Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра музейного дела и охраны памятников



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ

ВОСТОЧНО – СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

факультет культурного и природного достояния

Кафедра музейного дела и охраны памятников

 

ЭКОЛОГО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

 

Дипломная работа

 

по специальности Музейное дело и охрана памятников

специализация: музеевед – эколог

 

 

                                                             Исполнитель Корякина Е. В.

                                                             Научный руководитель__________

______________________________

                                               Допущен к защите:        

Зав. Кафедрой__________________

“______” _________________2001г.

 

Содержание

 

 

1. Введение_____________________________________________________ 2

2. Основная часть:

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников

1.1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.__________________________________________________ 10

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. 16

1.3. Деятельн6ость школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана.___________________________________________ 20

3. Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в школе.

2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе._ 27

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников._______________________________________ 32

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе._____________________________________________________ 38

4. Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе.

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков.______ 42

3.2. Природа на уроках литературы.______________________________ 48

3.3. Роль искусства музыки и хореографии и развитии нравственно - эстетического отношения школьников к природе________________________ 54

5. Заключение______________________________________________________ 59

6. Список литературы: ___________________________________________ 62

7. Приложения (1и2)______________________________________________66, 82

Введение

 

 

“Через красивое – к человечному

- такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский.

 

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21).

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека. Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно -–содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя” (48, 43). При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами.

Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно -–содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.

Известный ученых – психолог С. Л. Рубенштейн касается взаимообусловленности прекрасного и его отражения человеком: “… прекрасна природа, а не только переживания, восприятие человека. Это не ее собственное объективное свойство, но это качество, которое характеризует природу в определенной системе связей и отношений, той, в которую включен человек” (39, 352). При этом особенности взаимосвязи между отношением эстетическим и этическим предстают в следующем виде: эстетическое как утверждение существования объекта есть предпосылка этического как утверждения его значения для человека. И все же исходное – это “способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему” (39, 379).

Без развитой способности эстетически нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка не только с позиций избирательно – вкусового отношений, но так же и решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.

Проводившееся изучение эмоционально окрашенного отношения к природе у школьников младших и средних классов дало возможность выявить основу для активизации этого отношения, а так же условия препятствующие угасанию чувственно – эстетического интереса и эстетического видения природных объектов и явлений. Само содержание эстетического видения помимо отражения основных чувственных характеристик явления предполагает любование его материальными свойствами, эмоционально – эстетическое переживание выразительности и целостного явления, и конкретных деталей. В эстетическом видении в непосредственной форме выступают важнейшие особенности человеческой деятельности – предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая, эмоционально – оценочное отношение к явлению как выражение человеческого способа мировосприятия. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности. Формирование эстетического отношения базируется на способности эстетически оценивать многообразные формы материальных явлений, их чувственно воспринимаемые свойства.

А. И. Буров обращал внимание на то, что в отношениях человека к миру “субъективная сторона имеет не меньшее значение, чем объективная – наличие элементов красоты в самой действительности. Человек получил возможность освоить красоту действительности только тогда, когда он стал общественным существом” (5, 66 - 67). Эта субъективная сторона оказывается чрезвычайно важной в воспитании в школьном возрасте эстетического отношения к действительности, к природе. Она формируется во взаимоотношениях с другими людьми, в общении с искусством, в осмыслении жизненного опыта, в эмоциональных переживаниях.

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания человека, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно – логическое познание, обращенное в конечном счете снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования школьников. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития, на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на системе ценностных ориентаций.

Замечено, что при дефиците чувственно – природных впечатлений у городского школьника и при их избытке у сельского школьника формируется сходным образом неполноценное отношение к природе. В обоих случаях оно лишено эмоционально – личностной окраски и не несет отражения восприятия природы как значимой ценности, хотя причины его возникновения противоположны. Из этого следует вывод о необходимости специально организованного воспитательного воздействия в условиях ведущего вида деятельности школьников – учебного познания и в других видах и формах их деятельности.

Необходимо, чтобы собственным трудом, физическим или интеллектуально – духовным, были созданы человеческий вкус к природе, человеческое чувство природы, а значит и естественное чувство человека.

Рассматривая возможность воздействия на отношение детей к природе, следует особо заметить, что автоматически желаемое отношение обычно не формируется, так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды. Ведь эстетические оценки, эстетическое восприятие должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям, формам отдыха, путешествий, и даже учебному познанию природных явлений.

 Педагоги, методисты, направляющие познавательную и воспитательную деятельность школьников, должны обращаться к комплексным взаимосвязям, взаимодействиям человеческих проявлений отношения к природе, ее красоте и ценности, к отражению различных граней природы, формировать ее целостное постижение как сложного, многоэлементного объекта, в котором все закономерно сочетается и вовлечено в процессы жизни (это относится как к живой, так и к не живой природе), возможно только при постоянном акцентировании взаимосвязей различных форм отражения и оценки природы человека.

Обогащая запас сенсорно – гармонических впечатлений ребенка мы развиваем его оценочные способности и готовим к будущим контактам и будущему поведению в природе. Тем самым дается основа для становления ценностных ориентаций личности, ее нравственно – эстетической позиции.

В результате воздействия на формирование эстетических эмоций, суждений, на активизацию творческой деятельности эстетического характера у школьников по отношению к природе возникает перенос их эмоционально – положительного настроя и на другие виды деятельности, включающей природные объекты, - учебно – познавательную, трудовую. В этом процессе происходит и становление компонентов, существенных для экологической культуры, что подчеркивает значение эстетических мотивов в экологической деятельности личности.

Изучение опыта показывает, что, развивая эстетические отношения школьников можно формировать и их экологическую культуру.

Тема моей дипломной работы “эколого – эстетическое воспитание школьников”.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Цель дипломной работы – раскрыть сущность экологического воспитания школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в процессе обучения на уроках естественного и художественного циклов; в) с опорой на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной деятельности школьников, имеющей эстетическую и природоохранительную направленность.

Цель определяет постановку задач:

1. показать взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников.

2. Раскрыть эстетические свойства природы и учебно – воспитательный процесс в школе.

3. Рассказать об использовании разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе в школе.

Данная работа имеет следующую структуру:

Введение, основная часть, заключение, список литературы и приложения (1 и 2). Основная часть состоит из трех глав, которые в свою очередь подразделяются.

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников. Здесь рассказывается о теоретических аспектах экологического и эстетического воспитания школьников; о многообразии взаимосвязей экологического воспитания; о деятельности школьников как факторе развития эстетического отношения к природе и ее охране.

Глава II. Эстетические свойства природы и учебно – воспитательный процесс в школе. Здесь идет раскрытие эстетических свойств в учебно – воспитательном процессе; говорится о восприятии эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьника; и о важнейшем средстве воспитания эстетического отношения к природе – искусстве.

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе. Здесь рассказывается о развитии восприятия художественного пейзажа у подростков; о природе на уроках литературы; о роли искусства музыки и хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к природе.

В заключении дается обобщение всех глав.

Список литературы включает в себя 51 источник.

В конце дается приложение 1 и приложение 2.

В своей работе я говорю о необходимости чувства прекрасного, о формировании здоровых художественных вкусов, об умении правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно эстетики, изобразительного искусства, литературы, хореографии, музыки и пения. Я исхожу из необходимости рассматривать природу как объект высоко социальной, нравственно – эстетической, духовной и материальной ценности.

Все обозначенные аспекты данной работы нацелены на выполнение положений о формировании творческой, всесторонне развитой личности, задач воспитания бережного отношения к природе, к произведениям искусства, воспитания нового человека, достойного строителя и патриота своей земли.

 

Заключение

 

“Пойми живой язык природы, -

И скажешь ты: прекрасен мир”.

И. С. Никитин

 

Эстетически – выразительный идеал взаимоотношений природы и человека видится в том, чтобы облагораживать природу, помогая полнее раскрывать ее жизненные силы. Есть такое простое, известное всем выражение “Цветущий край”. Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их любовь к природе поистине творят чудеса.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования форм учебной и внеучебной деятельности школьников, направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями нашего общества. Целостное, всестороннее развитие личности школьника на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а также высокой активности в поведении, общественно полезном труде, творчестве. Все это имеет важное общественное значение как в будущей профессиональной деятельности выпускников школы.

Проблема формирования эстетического отношения к природе – лишь одна из сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. Но в ее решении соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы, как формирование научно – материалистического мировоззрения в учебном процессе, освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение богатств родной природы, овладение путями их приумножения, творческое преобразование природной среды, природных материалов, художественно – эстетическая деятельность, внесение посильного трудового участия в сохранение и поддержку природной среды. Общность позиций авторов монографий базируется на признании необходимой и актуальной задачи – развивать как важное качество личности современного школьника эстетическое отношение к природе у детей всех возрастов, в различных формах педагогически целесообразными средствами.

Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания учебно – познавательного процесса и освоения эстетических свойств познавательного материала, эстетическую направленность восприятия и освоения искусства, отражающего красоту и характерность природных явлений, а так же познание человеческих идеалов взаимоотношений с природой, значения многообразного духовно – практического преломления духовно – практического преломления собственных реальных контактов с природой и полученных впечатлений в последующих занятиях детей, в их творчестве. Все это – база формирования культуры отношений к природе как общественной ценности.

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.

Нужно более настойчиво проводить работу по охране природы. Одним из условий борьбы против “нарушений норм охраны природы” (К. У. Черненко) является работа по воспитанию глубоких духовных интересов, бережного отношения к сохранности природы, естественной гармонии и красоты у будущих работников народного хозяйства – сегодняшних школьников.

Нравственно – эстетическая окрашенность мотивов отношений к природе повышает ценность окружающей среды для личности, тем самым создавая прочные основы укрепления бережного, гуманного отношения к живой природе, ко всем природным элементам. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. При этом трудовое воспитание рассматривается как важнейший фактор формирования личности школьника.

Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей и форм воспитания многогранного ответственного отношения к природе.

 

 

Список литературы:

 

 

1. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М., 1981.

2. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников: из опыта работы сельских школ. М., 1978

3. Бакелова Н. Ф. Использование природного материала на уроках изобразительного искусства и труда // Нач. школа. – 1996. - №4. – С.24 – 30.

4. Буров А. И. О природе объективности красоты. – Вопросы литературы, 1969. - № 3.

5. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1975

6. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. – С. 126 – 128.

7. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения географии. М., 1976

8. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М., 1978

9. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. – М., 1984. – 102с.

10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1996. – 480с.

11. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010 “Воспитание в дошкольных учереждениях” и №2002 “Дошкольное воспитание” / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина – М.: Просвещения, 1978. – 416с.

12. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. Ч 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду // Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – 2-е изд; испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256с.

13. Забаро – Просолова Е. Л. Красота науки физики и ее значение в эстетическом воспитании учащихся. – В кн.: Наука и эстетическое воспитание. М., 1972.

14. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суровегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М., 1977.

15.  Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 140с.

16. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М., 1981.

17. Карташова И. Экологическое образование – веление времени // Вуз. вести. – 1998. - №9. – С. 7.

18. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.

19. Крутецкий В. А. Психология. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.

20. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.: Основы эстетического воспитания. М., 1975.

21. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская педагогика, 1980. - №7.

22. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.

23. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание // Высш. Образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 – 43.

24. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: Асар, 1997. – 128с., ил.

25. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: Асар, 1999. – 128с., ил.

26. Об экологическом образовании. Обзоры // Вестник высш. школы. – 1990. - №9. – С. 47 – 55.

27. Основы эстетики и искусствознания. Факултатив. курс. Пособие для учителей / И. Л. Любинский, В. В. Неверов, В. К. Скатерщиков и др., Под ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 302с.

28. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно – практического освоения природы. Л., 1980.

29. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2009 “Муз. воспитание” / Л. Р. Болотина, С.П. Баранов, Л. Г. Симушина и др., Под ред. Л. Р. Болотиной и др. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.

30. Плахов И. А. Спаси и сохрани …// Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 36 – 41.

31. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М., 1982.

32. Природа и поэзия // Вестник АсЭкО. – 1995. – Вып. 3. – С. 39.

33. Природа и функции эстетического. М., 1968.

34. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.VI. М., 1957.

35. Программы общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. М., 1981.

36. Программы восьмилетней школы: Музыка. М., 1981.

37. Романова Э. Экологическое воспитание – проблема нравственная // Нар. образование. – 1986. - №5. – С. 57 – 59.

38. Рожкова М. В. Природа в красках // Играя, обучаемся. – 1999. – Вып. 2. – С. 79 – 83.

39. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1976.

40. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания. – В кн.: Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных конципций. М., 1987.

41. Сборник материалов к программе эстетического воспитания школьников. М., 1979.

42. Талиев В. И. Охраняйте природу! // Этика – эстетический подход в охране дикой природы в заповедном деле. – 1997. – Вып. 15. – С. 9 – 20.

43. Фазин А. В. воспитание красотой. – М., 1980. – 138с.

44. Цветкова И. В. Экология Для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов., В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.

45. Шаргаев М. А. – Экологическая этика и культура. – Улан – Удэ: Бурят. кн. изд.-во, 1993. – 25с.

46. Экология, культура, образование. Материалы к конференции / Редкол. Н. М. Мамедов и др. – М.: Б. к., 1989. – 242с.

47. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.

48. Экспериментальная программа по музыке для общеобразовательных школ: (с I по X класс). М., 1976.

49. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 101с.

50. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.

51. Южакова Т. П. Воспитание любви к природе на уроках изобразительного искусства // Нач. школа. – 1996. - №5. – С. 19 – 25.

 

приложение 1

“Созерцание чуда”

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

На зеленых ветвях,  

На душистых кистях

Мое бедное счастье живет.

М. Бекетова.

(Исп. песня " Сирень — чере­муха". Сл. А. Сафронова. Муз Ю. Милютина)

Окно открыла девушка на стук.

Качнулась к парню легче лег­кой песни

И тонкими кистями нежных рук

Взяла его лицо с сиренью вме­сте.

 

Второй ведущий.

Есть еще одно волшебное де­рево. (Исп. песня " Рябиновые бусы". Сл. А. Молодова и А. Жел­того. Муз. Арк. Укупника).

На протяжении ряда веков ря­бина считалась " сорной" поро­дой, ее вырубали за ненадобно­стью. Сейчас отношение к дере­ву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу и лесу и человеку. Знаете вы легенду о происхождении названия этого дерева? Жили как-то муж с же­ной, было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя имела не ласковое, звали ее Восьмухой. Была она злой, зави­стливой. Зато меньшего сына ро­дители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, привет­ливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погу­бить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябин­кой.

В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентяб­ря, — время созревания рябино­вых ягод. Кроме того, рябина — символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда ста­рались посадить рябину. Даже посидеть в тени рябины счита­лось полезным. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении ряби­на — это тонкая и нежная де­вушка.

Мне даже страшно —

Так она тонка,

Так высока,

При каждом резком звуке

Дрожит, —

И от любого ветерка

Все гнется

И заламывает руки.

(Исп. русская народная песня " Тонкая рябина". Сл. И. Сурико­ва.)

Рябина — постоянная спут­ница девичьих печалей. Под ря­биной встречались и расставались, у рябины просили совета. (Исп. песня " Уральская ряби­нушка". Сл. М. Пилипенко. Муз. Е. Родыгина).

В народной медицине плоды рябины употребляли для укреп­ления желудка, как мочегонное и кровоостанавливающее сред­ство; благодаря высокому содер­жанию витаминов варят из пло­дов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Корой рябины лечат заболева­ние печени. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инс­трументов.

Первый ведущий.

Богата природа нашей страны.

Вы любите цветы? Каждый цве­ток — как упавшая с неба звез­да. Например, ландыши. Помни­те А. Фета:

О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

* * *

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем исходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слег­ка кружащим голову, до боли в сердце, до " бешеного обожа­ния", любил П. Чайковский. Во Флоренции, оглушенный не­истовым запахом магнолий и буйствующих роз. Петр Ильич так затосковал, что обратился к поэзии:

В чем тайна чар таких? —

Не знаю. Но меня твое благо­уханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая " Снегурочку" А. Остро­вского, нельзя не заметить изу­мительные строчки:

Полна чудес могучая приро­да!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бро­сит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склоненный лан­дыш...

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полю­била юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали сле­зинки царевны, выросли ланды­ши — символ чистоты, любви и грусти.

(Исп. песня " Ландыши". Сл. О. Фадеевой. Муз. О. Фельцмана.)

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он — спаси­тель человеческих жизней. Пре­параты ландыша майского при­меняются для лечения сердеч­но-сосудистой системы. Но использовать препарат без на­значения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки лан­дыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить, напри­мер, ландыши с сиренью или фи­алкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погиб­нут. Эссенция натурального ландыша используется в парфю­мерной промышленности для из­готовления духов.

Сейчас ландыш числится в списке растений, которым гро­зит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как:

Веселых ландышей жемчужи­ны

Под каждым кустиком горят.

 

Второй ведущий.

Как великолепен июньский луг! Он сияет свежестью кра­сок.

(Исп. песня " Полевые цветы". Сл. А. Ковалева. Муз. Р. Паулса.)

Когда идешь ты на свидание,

То выбирай короче путь.

Своей любимой в знак внима­ния

Цветов нарвать ты не забудь.

Пускай они не будут розами,

Пускай они росли в лугах,

Дождями пахнут, пахнут гро­зами,

Цветы свежи в твоих руках.

Твои сомнения развеются,

Когда подаришь ей букет

И можешь ты вполне надеять­ся

На положительный ответ

(Исп. песня " Букет". С. Н. Рубцова. Муз. А. Барыкина.).

Волшебными узорами распи­сан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля за­жгутся нежно-голубые или си­ние васильки.

Васильки, васильки средь ря­дов пожелтевшего хлеба.

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

(Исп. песня " Ромашки спрята­лись". Сл. И. Шаферана. Муз. Е. Птичкина)

Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они в давние времена служили зонтиками для маленьких степных гноми­ков. А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, — это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает самое сокровенное. А тайн у ромашки ве­ликое множество.

Девчонка гадает у реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки,

летят лепестки:

Любит —не любит — любит.

Ты правду всю знаешь,

цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За все отвечаешь своей голо­вой:

Любит — не любит — любит.

Известна ромашка своими це­лебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.

Народные лекари говорят: “У кого в горле болит, возьми стакан снятого молока, стакан воды и по одной щепотке ромашки, лилово­го цвета и бузины — смешай все вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как пар­ное молоко и пей вместо чая”.

Известно, что волосы, промы­тые в ромашковом отваре, приоб­ретают красивый золотистый от­тенок. А кто часто умывается ее крепким отваром, у того кожа ли­ца становится бархатной и неж­ной.

В парфюмерии ромашка при­меняется для производства ду­хов, одеколонов, мыла и т. д. Ро­машку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съест­ные припасы, потому что запаха цветов боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за медоносность. Ромашка— любимый цве­ток для венков и советчик деву­шек в сердечных делах при во­рожбе.

(Исп. песня " Ой, ромашка, бе­лый цвет". Сл. И. Лашкова. Муз. А. Аверкина.)

Второй ведущий.

Вспомните стихи О. Антропо­ва:

Ой, в саду, саду зеленом

Розу поливала.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.157 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь