Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сказка М. Гаршина «Лягушка-путешественница»



 

Задачи. Расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские. Учить детей осмысливать содержа­ние сказки, характеры персонажей.

Инициировать творческую активность детей при передаче сказоч­ных образов в двигательных этюдах. Развивать воображение: умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки.

Предварительная работа. Первая часть сказки читается детям на­кануне. До слов: «Вечером вся компания остановилась в болоте, с за­рею утки с лягушкой снова пустились в путь...»

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о прочитан­ной недавно народной сказке «Сивка-бурка», спрашивает, кто ее напи­сал. Напоминает детям, что народные сказки сочинялись людьми еще когда книг не было, да и писать люди еще не умели. Поэтому они запо­минали сказки, а потом пересказывали их другим, часто добавляя в нее новые слова и события.

Говорит детям, что, кроме народных сказок, есть и такие, которые придумывают писатели, авторы. И называются они — авторские сказки. Говорит, что авторские сказки очень похожи на народные: имеют сказочные зачины и окончания, часто — трехкратные повто­рения событий, в них животные действуют, как люди, могут оживать

166

 

деревья, цветы, камни. Это и не удивительно, ведь часто писатели-сказочники дописывали народную сказку, используя яркие описа­ния, сравнения. И от этого сказка становилась еще интереснее и кра­сивее.

Предлагает послушать окончания сказки.

Беседа по содержанию:

— Почему лягушка захотела полететь вместе с утками?

— Как утки отнеслись к ее желанию?

— Какой способ путешествия придумала лягушка?

— Как чувствовала себя лягушка в полете?

— Смогла ли лягушка попасть на юг? Почему?

— Чем заканчивается сказка?

Этюды на передачу образов: воспитатель предлагает детям «превра­титься» в лягушек и показать жестами и мимикой, как лягушка сидела на болоте, как радовалась моросящему дождику и квакала от удоволь­ствия.

А затем показать, как прохожие удивлялись, увидев летящую ля­гушку. А потом, как лягушка-путешественница хвасталась другим ме­стным лягушкам о своем путешествии, и другие понравившиеся эпи­зоды.

Педагог предлагает детям пофантазировать:

— А как еще лягушка могла бы полететь на юг? (На воздушном шарике, прицепившись за хвост птицы, на облаке и пр.)

— Что могла увидеть лягушка внизу, на земле, когда она летела вме­сте с утками?

— Как по-другому могла бы закончиться эта история?

Обобщение воспитателя:

— Как называется сказка, которую мы сегодня читали?

— Была ли эта сказка народной? Почему? Кто ее автор? (В случае
затруднения воспитатель называет автора сам.)

РИСОВАНИЕ

«Чудесные превращения кляксы» («кляксография»)

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и быто­выми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необыч­ных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи.

167

 

Материалы, инструменты, оборудование. Краски — акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, кисточ­ки-флейцы, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение «О том, кто получился из кляксы» (Д. Чиарди, перев. Р. Сефа).

Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса? Уточняет пред­ставление о том, что это пятно неопределенной формы, которое полу­чается, если нечаянно разлить цветную жидкость — краску или тушь. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.

— Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы, а потомпревратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу? Воспитатель обобщает ответы детей и показывает несколько
способов:

— ставит отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги;

— штампует срезом свеклы, которая оставляет следы своего сока;

— рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой-флейца, зубной щеткой;

— наносит на лист бумаги немного цветной жидкости (туши) и раз­дувает ее из трубочки или соломинки в разные стороны.

Затем предлагает детям самим изобразить разные кляксы — на от­дельных листочках разными способами. Дети свободно эксперименти­руют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе — неопределен­ность, неожиданность, необычность формы.

После того как дети освоят несколько способов и создадут по три—пять клякс, воспитатель предлагает «оживить» кляксы — пре­вратить их в живые существа или предметы. Советует внимательно рассмотреть кляксы, поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на нее посмотреть так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать клювик и лап­ки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного зайчон­ка — сидит под кустиком, дрожит, вот только еще одно ухо нарисую. А в кого превратятся ваши кляксы? Воспитатель тихо, на уш­ко спрашивает у каждого ребенка о его замыслах и ассоциациях, не­решительным детям помогает сове­тами или косвенными вопросами.

В конце занятия устраивается об­щая выставка «живых» клякс.

 

 

168

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь