Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В жизни бедуинов большую роль играл обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах, мстя даже за неумышленные убийства.



Во главе племен стояли шейхи, власть которых была ограничена советом представителей отдельных родов. В начале I тысячелетия до н.э. еще сильно ощущались пережитки матриархата. Во главе арабских племен иногда стояли женщины. Из ассирийских источников мы много знаем об арабской “царице” Самсие, которая прислала около 720 г. до н.э. дары ассирийскому царю Саргону II. Племена, которые ей подчинялись, жили на восточных границах Сирии.

Несмотря на то что на сегодняшний день историками разных стран об Аравии написано много книг, тем не менее, Аравия остается одной из малоизученных областей земного шара. Наиболее богата растительность в юго-западной части полуострова, где выпадает много осадков; там распространены тропические культуры, такие как аравийский кофе мокко, сахарный тростник, бананы, индиго. Высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы, посевы пшеницы и фруктовые сады — все это составляет богатый растительный покров у источников в оазисах и руслах зимних потоков — вади.

Сухость воздуха и сильные ветры, развевающие почву из-под корней растений и усиливающие испарения, — основные факторы, определяющие ландшафты пустынь. В пустынях нет лесов, встречаются лишь редкие, отдельно стоящие деревья — колючая с мелкими седыми листьями аравийская акация, различные тамариксы.

Древнейшие рабовладельческие общества Южной Аравии

Древнейшие рабовладельческие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южно-арабской рабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений, дворцов и храмов, вещи и настенные надписи. Рабовладельческое общество в Южной Аравии сложилось в конце II тысячелетия до н.э., очевидно, независимо от других переднеазиатских рабовладельческих обществ.

На протяжении первого тысячелетия его существования здесь имелись, по меньшей мере, четыре известных государства: Минейское, Саба, Хадрамаут и Катабан. О двух последних историкам известно очень мало. Минейское государство впервые упомянуто в составе коалиции крупных родоплеменных объединений, разгромленных Сабой. В дальнейшем, с ослаблением Сабы, возникло независимое царство Ма'ин со столицей в древнем центре Иасиль, а затем в Карнаву (вероятно, V в. до н.э.). Особое положение государства Ма'ин на скрещении торговых путей из Южной Аравии на север делало его в течение последующей эпохи объектом нападения со стороны Сабы и Катабана. Последний период своего существования Ма'ин находится в зависимости от Катабана, а затем был захвачен “царями Саба и зу-Райдана” (около середины I в. до н.э.).

Основу процветания Ма'ина составляла транзитная торговля благовониями. В частных и особенно храмовых хозяйствах широко использовался труд захваченных и привозных рабов. Широко было распространено также долговое рабство. Могущество храмов и крупных купеческих родов и семей, ограничивали власть царя.

Государство Саба — самоназвание племенного союза, возникшего на территории Южной Аравии не позднее VIII в. до н.э. (согласно упоминанию “царей Сабы” в ассирийских исторических источниках). Некоторые косвенные данные (эпизод с правительницей Сабы — “царицей Савской” в Библии) позволяют предполагать существование Сабы в Х в. до н.э., если, разумеется, не рассматривать этот эпизод как позднейшую вставку. Резиденцией правителей Сабы был город Мариб.

По данным античных авторов, государство Саба (Сабейское царство) играло главную роль как торговый посредник между Индией, восточным побережьем Африки и государствами греко-римского и эллинистического мира. Некоторые библейские источники сообщают также об оживленной торговле купцов Сабы с островом Тир.

Хадрамаут — историческая область на юге Аравийского полуострова (название встречается в Библии в форме — Хацермавет). В сабейских надписях VI — V вв. до н.э. упоминается государство Хадрамаут. Теофраст, Эратосфен и другие античные авторы также писали о государстве Хадрамаут со столицей в Шабва (Сабата). История государства почти неизвестна. Оно существовало наряду с Сабой, Ма'ином и Катабаном, славилась производством благовоний.

На протяжении всей истории Хадрамаут был объектом экспансии Сабы и то выступал как ее союзник, то входил в ее состав, иногда выступал как противник. В I (или в III) в. н.э. царь Хадрамаута заключил союз с царем Сабы против общего врага — Аксумского царства, но этот союз просуществовал недолго. На территории исторической области Хадрамаут неоднократно возникали союзы племен, но очень быстро расторгались эти союзы.

Государство Катабан — древнее раннерабовладельческое государство на территории современного Адена (Южная Аравия). Возникло не позднее конца II — начала I тысячелетия до н.э. Основа хозяйства — земледелие с высокой культурой искусственного орошения. Важнейшие культуры — пшеница, финики. Основная статья вывоза — благовония. В государстве Катабан очень важное значение имели подчиненные царю храмовые хозяйства, использовавшие труд рабов и свободного населения. Политический строй носил значительные пережитки родоплеменных отношений: наряду с царем значительную роль играли совет старейшин и народное собрание. Столица Катабана — Тимна хорошо известна благодаря многочисленным раскопкам.

Катабан вел борьбу за свою самостоятельность и за господство в Южной Аравии с государствами Авсан, Саба, Хадрамаут и Ма'ин. В I в. до н.э. государство Катабан распалось и его территория была разделена между Сабой и Хадрамаутом (некоторые ученые считают, что это случилось в середине III в.).

Памятниками высокой культуры Катабана являются архитектурные и оросительные сооружения, надписи и художественная бронзовая и каменная скульптура, отражающая эллинистическое влияние.

Основой хозяйства в южно-арабских государствах было ирригационное земледелие. Особенно известна была огромная плотина, около города Мариба, столицы Сабы. Земледельческие участки располагались террасами по склонам холмов. Разведение растений, дающих благовония, имели важное значение в хозяйстве знати.

Высоко ценилась обработка камня: при постройке зданий камни настолько точно подгонялись друг к другу, что швы между ними были почти незаметны. Рассказы позднейших арабов о величественных зданиях с окнами из прозрачного камня являются почти незначительным преувеличением того, что было на самом деле. Была известна в архитектуре того времени стрельчатая арка. Многие древние цистерны до сих пор находятся в употреблении.

Хорошо сохранились многие изделия из металла, изящные ювелирные украшения, керамика, однако нельзя определенно утверждать, что все они местного происхождения, возможно, их привезли по торговому пути.

Мало известно о внутреннем строе южно-арабских государств. В древнейшие времена (X — VII вв. до н.э.) они, очевидно, несколько напоминали ранние государства Древнего Востока (города-государства Шумера и Аккада, Ашшур и другие). Около 650 г. до н.э. правителей-жрецов Древней Сабы сменяют “цари Сабы”.

В древнейших южно-арабских государствах были еще сильны пережитки племенной организации, однако “племена” были организованы не на основе кровного родства, как раньше, а по территориальному признаку. “Катабан” уже обозначало и царство, и составлявшие его племена. В государстве Саба племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей — “Саба и племена”. Позднее остальные племена были уравнены сабе-ями, причем все были обязаны военной службой.

Социальная структура общества была многоступенчатой и сложной: различались племенная знать, зависимые от нее люди, постоянно живущие на территории племени чужеземцы и рабы. Земля находилась в руках царя, больших храмов и племенной знати, напоминавших храмы Малой Азии и Сирии.

Земледельцы, которые обрабатывали храмовую землю, были в непосредственной зависимости от храмов. Весьма многочисленными были храмовые прислужницы — гиеродулы. Им принадлежат дошедшие до нас “покаянные таблички”, содержащие почти исключительно женские имена: гиеродулы каялись в нарушении ритуальных предписаний и обетов. Некоторые из этих прислужниц были иноземного происхождения: караваны, которые возвращались с севера, привозили рабов и рабынь; известны рабыни из Газы (в Палестине) и Ятриба (позднейшая Медина в Западной Аравии).

Власть царей в Катабане (очевидно, также и в других государствах) была сперва ограничена советом старейшин, но важнейшие вопросы решало собрание племен, в кагором принимало участие все население, кроме рабов. Позже цари в Сабе усиливают свою власть: уже не собрание племен распределяет землю, а царь раздает по своему усмотрению своим приближенным.

Царская власть стала наследственной, и сын часто становится соправителем отца. Во всех государствах, где было земледелие, существовали три поземельных налога. Налоги, в частности десятина, платились не только царю, но и храмам. Совершенно бесправными в государствах Южной Аравии были рабы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь