Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7: Философское понимание бытия и развития мираСтр 1 из 5Следующая ⇒
Раздел I. Онтология Литература
1. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевнопейской философии. - М., 1986; 2. Капто А.С. Философия мира. - М, 1990; 3. Лосский Н. Мир как органическое целое//Избранные произведения. - М., 1991; Тема 7. Часть 2. Философское учение о развитии
1) Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.. 2). Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия.
Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. Философское понимание развития Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития. Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием. Объективные признаки, приводящие к развитию: 1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию; 2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений. 3. направленность преобразований всякой системы. Характеристики развития: а) объективность; б) разноплановость; в) непрерывность; г) многоуровневость; д) системность; е) многоэтапность; ж) комплексность. Направленность развития обнаруживает три основных типа развития. 1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом. 2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом. 3. Круговорот - процесс развития " по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества. Диалектику можно представить: а) как метод, методологию, б) как теорию, как учение, систему знаний; в) как логику развития. Диалектика как метод и теория. Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ). Диалектика также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи. Антиподом диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения внутренних противоречий. Есть и иное понятие метафизики как учения о сверхчувственных началах и принципах существования бытия (природы, физики). Вторым известным антиподом диалектики является эклектика (от греч.: выбирать) - соединение разнородных взглядов и идей без выделения главных, сущностных связей, без целостного и цельного представления явления, процесса. Родоначальник - Потамон Александрийский (2 в. н.э.). Среди иных антиподов диалектики следует выделить такие учения как догматизм, софистика, релятивизм. Исторические формы диалектики. 1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность. 2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий. 3. Современная диалектика. а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность. б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.
Литература
1. В мире причин и следствий. - М., 1991. 2. Диалектика материального мира. - Л. 1985; 3. Милкин А.М., Подольский В.А. Категория развития в материалистической диалектике. - М., 1980; 4. Руткевич М.Н., Лойфман И.Н. Диааалектика и теория познания. - М., 1994; 5. История диалектики XIY - XYIII вв. - М., 1974. Тема 8. Философия природы
1. Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни. 2. Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма. 3. Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры.
Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни Особенности философского понимания природы. Природа и человек. Природные факторы и условия жизни.
Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма Природа и общество. Географическая среда, био- техно – и – ноосфера в жизни человека и общества. Синергетика как принцип существования системы “природа – общество”. Идеи коэволюции и глобального эволюционизма.
Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры Глобальный экологический кризис: основания, следствия и возможности его преодоления. Особенности экологических проблем в Беларуси. Формирование экологического сознания и экологической культуры. Раздел II. Философская антропология Тема 9: Проблема сознания
1. Философский смысл сознания: способы постановки и решения проблемы. 2. Происхождение и сущность сознания, его свойства и структура. Сознательное и бессознательное. Самосознание и его компоненты. Развитие форм самосознания личности. 3. Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта 4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность.
Литература
1. Диалектика познания и сознания. - Иваново, 1982. 2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983; 3. Дубровский Д.И Информация, сознание, мозг. - М., 1980; 4. Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. - М., 1991. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. 6. Михайлов Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990; 7. Михайлов Ф.Т.Сознание и самосознание. - М., 1991; 8. Общественное сознание и его формы. - М., 1986; 9. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989; 10. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. Тема 10: Проблема человека в философии
1) Человек как проблема в философском измерении. 2) Образы и сущность человека в философской традиции. 3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.
" Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей". Конфуций
Литература
1. Андреев Н.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988. 2. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. - М., 1982. 3. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб., 1997. 4. О человеческом в человеке. - М., 1991. 5. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 6. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987. 7. Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978. 8. Фромм Э. Человек для себя. - М., 1992. Раздел III..Аксиология.
Повседневный мир человека Философскому осмыслению подвергаются не только универсальные формы бытия и познания мира, но и повседневные человеческие действия. Впервые на это обстоятельство обратили серьезное внимание в философии экзистенциализма. Проблемами, требующими философского осознания, становятся вопросы, с которыми сталкивается человек повседневно на работе и досуге, в общении и поведении. Это – проблема одиночества, неустроенности в жизни, дружбы и любви, верности, суетности, дискомфорта и пр. Кроме того, в повседневный мир человека вплетены вопросы религиозного самосознания, нравственного поведения, эстетического восприятия мира. Особое место занимает мир увлечений, хобби, семья. Они также требуют философского анализа. Складывается своеобразная мозаика философских вопросов повседневной жизни человека.
Литература
1. Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности. - М., 1987; 2. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы философии, 1991. - № 2. 3. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии, 1992. - № 12. 4. Лабиринты одиночества. - М., 1989; 5. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. - М., 1991. 6. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989. 7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир//Проблемы общей психологии. - М., 1976. 8. Философия любви. В 2 ч. - М., 1992; 9. Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978. Раздел IY. Гносеология
Тема 12: Теория познания 1) Особенности познавательного отношения человека к миру. Проблема познаваемости мира и ее решение различными философскими школами. 2) ) Основные проблемы теории познания. Субъект и объект познания. Структура познавательного процесса. Типы, формы и модели познания 3) Диалектика процесса познания Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс. 4) Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины. Основные понятия теории познания. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются вопросы возможностей и способов познания, условия достоверности знания, эталоны и нормы процесса познания. Познание – интеллектуально-мыслительный процесс воспроизведения и усвоения информации, знания о мире. Активная сознательная деятельность индивидов по овладению объективированной системой знаний. Познание – отражение объективного мира, процесс субъект – объектного действования, направленный на приращение информации (Степин В.С.). Знание – результат процесса познания, проверенный социальной практикой и логически последовательный, адекватный реальности итог отражения в сознании человека знаков информации. Знание – продукт познавательной деятельности. Истина – знание, соответствующее действительности. Литература
1. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991. 2. Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981. 3. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. - М., 1985. 4. Культура и развитие научного знания. - М., 1991. 5. Наука в зеркале философии ХХ в. - М., 1992. 6. Научные революции в динамике культуры. - Мн., 1987. 7. Социально-философские проблемы производства и применения научных знаний. - Мн., 1992. 8. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. 9. Степин В.С. Становление научной теории. - Мн., 1975. 10. Философия и методология науки. - М., 1996. Литература
1. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. - М., 1995. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995. 3. Духовное производство. Социально-философский аспект духовной деятельности. - М., 1981. 4. Карпенко А.Н. Фатализм и случайность будущего. Логический анализ. - М., 1991. 5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 1996. 6. Общество и человек: пути самоопреления. - СПб., 1994. 7. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982. 8. Социальная философия. - М., 1995. 9. Человек и общество. Современный мир. - М., 1994. Тема 15: Философия истории
1) Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития. 2) Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии. 3) Индустриальное и постиндустриальное общество. 4) Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса. 1. Развитие общества как естественноисторический процесс. Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития Развитие общества как естественноисторический процесс Основные подходы к анализу общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический аспекты общественного развития. 2. Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии Субъекты и движущие силы истории. Понятие, сущность и проблемы общественного прогресса, его составные элементы и критерии 3. Индустриальное и постиндустриальное общество. 4. Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса. Общественное развитие на постсоветском пространстве. Перспективы общецивилизационного процесса. Тема 17: Философия культуры
1) Понятие и сущность культуры. Проблемы культуротворчества человека и функции культуры в обществе. 2) Основные философские концепции существования и развития культуры. Отечественная философия культуры. 3) ) Культура и цивилизация. 4) Динамика культуры. Традиции и новации. Диалог культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.
Культура и цивилизация Термин “цивилизация” (от лат.: - гражданский) объясняет отличие античного общества от предшествующего ему состоянию варварства. Это – этимологический смысл понятия. Семантически оно очень разнородно. Много определений противоречащих друг другу, много смысловых нагрузок, которые очень подвижны, изменчивы. Чаще всего понятие цивилизации объясняет состояние прогрессивного развития общества и в целом исторического процесса. В эпоху Просвещения (XYIII в.) используется для обозначения и различения культурно – исторических эпох: дикость – варварство – цивилизация. Французские просветители определяли цивилизованным то общество, которое было построено на разуме, свободе, справедливости. Наиболее оригинален взгляд О. Шпенглера: цивилизация – это последняя стадия культуры, ее упадок, заключающийся в разрыве связей между высоким уровнем технического развития и вырождением духовной жизни общества. Цивилизация – “рок всякой культуры”. Приведем несколько современных интерпретаций понятия “цивилизация”: - цивилизация как уровень развития материально-технической культуры, при котором она противопоставляется духовности - цивилизация как прогресс общественного устройства, само совершенство, как идеал его развития. При этом цивилизация – это высшее проявление культуры. - цивилизация – это культурно-исторический результат деятельности людей, наделенных специфическим генотипом, выражающих свою функции культуры - это от других культур. Цивилизация – особая сфера жизни, данная не всем народам, а только некоторым наиболее способным к развитию. В философии культуры сложилось несколько оригинальных концепций цивилизации, которые служат своеобразной методологией анализа феноменов культуры. Цель этих концепций – осмыслить культуру (а в ее контексте и цивилизацию) как многообразную, многофакторную социальную модель жизнедеятельности народов и обществ. 1. Одна из теорий цивилизации развивалась на основе этнического критерия и его влияния на исторические циклы жизни. Это так называемая этническая концепция (авторы Ф. Гизо, Л. Гумилев). В истории народов существует специфическое ядро, которое дает ему возможность устоять выжить и развиваться. В основу его положено ряд принципов и все они выражаются посредством цивилизационной силы народа. Гумилев называет эти силы пассионарностью – накоплением популяционных признаков, представляющих специфический, уникальный, жизнестойкий образ народа. У других авторов этнический критерий выражается в расовых признаках. Место жизни нации определено этническим духом, божественной предначертанностью, “единством крови” и пр. Достаточно известная идеологическая платформа, имеющая известный финал. 2. Концепция А. Тойнби. Она представляет собой своеобразное продолжение взглядов О. Шпенглера о круговороте локальных цивилизаций. Его основная работа – “Постижение истории”. Всякая цивилизация проходит стадии возникновения, роста (развития), надлома и разложения (уничтожения). Кроме этого, существуют культуры - цивилизации развивающиеся, застывшие (неразвитые) и мертвые. Цивилизация – это историческая целостность, согласующая функционально и содержащая в гармонии “социальное тело”: экономику, политику, духовность и пр. феномены социальной жизни. Развитие цивилизации происходит под воздействием “творческого начала” элиты, творцов культуры, некоего мистического двигателя, “жизненного порыва”. С другой стороны, для общественного развития требуется специфическая (сложная, неблагоприятная, “вызывающая”) природно-социальная среда. Этот вызов обществу способствует тому, что творческое меньшинство стремится решить возникающие проблемы, организует инертные массы, “нетворческое большинство”. В результате происходят многие достижения, складываются ценности, совершенствуется жизнь и общество, таким образом, находится на прогрессивном пути развития. (подробнее: Гуревич П.С. Культурология. – М., 1998. – С. 84 - 93) 3. Концепция П. Сорокина. Выступает с критикой положений Шпенглера – Тойнби (организм, органика и пр.). Под цивилизацией понимает объединяющее начало нескольких социокультурных систем. Это – интегрированная социальная реальность, основанная на всеобщих общепринятых, конкретных принципах и социальных ценностях. Поскольку культура складывается из 3-х систем (сенситивная, идеациональная, идеалистическая), она образует суперсистему, части которой должны взаимодействовать друг с другом. Однако, сенситивная (чувственная) реальность, гедонистические ценности и нормы, материальные, утилитарные ориентации (благосостояние, власть, уют и пр.) подавляют божественные предначертания, символы веры. Истиной становится конечная предметная данность; духовность, сакральность вытесняются из сферы разума. Поэтому средневековая спиритуалистическая культура в Новое время заменяется сенситивной культурой, которая и приняла главенствующие формы в настоящее время. Современная ситуация становится кризисной, поскольку цивилизация (объединение разнородных культурных систем) не выполняет своего предназначения. Рациум был отвергнут и утерян, идеациональные принципы (Бог, святость, заветы), Европа уступает первенство Америке, которая, в свою очередь, отдает его Востоку. Взаимосвязь культуры и цивилизации. 1) Культура отождествляется с цивилизацией (А. Фон Гумбольдт), эти понятия не разводятся, они – синонимы. 2) Они – стадии друг друга, как стороны медали. Развитие человека предполагает искусственно созданные им черты и сферы цивилизация (интеллект, прагматизм) и гуманитарные качества (культивирование ценностей, творчество, религия, мораль). 3) Изначально человек обладает врожденными чертами ( наследственно). Это – биологический человек с наиболее устойчивыми программами поведения (инстинкты, шаблоны). Совершенствуясь, человек приобретает ряд навыков поведения – общепринятых образцов. Это – культурный человек. Но есть, помимо этого, случаи сложных жизненных ситуаций, в которых человек должен искусство приспосабливаться к динамичным, сложным перепетилиям жизни. Это – цивилизованный человек. 4) Преемственность культур предполагает существование цивилизации как одной из фаз развития культуры. Это закономерный исторический процесс, который основывается на совокупности материальных удобств и технических средств, усовершенствованных социальных технологиях (цивилизованные способы политической борьбы, экономических протестов и т.д.). 5) Различия этих понятий может быть проведено, как независимых сфер жизни, не соприкасающихся в реальности по принципу, где заканчивается культура – там начинается цивилизация, и наоборот.. Если цивилизация уменьшается, увеличивается культура. 6) Культура противоположна цивилизации. (Шпенглер) Господство человека “цивилизаци” свидетельствует о разрушении культурного слоя земли. Это находит свое выражение в мировых войнах.
Тема 18: Философия техники
1) Феномен техники и ее развитие в истории человечества. 2) Техника и научно-технический прогресс. Сущность и проблемы технологического детерминизма. 3) Кризисные явления техногенной цивилизации и ее перспективы.
Раздел I. Онтология Тема 7: Философское понимание бытия и развития мира
Часть 1.Онтологические вопросы и их философская интерпретация. 1) Онтологические вопросы философии. Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация. Метафизика и диалектика. 2) Понятие и сущность материи и реальности. Проблема единства и многообразия мира. Источники и характер его изменения. Движение, пространство и время как характеристики бытия.
1) Онтологические вопросы философии. Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация. Метафизика и диалектика Онтологические вопросы философии Что есть бытие? Как оно существует? Что такое материя и движение, пространство и время? Проблемы, связанные с выяснением сути мироздания представляют собой наиболее широкими и абстрактными, одновременно, изначальными и фундаментальными, а поэтому мировоззренческими. Мир, существующий вне нас и в нам самих может быть осмыслен на самом глубоком философском уровне, с помощью понятий “сущее”, “мироздание”, “миропорядок”, “действительность”, “реальность”. Он раскрывается для нас, в первую очередь, благодаря категории “бытие”. В широком смысле бытие - это всеобъемлющая реальность; все то, что сущностно; всеобщая целостность, включающая материальную и духовную системы, это - полагание существования и целостности мира (сущее).Это есть бытие потенциальное. В конкретном смысле бытие есть представленность в действительности факта наличности и присутствия различных форм и видов существующих в мире; развертывающаяся целостность. Это - бытие реальное. Категория бытия осмысливается на основе сопоставления с понятиями “не-бытие”, “существование”, “сущее”, “материя”, “сознание”, а также посредством обращения к понятиям “становление”, “движение”, “пространство”, “время”. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания и воли человека. Раздел философии, занимающийся проблемами бытия, изучающий основополагающие и фундаментальные принципы бытия, мироздания, предельно общие сущности и проблемы реальности называется онтологией. Онтология - (онто- греч.: сущее, логос - греч.: знание)- учение о бытии, сущем, неизменном состоянии мира. Термин введен в философию в 17 веке. Проблема бытия возникает в случае, когда человек ставит перед собой вопрос о способах существования мира. Мир существует. Но существует ли он только здесь либо он и потусторонен, есть ли ему предел, либо он беспределен? Мир существует сейчас. Но существовал ли он в прошлом и будет ли он в будущем? Мир преходящ или вечен? Мир един либо он множественен? Существуют ли параллельные, виртуальные и иные миры? Как связан внутренний мир человека с абсолютом, универсумом? Как существует мир: это ли - целостность объективная либо производна духом, сознанием; это ли - изначальная и вечная раздвоенность, дуальность, борьба духа и плоти? Мир гармоничен, либо противоречив, он подвижен либо недвижим? Сложность, неоднозначность ответов определяется рядом причин: 1. по мировоззренческим основаниям людей разделяют на материалистов, дуалистов (эклектиков), идеалистов (объективных и субъективных); 2. по гносеологическим основаниям люди формируют оптимистические, скептические, пессимистические представления; 3. по ценностным установкам можно обнаружить волюнтаристическое, эгоцентрическое, альтруистическое, гедонистическое, фаталистическое отношение к миру. К тому же глубина и ясность размышлений предопределена способностью людей оперировать абстракциями, отвлеченными понятиями, логическими и системными, концептуальными знаниями, чтобы не впасть в примитивизм, не скатиться к обыденности в объяснении бытия. Еще одна особенность онтологической полифонии: бытие воспринимается не дистанционно и безучастно, а на основании своего миропонимания, личностных отношений к нему, переживаний, верований и знаний, мироощущений. Помощь в осмыслении бытия и выборе тех или иных представлений дает обширная философская традиция. Историческое развитие представлений о мире (бытии) Древнегреческие философы (“досократики”) проблему бытия поставили в центр своих учений. Для всех них бытие олицетворялось с космосом, со всеобщим состоянием сущего. Элеаты. Парменид: Бытие есть, не-бытия нет. Бытие - всеобъемлющее, всеохватывающее, неподвижное, неизменное, единое, тождественное самому себе сущее. Все подвижное - обманчиво и является не-сущим. Гераклит: Мир есть вечно развивающийся огонь. Бытие - это материальное, никем не сотворенное, непрерывно становящееся, пульсирующее сущее. У Платона впервые обнаруживается противопоставление, разрыв между реально воспринимаемым миром и мыслимым. Он выводит мир чистых идей (подлинное бытие) и мир чувственных вещей (бытие мнимое). Только в первом мире возможно совпадение истины о мине с самим миром. Бытие - совокупность идей (умопостигаемых сущностей), которые отражены в материальном мире, автономная реальность идей, противоположенных бытию материальному. Аристотель, снимая этот конфликт понятием формы (как атрибутивного свойства материи), разрабатывает учение о сущем как совпадении формы и материи. В средневековой философии онтологическая проблематика связана с решением теологических задач. Истинным бытием является бытие Бога, сотворенное бытие - неистинное как волеизлияние Бога, наличное существование в мире. В схоластике проводится разграничение различных уровней бытия: n бытие субстанциальное (существенное), основанное на устойчивости; n акцидентальное (случайное) бытие, существование вещей самих по себе вне тех субстанций, к которым они принадлежат; n актуальное бытие; n потенциальное бытие; n необходимое бытие; n случайное бытие. Наиболее сконцентрировано онтологические аспекты средневековой философии изложены в так называемом споре об универсалиях. Номиналисты (Оккам) отрицали онтологический смысл универсалий (общих понятий), утверждая, что они существуют в мышлении, а в мире, реальности существуют единичные индивидуальности. Идеи не имеют статуса реальности, а существуют лишь в уме. Реалисты (Эриугена) утверждали онтологический статус общих понятий, их реальное существование независимо от самих вещей и от сознания. Ф. Аквинский (умеренный реалист) считал, что универсалии существуют как а) божественные идеи; б) в вещах как сущности, субстанциальные формы и в) в человеческом разуме как абстракции, понятия, полученные в результате размышлений. В Новое время в понимании бытия преобладает субстанциальный подход. Бытие выводится из неизменного субстрата - предельного основания (природа, монада и т.д.). Это позволяет миру быть представленным в производимых из субстанции свойствах (модусах) и акциденциях (знании). Чаще всего под бытием понимается предметность, физическое сущее, природа. Существовало также определение бытия как совпадения мысли и существования (Декарт), бытия как отражения деятельности духовно-психологических монад (Лейбниц). Кант преодолевает субстанциальное понимание бытия. Для него бытие представляется общезначимым (трансцендентальным) способом выведения объектов из априорных синтетических суждений субъекта, познающего вне его представленный мир. Бытие природы без понятий, целеполагания человека не имеет смысла, вне его деятельности, вне нравственности, вне свободы. Гегель под онтологической проблематикой мыслит не состояние мира, а процесс развертывания мировой души. Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация. Бытие представляется универсумом, всеобщностью бесконечных по многообразию явлений, вещей, процессов, систем. Это некий всеобщий пространственно-временной континуум, сущее как таковое. Оно не представляется таковым без единичных, обособленных и уникальных предметов. Но тогда возникает проблема “размывания” единства мира в его многообразии. Поэтому в философии возникает проблема одновременно с “расчленением” мира, различением много единичного, объединять все существующее в классы, типы, формы по сходству форм и характеристик. Выделяют три главных сферы бытия: 1) природа (космос), 2) общество, 3) сознание. По способу существования бытие разделяют на: а) объективное бытие (бытие материального, природного мира) и б) субъективное (бытие духовно-психического состояния субъекта). Возможно разделение бытия на: n потенциальное (существующее в возможности), n актуальное (существующее в действительности), n диспозициональное (существующее в ценностном отношении). Но чаще всего бытие разделяют по формам. Основные формы бытия: 1) бытие вещей (природное бытие, бытие “второй” природы, созданной человеком); 2) бытие человека (бытие материально-предметное (телесное), бытие индивидуально-духовное, бытие объективированное - духовно-материальные продукты человеческого сознания, переданные в пользование другим людям); 3) социальное бытие (деятельность человека в обществе и истории, социальные процессы и явления, коллективная деятельность ). Метафизика и диалектика
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы