Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ядро культуры – этничность (эволюционизм). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Признаки этничности: þ Самоназвание этноса (этноним); þ Этнокультурные особенности (язык, религия, обычаи, искусство, фольклор, моральные нормы); þ Внешность (антропофизические признаки и склад ума). Этническая принадлежность людей не может быть сведена к объективным признакам этносов – физическим различиям, территории, языку, религии или другим фиксируемым чертам. Этническую идентичность составляют как рациональные, так и иррациональные компоненты. (Ф. Барт, М. Мид и др.) Функции этнической общности: þ Ориентировать человека в окружающем миреð ð Обеспечивая его необходимой информацией; þ Задавать общие жизненные ценности; þ Обеспечивать физическую и социальную защиту всем членам общности.
Этничность – совокупность специфических культурных признаков и генеалогических факторов, отличающих одну этническую группу от другой, осознаваемых и принимаемых всеми представителями данной группы. (– результат взаимодействия личности и этнической общности) Аспекты этнической общности: Q Этничность в определённой мере навязана (человек не выбирает, в какой этнической группе родиться); Q Этничность требует от человека полной тождественности со своей этнической группой и является результатом выбора и волевых усилий по поддержанию им своей идентичности. Q Содержание этничности определяется положением этнической группы в обществе. Этническая идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу. Этническая идентичность приобретается не самопроизвольно, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Типы этнической идентичности: 1) Адекватная идентичность – образ своего народа воспринимается как положительный. 2) Этноцентрическая идентичность – акцентирование личности на собственную этничность, её безусловное неоднократное предпочтение. Противопоставление своего этноса всем остальным. 3) Этнодоминирующая идентичность - это тип идентичность, при котором этничность является наиболее предпочтительной перед другими формами идентичности. Этническая принадлежность воспринимается как, безусловно доминирующая ценность. 4) Этнический фанатизм 5) Этническая индифферентность – человек практически равнодушен к проблеме собственной этничности. 6) Этнонигилизм – отрицание этничности, этнических и этнокультурных ценностей. Обычно проявляется в форме космополитизма (гражданин, Мира, планеты Земля). 7) Амбивалентная этничность – слабовыраженная этническая идентичность.
3 типа оснований этнической идентичности: 1) Порождающие механизмы – социальный статус народа в стране и в Мире. 2) Признаки общности в этнической идентификации – это этнические нравы, из совокупности которых формируется национальный характер (активность – инертность, ответственность, выносливость и т. д.) 3) Средства (условия) этнической идентичности – национальный язык и территория.
Этническая самоидентификация – сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности.
Факторы этнической самоидентификации – родители, язык и этническое самосознание.
3 уровня психологической структуры этноса: 1) Эгоцентрический 2) Группоцентрический 3) Универсально-гуманистический – человек, независимо от принадлежности к той или иной группы, становится достойным уважения. Человеческие условия и для своих и для чужих. Этническое сознание – возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Этническое самосознание – это осознание членами этноса своего группового единства. Этнос – это социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта и безопасности в рамках культурно однородных обществ. ТИШКОВ. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме). Ю. В. Бромлей.
Билет №5. Теории этноса в западной и российской науке. Примордиализм. (приверженец Бромлей) Этничность присуща человеку с самого рождения; Этничность нельзя создать искусственно или навязать её Явны признаки, по которым можно определить принадлежность к этносу. 2) Конструктивизм. (Приверженец Тишков) Абстрактное понимание этноса. Этнос – искусственное образование, результат целенаправленной деятельности людей. Этничность и этнос – не данность. Этнические маркеры формируются на разной основе (религия, язык, физический облик). Народ – это группа людей, имеющих общее название и общие элементы культуры.
3) Инструментализм. (Приверженцы: Н. Н. Чебоксаров; С. А. Арутюнов) Этничность – инструмент в борьбе за благосостояние (один этнос выживает другой) Любая активность этнических групп – целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии.
Пассионарная теория этноса Л. Н. Гумелёва. История человечества = история антропосферы; Этнос – географическое явление – общность людей, связанных взаимным тяготением, симпатией (принцип комплиментарности на основе энергетического обмена); Человек преобразует ландшафт по мере своего развития; Причина гибели этноса – экологическая катастрофа (пустыни Египта и Месопотамии)
1)Несколько раз в тысячелетие земля подвергается неизвестному излучению. 2)Вызванные им мутации способствуют появлению у некоторых людей повышенной тяги к действию - пассионарности. 3)Собираясь вместе, пассионарии добиваются общих целей, образуют единые стереотипы поведения, единое самосознание – образуют новый этнос. Системный подход: весь мир – совокупность множества систем (открытые/закрытые; жёсткие/дискретные) Этнос – закрытая, дискретная система. У людей есть биополе (симпатии, антипатии)ð у этносов пассионарное поле ð накладываются ритмы ð контакт двух этносовð если фазы колебаний совпадают, то плодотворное взаимодействие/ассимиляция если нет, то гибель одного или нескольких этносов. Дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея. Этнос (этническая общность) – особый исторически возникший тип социальной группы, особая форма коллективного существования людей, складывающаяся и развивающаяся естественноисторическим путём. Этникос (этнос в узком смысле) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме). Этносоциальный организм (ЭСО) – это ядро этноса, проживающего в условиях того или иного социума. (термин устанавливает связь этноса с исторической стадией его развития) Попытка объяснить некоторые этнические явления: Класс ≠ Этническая общность; Этнос ⊅ Раса 6) Информационная теория этноса. (Н. Н. Чебоксаров; С. А. Арутюнов) Функция этноса, как стабилизатора соционормативной информации, базирующейся на ограниченности личностных информационных возможностей, делает этнос важнейшим элементом социальной культуры современного общества.
Большой поток информации ð Картина мира(своя у каждого этноса) ð Разнообразие этносов Стремление человека к стабильности, упорядоченности.
Теория Широкогорова. Этнология (с точки зрения С.М. Широкогорова) – наука, стоящая в центре изучения человека, охватывающая все его существование в том виде, в каком оно проявляется в реальной жизни, где нет искусственного разделения между физическими условиями существования этноса и комплексом его культурных элементов, хотя это и разные виды биологической адаптации.
Этнос – группа людей, говорящих на одном языке, объединенных верой в общее происхождение и обладающих определенным культурным комплексом, отличным от других групп населения. Как живой организм, этнос проходит периоды роста, рассвета и упадка. Билет №6. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы