Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Притягательная сила гармонии красоты



Реферат

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Философия кр a соты»

 

 

Выполнила:

студентка гр.ЭКО-21

Федотова О А.

Проверил:

Богданов А.И.

 

 

г. Йошкар-Ола 2010 г.


Содержание

 

Введение

1. Феномен красоты

2. Притягательная силa гармонии красоты

3. Концепции красоты

3.1 Эстетическое мировосприятие идеализма

3.2 Спецификa монотеистической интерпретации красоты

3.3 Субъективистская модель прекрасного

3.4 Общественная концепция красоты

3.5 Эстетическая позиция формализмa

4. Роль личности в формировании эстетического мироотношения. чувственное и рациональное постижение прекрасного

5. Красотa как устремленность к гармонии

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным. Плотин

 

Возможность соприкосновения человеческой судьбы с Красотой – одна из самых сокровенных тайн бытия, которая волновала представителей разных культур.

Человек издавна пытался соизмерять индивидуальную и социальную жизнь с течением всеобъемлющей гармонии. Для него становилась важной не столько жизнь сама по себе, сколько ее наполненность красотой и, главное, глубокое переживание эстетического притяжения мира.

Особую значимость проблема приобщения к прекрасному, постижения его смыслоопределяющей роли приобретает в современную эпоху в связи с тем, что общество со второй половины XX века стало глобальной, подлинно космической силой, располагая научно-техническим потенциалом, не имеющим аналогa в мировой истории. Человечество овладело атомной энергией и способно остановить течение жизни на Земле. Соответственно, актуальность исследования феномена красоты и прекрасного определяется процессом массового разрушения оптимистического мировосприятия; нарастанием трагического мироощущения и эгоцентризма; размыванием устойчивых смысловых ориентиров. Не случайно даже в экономически стабильных странах неуклонно растет число самоубийств, а сотни миллионов людей страдают различными формами депрессии. Проживание в личностной гармонии становится хрупким и зыбким, довольно редким состоянием, к которому все труднее пробиться в потоке общечеловеческого хаосa. Следовательно, проблема глубокого обоснования фундаментальных принципов взаимоотношения человекa с окружающим миром, целенаправленного формирования ценностного, эстетического сознания выдвигается на первый план.

Доказать, что красота играет ведущую роль в саморегуляции внутреннего мира личности, составляя сущность смысловой наполненности человеческого бытия и есть задача данного реферата. Ведь известно, что, очищая от отрицательных эмоций, она оказывает позитивное воздействие на формирование оптимистического мировосприятия. Чем сильнее развиты эстетические переживания, тем духовно богаче личность и многообразнее, полнее ее жизнь. Переход любой социокультурной системы к качественно иному состоянию, связанному с раскрепощением личности и большим уровнем свободы требует более глубокого творческого самораскрытия, формирования новой личностной культуры, способной противостоять процессу «атомизации» общества, нарастанию индивидуализации.

Мир, в котором людей разделяют религиозные, расовые, национальные предрассудки; политическая, классовая неприязнь; корпоративный, государственный личностный эгоизм, - мир этот нуждается в универсальном языке красоты.

Цель данного рефератa – показать, что именно искусство красоты в состоянии объединить человечество в единое целое, выстроить жизнь мирового сообщества на всеобщих принципах гармонии, ведь способность к сопереживанию не имеет границ.

При раскрытии темы реферата особое внимание уделялось работам Н.О. Лосского «Мир как осуществление красоты», В.Ф. Мартынова «Философия красоты», Т.П. Григорьевой «Философия красоты» и другим.

Красота является систематизирующим фактором ноосферы. Человек должен не просто понять ту или иную истину, но что еще важнее, глубоко прочувствовать ее значимость в форме прекрасного, постигая смысл космического совершенства, открывая беспредельное сияние душевной гармонии, чтобы осознать, что «уничтожение красоты надо признать самым дурным видом из всех разрушительных действий».[4, 17]


 

Феномен красоты

 

Существует богатая традиция в исследовании прекрасного, однако ответы на многие вопросы, отражающие попытку понять специфику эстетического восприятия, остаются проблематичными, противоречивыми, непроясненными. Все это побудило З. Фрейда заметить: «Польза прекрасного не слишком ясна, его культурная ценность тоже не очевидна… Эстетика как наука изучает условия постижения прекрасного; о природе и происхождении прекрасного она ничего не может сказать.… К сожалению, и психоанализ может немногое уяснить в природе прекрасного».[4, 68]

Трудность осмысления феномена красоты связана, во-первых, с тем, что «прекрасное подразумевает впечатление неизъяснимого, неописуемого, неизреченного».

Во-вторых, эстетическое мировосприятие формируется под воздействием различных факторов (природных, социальных, метафизических, субъективных). Однако в этом интегративном слиянии многообразного, фундаментальном синтезе разных граней действительности, противоположных тенденций важно выяснить сущность красоты, смысловую направленность эстетических реалий.

 


Концепции красоты

 

В истории культуры восприятие красоты рассматривалось через призму взаимоотношения объективного и субъективного, природного и общественного, физического и метафизического, земного и божественного. Вопрос об источнике прекрасного оказался самым сложным и дискуссионным. Облaдают ли предметы и явления эстетическими свойствами? В какой мере феномен красоты детерминируется особенностями человеческого восприятия, законами социального развития? Какова степень метафизичности прекрасного? Исходя из ответов на эти вопросы и сформировались основные концепции красоты.

 

Заключение

 

Любуясь красотой жизни и приобщаясь через искусство к ее вечным ценностям, мы приближаемся к гармонии; через развитие эмоций, духа и интеллекта мы вступаем в мир высших достижений мировой культуры.

Прекрасное не следует рассматривать как феномен, который изначально открыт индивидуальному сознанию, прозрачен, представлен в актуализированном, неизменном виде, вне эстетической практики.

Красота имеет субъективно-объективную природу, чтобы постичь ее необходимы различные проявления духовности человека: развитие художественного творчества во всех областях искусства, вдохновение, ведущее к открытию научной или философской истины, процессы плодотворного воздействия на социальную жизнь, так как только человек с развитым менталитетом, широким кругозором, определенным духовным опытом способен к постижению истиной красоты каждой частички мира.

Красота – это «надстроенная ценность»: всякое добро во всех его видах, если оно чувственно воплощено, имеет сверх своей добротности еще и ценность красоты. Из всех ценностей красота наиболее привлекательна. Любовь к тому, что красиво, свободно рождается в душе человека, а вместе с тем возникает любовь и к тем ценностям, воплощение которых создало красоту. Так без всякого насилия над волею человека под влиянием красоты может совершаться постепенное освобождение его от тех или иных других эгоистических недостатков: красота героизма, красота самоотверженной любви, красота мудрости и т.п. увлекает человека и воспитывает в нем самом эти высокие черты характера.

Углубление внутреннего мира личности, совершенствование духовного мировосприятия на основе Красоты заключает неисчерпаемый потенциал в развитии человеческого рода, каждого индивида.

Глубокое проникновение в невидимое, ощущение вкуса абсолютной, неуничтожимой гармонии, переживание сакрального уровня своего пребывания во Вселенной является основным средством преодоления страха перед смертью, неиссякаемым источником для творческого преумножения Красоты, вдохновенного отношения к жизни. Сама культура возникает и может успешно развиваться только как факт прозрения человеком на основе рождения и использования гармонического начала в собственной душе. Благодаря своей внутренней расщепленности, многомерности, человек открывает мир многоликих проявлений красоты, интегрируя разнообразные способности. Если бы люди были лишены возможности рассмотрения различных сторон действительности, то они не смогли бы утвердиться в эстетическом измерении мира, соответственно широта человеческих горизонтов не трансформировалась бы в культуру. А ведь именно культура призвана подтягивать человека до уровня универсальной личности, обладающей широким диапазоном эстетического мировидение, вбирающей в себя безграничные горизонты красоты.

Развивая чувство красоты в реальной жизни, человек пытается преодолевать сопротивление сил природы, «рассогласовывание» собственного существования, открыть внутреннее содержание жизни. Люди уже не просто существуют, они научаются «праздновать» бытие, парить над неумолимой необходимостью.

Необходимо помнить, что красота – путеводная звезда любого общества, его главный жизненный ориентир, основное средство развития душевных сил, ментальных способностей. Красота спасет мир, если человечество не разорвет тонкие нити духовности, соединяющие его с гармоническим строем Вселенной, беспредельностью культурного космоса. От глубокого понимания этой истины зависит общечеловеческая судьба.

 


 

Список литературы

1. Вахренева П.Е. Философия красоты К.Леоньтева. // Социально-гумманитарные знания// 2005. №5, С.258-269

2. Григорьева Т.П. Философия красоты. //Вопросы философии// 2007. №1, С.61-74

3. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс – Традиция, 1998. – 416с.

4. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Мн.: ТетраСистемс 1999. 336с.

5. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Москва 1993.

Реферат

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Философия кр a соты»

 

 

Выполнила:

студентка гр.ЭКО-21

Федотова О А.

Проверил:

Богданов А.И.

 

 

г. Йошкар-Ола 2010 г.


Содержание

 

Введение

1. Феномен красоты

2. Притягательная силa гармонии красоты

3. Концепции красоты

3.1 Эстетическое мировосприятие идеализма

3.2 Спецификa монотеистической интерпретации красоты

3.3 Субъективистская модель прекрасного

3.4 Общественная концепция красоты

3.5 Эстетическая позиция формализмa

4. Роль личности в формировании эстетического мироотношения. чувственное и рациональное постижение прекрасного

5. Красотa как устремленность к гармонии

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным. Плотин

 

Возможность соприкосновения человеческой судьбы с Красотой – одна из самых сокровенных тайн бытия, которая волновала представителей разных культур.

Человек издавна пытался соизмерять индивидуальную и социальную жизнь с течением всеобъемлющей гармонии. Для него становилась важной не столько жизнь сама по себе, сколько ее наполненность красотой и, главное, глубокое переживание эстетического притяжения мира.

Особую значимость проблема приобщения к прекрасному, постижения его смыслоопределяющей роли приобретает в современную эпоху в связи с тем, что общество со второй половины XX века стало глобальной, подлинно космической силой, располагая научно-техническим потенциалом, не имеющим аналогa в мировой истории. Человечество овладело атомной энергией и способно остановить течение жизни на Земле. Соответственно, актуальность исследования феномена красоты и прекрасного определяется процессом массового разрушения оптимистического мировосприятия; нарастанием трагического мироощущения и эгоцентризма; размыванием устойчивых смысловых ориентиров. Не случайно даже в экономически стабильных странах неуклонно растет число самоубийств, а сотни миллионов людей страдают различными формами депрессии. Проживание в личностной гармонии становится хрупким и зыбким, довольно редким состоянием, к которому все труднее пробиться в потоке общечеловеческого хаосa. Следовательно, проблема глубокого обоснования фундаментальных принципов взаимоотношения человекa с окружающим миром, целенаправленного формирования ценностного, эстетического сознания выдвигается на первый план.

Доказать, что красота играет ведущую роль в саморегуляции внутреннего мира личности, составляя сущность смысловой наполненности человеческого бытия и есть задача данного реферата. Ведь известно, что, очищая от отрицательных эмоций, она оказывает позитивное воздействие на формирование оптимистического мировосприятия. Чем сильнее развиты эстетические переживания, тем духовно богаче личность и многообразнее, полнее ее жизнь. Переход любой социокультурной системы к качественно иному состоянию, связанному с раскрепощением личности и большим уровнем свободы требует более глубокого творческого самораскрытия, формирования новой личностной культуры, способной противостоять процессу «атомизации» общества, нарастанию индивидуализации.

Мир, в котором людей разделяют религиозные, расовые, национальные предрассудки; политическая, классовая неприязнь; корпоративный, государственный личностный эгоизм, - мир этот нуждается в универсальном языке красоты.

Цель данного рефератa – показать, что именно искусство красоты в состоянии объединить человечество в единое целое, выстроить жизнь мирового сообщества на всеобщих принципах гармонии, ведь способность к сопереживанию не имеет границ.

При раскрытии темы реферата особое внимание уделялось работам Н.О. Лосского «Мир как осуществление красоты», В.Ф. Мартынова «Философия красоты», Т.П. Григорьевой «Философия красоты» и другим.

Красота является систематизирующим фактором ноосферы. Человек должен не просто понять ту или иную истину, но что еще важнее, глубоко прочувствовать ее значимость в форме прекрасного, постигая смысл космического совершенства, открывая беспредельное сияние душевной гармонии, чтобы осознать, что «уничтожение красоты надо признать самым дурным видом из всех разрушительных действий».[4, 17]


 

Феномен красоты

 

Существует богатая традиция в исследовании прекрасного, однако ответы на многие вопросы, отражающие попытку понять специфику эстетического восприятия, остаются проблематичными, противоречивыми, непроясненными. Все это побудило З. Фрейда заметить: «Польза прекрасного не слишком ясна, его культурная ценность тоже не очевидна… Эстетика как наука изучает условия постижения прекрасного; о природе и происхождении прекрасного она ничего не может сказать.… К сожалению, и психоанализ может немногое уяснить в природе прекрасного».[4, 68]

Трудность осмысления феномена красоты связана, во-первых, с тем, что «прекрасное подразумевает впечатление неизъяснимого, неописуемого, неизреченного».

Во-вторых, эстетическое мировосприятие формируется под воздействием различных факторов (природных, социальных, метафизических, субъективных). Однако в этом интегративном слиянии многообразного, фундаментальном синтезе разных граней действительности, противоположных тенденций важно выяснить сущность красоты, смысловую направленность эстетических реалий.

 


Притягательная сила гармонии красоты

 

Осознание космологической направленности человека позволяет выявить принципиальные особенности, связанные с функционированием эстетического мировосприятия. Что есть красота? Правомерно ли вести речь об объективных свойствах прекрасного? Существует ли нечто общее в природе, обществе, человеке, отражающееся в сознании как эстетически значимое?

Основой, а точнее, предпосылкой прекрасного является гармоническое выражение жизни в предметах и явлениях действительности. Понятие жизнь в этом случае рассматривается не в биологическом, а в широком смысле слова как способность сущности являть себя миру или проявляться. И в этом плане «являет» себя не только живая, но и неживая природа, которая не должна выпадать из поля зрения эстетического осмысления. Гармония, как слияние разных сторон объектa в единое органичное целое, создает потенциальную возможность для актуализации чувства красоты, ибо представляет собой оптимальное состояние, момент завершенности, самодостаточности сущего, проявление наивысшей полноты бытия, исчерпывающего мгновения. И если человек в состоянии глубоко переживать совершенство мира, его пиковые состояния в мириадах форм, ощущая присутствие всеобщей взаимосвязи, то рождение прекрасного состоялось, потенция реализовалась, так как свет красоты способен вспыхнуть только в сознании духовно развитой, эстетически чуткой личности.

 

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей,

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей…[4, 77]

 

В рассказе «Красавицы» Чехов также раскрывает очарование девушки, опираясь на понятие «гармония»: ее красоту «художник назвал бы классической и строгой. Это была именно та красота, созерцание которой, бог весть откуда, вселяет в вас уверенность, что вы видите черты правильные, что волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и все движения молодого тела слились вместе в один целый, гармонический аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту» [4, 77] Причем, чем шире поток различных качеств и свойств, сливающихся в единое, органичное целое, тем большие создаются предпосылки для формирования эстетической значимости явления и возникновения чувства красоты. Однообразие, монотонность, унифицированность, аморфность – антиподы прекрасного и верные признаки деградации жизненных сил природы, общества, индивида. Гармония как единство многообразного есть торжество, цветение бытия, манифестация сопряженной жизненной энергии.

Однако здесь возникает один из самых трудных вопросов: почему человек способен испытывать душевный подъем, удивление, радость, взволнованность, восторг в процессе общения совершенным строем Вселенной? Как рождается этот таинственный унисон гармоничных объектов и человеческой субъективности? Другими словами, почему вспыхивает свет красоты прикосновения души с гармонией цветка, сиянием солнечных бликов на воде, мерцанием звездного небa, звучанием сонаты, т.е. с бесконечным числом нейтральных объектов, которые не имеют прямого утилитарного значения? (Уже Фома Аквинский, а также И. Кант обращали внимание на бескорыстный, незаинтересованный характер эстетического чувства). [1, 266]

Можно предположить, что тайна притягательной силы гармонии красоты заключена в полноте проявленности Абсолютного в относительном, Вечного во временном, Непреходящего в преходящем. Эта беспредельная и неизбывная творческая энергия, одухотворяющая сила может блеснуть в цветке, звезде, человеке. И хотя сам цветок быстро увядает, умирает человек, звезда, просуществовав миллиарды лет, также подвергнется распаду, но печать грандиозности, значительности, ничем неограниченной неизбывной созидательной энергии лежит на всех подлинно прекрасных явлений мирa – от травинки до галактик, на всем, что имеет глубокие корни в Потаенном, что сумело проявиться, открыться, вспыхнуть жизненным светом, исходящим из беспредельных глубин бытия.

Только проникновенная личность способна уловить, как Потаенное трансформируется во временной поток, Целое раскрывается в единичном, а сиюминутное и единичное наполняется светом Вечного. И вот это осознание единого сокровенного Истока, который питает множество конкретных форм, это ощущение возвышенного строя Вселенной, сопряжения предельного и беспредельного, балансирование между Абсолютным и относительным, грандиозным и хрупким, существование в стремительном потоке уникальных трансформаций дарит человеку упоительное переживание полноты и значимости бытия, непреходящей новизны и ценности каждого момента – это личность поистине красива, а открытие самодостаточности того мгновения, в которое погружен человек и называется красотой. [4, 78]

 


Концепции красоты

 

В истории культуры восприятие красоты рассматривалось через призму взаимоотношения объективного и субъективного, природного и общественного, физического и метафизического, земного и божественного. Вопрос об источнике прекрасного оказался самым сложным и дискуссионным. Облaдают ли предметы и явления эстетическими свойствами? В какой мере феномен красоты детерминируется особенностями человеческого восприятия, законами социального развития? Какова степень метафизичности прекрасного? Исходя из ответов на эти вопросы и сформировались основные концепции красоты.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь