Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лб 5. Виды коммуникации в зависимости от используемых знаковых систем, форм и средств.



Лб 5. Виды коммуникации в зависимости от используемых знаковых систем, форм и средств.

Вопрос. Вербальные и визуальные коммуникации как основные формы.

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации.

Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Визуальные коммуникации — коммуникации (передача информации) по средствам визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики...) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия...) с другой.

В бытовом, вульгарном значении визуальная коммуникация может быть определена как — то — что я вижу. Однако сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно развита и усложнена и на уровне языка и на уровне восприятия за счет активного развития визуального искусства и электронных и цифровых технологий.

Визуальные коммуникации в ХХ веке осуществили мощную экспансию во все сферы культуры и закрепили в операционном поле такие понятия как — визуальный текст, визуальный язык, визуальная культура. Визуальные коммуникации — одна из базовых составляющих современных масс-медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, а также трансформируя и переводя, в свою очередь, любую информацию в визуальный язык (имиджи и пресс-портреты, фото с места событий и телевизионная картинка в режиме реального времени...).

Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и (особенно в рекламе) приобретают ярковыраженный манипулятивный характер — то — что я хочу показать.

К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.

Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено - для того он и предназначен. Именно вербальным коммуникациям в сфере инновационного менеджмента, а также языку как основному их средству, как раз и посвящена эта книга.

2 вопрос . Устная и письменная речь как средство вербальной коммуникации, их особенности.

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь

Письменная речь представляет собой такой вид внешней речи, когда слова находят графическое закрепление. Её можно заранее обдумать и исправить. Она характеризуется некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает книжная лексика, сложноподчиненные предложения, строгое соблюдение языковых норм, отсутствуют внеязыковые элементы.

Отличительные особенности.

Отличие устной речи от письменной

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

Разница между письменной и устой речью заключаются также и в том, что то, что говорят и произносят, является недолговечным, остаётся я в памяти лишь частично, а написанное может долго сохранять, о чём сказано и в пословицах: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «Что написано пером – не вырубишь топором».

Вопрос. Отличительные черты вербальной от невербальной коммуникации.

Вербальная коммуникация состоит из устных и письменных контактов с передачей различного рода данных. Невербальная коммуникация, в свою очередь, подразумевает передачу данных без применения языка слов, речи устного либо письменного характера. В таком случае индивид получает информацию с помощью своего зрения, подмечая такие характерные элементы поведения, как, например, лицевая экспрессия, позы человека, его мимика и жесты, внешний вид в общем. Невербальная коммуникация значительно дополняет, демонстрирует либо подчеркивает то, что человек произносит. В некоторых случаях невербальные сигналы и устная речь несколько противоречат друг другу. В таком случае человек, как правило, склонен больше доверять собственным глазам, нежели ушам. Получается, что невербальная коммуникация иногда даже превосходит по собственной результативности вербальную.

Отличия вербальной и невербальной коммуникации

Если говорить об отличиях двух типов коммуникации, то, как правило, говорят о следующем:

Вербальная коммуникация является осознаваемой, а невербальные сигналы считаются намного более автоматическими и неосознаваемыми индивидом. Сам индивид редко специально планирует собственные жесты и телодвижения во время какой-то беседы, но, как правило, продумывает то, что планирует произнести либо написать.

Невербальная коммуникация не в каждом случае оказывается абсолютно ясной и определяемой точными правилами, как во время вербальной коммуникации. Когда ваш сотрудник смотрит на свои часы, что это может значить? Надоело ли ему общение с вами либо у него просто предполагается встреча с другим индивидом?

Вопрос. Язык тела. Особенности информации, передаваемой различными невербальными средствами. Жесты и их типы.

Невербальная коммуникация осуществляет­ся с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика.

Виды жестов

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты

Наше вещание очень часто бывает эмоциональным. Волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие различные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь подобное.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказы: «Откройте то окно», «Эту книгу не бери, возьми вот эту», если они произносятся без жестов? Ответ будет один: «Нельзя! ». В таких случаях требуется указательный жест. С помощью этого жеста говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там), подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного). Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указывать.

Изобразительные жесты

Давайте проведем эксперимент. Спросите того, кто находится рядом с вами или близко от вас: «Что представляею из себя винтовая лестница и рябь на воде? ». В ответ услышите: «Это лестница (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь это … (волнообразное движение рукой по горизонтали)».

Изобразительные жесты применяются в случаях:

• если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

• если одних слов недостаточно по каким причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

• если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя язык слов подменять жестами.

Символические жесты

Безусловно, вы бывали в театре, на концерте, смотрели выступления актеров на телевидении. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с аудиторией. Наиболее употребляемый жест — поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует чистосердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другой пример. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда его называют, встает, поворачивается лицом к залу, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками, третий кланяется, четвертый приветливо машет рукой.

Каждый жест, который человек использует при невербальном общении, имеет свою интерпретацию.

Открытые жесты

В этой группе жестов можно выделить следующие:

— Раскрытие рук ладонями вверх — жест искренности и открытости. Он может сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину;

— Пиджак, который расстегивают, — так делают люди открытые и дружественные к вам. Например, отмечено, что когда деловые переговоры успешны, наблюдается такая жестовая группа: сидящие участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты

К этой группе относим жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации:

— Руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения.

Жесты оценки

Эти жесты имеют отношение к задушевности и мечтательности:

— Жест «рука на щеке» означает, что человек погружен в размышления;

— Жест критической оценки (рука возведена в лицо, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные — ниже рта) означает, что человек слегка скептически относится к тому, что происходит в данный момент (позиция «подождем-посмотрим»);

— Наклонена голова указывает на заинтересованность, внимание. Поэтому можно оценивать, насколько хорошо воспринимается то, что вы говорите;

— Почесывание подбородка выражает занятость процессом принятия решения (позиция типа «хорошо, давайте подумаем»);

— Манипулирование очками (протирает стекло, берет в рот дужку очков и проч.) Имеет место в случаях, когда собеседнику нужно время для обдумывания перед тем, как сделать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос («пауза для размышления»);

— Хождение сигнализирует о процессе решении сложной проблемы. С тем, кто ходит, не стоит начинать разговор: это может нарушить ход его мыслей и помешать сделке;

— Пощипывание переносицы (обычно сочетается с закрытием глаз) говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлений.

Темп

Темп — это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться. Кроме того, темпом называют длительность произнесения речевых отрезков. В этом случае темп можно измерять средней длительностью речевых элементов — чаще всего средней длительностью слога. Темп может зависеть от длины речевой единицы.

Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длительность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговорной речи соответствует темп 5—6 слогов в секунду.

В высказывании темп выполняет следующие функции. 1) Служит средством оформления интонационной цельности высказывания. К концу высказывания темп речи замедляется. 2) Является средством противопоставления важного — неважного в высказывании. Речевые отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важную в смысловом отношении информацию, произносятся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие второстепенную информацию (например, вводные слова и предложения, некоторые уточняющие и пояснительные обороты), произносятся в ускоренном темпе [Светозарова, 1990].

В целом темп речи характеризует:

1) индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки;

2) социальный статус говорящего (например, ускоренный темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения);

3) эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.).

4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп его речи замедляется);

5) ситуацию общения (спешка, необходимость тянуть время и т.п.);

6) диалектные особенности речи говорящего;

7) степень владения языком, на котором человек говорит;

8) сложность предмета, о котором идет речь, для понимания говорящего.

Пауза

Необходимым компонентом интонации является пауза. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может быть действительной — в тех случаях, когда звучание речи действительно прекращается и на какое-то время наступает тишина. Но она может быть и психологической — в тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва в звучании, а в действительности этого перерыва нет (это несовпадение выявляется при аппаратных исследованиях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асемантические.

 

Семантические паузы связаны со смысловой стороной высказывания и выполняют следующие функции:

1) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части (синтагматические паузы; Л.В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмоциональное воздействие на слушающего (такие паузы называются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться как перед этим словом, так и после него (усилительные паузы).

Асемантические паузы не связаны со смысловой стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные и физиологические паузы. Они появляются в следующих случаях:

1) ритмические — отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы;

2) артикуляционные паузы — возникают при произнесении некоторых звукосочетаний;

3) ситуативные — способствуют замедлению речи в таких ситуациях, когда это необходимо говорящему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слушателям время записать произнесенный текст);

4) физиологические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы.

Станиславский считал паузы очень важным средством воздействия на слушателя — особенно синтагматические (которые он называл «логическими») и эмотивные (которые он называл «психологическими»).

Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчеркивал: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из разных ее козырей» [Станиславский, 1938].

Лб 5. Виды коммуникации в зависимости от используемых знаковых систем, форм и средств.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь