Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕСТЬ И УТЕХИ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ.



 

Боги, как известно, очень мстительны. Мы все же думаем, что папы, будучи всего лишь помощниками богов, далеко превзошли их. Они умеют придавать своей мести такую утонченность, перед которой пасуют обычные палачи. В этой области папы настоящие артисты.

После смерти Льва восьмого, через год после его реставрации, с согласия императора Оттона был избран папой Иоанн тринадцатый.

Взойдя на престол, он начисто позабыл судьбу своих предшественников.

Преисполнившись безумного тщеславия, он стал страдать манией величия и так измывался над всеми, от мала до велика, что вскоре восстановил против себя все население Рима – от сановной знати до ремесленников. И его изгнали из вечного города.

Во главе движения стояли герцог Рофред, префект города Петр и старшины цехов.

Просидев одиннадцать месяцев в Капуе, Иоанн тринадцатый пришел к выводу, что Ганнибал явно преувеличил прелесть этого городка. Разумеется, жизнь в Капуе менее приятна, чем в Латеранском дворце!

Наконец луч счастья озарил долгие тоскливые дни изгнанника: бандиты Калабрии, подкупленные им, пробрались к Рофреду (которого тем временем римляне избрали консулом) и вскоре сообщили Иоанну, что уплатили свой долг сполна.

Святой отец заранее предвидел, что смерть Рофреда нанесет роковой удар всему движению. Лишенные вождя, римляне в отчаянии и страхе ожидали Оттона.

Надо заметить, что императору наскучили вечные распри и беспорядки в Риме; слишком часто римляне вынуждали его предпринимать утомительные переходы, а длительные путешествия весьма дурно отзывались на его нервной системе.

Охваченные паникой горожане решили, что им ничего не остается, как вернуть Иоанна тринадцатого и восстановить его на престоле; к тому же они еще надеялись, что страх перед гневом императора укротит и его нрав. Какая наивность! Впустить тигра в овчарню стеречь овец, страшась волка, который вот-вот нагрянет!

К празднику рождества Оттон прибыл в Рим и посвятил весь день молитве и благочестивым делам. А на следующий день по распоряжению императора двенадцать достойнейших граждан и префект Петр были отданы на милость папы.

Святой отец дал волю своей ярости. Объявив, что смерть на виселице слишком мягкое наказание преступникам, он подверг несчастных чудовищным пыткам; самым страшным истязаниям подвергали префекта Петра: ему отрезали нос, губы, затем привязали к конной статуе Константина и палачи измазали ему лицо человеческими испражнениями. Потом, раздев донага, посадили на осла, привязав бубенчики к голове и ногам. В таком виде его провезли по улицам города, избивая плетьми, и, наконец, окровавленного, заточили в страшное подземелье!

В своей неуемной ярости этот гнусный папа никак не мог примириться с мыслью, что Рофред, убитый его же наемниками, избежал пыток. В конце концов он доставил себе удовольствие – приказал вырыть тело Рофреда из могилы и вывалять в грязи, после чего труп был выброшен на свалку города.

 

 

ЦЕНА КРЕЩЕНИЮ.

 

Пока Польша оставалась языческой страной, она процветала; приняв христианство при Иоанне тринадцатом, она впала в нищету. Вот что рассказывает летопись об этой прискорбной метаморфозе. Наследник престола князь Мешко, ослепший в семилетнем возрасте, внезапно прозрел, после того как ему обрили голову. Естественно, загадочное событие было объявлено чудом. Созванные со всех концов страны кудесники хором возвестили, что в царствование Мешко Польшу озарит великий свет!

Польская знать твердо уверовала в пророчество, ибо увидела в нем счастливое и славное будущее своего государства. Поначалу ее постигло жестокое разочарование: едва взойдя на престол, Мешко потерпел ряд крупных поражений в битвах с соседями; кроме того, слепо веря в предсказания кудесников и свой счастливый гороскоп, он пренебрегал государственными делами и, уединившись во дворце с наложницами, веселился и пировал в ожидании великого света!

Спустя некоторое время изнуренный подобными занятиями князь, убедившись в своем бессилии, разослал гонцов по всей Польше, обещая награду тому, кто его исцелит и даст возможность заиметь наследника.

Несколько римских священников, которые к тому времени уже проникли в Польшу, тотчас явились и, как истинные пророки, заверили князя, что желание его сбудется, как только он отречется от язычества, прогонит наложниц и женится на христианке.

Невежественный и суеверный Мешко легко поддался на уговоры, тем более что ему обещали в жены дочь короля Богемского Болеслава – девицу неслыханной красоты.

Князь направил послов к Болеславу, поручив им объявить о его согласии немедленно раскрыть объятия для христианства и христианки.

Результаты печального обращения дали себя знать сразу же после того, как Мешко сочетался браком с богемской королевной… Молодой князь, как и обещал, отрекся от веры своих предков и стал ревностным христианином. Он приказал разрушить идолов, которым столь истово поклонялся прежде, конфисковал имущество подданных, продолжавших упорно отстаивать старую веру, и распорядился кое-кого из них отправить на костер.

Пламя этих костров – не тот ли «великий свет», который, по предсказанию оракулов, должен был озарить Польшу?

В свою очередь и папа не терял времени даром. Он срочно отправил своих легатов в Польшу, чтобы закрепить ее за своим престолом: назначил двух архиепископов, учредил семь епископств, множество церквей, аббатств. Словом, заполнил всю страну монахами и священниками. Церковная рать, рассыпавшись по всей территории Польши, принялась энергично собирать налоги в пользу апостольского трона. фанатик Мешко, послушное орудие в руках первосвященника, подарил святому престолу немалые суммы на постройку новых церквей. Короче говоря, несчастную Польшу разграбили, расхитили, разорили во имя интересов римского двора.

Дорого заплатила Польша за крещение своего князя!

 

 

ДОБРЫЕ ОСТАНКИ ТОЖЕ… УКРЕПЛЯЮТ ДРУЖБУ.

 

Когда все богатство Польши перешло в руки ксендзов, а землю захватили монастыри и епископства, разоренные крестьяне под предводительством обедневших дворян стали грабить церкви. Преступно, скажут некоторые. Но когда вы заставляете мошенника вернуть похищенный им кошелек, разве вас мучают угрызения совести?

– На помощь! На помощь! – завопили испуганные священники, почувствовав, что их схватили за горло.

– Иду! – ответил Бржетислав, герцог Богемский, и не замедлил явиться. Но когда герцог воочию убедился, какие несметные богатства скопились в церквах и монастырях, и наряду с этим увидел голодный, исступленный народ, он прикинул:

«Какая из сторон сильнее в настоящее время? Крестьяне. Но, с другой стороны, священники сказочно богаты. Я был бы вдвойне идиотом, если бы выступил против последних. Действовать против священников – большой грех, но и оказать им помощь было бы большой глупостью».

Архиепископ Пражский согласился с Бржетиславом, и они выработали новую, самостоятельную линию поведения. Они начали захватывать крупнейшие города королевства, и в первую очередь Гнезно, столицу Польши. Засев в этом городе, войска Бржетислава принялись обирать местные церкви. Собор в Гнезно считался одним из самых богатых храмов Польши; главной гордостью собора было массивное золотое распятие и три аналоя, украшенных драгоценными камнями. Бржетислав и его епископы не замедлили прибрать их к рукам.

В том же храме находились мощи блаженного Адальберта, которые очень приглянулись обоим богемцам. Однако местное духовенство, пронюхав, что Бржетислав имеет виды на святого, решило сыграть с ним злую шутку. Сохраняя полную тайну, ксендзы ночью вынули мощи Адальберта и заменили их телом брата Гауденция. Тот тоже был святым, но значительно ниже рангом. Бржетислав и пражский архиепископ, не заметив подмены, счастливые, увезли мнимого Адальберта. Польские же ксендзы лишь посмеивались над обманутыми мошенниками. Радость от удачной операции несколько облегчила горе, которое они испытали от потери остальных богатств. Ксендзы отлично понимали, что с почтенным покойником, зная ему цену, в убытке не останешься.

Словом, полное согласие воцарилось между бандитами, и расстались они друзьями…

А благодаря кому? Благодаря Гауденцию.

Можно смело сказать: добрые останки тоже укрепляют дружбу!

 

 

ДВА ЧУДА.

 

Без чудес не бывает религии! Лишь поражая воображение невежественных и легковерных людей фактами, которые кажутся сверхъестественными, священники в состоянии утверждать свое господство над умами и навязывать в качестве не подлежащих сомнению истин самые нелепые догмы.

Иоанн тринадцатый очень ценил это оружие. Современные летописцы рассказывают об одном сногсшибательном чуде, совершенном им. Один вельможа из свиты Оттона считал, что в него вселился бес. Несчастный во время припадков царапал свое лицо, кусал пальцы на руках и ногах. Император, опечаленный состоянием своего любимца, попросил папу надеть больному на шею знаменитую цепь святого Петра, обладавшую будто бы способностью изгонять бесов. Святой отец согласился, сделал все необходимые приготовления и разослал приглашения.

В присутствии многочисленной избранной публики на шею больного стали накладывать одну за другой несколько цепей, похожих на цепь святого Петра, однако никакого эффекта не последовало. Но едва к больному прикоснулись «настоящей» цепью – густой дым окутал бесноватого и страшные крики раздались над его головой. Никто не сомневался, и сам одержимый меньше других, что вопли испускал сам диавол.

Все очевидцы в один голос завопили о чуде. Любопытно, как бы они реагировали, доведись им присутствовать на сеансе современного фокусника? Второе чудо. Иоанн тринадцатый ввел нелепый обычай крестить колокола.

Если крещение ставит своей целью очищение от грехов, то спрашивается, в каких же грехах мог быть повинен кусок металла? Но если освободить религию от всех бессмыслиц, которыми она заполнена, священникам нечего будет делать.

Согласно некоторым легендам, большой колокол церкви святого Иоанна в Латеране обладал способностью обращать в бегство бесов. Один монах утверждает, что был свидетелем такого изгнания.

«Некая молодая девушка, – рассказывает он, – в сопровождении своей матери направилась в базилику. В то время как они поднимались по ступенькам паперти, зазвонили колокола, призывающие римлян к молитве. Бедная девушка тотчас упала в ужасных судорогах, и я заметил, как дух тьмы, выскользнув из-под края ее одежды в виде новорожденного младенца, быстро испарился в воздухе».

Разве не поучительно такое чудо? Честная молодая девушка идет к обедне.

Поднимаясь по ступенькам, падает на пол, корчится в судорогах в тот момент, когда зазвонил колокол. Все свидетельствует о том, что она одержима… или точнее, была одержима… месяцев девять тому назад.

Но каким образом добрый монах угадал, что «новорожденный младенец», который выскользнул из-под края одежды девушки, являлся духом тьмы? Мы скорее склонны думать, что то был маленький ангел, и вместо того, чтобы отправиться в небытие, он унесен был самой матроной, любовно предоставившей ему свою грудь. Правда, эта гипотеза бросает некоторую тень на невинность молодой девушки… Впрочем, не будем шутить. История эта наивна, не правда ли? И все же, если ее расскажет со всеми подробностями какой-нибудь церковник, имеющий ясное представление о своей клиентуре, верующие люди сочтут своим долгом поверить в это чудо!

 

 

УБИРАЙСЯ С МОЕГО МЕСТА!

 

Вскоре после того, как Бенедикт шестой сменил на святом престоле Иоанна тринадцатого, мужественный римский гражданин Кресченциус призвал народ к восстанию во имя освобождения отчизны от ига пап и королей.

Кресченциус мечтал воссоздать древнюю Римскую республику, но планы его заранее были обречены на провал. Церковное владычество, повергнув народ в невежество, подавляло всякую смелую мысль, все, что хоть в самой ничтожной степени отклонялось от церковных канонов. И благородная идея Кресченциуса не могла воплотиться в жизнь.

Чтобы призвать народ к оружию, надо было прежде всего освободить его от присяги Бенедикту шестому. Кресченциус и остальные руководители движения предложили убить папу. Бенедикта, такого же изверга, как и самые худшие его предшественники, задушили в его дворце.

Бесспорно, этот акт был продиктован самой справедливостью. Но в то же время пылкий патриот-энтузиаст Кресченциус колебался отдать приказ об убийстве, хотя искренне верил, что от этого шага зависит победа восстания. Священник, по имени Франкон, поспешил огласить зловещий приказ, но отнюдь не во имя победы народа: этот злодей мечтал занять место Бенедикта. Еще на площади раздавался стук ружейных прикладов, когда одержимый Франкон ворвался в Латеранский дворец и возложил на себя тиару.

Наглость принесла успех: народ встретил его с ликованием, и он был провозглашен папой – Бонифацием седьмым. Новый первосвященник, сын диакона и куртизанки, получивший в наследство гнусные инстинкты, ознаменовал свою жизнь омерзительнейшими преступлениями. Правда, ему почти не удалось воспользоваться плодами своего первого злодеяния. Представители могущественной феодальной группировки, графы Тосканелли, объявили ему войну не на жизнь, а на смерть, а знаменитые магнаты не останавливались ни перед чем для достижения своих целей.

Бонифаций обессилел в борьбе с многочисленными противниками.

Ежеминутно опасаясь западни, удара ножа в спину или яда, он решил бежать из Рима.

Разумеется, прежде всего он позаботился о том, чтобы не отправиться в путь с пустыми руками. Ограбив церковь святого Петра и обеспечив тем самым себе роскошное и привольное житье, Бонифаций тайком проник на судно и отплыл в Константинополь.

Похищенные сокровища – дароносицы, распятия, подсвечники, сосуды и другую церковную утварь – надо было обратить в деньги. Бонифаций мог бы сбыть свой товар перекупщикам, но грязный мошенник прикинул, что гораздо выгодней самому заняться торговлей, и вот его увидели на улицах Константинополя, бесстыдно продающим священный скарб.

Он прожил несколько месяцев на Востоке, беспрерывно предаваясь оргиям со своими фаворитками и фаворитами; когда же «доходы» его иссякли, он вернулся в Италию. Мы скоро вновь увидим его на святом престоле, который он завоюет, убив своего соперника Бенедикта восьмого.

И Рим, привыкший ко всяким ужасам, содрогнется от злодеяний Бонифация седьмого.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь