Преступление и наказание»

В романе рассказана история двух семей, живущих в крайней бедности. Родион Раскольников, вынужденный оставить университет, его мать и сестра, готовые на самопожертвование, чтобы ему помочь, и семья всегда пьяного Мармеладова, его больная жена, вечно голодные дети и взрослая дочь, которая приняла «желтый билет», чтобы спасти от голода детей. Обращаясь к образу мелкого чиновника, Достоевский подчеркивает двойственность природы человека. Достоевский исходит из убеждения, что причины зла, в том числе и социального, лежат в самой натуре человека. Его роман направлен против теорий, утверждавших, что общественные пороки обусловлены социальными причинами. У Достоевского решающим фактором поведения героев являются индивидуальные особенности «натуры» каждого из них. В сходных обстоятельствах поступки и судьбы Родиона Раскольникова, его сестры, Сони Мармеладовой, ее отца и мачехи Катерины Ивановны оказываются совершенно разными.

Представляя Раскольникова, Достоевский сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.

Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников. Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.

По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее. Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления – смирения.

В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. В Соне автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, - «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.

 

Л.Н. Толстой

В книге «Путь жизни» Лев Николаевич писал: «Нет ничего более полезного для души, как памятование о том, что ты ничтожная и по времени, и по пространству козявка и что сила твоя только в том, что ты можешь понимать свое ничтожество и потому быть смиренным…
Часто самые простые, неученые и необразованные люди вполне ясно, сознательно и легко воспринимают истинное христианское учение, тогда как самые ученые люди продолжают коснеть в грубом язычестве. Бывает это оттого, что простые люди большей частью смиренны, а ученые большей частью самоуверенны…

Для того, чтобы люди могли хорошо жить, надо, чтобы был мир между ними. А там, где каждый хочет быть выше других, не может быть мира. Чем смиреннее люди, тем легче им жить мирной жизнью…
Нет ничего сильнее смиренного человека, потому что смиренный человек, отказываясь от себя, дает место Богу».

«Детство»

Еще в раннем творчестве Л.Н. Толстой обращается к теме смирения. В повести «Детство» молодой Л.Толстой представляет читателю в качестве образца нравственной красоты и достоинства Наталью Саввишну, старую няню рано ушедшей из жизни матери Николеньки, и рисует свою героиню на похоронах ее воспитанницы в состоянии неподдельного, глубокого, но смиренного горя. «В дальнем углу залы, почти спрятавшись за отворенной дверью буфета, стояла на коленях сгорбленная, седая старушка. Соединив руки и подняв глаза к небу, она не плакала, но молилась. Душа ее стремилась к Богу, она просила его соединить ее с тою, кого она любила больше всего на свете, и твердо надеялась, что это будет скоро».

 

«Война и мир»

Один из главных героев романа «Война и мир» — Андрей Болконский. Автор показывает путь исканий героя, изменение его идеалов, поиск пути в жизни. В начале романа — это человек, стремящийся к славе («но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу…»). Его кумир - Наполеон, сумевший достичь таких высот. В свете Болконский высокомерен, холоден, насмешлив, ему надоело высшее общество с его пустыми разговорами.

В конце своей жизни Андрей показан изменившимся: «…он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости…». Андрей понял, что главное в жизни — это любовь, семья, близкие люди, а далеко не слава, о которой он мечтал. Герой преодолел гордость, эгоизм, стал ближе к людям.( «…чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе! »).

Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым. Только близость к людям, стремление жить общими с ними заботами, патриотизм, единение с народом в минуты опасности — всё это наполняет жизнь смыслом.

Смирение перед судьбой в романе Л.Толстого «Война и мир» демонстрирует Платон Каратаев, духовный учитель Пьера Безухова.

Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Каратаев все принимает в жизни так, как оно есть, полагая, что все дано от Бога. Радость пришла – радуйся, страдание – постарайся смягчить его своей любовью. Устранять недоброе силой – значит порождать новое зло. Регулируемый такими инстинктами (а они у него от здоровой в нравственном отношении «роевой» крестьянской жизни), Платон ни о чем не печалится. «Положи, господи, камушком, подними калачиком», - говорит он.

В военный быт Каратаев также перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда чем-нибудь занят, помогает другим, для него все – люди, всех он в одинаковой степени жалеет. Врагов у этого героя нет, злобы тоже. Трудности его не страшат, и никакой случай не застает врасплох: «Все в руках божьих». Словом, это человек, у которого нет противоречий ни с собой, ни с окружающей средой. Он целиком положился на власть Бога, судьбы и уверен, что с ним случится только то, чего не избежать. Значит, нет смысла мучить себя, пытаться изменить то, чего изменить нельзя. Такую психологию можно назвать фаталистической. Она приводит к покорности судьбе, непротивленчеству.

 

А.П. Чехов

В творчестве Чехова духовное рабство расширяет границы своей территории и как пародия на смирение активно теснит традиционное смирение на его исконной территории сугубо нравственных переживаний. Истинное смирение как высшая добродетель в целом ряде произведений Чехова уступает место жалким переживаниям субъекта с комплексом неполноценности или добровольной капитуляции перед обстоятельствами, которые можно было бы изменить, и бессильному, запоздалому протесту против собственной пассивности и нерешительности.

Еще чаще в творчестве Чехова место возможного смирения занимает покорность обстоятельствам без согласия с Божьей волей и потому – без обретения внутренней гармонии, жизненной устойчивости, душевной просветленности.

 

«Тоска»

Именно покорность обстоятельствам (никому до него нет дела, никто не хочет выслушать его) понуждает старого извозчика в рассказе Чехова «Тоска» «выговорить» свое горе, свою тоску «посторонности» всему на свете бессловесной лошади. Покорность вместо смирения как единственное, что остается человеку, в рассказе воспринимается как неизбежность не только самим персонажем, но и автором: подается как трагическая норма человеческого существования посредством эпиграфа: «Кому повем тоску мою? ». Лишенная всякой благодати покорность бессмысленно проходящей жизни звучит в реплике Астрова о жаре в Африке («Дядя Ваня»), в повторяющейся реплике Чебутыкина «Та-ра-ра-бумбия…сижу на тумбе я… Не все ли равно! » («Три сестры»), в разговоре профессора с Катей в рассказе «Скучная история».

 

«Три сестры»

Покоряются невозможности уехать из ненавистной провинции в Москву сестры Прозоровы в финале драмы Чехова «Три сестры». В их душевном состоянии можно увидеть аллюзию на смирение Татьяны Лариной. В обоих случаях старая няня передает своим воспитанницам православную мудрость: правда в том, как «определил Господь». Но аллюзия лишь оттеняет несхожесть душевного настроя героинь, разность ситуаций, продиктованную разностью авторской позиции. Пушкинская Татьяна действительно смиряется с положением светской дамы, и она становится признанным нравственным авторитетом в глазах света, достойной женой уважаемого человека, обретает в замужестве опору, сознание нужности своего существования другому. Совсем по Библии: «…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 5: 5, 6.). В душевном же состоянии трех чеховских сестер мы видим не согласие с обстоятельствами, а сломленное обстоятельствами сопротивление, сознание своего бессилия изменить течение жизни. В ссылках Ольги и Ирины на судьбу звучит глубокая подавленность, место успокоения занимает нервозность, неуверенность, ощущение поражения: «Все от Бога», «Как-то мне поможет Бог», «Все делается не по-нашему».

Три женщины, покорившиеся тому, что не смогли изменить – неизбежному одиночеству, отсутствию любви, понимания, культурной атмосферы, – выглядят в финале драмы сломленными, испуганными. Авторская ремарка это подчеркивает: «Три сестры стоят, прижавшись друг к другу».

Мы чувствуем, что в авторском изображении драмы героинь нет места тому смирению, которым Пушкин наделил Татьяну. Правда, монологи сестер в финале драмы как будто говорят о том, что сестры находят душевные силы, чтобы смириться и принять жизнь, как ее «определил Господь». Но именно «как будто»…В состоянии сестер видно рациональное насилие над собой: «Они уходят от нас, один ушел совсем, совсем, навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить… Надо жить…<...> …а пока надо жить… Надо работать! <...> Теперь осень, скоро придет зима, засыплет снегом, а я буду работать, буду работать…». Слова Маши и Ирины, что жизнь будет продолжаться, звучат как заклинания и попытка убедить себя в том, что чувствуешь то, что хотел бы чувствовать, но не чувствуешь. В действительности же знаешь и ощущаешь нечто противоположное. В том же действии, страницей раньше, Маша, «сдерживая рыдания», признается, что «с ума сходит», а выпив воды и взяв себя в руки, говорит: «Неудачная жизнь… ничего мне теперь не нужно… Я сейчас успокоюсь… Все равно…». Это не смирение, а покорность.

Пушкин гордится душевной красотой и силой Татьяны. Чехов – жалеет своих героинь. Покорность судьбе не принесла им душевной гармонии.

 

М. Горький

Довольно сложно бывает отличить два понятия – гордость и гордыню. Гордость мотивирует человека ставить перед собой великие цели и достигать их, это радость не только за себя и за свои успехи, но и способность радоваться успехам других людей и уважительно к ним относится. Гордыня же, это эгоистическое чувство радости только своим достижениям, это высокомерие и несправедливое завышение себя над другими. О гордости и гордыне идет речь в произведениях Горького.

«Старуха Изергиль»

Герой одной из легенд рассказа «Старуха Изергиль» — самовлюблённый, эгоистичный Ларра, сын орла и женщины. Он противопоставил себя обществу, «… считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего…», нарушая все принятые в нём законы- моральные и юридические. Ведь он легко совершает преступление, убивая девушку, которая оттолкнула его. Общество жестоко наказывает героя – одиночеством. Само имя Ларра обозначает «отвергнутый». Быть изгнанным из общества, ненужным никому — что может быть страшнее?

«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость! »

Данная легенда имеет огромный нравоучительный смысл, заставляет читателей задуматься над тем, как надо жить, каким быть, как относиться к людям. Гордость, переходящая в гордыню, несёт человеку только несчастье.

Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М.Горьким в символическом, аллегорическом плане. Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.

 

«На дне»

Клещ из пьесы М.Горького «На дне» вместе с другими жителями ночлежки влачит свое существование на самом «дне» жизни. Однако герой ставит себя выше остальных, ведь он единственный, кто занят хоть каким-то дедом. Клещ уверен, он сможет выбраться «в люди», как только умрет жена. Но его планам не суждено сбыться, продав для похорон Анны все свои инструменты, герой смиряется с мыслью о безвыходности положения, в котором он находится, и сближается с другими жителями ночлежки.

В то же время под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит — гордо! » Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл... Однако, пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

«Песня о Соколе»

Два героя произведения представляют собой противоположные начала. Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место.

Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.

Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.

Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».

Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн. В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! ». Произведение написано в 1895 году. Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных перемен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции.

В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гордой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.

 

М.А. Шолохов

О гордости как чувстве собственного достоинства писали многие советские писатели. В том числе М.А. Шолохов.

«Судьба человека»

Герой рассказа «Судьба человека» во время боя был ранен, контужен и в беспомощном состоянии взят немцами в плен. В лагере для военнопленных Андрей Соколов вынес немало страданий: издевательства, избиение, голод, смерть товарищей, «нелюдские муки».

Гордость, смелость и юмор русского солдата, отказавшегося пить за побед


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь