Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кто видит только светлые стороны и не замечает трудностей, тот не сможет успешно бороться за выполнение стоящих перед партией задач.
" О коалиционном правительстве" (24 апреля 1945 года), Избранные произведения, т. III Общественное богатство создается самими рабочими, крестьянами и трудовой интеллигенцией. Если они возьмут судьбу в свои руки и, следуя марксистско-ленинской линии, будут активно разрешать проблемы, а не обходить их стороной, то любые трудности на свете могут быть преодолены. Предисловие к статье " Партсекретари берутся за дело и вся партия - за создание кооперативов" (1955 год), " Социалистический подъем в китайской деревне", ч. I Все члены партии должны полностью учитывать это и быть готовыми к тому, чтобы с непреклонной решимостью планомерно преодолевать все трудности. Трудности имеются и у реакционных сил, и у нас. Однако трудности реакционных сил непреодолимы, поскольку эти силы находятся на грани гибели и лишены перспектив. Наши же трудности преодолимы, ибо мы представляем собой новые, растущие силы, перед которыми открыты светлые перспективы. " Навстречу новому подъему китайской революции" (1 февраля 1947 года), Избранные произведения, т. IV Когда нам приходится туго, нужно уметь видеть свои успехи, нужно уметь видеть светлое, нужно уметь поднимать свое мужество. " Служить народу" (8 сентября 1944 года), Избранные произведения, т. III Развитие всех новых вещей и явлений сопряжено с трудностями и идет извилистым путем. Было бы пустой иллюзией думать, что в деле социализма можно обойтись без трудностей и зигзагов, без приложения максимальных усилий, что все совершается при попутном ветре и легко достижимо. " О правильном разрешении противоречий внутри народа" (27 февраля 1957 года) Иногда в революционной борьбе трудности преобладают над благоприятными условиями; в этом случае трудности являются главной стороной противоречия, а благоприятные условия - второстепенной. Однако усилиями революционеров удается постепенно преодолеть трудности, создать новую, благоприятную обстановку, и тогда неблагоприятное положение уступает место благоприятному. " Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I Что такое работа? Работа - это борьба. В тех районах есть трудности, есть вопросы, которые ждут нашего разрешения. Именно для того, чтобы преодолеть трудности, мы идем туда работать, идем бороться. Кто стремится попасть туда, где больше трудностей, тот хороший товарищ. " О переговорах в Чунцине" (17 октября 1945 года), Избранные произведения, т. IV Есть старинная китайская притча, которая называется " Юй-гун передвинул горы". В ней рассказывается, что в древности на севере Китая жил старик по имени Юй-гун с Северных гор. Дорогу от его дома на юг преграждали две большие горы - Тайханшань и Ванъушань. Юй-гун решил вместе со своими сыновьями срыть эти горы мотыгами. Другой старик, по имени Чжи-соу, увидев их, рассмеялся и сказал: " Все это глупости. Где уж вам и вашим сыновьям срыть две такие большие горы! " Юй-гун ответил ему: " Я умру - останутся мои дети, дети умрут - останутся внуки, и так поколения будут сменять друг друга бесконечной чередой. Хоть горы эти высоки, но выше стать не могут. Сколько сроем, на столько они и уменьшатся. Почему же нам не под силу их срыть? " Опровергнув ошибочный довод Чжи-соу, Юй-гун, нимало не колеблясь, принялся изо дня в день рыть горы. Это растрогало бога, и он послал на землю двух своих святых, которые и унесли эти горы. Сейчас тоже две большие горы давят своей тяжестью на китайский народ - одна из них называется империализмом, другая - феодализмом. Коммунистическая партия Китая уже давно решила срыть эти горы. Мы должны настойчиво проводить в жизнь свое решение, должны неустанно трудиться, и мы тоже растрогаем бога; а бог этот - не кто иной, как широкие народные массы всего Китая. Если весь народ поднимется, чтобы вместе с нами срыть эти горы, то неужели мы их не сроем? " Юй-гун передвинул горы" (11 июня 1945 года), Избранные произведения, т. III XXII. МЕТОД МЫШЛЕНИЯ И МЕТОД РАБОТЫ История человечества - это процесс непрерывного развития из царства необходимости в царство свободы. И этот процесс никогда не закончится. В обществе, где существуют классы, не может прекратиться классовая борьба. В обществе, где перестанут существовать классы, никогда не прекратиться борьба между новым и старым, между правильным и ошибочным. В ходе производственной борьбы и научного эксперимента человечество непрерывно идет вперед, непрерывно изменяется и природа, и этот процесс никогда не остановится на каком-то одном уровне. Следовательно, человечество всегда должно непрерывно обобщать опыт, открывать, изобретать, создавать и двигаться вперед. Взгляды тех, кто верит в теорию застоя, впадает в пессимизм, бездействует или зазнается и проявляет самодовольство, являются ошибочными. Эти взгляды ошибочны потому, что они находятся в противоречии с историческими фактами общественного развития человечества, существующего примерно миллион лет; они находятся также в противоречии с фактами, известными нам вплоть до настоящего времени из истории природы (например, из истории небесных тел, истории Земли, истории органического мира, а также из истории природы, отраженной другими естественными науками). Цитируется по " Докладу Премьера Чжоу Энь-лая о работе правительства на первой сессии Всекитайского Собрания народных представителей третьего созыва" (21-22 декабря 1964 года) Естественные науки служат людям одним из средств в борьбе за свободу. Чтобы обрести свободу в обществе, люди должны использовать общественные науки для познания общества, преобразования его, осуществления социальной революции. Чтобы обрести свободу в мире природы, люди должны использовать естественные науки для познания, покорения и преобразования природы, добиться от природы свободы. Речь на учредительном собрании Общества естественных наук Пограничного района (5 февраля 1940 года) Марксистская философия - диалектический материализм - имеет две наиболее яркие особенности: первая особенность - это ее классовый характер, открытое признание того, что диалектический материализм служит пролетариату; вторая особенность - это ее практический характер, подчеркивание зависимости теории от практики, подчеркивание того, что основой теории является практика и что теория, в свою очередь, служит практике. " Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I Марксистская философия считает, что главное заключается не в том, чтобы, поняв закономерности объективного мира, быть в состоянии объяснить мир, а в том, чтобы использовать знание объективных закономерностей для активного преобразования мира. " Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I Откуда у человека правильные идеи? Падают они с неба? Нет. Искони присущи человеческому мозгу? Нет. Правильные идеи человека возникают только из общественной практики, из трех ее форм - производственной борьбы, классовой борьбы и научного эксперимента. " Откуда у человека правильные идеи? " (май 1963 года) Общественное бытие людей определяет их идеи. В свою очередь, правильные, представляющие передовой класс идеи - как только ими овладевают массы - становятся материальной силой, которая преобразует общество, преобразует мир. " Откуда у человека правильные идеи? " (май 1963 года) В ходе общественной практики люди ведут различного рода борьбу и приобретают богатый опыт, опыт успехов и неудач. Бесчисленные явления объективного внешнего мира находят отражение в голове человека через органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и вначале познание является чувственным. Когда данных чувственного познания накапливается в изобилии, происходит скачок к рациональному познанию, к идеям. Таков один процесс в познании. Это - первая ступень всего процесса познания, ступень перехода от объективной материи к субъективному духу, от бытия к идеям. Но здесь еще нет подтверждений тому, правильно ли дух, идеи (теории, установки, планы, мероприятия и т. п.) отражают законы объективного внешнего мира, еще нельзя установить их правильность или ошибочность. Затем следует вторая ступень процесса познания - переход от духа к материи, от идей к бытию. Это значит, что знания, полученные на первой ступени, применяются к общественной практике, что идет выяснение того, могут ли теории, установки, планы, мероприятия и т. п. привести к ожидаемому успеху. Вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно. Это особенно относится к борьбе человечества с природой. Что касается социальной борьбы, то силы, представляющие передовой класс, иногда терпят поражение не потому, что их идеи неправильны, а потому, что с точки зрения соотношения сил в борьбе передовые силы временно уступают реакционным силам. Они терпят временные неудачи, но рано или поздно добиваются успеха. В результате проверки на практике в человеческом познании происходит новый скачок. Этот скачок имеет еще большее значение, чем предыдущий. Ибо только он может доказать правильность или ошибочность идей, теорий, установок, планов, мероприятий и т. п., разработанных в процессе отражения объективного внешнего мира и являющихся результатом первого скачка в познании. Иного способа проверки истины нет. " Откуда у человека правильные идеи? " (май 1963 года) Правильное познание обычно достигается лишь после многократно повторяющегося перехода от материи к духу и от духа к материи, то есть от практики к познанию и от познания к практике. Такова марксистская, диалектико-материалистическая теория познания. " Откуда у человека правильные идеи? " (май 1963 года) Человек не может познать какое бы то ни было явление без соприкосновения с ним, то есть если его собственная жизнь (практика) не протекает в условиях этого явления... Если хочешь получить знания, то участвуй в практике, изменяющей действительность. Если хочешь узнать вкус груши, то тебе нужно ее изменить - пожевать ее... Если хочешь знать теорию и методы революции, то тебе нужно принять участие в революции. Все подлинные знания берут свое начало из непосредственного опыта. " Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I Познание начинается с практики; обретя через практику теоретические знания, нужно вновь вернуться к практике. Активная роль познания выражается не только в активном скачке от чувственного познания к рациональному познанию, но, что еще важнее, в скачке от рационального познания к революционной практике. " Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I Всякому ясно, что, каким бы делом мы ни занимались, если мы не понимаем его условий, его характера, его связи с другими явлениями, то нам будут непонятны закономерности этого дела, мы не будем знать, как к нему приступить, и не сможем его выполнять. " Вопросы стратегии революционной войны в Китае" (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I Если люди стремятся добиться успеха в работе, то есть получить ожидаемые результаты, то им непременно следует привести свои идеи в соответствие с закономерностями объективного внешнего мира; в противном случае они потерпят поражение в практике. Потерпев поражение, люди извлекают уроки из самого поражения, изменяют свои идеи и приводят их в соответствие с закономерностями внешнего мира, и тогда они могут обратить поражение в победу; именно эту истину и выражают поговорки: " поражение - мать успеха" и " каждая неудача делает нас умнее". " Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I Мы - марксисты, а марксизм учит нас при рассмотрении любых вопросов исходить не из абстрактных определений, а из объективно существующих фактов, вырабатывать свой курс, свою политику, свои практические мероприятия на основе анализа этих фактов. " Выступление на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани" (май 1942 года), Избранные произведения, т. III Определять курс работы в зависимости от реальной обстановки - это самый основной метод, который обязан крепко помнить каждый коммунист в своей работе. Все допущенные нами ошибки, если проанализировать причины их возникновения, объясняются тем, что мы определяли курс своей работы субъективно, в отрыве от реальной обстановки в данное время в данном месте. " Речь на совещании кадровых работников Освобожденного района Шаньси-Суйюань" (1 апреля 1948 года), Избранные произведения, т. IV В мире только идеализм и метафизика требуют наименьшей затраты усилий, ибо они позволяют людям городить всякий вздор, не считаясь с объективной реальностью и не подвергая сказанное проверке объективной действительностью. И наоборот, материализм и диалектика требуют от людей затраты усилий, ибо они основываются на объективной реальности и подвергаются проверке объективной действительностью. Если не прилагать усилий, то можно скатиться к идеализму и метафизике. Предисловие к " Материалам о контрреволюционной клике Ху Фэна" (май 1955 года ) Ко всякому вопросу надо подходить с точки зрения его сущности, а внешние проявления рассматривать лишь как вехи, указывающие путь к порогу, переступив который мы должны схватить сущность вопроса. Таков единственно надежный научный метод анализа явлений. " Из искры может разгореться пожар" (5 января 1930 года), Избранные произведения, т. I Коренная причина развития вещей находится не вне, а внутри вещей, в противоречивой природе, внутренне присущей самим вещам. Любой вещи и явлению внутренне присущи противоречия. Они-то и порождают движение и развитие вещей. Противоречия, внутренне присущие вещам и явлениям, служат коренной причиной их развития, тогда как взаимная связь и взаимодействие одной вещи или явления с другими вещами или явлениями представляют собой причины второго порядка. " Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I Материалистическая диалектика считает, что внешние причины являются условием изменений, а внутренние причины - основой изменений, причем внешние причины действуют через внутренние. Яйцо, получив соответствующее количество тепла, превращается в цыпленка, но тепло не может превратить камень в цыпленка, потому что основа у них различна. " Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I Марксистская философия считает, что закон единства противоположностей является основным законом вселенной. Этот закон действует повсюду: и в природе, и в человеческом обществе, и в сознании людей. Противоположные стороны противоречия существуют в единстве и в борьбе, и это стимулирует движение и изменение вещей и явлений. Противоречия существуют повсеместно, но они отличаются по своему характеру в зависимости от природы самих вещей и явлений. Для каждой конкретной вещи (явления) единство противоположностей условно, временно, преходяще, а потому релятивно, тогда как борьба противоположностей абсолютна. " О правильном разрешении противоречий внутри народа" (27 февраля 1957 года) Аналитический метод есть метод диалектический. Под анализом имеется в виду анализ противоречий, присущих вещам и явлениям. Правильный анализ невозможен без глубокого знания жизни, без подлинного понимания рассматриваемых противоречий. " Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы" (12 марта 1957 года) Ленин говорит, что конкретный анализ конкретной ситуации есть " то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма". Многим нашим товарищам не хватает способности аналитически мыслить, при виде сложных вещей и явлений у них не возникает желания неоднократно и глубоко анализировать и изучать их, они предпочитают делать упрощенные выводы - либо абсолютно положительные, либо абсолютно отрицательные... В дальнейшем это необходимо исправить. " Наша учеба и текущий момент" (12 апреля 1944 года), Избранные произведения, т. III Подход к вопросам у этих товарищей неправильный. Они не вникают в существенные и главные стороны вопросов, а делают упор на несущественном и неглавном. Необходимо указать, что нельзя игнорировать несущественные и неглавные вопросы, их нужно разрешать поочередно. Однако не следует рассматривать их как существенные и главные, иначе можно сбиться с курса. " О кооперировании сельского хозяйства" (31 июля 1955 года) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы