Братья Карамазовы» (1879–1880)
задумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова, духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.
В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…
В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».
6. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе
История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении Ф. М. Достоевского
.
1.история создания романа «Преступление и наказание»
| Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! во время заграничной поездки достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить драматическую историю семьи Мармеладовых, но замысел изменился.
В сентябре 1865 года Ф. М. Достоевский изложил программу своего произведения, его главную идею в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову:
«Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения.
Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет? », «Полезна ли она хоть кому-нибудь? » и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру… и потом всю жизнь быть честным…
Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое…
Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело».
Таков первоначальный замысел романа. Постепенно он «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.
| 2.Сюжет, композиция, жанр
| Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета.
| Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.
Часть I – подготовка и совершение преступления.
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий. Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.
| Особенности композиции романа также связаны с содержанием:
Преступление - занимает 1-ую часть романа, рассказывается о замысле и совершении преступления.
Наказание - описывается в 5 частях. Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию.
| Жанр романа
| -социально-бытовой,
-детективный,
-любовный,
-психологический,
-философский,
-религиозный.
| По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп.
В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».
|
|