Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Государство и право Древнего ВостокаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Государство и право Древнего Востока ВВЕДЕНИЕ Важное место в системе юридического образования имеет такая наука, как история государства и права зарубежных стран. Она имеет предметом своего исследования и изучения процесс развития государства в ряде стран Европы, Азии и Африки, а также соответствующих им систем права в исторической последовательности. Периодизация курса истории государства и права зарубежных стран в различное время производилась по-разному. Наиболее распространенной схемой деления всемирной истории является трехзвенное: древняя, средневековая и новая (новейшая) история. Вполне справедливо будет, если периодизацию истории государства и права зарубежных стран осуществить по этой схеме. Следует помнить, что курс истории государства и права вовсе не преследует цель изучения всех когда-либо существовавших древних государств. Достаточно обратиться лишь к типичным для определенной эпохи государствам, оставившим заметный след в общечеловеческой истории, оказавшим влияние на последующее государственно-правовое развитие. I. Государство и право Древнего Египта В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало. Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей — " номов", т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство. Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их " рабами храма". Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства. В период т.н. Раннего царства произошло насильственное объединение всего Египта (предположительно в 3200 г. до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом). Столицей объединенного Египта стал г. Тенис. С 3200 г по 2800 г. до нашей эры страной правили цари первых двух династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но только к началу правления 3-й династии объединение севера и юга приобрело реальный характер. Период с 2700 г. по 2400г. до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством. В этот период сложилась централизованная бюрократическая монархия, которая вела войны с соседними странами. Создается всеегипетская ирригационная система, воздвигаются пирамиды и храмы. После 6-ой—1-ой династии начинается распад Египта. С фиванской династии начинается период Среднего царства (2160—1750 гг. до нашей эры). Египет снова стал централизованным государством. В середине 17 века до нашей эры Египет потрясло восстание крестьян и рабов, в результате которого царская власть и его управление было ликвидировано. Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали гиксоны - воинственные племена с севера, владычество которых продолжалось около 150 лет. После изгнания гиксонов сложилось Новое царство (18—20 династии), просуществовавшее с 1580 г. по 1100 г. до нашей эры, была восстановлена былая мощь Египта. Но внутриусобица привела к тому, что в 523 г. Египетское государство было завоевано Персией. В 322 г. до нашей эры он был включен в состав Монархии А. Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен к Риму в качестве одной из провинций. Иногда этот период 322г. до нашей эры называют Греко-Римским. С X династии царствование становится наследственным. Общественный строй Господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется 3-мя условиями: · древностью рода; · величиной землевладения; · и занимаемой должностью. В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое положение. В период Среднего царства она упрочивает свои " отцовские" (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии. В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена, с одой стороны, примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой. Бюрократия в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной. Основная масса сельского населения сохраняет личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах). Возрастает значение рабского труда. Источниками рабов были военнопленные, кабальные договоры. Государственный строй Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, " сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей. Главой правительственного аппарата был визирь (джати). Являясь вторым лицом в государстве после фараона, он не претендовал на божественную власть, но в памятниках именуется правителем всей страны, как Севера, так и Юга. Функции визиря были сложны и многочисленны: 1. Он глава финансового ведомства. В его ведении находится " золотая палата", которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу. 2. Он являлся руководителем публичных работ. 3. Важная функция государственного канцлера — это хранение государственной печати. В его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистрировались различные пожалования землей, имуществом и титулами. 4. Он градоправитель столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть. 5. Визирь обладал широкими полномочиями в области правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны — шесть судебных палат (" шесть великих домов" ). Кроме визиря источники называют: · главного казначея (" заведующего всем, что дает земля, небо, воздух" ); · начальника работ по сооружению и содержанию оросительных систем; · сановника, управляющего " домом оружия" (представитель высшей чиновной знати или член царской фамилии). Вооруженные силы Широкая завоевательная политика опиралась на вооруженные силы. Основное ядро армии со времен Древнего Царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами набирали ополченцев. Существовала полиция (в т.ч. тайная), пограничная стража, специальные охранные отряды каналов и сооружений, служба охраны фараона и других высших сановников. Комплектовалась армия из населения Египта, а также покоренных стран (Нубия, Ливия). Право Древнего Египта Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря. В VIII веке до нашей эры появился т. н. " Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)". Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права. Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов). Вещное право Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями. Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества. Семейное право Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания. Уголовное право В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством, отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными). Процессуальное право Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. " шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами, существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался " жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате. Государственный строй Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества. Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ. При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д. С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей — шакканакку. Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин. Судебная система Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы. Судебные функции находились также в руках " наместника" и " рабианума" - председателей судебных коллегий. В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных " наместнику", а под председательствованием " рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе. В больших городах судебные функции выполняли специальные " царские судьи", подчиненные непосредственно царю. Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы. Вооруженные силы В период раздробленности Двуречья основным видом Вооруженных Сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением. Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316—2261 гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30—36). Это имущество было изъято из гражданского оборота. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3 участка отдавалась матери для воспитания сына. В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину. Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату " выкупа". Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю. В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников. Законы Хаммурапи Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия — в Московском музее им. А. С. Пушкина). Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений. Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6—126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26—39 говорят о земельных наделах воинов. Следующий раздел, включающий статьи 127—195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196—214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215—282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах. Право собственности В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть - представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку. Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов. Обязательственное право Обязательственное право знает: o а) договорные обязательства; o б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку. Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей — с торговыми агентами). Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях: · нанесения ущерба ирригационным сооружениям; · неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле; · порубке дерева в чужом лесу; · столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке); · ранение в драке; · нечаянного убийства раба или рабыни. Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным. Уголовное право Вавилона В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам. Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений: а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23, 24); б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230); в) изгнание преступника из данной местности или " из дома"; г) сохранение в ряде случаев принципа талиона " Равным за равное" (ст. ст. 196, 197). За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер. Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: · смертная казнь (более чем в 30 случаях); · членовредительские наказания; · телесные наказания (удары плетью); · наложение знака бесчестил; · изгнание из родной местности или дома; · денежные взыскания; · увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем. Система преступлений содержит: · должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем); · ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью); · преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол); · ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона; · похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14); · преступления против собственности: а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь) (ст. 8); в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены); г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь). · преступления против семьи и половые преступления: а) нарушение супружеской верности; б) половая связь с близкими родственниками ( связь матери и сына наказать, отца с дочерью- изгнанием отца); в) сын, ударивший отца, лишался руки. Общественный строй Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает " цвет" и " качество" ). Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев " Рикведы" (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: " Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи - это его бедра, а из ног родились шудры". Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна. Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность " охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая. Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги. Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество. На самой низшей ступени среди свободных людей были " неприкасаемые" (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков. В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были: o а) обращение в рабов военнопленных; o б) естественное воспроизводство; o в) продажа свободных в рабство; o г) долевое рабство; o д) рабство вследствие совершения преступления. Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства. Государственный строй В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства: · финансовое ведомство; · военное ведомство; · ведомство публичных работ. Царь Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте. Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем. При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение. Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями. Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота. Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет. Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность: o а) сохранение общественного порядка; o б) борьба с преступлениями. Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: · ремесленно-промышленным производством; · торговлей иностранцев; · учетом населения города; · регулированием торговли и порядком на торговых местах; · торговлей текстильными изделиями; · сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части). Судебная система в Индии По учению брахманов, правосудие считалось одной из главных задач государства. Высшая судебная власть принадлежала царю, который осуществлял судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками. В помощь своим советникам царь назначает еще 3 брахманов, сведущих в священных книгах. В стране имелись высшие и низшие суды: сторона, неудовлетворенная решением суда, могла обратится в высший суд для нового рассмотрения. Право в Древней Индии Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами. Наиболее известный из них сборник — Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы: · религиозные предписания брахманов; · нормы, регулирующие организацию государственной власти; · нормы гражданского и уголовного законодательства. Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок). Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272—232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания " прародителя людей Ману". Сборник законов " Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. В нем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права. Артхашастра (" Наука о политике" )- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права. Правовые положения населения были изложены в разделе лекции " Общественный строй". Право собственности Основной отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство. Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель: · общинная; · принадлежащая царскому дому. Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются. Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7 правомерных способов приобретения собственности: · получение наследства; · находка; · покупка; · добыча; · ссуда под проценты; · исполнение работы; · получение подарка. 1—3 - законы для всех варн; 4 - только для кшатриев; 5—6 - для вайшьев, 7- только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет). Выморочное имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь. Обязательственное право В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей. а) Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг. б) Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах. Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договора: · заключенные пьяным, безумным или рабом; · заключенные вопреки обычаю или закону; · заключенные путем обмана. в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. За потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже). Семейное право. Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости - своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях: · бесплодие супругов; · прелюбодеяние; · постыдном поведении; · безвестном отсутствием; · дурное обращение. В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет. Наследственное право Известно наследование по закону и по завещанию. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20 имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4 часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена. Преступления и наказания Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права. В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как: · ответственность общины за преступления совершенные на ее территории; · изгнание преступника. Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне. а) Преступления против личности. Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало. Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему. Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости — изгнание. б) Преступления против собственности. За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11 кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание: · за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья* 150—200 пан, шудра подвергался телесному наказанию; · за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья*, 25 пан, шудра 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык. в) Преступления против семьи: · беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом); · встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию); · связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан); · неверность жены (виновная затравливалась собаками); · связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне). Наказания Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства. Основные виды наказаний: · тюремные заключения; · заковывание в кандалы; · разного вида телесные наказания; · денежные взыскания. Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия. Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы