Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История возникновения иеговизма и последующая борьба за власть в секте



 

Таковы корни иеговистского движения, которое Основал Чарльз Тейз Рассел (1852–1916).  Правда, современные иеговисты не очень любят на него ссылаться и предпочитают анонимность (всем руководит анонимная Правящая корпорация — коллективный ВиБР). Тем не менее Рассел — это человек, без которого иеговизма не существовало бы.

Родился Рассел в Питтсбурге (штат Пенсильвания) в пресвитерианской семье. По странному совпадению, он, как и Миллер, имел пару классов образования, хотя потом подучился самоучкой и стал помогать отцу, который держал галантерейную лавку. Чарльз оказался весьма способным бизнесменом, многого достиг в торговле, которая стала приносить ему неплохие доходы. В 16 лет он попал под влияние адвентистов, которые тогда уже набрали новую силу после Великого разочарования и указывали новую дату Второго пришествия —1874 год — и уже на нее возлагали большие надежды. Но конца света, как нам известно, опять не случилось.

Рассел еще поддерживал отношения со вновь разочарованными адвентистами, когда в 1876 г. услышал о маленьком адвентистском журнальчике “Глашатай утра”. В журнале развивалась идея, что осенью 1874 г. Христос пришел на землю незримо, а вот уж через три с половиной года — весной 1878 г. — верующие будут восхищены на небеса. Рассел чистосердечно обратился, свернул торговлю и всю прибыль отдал на поддержку журнала. Издатель сделал его своим помощником, но Рассел был человеком независимым и долго оставаться в помощниках не мог. Поэтому, когда обещанное пришествие в очередной раз не состоялось, он основал свой журнал — “Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова”. Это был первый печатный орган будущих иеговистов, которые тогда еще не назывались “Свидетелями Иеговы”.

Рассел быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои собственные доктрины — в частности, стал самолично вычислять дату Второго пришествия. Также как и его незадачливые предшественники, он обратился к Книге пророка Даниила, в которой говорилось о “семи временах” безумия царя Навуходоносора (Дан. 4: 22, 29). Рассел истолковал эти семь времен как семь пророческих лет, в каждом из которых по 365 дней. Таким образом он получил период в 2520 дней, которые перевел в годы, и получилось 2520 лет. К ним Рассел прибавил год 607-й до Р. X. — так он высчитал дату разрушения Иерусалимского храма (на самом деле храм Соломона был разрушен в 587 или 586 г.). Таким образом получился 1914 год.

Эта дата Расселу очень понравилась, потому что, с одной стороны, она была уже близка, ас другой — времени с 1878 г. по 1914 г. было еще достаточно и можно было обратить много людей. Тогда же он увлекся пи рам идол огней (это одно из доказательств его связей с оккультными кругами). Наш самоучка назвал пирамиду Хеопса Библией в камне и стал измерять ее параметры, умножать и делить их друг на друга и в конце концов тоже получил 1914 год, что стало для него лишним подтверждением даты Второго пришествия.

Оккультисты всех времен и народов очень любили пирамиду Хеопса. И сегодня можно увидеть по телевизору какого-нибудь доморощенного мага, рассуждающего о волшебных свойствах пирамиды Хеопса и подсчитывающего ее параметры, а затем делящего и умножающего их друг на друга. Таким образом он получает какую угодно цифру — хоть расстояние от Земли до Луны, хоть любую необходимую ему дату. Пирамидология — одна из знаковых характеристик неоязыческого оккультного движения “Нью эйдж”.

С приближением 1914 года Рассел стал все больше открыто расходиться с базовыми доктринами христианства. Именно тогда он начал отвергать догмат о Святой Троице и божественность Иисуса Христа и стал публиковать том за томом свои “Исследования Писаний”. К моменту его смерти в 1916 г. это был уже 6-томный сборник общим тиражом 13 миллионов экземпляров. Рассел чрезвычайно высоко ценил свои толкования и говорил, что если человек изучает Библию, то все, что ему нужно, — это “Исследования Писаний”. Если человек 20 лет изучал Библию по его толкованиям, а потом стал читать только одну Библию, то через три года он окажется в кромешной тьме. Если же будет наоборот (человек перестанет читать Библию, а будет читать только его толкования), то ничего страшного не произойдет: он по-прежнему будет находиться в свете, потому что все, что нужно взять из Библии, в толкованиях есть.[179] Необходимо отметить, что у сегодняшних “Свидетелей Иеговы” фактически такой же взгляд на собственные публикации и их соотношение с Библией.

Свой кружок Рассел назвал “Исследователи Писания” — под таким именем стало известным первое поколение “Свидетелей Иеговы”. Сторонники Рассела считали его Верным и Благоразумным Рабом (Мф. 24: 45) и Лаодикийским вестником, то есть седьмым, последним посланником Христианской Церкви. ВиБРом называла его и супруга, которая активно пропагандировала своего мужа. Правда, когда у них начался бракоразводный процесс, она называла его уже “рабом неверным и неразумным (то есть РНиНом).

Рассел прожил достаточно долго, чтобы убедиться в ложности своих предсказаний: в 1914 г. Второго пришествия опять не произошло, хотя эта дата и была самой “удачной” из всех предыдущих — началась Первая мировая война. Естественно, все, что было возможно, расселиты из этой даты выжали и выжимают до сих пор. В 1916 г. Рассел умер, его похоронили под каменной плитой, на которой он называется “Лаодикийским вестником”, а рядом установили массивную каменную пирамиду: она возвышается и сегодня на кладбище близ Питтсбурга, и туристы очень любят рассматривать и фотографировать ее.

Следующего главу иеговистов и нового ВиБРа звали “судья” Джозеф Франклин Рутерфорд. Юрист по образованию, он не снискал особой известности на этом поприще, но стал последователем Рассела и помогал ему юридически в бесчисленных судебных тяжбах. Это были и бракоразводный процесс с различными обвинениями нравственного характера, и скандальная история с “волшебной” пшеницей, на которой Рассел заработал большие деньги, уверяя своих последователей в том, что она принесет невиданные плоды, а она этих ожиданий не оправдала, и другие судебные разбирательства. На одном из процессов Рассел был уличен в лжесвидетельстве, ибо заявил и поклялся на Священном Писании, что досконально знает библейские языки. Ему принесли тексты на греческом и на еврейском: он не смог прочесть ни единой буквы и вынужден был признать, что солгал под присягой.

Рутерфорд был вице-президентом “Общества исследователей Писания”. По инструкции Рассела, его преемник на посту президента должен был разделять свои полномочия с Советом директоров “Сторожевой башни”, которых сам Рассел назначил пожизненно. Однако сразу же после его смерти началась серьезная борьба между Рутерфордом и Советом директоров, в результате которой Рутерфорд вышел победителем. В ходе борьбы применялось физическое насилие, когда директоров вытаскивали за шиворот из зала заседаний, а обиженная сторона обращалась в полицию. Итак, в конце концов Рутерфорд стал единоличным властителем организации. Правда, после всех скандалов часть сектантов откололась, и некоторые из них (например, чикагская группа “Исследователей Писания Зари”) существуют и доныне.[180] Чтобы выделить своих последователей, Рутерфорд назвал их “Свидетелями Иеговы”. Под этим именем они дожили до сегодняшнего дня.

В отличие от Рассела — харизматического проповедника, но довольно слабого организатора — Рутерфорд обладал железной хваткой; тут также можно провести параллель с мормонами и соотношением между Смитом и Янгом.[181] Все свое внимание Рутерфорд обратил на проповедническую работу и вербовку новых членов. В 1927 г. он ввел обязательное правило распространения литературы по домам. В своей проповеди он использовал новейшие средства своего времени — в частности, передвижные радиостанции и переносные граммофоны.

Рутерфорд безжалостно подавлял всякое инакомыслие и оппозиционность внутри своей организации, укрепляя железной рукой единство своих рядов, добиваясь от своих членов безоговорочного повиновения своей власти, поддержания строгой дисциплины и безропотного служения секте.

В конце Первой мировой войны, в 1917 году, Рутерфорд подвергся тюремному заключению за то, что призывал американцев отказываться от службы в армии. Ему вместе с другими иеговистами дал и срок в 30 лет за измену родине, но через год дело по апелляции было пересмотрено, и их отпустили.

Рутерфорд также был ярым антикатоликом. Ему пришлось пережить большие сложности с очередным концом света, который был назначен им на 1925 год. Незадолго до этой даты должны были воскреснуть три великих пророка и праотца: Авраам, Исаак и Иаков. Рутерфорд построил для них роскошный дворец близ Сан-Диего на юге Калифорнии, который назвал “Бет Сарим” (“Дом князей”), где патриархи должны были жить после своего пришествия. Но пророки не явились, зато у Рутерфорда появилась замечательная резиденция, где он отдыхал каждое лето. Он был известен и своей экстравагантной личной жизнью, любил покутить и весьма злоупотреблял алкоголем. Во всяком случае, слухов о нем было очень много, и скандалы происходили постоянно. Он жил на широкую ногу и даже не слишком это скрывал, несмотря на “великую депрессию”, когда большинство населения США страшно бедствовало. В 1942 г. Рутерфорд скончался. После его смерти печально известный “Бет Сарим” пришлось продать.

Следующим президентом секты стал Натан Кнорр (Норр). Он был гораздо менее харизматическим лидером и гораздо более бюрократом, плодом иеговистской правящей структуры, сделавшим многое для ее укрепления. Его личная власть достигла таких размеров, о которых Рутерфорд не мог и мечтать. Кнорр первым обратил внимание на подготовку каждого члена к проповеднической деятельности. Раньше иеговисты таскали с собой граммофон, и, когда им открывали дверь, они ставили пластинку с пламенной проповедью Рутерфорда. Теперь же Кнорр заставил их проповедовать самостоятельно. А так как Кнорр, в отличие от Рутерфорда и Рассела, был человеком не творческим и собственных трудов писать не мог, то вошла в традицию анонимная публикация иеговистских документов (до этого все тексты подписывались). Со времен Кнорра вся литература секты публикуется от лица Правящей корпорации, и никаких личных мнений в этих статьях не присутствует. По всей видимости, именно тогда ВиБР перешел из личной в коллективную категорию.

Благодаря хорошо организованной проповеди секта стала быстро расти. Тогда же ее главный идеолог Фредерик Франц (Френц) пересчитал и отредактировал все возможные даты конца света. Невидимое возвращение Христа он перенес с 1874-го на 1914 год, а в 60-е годы на страницах “Сторожевой Башни” появилась новая дата пришествия Христова —1975 год, которому должны были предшествовать Армагеддон и третья мировая война. Холодная война и ядерное противостояние способствовали развитию эсхатологической истерии. Запуганный народ массово вливался в секту. К началу 1975 г. численность “Свидетелей Иеговы” составляла около 5 миллионов человек (в 1941 г. их было не более 100 тысяч). Официальные издания секты вещали:

 

Да, конец этой системы очень близок! Разве это не причина усилить нашу деятельность? Приходят отчеты от братьев, продающих свои дома и имущество и планирующих завершить оставшиеся дни в этой старой системе в пионерском служении. Конечно, это прекрасный способ использования недолгого времени, остающегося перед концом злого мира.[182]

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь