Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Указания по работе с литературойСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тематика контрольных работ «История Древнего мира и Средних веков»
Ростов-на-Дону 2018
УДК Составитель: к.и.н. А.В. Цветянский
Методические указания и планы семинарских занятий по дисциплине «История Древнего мира и Средних веков» для (для обучающихся дневной и заочной нормативных форм обучения, заочной сокращенной формы обучения направления «Теология»)./ ДГТУ. Ростов-на-Дону, 2018.
RUCа ДГТУ
© ДГТУ, 2018. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины Изучение истории Древнего мира и Средних веков студенты, обучающимися по профилю «Культура православия», - это реакция на актуализацию в современных условиях потребности в широко образованных специалистах, обладающих всей полнотой знаний о развитии общества в его исторической ретроспективе. А для этого необходимо понимать и уметь анализировать те или иные социально-экономические и политические ситуации, понимать историческую специфику. Историческая наука представляет собой фундамент, необходимый для успешного освоения других гуманитарных и обществоведческих дисциплин, основами которых должен владеть специалист с высшим образованием. История Древнего мира и Средних веков изучалась в школе в значительном объеме, поэтому студенты должны понимать, что задача короткого курса истории в вузе заключается не в пересказе школьного материала. Подразумевается, что студенты владеют достаточным объемом фактического материала. Задача учебного курса заключается в формировании у студентов научное понимание исторического процесса на Древнем Востоке, в Античности и Средневековье с опорой на исторические источники и исследования ведущих учёных. Курс истории Древнего мира и Средних веков рассчитан на активизацию ассоциативного мышления и строится на основе проблемного восприятия данных. На основе своих школьных знаний студентам предстоит освоить принципы научного мышления, способы моделирования социально-экономических и общественно-политических ситуаций прошлого. Дисциплина предполагает самостоятельную работу с учебной литературой, историческими источниками. При изучении истории необходимо выработать навыки конспектирования учебных пособий и исторических источников в тетради. Для лучшего усвоения материала необходимо вести глоссарий – словарь терминов и понятий с их определениями. Курс истории Древнего мира и Средних веков предполагает выделения значительного времени на анализ источников. Дисциплина состоит из лекционных и практических занятий. Лекции – это форма учебного занятия, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. На лекциях преподаватель познакомит вас с основными проблемами истории, основываясь на принципе историзма. Все лекции необходимо конспектировать, так как они являются звеном, связывающим вас с учебником, историческими источниками и подготовкой к практическим занятиям. Готовиться к практическим занятиям необходимо систематически и составлять подробный конспект по каждой теме. Это способствует лучшему пониманию и закреплению знаний. Таким образом, самостоятельная работа студентов нацелена на формирование навыков исследовательской работы. Для достижения результата необходимо: - конспектировать исторические источники, - конспектировать лекции, - учебную литературу, - запоминать и анализировать законспектированный учебный материал, - научиться делать обзор научных публикаций по определенной тематике и готовить заключение, сформировав собственное мнение на основе изученных источников информации, - после изучения темы отвечать на вопросы для самопроверки и работать с тестами. Самостоятельная работа должна носить систематический характер и студент должен быть готов к промежуточному контролю знаний, который может осуществляться проведением тестирования, экспресс-опросом на семинарских занятиях. Следует помнить, что все темы являются в равной степени важными. Нельзя приступать к изучению следующих тем, не изучив предыдущие. Указания по изучению различных разделов дисциплины 1. Введение. История как наука. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения. Исторические источники Исто́ рия (др.-греч. ἱ σ τ ο ρ ί α — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Основная задача истории - сформировать историческое сознание, т.е. совокупность представлений человека и общества в целом о своём прошлом, прошлом своей страны и всего человечества. История как наука имеет свой предмет изучения - это исторический процесс, то есть общественное развитие - в его конкретно-историческом проявлении. Метод - способ изучения и познания предмета данной науки. Методы исследования: хронологический, синхронный (метод исторических параллелей), диахронный (сравнительно-исторический), статистический, проблемный, метод экстраполяции и другие. Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). Под историческими источниками понимается комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, видеодокументы. Письменные источники в свою очередь включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др. 2. Особенности цивилизаций Древнего Востока Первые цивилизации появились в долинах великих рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ). В этих регионах произошло складывание высокоэффективных земледельческих культур. В их основе лежало создание и использование ирригационных систем, требующих труда большого количества работников. Ирригационное земледелие позволяло накапливать значительные излишки продовольствия, что стимулировало рост численности населения, развитие ремесла и торговли. Появлялись поселения городского типа, где происходили процессы социального расслоения и складывания государственных институтов. Государства формировались вокруг этих раннегородских поселений с прилегающим сельским округом. Яркими примерами таких государств являются древнеегипетские номы или шумерские города-государства. Эти государства возглавляла наследственная аристократия или жречество. Экономической единицей были крупные хозяйства, принадлежавшие царям, жрецам или вельможам. В этих хозяйствах трудились рядовые общинники, составлявшие большую часть населения. Ремесленники и торговцы выступали в качестве обслуживающего персонала для этих хозяйств. Расширяющиеся экономические отношения привели к изобретению письменности. Государства вели активную внешнюю политику в виде набегов на соседей с целью грабежа и захвата добычи. Пленных, за исключением женщин, брали редко. Однако развитие рабства способствовало захвату военнопленных, которых затем обращали в рабов. Таким общинным государствам соответствовала и их религия, основанная на коллективных ритуалах с жертвоприношениями богам. Во II тысячелетии до н.э. ситуация сильно изменилась. Египетское царство и Вавилонское царство сумели объединить городские общины в крупные государства. В основе экономики этих государств лежали одновременно и труд простых общинников, и рабовладение. Положение рабов, однако, сравнимо с положением младших членов патриархальных семей. Главным источником пополнения количества рабов было не столько взятие в плен, сколько естественный прирост. Крупные державы (Египет, Вавилон, Элам, Аккад, Ассирия, Митанни, Хеттское царство и др.) ведут между собой войны, но уже не столько ради добычи, сколько для завоевания друг друга или взимания регулярной дани. Государственные земли теперь используются не для организации крупных хозяйств, а отдаются в аренду с использованием наёмного труда. Зачастую участок становится формой оплаты за выполняемую военную, административную или жреческую службу. Повышается роль военной аристократии. I тысячелетие до н.э. становится эпохой железа. Широкое распространение металлических орудий труда снижает роль общины в обработке земли и повышает роль индивидуального труда. Осваиваются новые территории, раннее являющимися непригодными для жизни. Появляются огромные империи, подчинявшие себе значительные территории с множеством народов, отличающихся друг от друга языком и верованиями. 3. Древняя Греция в эпоху Античности История Древней Греции традиционно разделяется на следующие периоды: Крито-микенский - около 2000-1100 гг. до н.э. Гомеровский - XI-IX вв. до н.э. Архаика - VIII-VI вв. до н.э. Классический период - V-середина IV вв. до н.э. Эллинистический период - середина IV-середина I вв. до н.э. Заселение Эллады началось в период среднего палеолита и затронуло преимущественно юг Балканского полуострова. Во время неолита люди занимались земледелием и скотоводством, к 2 тыс. до н.э. сложиось раннеклассовое общество. Позже произошло заселение метриковой и островной Греции, а в бронзовом веке шло активное развитие цивилизации на островах Эгейкого моря. На островах развивались ремёсла, наибольших успехов достигло кораблестроение. Судоходство привело к установлению контактов островной и материковой Греции и налаживанию торговли. Главным центром экономического роста был остров Крит. Около 1470 г. на острове Фера произошло землетрясение, которое уничтожило города, дворцы и флот Крита. Крит пришёлв запустение. В материковой Греции начали возниковать овые экономические и политические центры, мощнейшим из которых были Микены. Особенности гомеровского периода Крито-микенская цивилизация погибла под натиском варварским племён дорийцев, отбросивших Эллады в своём развитии назад. Выстоять удалось только Афинам, ставшим центром развития культуры. В остальной Греции на первый план вышли родовые отношения. Началось широкое употребление железа и сплавов металлов. Это привело к выделению ремесленников в качестве отдельной прослойки древнегреческого общества. В свою очередь это стало толчком к развитию торговли и городов. В этот период стали скалдиваться городские центры во главе с царями-басилевсами (басилеями). Их опорой являлась родовая знать, укреплявшая своё влияние посредством захвата новых территорий и превращения их населения в рабов. В Спарте местное насление было обращено в илотов, рабов-земледлельцев не имеющих никаких прав. Они были государственной собственностью и были прикреплены к земельным участком, передаваемым спартиатам (жителям Спарты). А Афинах также существовало рабство, на рабами становились люди не способные выплатить долг. Греция в период архаики Рост городского населения и процесс обезземеливания части сельских общинников привело к увеличению численности голодных ртов и нарастанию социальной борьбы. Это стало причинами для Великой греческой колонизации (VIII-VI вв. до н.э.), во время которой были выведены колонии в Южной Италии и Причерноморье. Это привело к развитию в Греции ремёсел, продукция которых продовались всему большому " греческому миру", поступению в метрполию рабов и зерна, в целом росту экономики городов Древней Греции. В политическом плане истории архаики наполнена борьбой родовой аристократии и простого народа (демоса). В рассматриваемый период сформировалась особая форма политического устройства - полис. Полис являлся город, населённый свободными гражданами. Гражданином мог быть только совершеннолетний мужчина, способный владеть оружием. Полисы могли быть демократическими (Афины), где власть ыбиралась всеми гражданами, и олигархическими (Спарта), где власть принадлежала узкой группе населения. Древняя Греция в классический период развития Классический период стал эпохой наивысшего развития Древней Греции. Это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Афины встали во главе борьбы Древней Греции против попыток Персидской империи подчинить её себе. Это позволило им создать Делосский морской союз, чтобы бороться против персов. В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась победой Спарты. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников. Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии. Постепенно часть греческой элиты пришла к выводу о нсепобности какого-либо полиса на долгое время подчинить себе всю Элладу. В середине IV в. до н.э. в северных регионах Балканского полуострова сформировалась новая политическая сила - Македония. Её царь Филипп II постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации. После победы в 338 г. в битве при Херонее над коалицией греческих полисов царь Филипп созвал Коринфский конгресс, на котором он был выбран гегемоном (военным предводителем) всей Греции. Древняя Греция в период эллинизма Сын Филиппа II, Александр после смерти отца возглавил завоевательный поход в Азию. Александр с македонцами и эллинами прошёл до самой Индии, подчинив себе огромную территорию Персидской империи. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры. Последующий период характеризуется распространением греческой культуры на Ближнем и Среднем Востоке, где она, вступая с местными традициями и культурами, породила новую эллинистическую культуру. 4. Древний Рим в эпоху Античности В истории Рима выделяют следующие периоды: Царский период - с 753 г. до н. э. (появление города Рима) по 509 г. до н. э. (изгнание последнего римского царя Тарквиния) Период республики - с 509 г. до н..э. по 27 г. до н..э. (установление империи Октавианом) Период Империи - с 27 г. до н. э. по 476 г. н. э. (захват Рима варварами под предводительством Одоакра и изъятие у последнего императора символов императорского достоинства). Империя делится на две части - принципат (с 27 г. до н.э. до конца III в. н.э.) и доминат (конец III в. н.э. - 476 г. н.э.). В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: лигуры, умбры, самниты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации. В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития. Это были жители греческих и карфагенских (финикийских) колоний, а также племена этрусков. В VIII-VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы - крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство - все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию. Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген - в будущем главный враг Рима - был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген являлся важнейшим центром посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII-VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова. С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. Они были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом. Они оказали сильное влияние на римлян. Древнейшее устройство римского государства. В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих глав(" отцы", курионы, трибуны), бывших вождями на войне и представителями перед богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловной властью своих отцов. Домовладыка имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, хотя бы они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья его делались сами такими же домовладыками и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были, как бы обречены на вечное несовершеннолетие. Домашний культ был тоже в руках домовладык. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями. Первые два с половиной века римской истории (753 - 510) приходятся на так называемый царский период. Во главе государства стоял царь, бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьёй. Власть царя была пожизненной, и новый царь выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом. Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или " отцов" ), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких " отцов" было триста. Это собрание созывалось лишь царем, и его решения не были обязательны для царей, но обыкновенно последние правили всегда в согласии с отцами-родовладыками. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Войско римское набиралось из одинакового числа всадников и пеших воинов от каждой трибы (по ста и по тысяче), над которыми начальствовали трибуны. Наконец, общий строй Рима отличался большим развитием дисциплины. Первоначально римский народ, т.е. полноправное гражданство Рима, составляли одни потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые на первых порах должны были становиться под защиту и покровительство какого-либо рода, делаясь при этом как бы его частью и даже принимая его общее имя. Это были клиенты (" послушные" ), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном. Когда число пришельцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев) и свободный, но бесправный люд (плебеев). Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя, но в состав плебса вошли, вероятно, и клиенты патрицианских родов. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; от них только одних и могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Между тем плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати. В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима (всего царей было семь, первым считался основатель Рима Ромул). В основу реформы были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление больших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов, и патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях. Это название произошло из того, что весь народ был разделен на 193 центурии (сотни), из которых 98, (причем 18 было конных, 80 пеших), приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), освобожденных совсем от службы и налогов. Каждый подавал свой голос, положительный или отрицательный, на вопросы царя и сената в своей центурии, и большинство голосов в каждой центурии считалось, за общий ее голос. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. Богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, обедневшие патриции - спуститься до одного из низших. При этом патриции и плебеи не были уравнены в правах. После реформы лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве. Наконец, лишь одним этим родам принадлежало по-прежнему право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Вскоре после включения плебса в государственную общину Рима в ней была отменена царская власть. Последним царем в Риме был Тарквиний Гордый. Легенда изображала этого царя тираном самого худшего свойства, произвольным и жестоким. Это событие относят к 510 г. Вместо царя, римляне поставили над собою двух консулов. Рим периода республики. Устройство государства и права граждан остались прежними, но только царская власть была разделена между сановниками. Во главе республики царя заменили два претора, т.е. полководца, которые скоро стали называться консулами. Их власть отличалась от царской тем, что консулов было два, выбирались они только на один год. Кроме того, от их должности было отделено исполнение религиозных обязанностей и поручено особому лицу. Консулы были равны по своим правам, и один всегда мог помешать действовать другому, это называлось правом интерцессии. Выбирались консулы в центуриатных собраниях, но власть им передавалась комициями куриатными, и выбираться могли лишь одни патриции. (Выборные сановники стали называться магистратами). Лишь в особых случаях на короткий срок (не более 6 месяцев), по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей. Сенат, конечно, получил особенно большое значение благодаря отмене царской власти. В число его членов стали вступать отслужившие свой срок магистраты и звание свое сохраняли уже пожизненно. Что касается комиции, то им кроме права выборов, принадлежало лишь право принятия или непринятия делавшихся народу предложений без всякого их обсуждения, остававшегося привилегией одного сената. Значение, которого достиг сенат в государственной жизни Рима, особенно обнаруживалось во внешней политике государства, сделавшейся предметом деятельности главным образом этого учреждения, потому что ему принадлежало право представлять собою Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие договоры. Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. до н. э. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, которые пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Плебеи стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. Начало организации плебса под предводительством собственных трибунов относится к середине второго десятилетия после изгнания царей. Плебейские трибуны, которых было сначала два (позже их число достигло десяти), могли выбираться только из плебеев и лишь плебеями в особых сходках плебса по местным трибам, или трибутных комициях. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления, плебисциты, которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать плебеям помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом " veto" (т.е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов, если ими нарушались какие-либо права отдельных лиц из плебса. Трибуны были признаны притом священными и неприкосновенными, и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их " veto". В помощь трибунам даны были эдилы, тоже выборные плебейские чиновники, заведовавшие плебейскою казною, которая составлялась из штрафов за проступки против плебса: трибутные комиции присвоили себе еще право суда над всяким, кто действовал против плебса. Таким образом государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины - патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими слоями общества. Составленные в 451 г. законы XII досок, или таблиц легли в основу всего дальнейшего развития римского права. Их содержанием были законы гражданские и уголовные, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то разрешалось и днем его убить, долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина роста была определена. Консулы обязаны были теперь руководствоваться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Медные доски с законами были выставлены на форуме, дабы все могли их знать, и сам суд производился на форуме тоже гласно. По мере того как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разною степенью их участия в центуриатаых комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатаых комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т.п. Вот почему все должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей, т.е. именитых людей, иначе нобилитет. Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей. Путь к мировому господству В IV в. до н. э. римляне завладели всей территорией Средней Италии. Большинство завоеванных италийских племен римляне объявили своими союзниками. Это означало, что они должны были платить Риму военный налог, выставлять отряды в помощь римскому войску. Во внутренние дела союзников Рим не вмешивался, но не разрешал им заключать договоры между собой. На территории всей Италии стали появляться римские колонии. Благодаря им решались две задачи: неимущие римляне получали землю, и с помощью колоний местное население удерживалось от выступлений против Рима. Покорив огромные территории, Рим оставался относительно замкнутым городом-государством: римское гражданство имела лишь очень небольшая часть населения Италии. В III в. до н. э. пришла очередь Южной Италии, где находились богатые греческие колонии, а затем - Сицилии. Из-за этого плодородного острова римлянам пришлось не одно десятилетие вести жестокие войны с Карфагеном. Пунические войны (римляне называли карфагенян пуннами), начавшиеся в середине III в. до н. э., продолжались с перерывами вплоть до середины II в. до н. э.; только в 146 г. город Карфаген был захвачен и сожжен дотла. II век до н. э. ознаменовался победой над Грецией. Сокрушив двух, самых серьезных противников и соперников, Рим во II-I вв. до н. э. стал мировой державой, охватывающей все Средиземноморье, и в дальнейшем продолжал расширять границы. Императорский Рим. Расцвет торговли и прямое ограбление новых владений дали важный результат - в Риме стали активно развиваться товарно-денежные отношения. Товарно-денежные отношения и резкое увеличение числа рабов многое изменили в жизни римского крестьянства. До II в. до н. э. в Италии была масса мелких и средних крестьянских хозяйств, в которых трудились в основном члены семьи (фамилии), обеспечивая самих себя. Во II-I вв. до н. э. такие натуральные хозяйства стали погибать и вытесняться другими, более крупными, в которых использовался труд рабов, а продукция частично шла на рынок. Новые хозяйства назывались виллами. Последние десятилетия существования республики были полны потрясений: Рим пережил Союзническую войну, волнения в провинциях, грандиозное по масштабам восстание рабов под предводительством Спартака, в сражениях с которыми римские легионы долго терпели поражения, наконец, борьбу политических группировок за власть, которая вылилась в гражданские войны. В эти неспокойные годы стала зарождаться новая форма правления, разрушавшая принципы республиканского строя, - единоличная власть диктатора или императора. Такие титулы существовали в Риме и раньше, но они использовались лишь в экстраординарных обстоятельствах и непродолжительное время (обычно в случае войны). В I в. до н. э. дважды повторилась ситуация, когда они давались пожизненно, без ограничения срока. Первым диктаторской власти добился талантливый полководец Сулла, который в 82 г. до н. э. установил свою единоличную власть и впервые провозгласил себя диктатором на неограниченный срок. Его диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н. э. он признал, что не достиг своей цели и сложил с себя полномочия. Основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н. э. консулом. Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое большее жалование, чем другие военачальники; щедро раздавал права римского гражданства союзникам Рима. В 45 г. до н. э., объявленный пожизненным диктатором, он провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Окончательно императорская единоличная власть установилась в 27 г. до н. э., когда Октавиан, родственник Цезаря, получил от сената звание пожизненного императора, а также титулы Августа, т. е. " возвеличенного божество", и " сына бога", как это было и в восточных деспотиях. В середине I в. до н. э республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме. " Золотой век" империи. Август получил всю полноту власти: он распоряжался казной, вел переговоры с другими государствами, решал вопросы войны и мира, выдвигал кандидатов на высшие государственные должности. Однако сам Август, ставший первым человеком в государстве и имевший огромные полномочия, очень мудро пользовался ими. Он называл себя принцепсом, т. е. первым лицом в списке сенаторов, подчеркивая этим свое уважение к сенату и традициям республиканского Рима (поэтому эпоха правления Августа и его преемников называется " принципат" ). Более того, Август и его сторонники утверждали, что восстановили республику. В сознании римлян республика не исключала единоличного правления, если это не противоречило принципу " общей пользы". В определенной степени этот принцип и лежал в основе деятельности Октавиана Августа, который пытался стабилизировать отношения между различными слоями общества. Укрепляя централизованную власть, он вместе с тем делал уступки, от которых выигрывали в той или иной мере все, кроме рабов. Сенаторы оставались привилегированным слоем, хотя были послушны воле Августа. Одновременно Октавиан привлекал на свою сторону новую торгово-де-нежную знать, всадников, назначая их на высокие должности. Сохранились и народные собрания, несмотря на то что они стали терять свое значение еще до правления Августа. Неимущие граждане ежемесячно бесплатно получали зерно. Август хотел воскресить древнюю чистоту нравов и ввел законы об ограничении роскоши; суровые наказания ждали всех, кто был виновен в супружеской неверности. Император лично подавал пример мягкого, гуманного обращения с рабами. Уважая интересы общества, Август не забывал и об укреплении имперской власти: он расширял административный аппарат, под его началом были специальные войска, которые поддерживали порядок в Риме и на границах. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы