Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Морской волк с поэтически-нежной душой



Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости»

                                                                                                               А.И. Куприн

 

       Куприн Александр Иванович родился 7 сентября (26 августа) в г. Наровчат Пензенской губернии. Самое раннее детство будущий писатель провел в Наровчате, сохранился Покровский собор, в котором его крестили. После смерти отца семья переехала в Москву. В родной город Куприн больше никогда не возвращался, но он навсегда сохранил к нему любовь и привязанность, упоминая во многих произведениях. О Наровчате, который «стоит, забытый богом и людьми, ежегодно выгорая среди плоской, безводной и пыльной равнины» говорит главный герой рассказа «Храбрые беглецы», для которого «…Наровчат был богатым людным городом, вроде Москвы, но несколько красивее, а вокруг шумели дремучие леса, расстилались непроходимые болота, текли широкие и быстрые реки». О родной Пензе вспоминает и герой романа «Юнкера».

    Автобиографические эпизоды включены и в рассказ «Леночка», они навеяны воспоминаниями о пребывание будущего писателя в гостях у своего товарища А.Н. Владимирова летом 1886 года в селе Жмакино и знакомством в 1901 году с прототипом будущей героини рассказа С.Н. Владимировой в селе Пановка (сейчас оба села Колышлейского района). Своей родине А.И. Куприн посвятил рассказ «Царев гость из Наровчата». О Пензе и Наровчате говорится в повести «Поединок», рассказах «Ольга Сур», «Дочь великого Барнума», «Тапер» и других.

В 1981 году в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей

Опять сентябрь. Купринский вечер.

Вновь ожил древний Наровчат.

Цветы у памятника. Речи

Проникновенные звучат.

С березы листья облетают

И кружат, кружат не спеша…

И где-то среди нас витает

Его бессмертная душа.

                                  В. А. Поляков

      В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя К.А. Куприна (1908—1981). Экспозиции музея располагаются в двух зданиях. В доме Шлыковых, восстановленном в 1970-х годах на фундаменте сгоревшего дома, принадлежавшего родителям писателя, располагается литературно-бытовая экспозиция «Жизнь и творчество А.И. Куприна». В 1990 году в приспособленном под музейные нужды здании открылся выставочный зал с экспозицией «Новые поступления в куприновскую коллекцию». В куприновскую коллекцию входят мемории, подаренные дочерью писателя: архив Куприных периода эмиграции (два автографа А.И. Куприна, письма жены писателя, письма и документы К.А. Куприной), бытовые вещи писателя (обручальное кольцо, кофеварка, фляжка и другие), книги из его библиотеки. Коллекция содержит также прижизненные издания произведений писателя, оригиналы иллюстраций к ним, кино- и фотоматериалы, запечатлевшие рассказы дочери А.И. Куприна об отце.

*****************************************************************

Пионер исторического романа

      Лажечников Иван Иванович родился 14 сентября 1790 года в Коломне в богатой купеческой семье. Его отца отличала тяга к просвещению, усиленная и направленная случаем, который свел молодого купца с крупнейшим деятелем русской культуры XVIII века, просветителем Н.И.Новиковым. Новикову, по рекомендации которого к мальчику пригласили истинно образованного француза-гувернера, будущий романист обязан был прекрасным воспитанием, полученным им в отчем доме. Рано пристрастившись к чтению, Лажечников знакомится сначала с русской, затем с французской и немецкой литературой, а вскоре и пробует собственные силы на поприще словесности. С 1807 года его сочинения появляются то в «Вестнике Европы» М.Т.Каченовского, то в «Русском вестнике» С.Н.Глинки, то в «Аглае» П.И.Шаликова.

      Увлеченный патриотическим порывом, юноша в 1812 году тайно бежал из родительского дома и вступил в русскую армию. В 1819 году Лажечников вышел в отставку, а через год начал службу по министерству народного просвещения. В 1820 году он получил место директора училищ Пензенской губернии, где занимался реорганизацией губернской гимназии и созданием уездных училищ. Это было его первое место службы по учебному ведомству. По делам службы Лажечников часто посещал Нижний Ломов, Чембар и другие города. В 1823 году, ревизуя Чембарское училище, отметил и запомнил юного В.Г. Белинского, за творчеством которого внимательно следил впоследствии.

   В 1823 году И.И. Лажечников был перемещен в Казань, где стал директором гимназии, а затем директором народных училищ губернии. Осенью 1827 года, уволившись со службы по Казанскому учебному округу, жил в Москве и Санкт-Петербурге, находился на государственной службе, занимался литературным творчеством. В воспоминаниях «Заметки для биографии Белинского» (1859) и «Как я знал М.Л. Магницкого» (1866) говорится о пребывании в Пензе и губернии.

    И.И.Лажечников в русской литературе явился одним из пионеров исторического романа. Его перу принадлежат «Последний Новак, или завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого» (Москва, 1833), «Ледяной дом» (Москва, 1835), «Басурман» (Москва, 1838).

 

******************************************************************

Юный гений

О, Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалмом певучим.

                                                         К. Д. Бальмонт

     Лермонтов Михаил Юрьевич — великий русский поэт. Автор знаменитых стихотворений «Смерть поэта» (где впервые после декабрьской катастрофы прозвучал голос общественного протеста), «Бородино» (где впервые в русской литературе историческое событие увидено глазами простого солдата), романтической драмы «Маскарад» (о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России), первого в русской литературе социально-психологического и философского романа «Герой нашего времени», самой загадочной поэмы «Демон» — выдающегося явления не только русской, но и мировой поэзии, эпической «Песни… про купца Калашникова», автор нежных лирических стихотворений…

   13 лет — ровно половину своей земной жизни — М. Ю. Лермонтов провел в родовом поместье своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы с полным правом можно назвать краем лермонтовского детства.

«..и вижу я себя ребенком; кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей»

    Родился М.Ю. Лермонтов 3 октября 1814 года в Москве. В возрасте «полугоду» родители привезли его в Тарханы, имение бабушки Е.А. Арсеньевой. Когда Лермонтову было 2 года и 4 месяца, умерла его мать. С этого времени начинается распря между его бабушкой и отцом.

      Елизавета Алексеевна, женщина «деспотического, непреклонного характера, привыкшая повелевать», во что бы то ни стало, хотела оставить внука при себе. Юрий Петрович Лермонтов, будучи небогат, скрепя сердце вынужден был уступить теще. По свидетельству современника, «в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука». В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование. Обучаться наукам Лермонтов начал лет с семи — восьми. Чтобы он охотнее учился и не скучал без сверстников, Е.А. Арсеньева пригласила в дом детей родственников и некоторых соседей. В разное время в Тарханах жили и учились: двоюродный брат Лермонтова Михаил Пожогин-Отрашкевич, троюродный брат Аким Шан-Гирей, дальние родственники два брата Юрьевы, дети чембарских помещиков братья Максютовы и Николай Давыдов.

     М.А. Пожогин-Отрашкевич рассказывал: «Лермонтов в ту пору был ребенком слабого здоровья, что, впрочем, не мешало ему быть бойким, резвым и шаловливым. Учился он < …> прилежно, имел особую способность и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки. В нем обнаруживался нрав добрый, чувствительный, с товарищами детства был общителен и услужлив, но вместе с этими качествами в нем особенно выказывалась настойчивость».

     Несмотря на то, что уроки музыки Лермонтову не нравились, музыку он любил, играл на скрипке, фортепиано и флейте, и Аким Шан-Гирей указывал, что он «занимался часто музыкой». Сам Лермонтов в шестнадцать лет писал: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха».

     А.П. Шан-Гирей подчеркивал, что «вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины. В Тарханах Лермонтов создал свой кукольный театр, кукол для которого тоже лепил из восков, и сочинял для него пьески на сюжеты из произведений французского писателя Беркена.

    Занятия, развивающие художественные способности, чередовались с уроками по изучению основ наук и иностранных языков. Уже в Тарханах десятилетний Лермонтов прекрасно знал французский и немецкий. Немецкий язык Лермонтов знал благодаря своей бонне Христине Ремер. С раннего детства воображение Миши было наполнено романтическими образами западной словесности, завезенными в Тарханы бонной-немкой. “Когда я еще был мал, — вспоминал Лермонтов, — я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились вокруг нее: будто рыцари, сопровождающие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства”. Детские впечатления отразились в драме “Испанцы”:

Взгляни на тихую луну! …
… подобная Армиде
Под дымкою сребристой мглы ночной,
Она идет в волшебный замок свой.
Вокруг нее и следом тучки
Теснятся, будто рыцари-вожди,
Горящие любовью…

    Свое обучение Михаил Юрьевич продолжил в Московском благородном пансионе. Именно к этому времени относится начало его творческой деятельности. Отправив внука в большую жизнь, Елизавета Алексеевна продолжала о нем заботиться. Она обеспечивала его материально, давая ему возможность вести образ жизни, подобающий блестящему гвардей­скому офицеру, была в курсе и его литератур­ных дел. Прочтя очередное сочинение внука, сообщала ему: «Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные, а всего лучше меня утешило, что тут нет нонешной модной неистовой любви, и невестка сказывала, что Афанасию очень понравились стихи твои и очень их хвалил… Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия? Уведомь, а коли можно – перешли через почту. Все, что до тебя касается, я неравнодушна…».

     Вновь Михаил Юрьевич вернулся в Тарханы уже взрослым человеком, с опытом жизни и творчества. Это был его долгожданный первый офицерский отпуск, полученный «по домашним обстоятельствам» в конце декабря 1835 года. Елизавета Алексеевна томилась в ожидании внука с октября: «… сейчас вот жду его и ничего, кроме радости видеть его, не знаю», — сообщала она своей подруге. Тревожась о том, как бы рано наступившая весна не нарушила решения внука, Арсеньева отправила ему в Москву удобную для продолжительных поездок долгушу, перину и одеяло.

       Той зимой условия для творчества у поэта были исключительными — в доме все такое родное и знакомое с младенчества, уютный кабинет, книги и рядом бабушка, такая счастливая его приездом. Ему никто не мешал. Вот только душевного равновесия не было: Михаил Юрьевич тяжело переживал замужество Варвары Лопухиной. Заглушить душевную боль помогали книги. Поэт вновь перечитал столь любимого им Байрона, «Паломничество Чайльд Гарольда» натолкнуло его на глубокие раздумью над судьбой Европы, которые в итоге оформились в самостоятельное стихотворение «Умирающий гладиатор».

     В тот памятный приезд в Тарханы крестьяне показали молодому барину свою любимую забаву — кулачный бой. После потехи он тогда подарил участникам несколько участков леса и особенно одарил победителя, молодого да удалого парня. Картина увиденного в ту зиму припомнилась поэту позже, когда он начал работу над одним из лучших своих произведений — «Песнью про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

   В марте 1836 года Лермонтов уехал их родных Тархан, уехал никому не известным офицером, а через девять месяцев его гневные строки, направленные против убийц Пушкина, за два дня разошлись по Петербургу и принесли Михаилу Юрьевичу литературную славу и первую ссылку на Кавказ. Через три года последует вторая ссылка, из которой поэту не суждено будет вернуться. Между двумя выстрелами — у Черной речки и у горы Машук — пройдет всего четыре года, и за эти годы Лермонтов напишет лучшие свои стихи. Горестное известие с Кавказа настигло Елизавету Арсеньеву в Москве, с ней случился апокалиптический удар. Едва оправившись, Арсеньева немедленно вернулась в свое имение. Уже из Тархан она направила прошение на имя императора с просьбой перезахоронить в родном селе ее ненаглядного Мишеньку. Ее просьбу удовлетворили, и в апреле 1842 года тарханские мужики привезли гроб с прахом поэта в Тарханы. Последнее прощание с ним прошло в новопостроенной церкви Михаила Архангела. Михаила Юрьевича похоронили рядом с могилами матери и деда, сбылось его собственное пророчество, записанное им в неполные 18 лет

… я родину люблю


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-05; Просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь