Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Нирмала утверждает, что она под видом змеи-кундалини дала “гнозис” Еве в раю
Основательница секты Шри Матаджи Нирмала Дэви родилась в 1923 г. В Чиндваре (современный штат Мадхья Прадеш) в протестантской семье, принадлежавшей к касте брахманов. Ее отец, участник борьбы за независимость Индии, был депутатом индийского парламента. В юности Нирмала изучала медицину и жила в ашрамах различных гуру, в том числе в ашраме Муктананды и, по словам проф. Йоханнеса Огорда (Орхус, Дания), в “Бихарской школе йоги” Сатьянанды. Оба этих тантрических гуру были связаны с “Вишва хинду паришад”. Неизвестно, получила ли Нирмала посвящение в гуру, [666] но почти наверняка была инициирована в тантрическую йогу. Нирмала вышла замуж за Чандрика Прасада Шриваста (род. в 1930 г.), Генерального секретаря Международной морской организации при ООН. Она стала одной из первых последовательниц Раджниша. Полагают, что именно он навел ее на мысль объявить себя “гуруиней”.[667] Согласно утверждениям самой Нирмалы, в мае 1970 года у нее произошло пробуждение кундалини, и она получила возможность “давать реализацию” одновременно множеству людей, то есть в свою очередь пробуждать кундалини у них. Таким образом то, что является целью длительного и трудного пути в традиционной кундалини-йоге, Нирмала предложила своим последователям в качестве начальной, отправной точки ее собственного метода, названного ею “Сахаджа-йогой”, то есть “легкой йогой”, [668] центральное положение которой состоит в том, что внутри нас заложены средства для легкого союза с Божественным в лице самой Нирмалы. Сделавшись гуру, Нирмала слепила свою синкретическую системку — “Вселенскую Чистую Божественную религию (Вишва Нирмала Дхарму[669])”. Нирмала говорит, что ее последователи должны гордиться, ибо они принадлежат “к этой великой Истинной Религии. До сих пор не было религии, которая была бы Религией Истины”.[670] Все известные религиозные лидеры объявляются “ракшасами”(демонами), [671] а их последователи удостаиваются ярлыка фанатиков: “…на улицах все еще много ракшасов (демонов), продающих своих бутов (злых духов — М. П.), еще много обществ фанатиков, именующих себя так называемыми религиями”.[672] Кстати, в одном из выступлений Нирмала назвала ракшасами целый народ — православных сербов, требуя их уничтожения.[673] Основав собственную религию, Нирмала добавила к своему имени титулы “Ее Святейшество”, “Шри Матаджи” — “Госпожа Матушка” и “Дэви” — “Богиня”. Она и вправду почитается в своей секте как живая богиня, воплощенная “Великая Мать” мироздания. Нирмала выстраивает следующие отождествления: она — это женская ипостась Божества, небесная супруга (Парвати = Кали = Сарасвати = Лакшми) и творческая энергия (Шакти = Шехина = Дао (? — М. П.)) Бога-Отца (Шивы = Брахмы) = третье Лицо Святой Троицы (Святой Дух) = Мать предвечного Слова (Христа = Дум = Ганеши) = Богородица = Афина = Гуань Инь (популярная богиня дальневосточного буддийского пантеона) и вообще все богини всех религий, а также, в одном из прошлых воплощений, — Фатима, дочь пророка Мохаммеда. В соответствии с шактистскими представлениями о первостепенной значимости женского активного начала в божестве Нирмала учит, что “все делается только движением, мышлением, координацией и планированием Шакти, а не Богом Всемогущим. Он просто зритель”.[674] Нирмала путается в собственных синкретических построениях. Например, она то отождествляет Шакти и кундалини, то называет кундалини энергией Шакти или ее частью (что для нее, человека, отягощенного солидным весом, а вовсе не философским образованием, одно и то же):
…Задачей, которую предстояло выполнить Ади Шакти, было создание всей Вселенной. Вчера вы видели, как был создан Космос и как создавалась эта особая планета Матери-Земли. Мы обнаружили, что то, что я вам говорила об Адаме и Еве, написано также Иоанном в его книге — Познания” (? — М. П.). Многого из того, что говорил Христос, нет в Библии. Ади Шакти, частью которой является Ади Кундалини, явилась Еве и сказала, что она должна попросить плод познаний и съесть его. Причина, как я вам говорила, заключается в том, что энергия Матери не хотела, чтобы ее дети жили как животные, без познания более высоких сфер, без предоставления им возможности подняться выше через свою свободу и затем продолжать подниматься ко все более и более высокому осознанию. < …> Вот такое обсуждение велось Богами и Богинями, и большинству из них по горло надоели люди, и они сказали: — Эти люди хотят ад, зачем нам давать им рай? Это неправильно”.[675]
Как мы видим, Нирмала утверждает, что она сама под видом змеи-кундалини дала “гнозис” Еве в Раю. И это не единственная отсылка к “гностическим писаниям”, из которых Нирмала предлагает выяснить, “что такое Истина и где и как найти ее”.[676] Пресвятую Деву Марию Нирмала отождествляет с рядом индуистских богинь и считает своим воплощением:
…христиане позаботились о том, чтобы в писании о Матери не было даже упоминания, хотя они и поклонялись Матери Христа как Богине. В Библии она весьма унизительно называется просто женщиной < …> хотя сама Махалакшми воплотилась как Мать Мария.[677]
Большое внимание уделяется Нирмалой слоноголовому толстяку Ганеше (наверное, потому, что он внешне напоминает саму тучную гуруиню):
Шри Ганеша — весьма важное находящееся внутри нас божество. Он сотворен Матерью-Землей. < …> Магнетизм — это энергия Матери-Земли. Внутри нас магнетизм пребывает в виде Шри Ганеши.[678]
Как уже было сказано, Нирмала отождествляет его (как сына бога Шивы и богини Парвати) со Христом. Вот слова из обращенной к этому индуистскому божку сахаджистской молитвы:
Ты есть Слово, которое было в начале. < …> Ты — Иисус младенец и Христос — Царь. < …> Ты караулишь врата ада… Ты привлекательный и очаровательный. < …> У тебя большой живот, что показывает удовлетворенность. < …> Ты машешь ушами.[679]
С представлениями Нирмалы о Христе не меньшая путаница. То она заявляет: “Христос — это Я, сейчас сидящий перед вами”.[680] то называет Его своим сыном, то говорит, что Он Вишну и Сын Вишну, а в другой раз, что Христос — это Чайтанья. Исторический Иисус, согласно учению Нирмалы, был лишь предпоследней ступенью спасения. Он заповедал молиться: “Прости нам долги наши”. А Нирмала Дэви ведет к такому “самосовершенствованию”, при котором распускается “1000-лепестковый лотос” (кундалини поднимается в теменную сахасрара-чакру), и человек может осознать свою “невиновность”. Она пришла как Учитель, Мессия, Майтрея, Калки, дабы спасти избранных и вывести их из этой злой эпохи кали-юги в золотой век “Царства Божия” (сатьяили крита-юги):
…Я объявляю, что Я Та, Кто должен спасти человечество. Я объявляю, Я Та, Кто является Ади Шакти, Кто есть Изначальная Мать, Шакти, Желание Бога, Которая воплотилась на этой Земле, чтобы дать значение Ей Самой, этому Созданию, людям. И Я уверена, через Мою любовь и терпение, и Мои силы Я достигну этого. Я была той. Которая рождалась вновь и вновь. Но сейчас в Моей полной форме и в Моих полных силах я пришла на эту Землю не только ради спасения людей, не только ради их освобождения, но ради дарования им Царства Небесного, радости, блаженства, которые ваш Отец хочет даровать вам.[681] < …> с моим рождением < …> началась Крита Юга. < …> Так было решено Божественным коллективом. Все Боги и Богини решили возложить эту работу на того, кто, по их мнению, был вполне способным. Они сказали: “Мы все будем с тобой, все наши энергии будут с тобой, а ты возьми сейчас, в эту Кали Югу, на себя работу по трансформированию людей”.[682]
Мир вошел в апокалиптическое время, утверждает Нирмала:
Все вы будете проходить через суд на этой Земле. Население мира сейчас максимальное. Это потому, что сейчас родились или очень скоро родятся все те, кто имеет сильное стремление войти в Царство Божье. Это самое значительное время, потому что Сахаджа-йога — это Страшный Суд.[683]
Те, кто остался вне “Сахаджа-йоги”, будут осуждены и погибнут: спасение возможно только в секте:
Этот мир тонет, и я чувствую, что, по меньшей мере. 80 % людей погибнут, 10 % будут, между тем. находиться в преддверии ада и, судя потому, как дела обстоят на Западе. 10 % будут сахаджа-йогами… Сейчас картина такова, что будут спасены самое большее десять процентов людей.[684]
Не пришедшие в “Сахаджа-йогу” не просто погибнут, они будут уничтожены Мессией-Калки:
Когда Сахаджа-йога покончит с нами, когда мы будем полностью отсортированы, последнее убиение будет совершено Им (Калки = Нирмалой. — М. П.). Мне хотелось бы, чтобы это было просто убиение. < …> Дэви убивала всех ракшасов (демонов), но они опять вернулись и заняли свое место. < …> Кришна в свое время говорил о том, что будут уничтожены злые люди, или негативные силы, и спасены святые. < …> В ваши мозги вошло очень много ракшасов. Вы заодно с тем большим количеством людей, которые порочны, которые свершают нехорошие поступки, делают всевозможные дурные вещи во имя религии, во имя политики, прогресса, просвещения. < …> Вы можете быть хорошим человеком, однако вы можете быть уничтожены, потому что у вас в голове ракшасы. Не существует четкого критерия, определяющего, кто является действительно отрицательным человеком, а кто действительно положительным. Только Сахаджа-йога очистит вас. сделает абсолютно положительными, безусловно хорошими, верующими людьми. Это единственный путь.[685]
Но даже сахаджа-йоги не могут быть до конца уверены в собственном спасении, если не отдадутся ей без остатка. Нирмала говорит:
Я не жалею сил, чтобы помочь вам, делаю все возможное, чтобы вы пришли в норму, чтобы сдали этот экзамен Страшного Суда. Но вы должны сотрудничать со мной, должны с головой окунуться в Сахаджа-йогу, посвятить большую часть времени ей…[686]
Зато всецело посвятившие себя секте приобщаются к “Великому Делу”, поскольку “Сатья Юга (Царство Божие) должна быть установлена Сахаджа йогами…”.[687] Для установления “Царства Божия” в отдельно взятой стране индийские сахаджисты создали свою политическую партию — “Сатья Марг” (“Праведный путь”). Одним из центральных пунктов партийной программы является жесткая борьба с преступностью и введение в Индии “сухого закона”.
2. “Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет”
Человек для Нирмалы дэви “Подобен Божественному компьютеру”, его “надо лишь подключить к сети питания”.[688] “Подключившийся” становится “Духом” и “спасителем всего человечества”, обретает “Божественность”. Способом такого подключения является сахаджа-йога. Однако метод играет вторичную роль, главное — сама Нирмала: “…вы должны полностью посвятить себя мне, не Сахаджа Йоге, а мне. Сахаджа Йога — лишь одно из моих выражений”.[689] Инициация, вступление в секту происходит во время публичных выступлений Нирмалы Дэви. В ходе этих выступлений совершаются редуцированные и совершенно “неканонические пуджи различным богам и богиням, которые считаются манифестациями или порождениями Матаджи, и происходит шактипат (переход силы Шакти от гуру к ученикам). Считается, что когда Матаджи дает “реализацию” (шактипат), у инициируемых пробуждается кундалини, о чем свидетельствует ощущение легкого ветерка. Но некоторые присутствующие на пудже вместо прохладного ветерка чувствуют жар, сильную головную боль или даже падают в обморок. Третьи вообще ничего не ощущают. Это Матаджи объясняет тем, что у таких людей не устранены преграды, мешающие потоку “энергии”.[690] Иными словами, если всесильный метод не действует, то виноват в этом сам человек; действенность метода сомнению не подвергается.[691] Получить “реализацию” можно и через учеников Нирмалы, прошедших специальную подготовку в школах “Сахаджа-йоги”, а также посредством ее фотографии, перед которой зажигают свечу и садятся, подняв ладони рук. Перед “получившими реализацию” открываются радужные перспективы:
Начав практиковать Сахаджа Йогу, человек < …> становится могущественным, свободным, святым, ведущим ангельскую жизнь.[692]
Кроме того, вступившим в секту обещается исцеление от неизлечимых болезней:
За счет использования метода Сахаджа Йоги многие люди, страдающие очень серьезными неизлечимыми болезнями, такими как рак крови и т. п., полностью излечивались.[693] Диабет появляется из-за чрезмерного думания и может быть излечен, если вы сможете прийти в Сахаджа Йогу.[694]
Склонность к размышлениям в “Сахаджа-йоге”, как и во всех тоталитарных сектах, не приветствуется и потому называется причиной различных тяжелых заболеваний:
Рак крови бывает только лишь у людей, которые слишком много думают…[695] Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет.[696]
Нирмала утверждает, что сахаджисты даже “вылечили… трех-четырех человек от СПИДа”, но “исцеленные” в конце концов умерли-таки “из принципа”.[697] Сеансы массового “пробуждения кундалини”, устраиваемые Нирмалой, оказывают на некоторых, особенно психически больных людей, то же отнюдь не благотворное воздействие, что и сеансы, которые проводили Сёко Асахара или Кашпировский. Сама Нирмала сделала однажды настораживающее признание: “Я замечаю, что маленькие дети после получения реализации очень долго спят, они на некоторое время становятся несколько пассивными”.[698] Сектантская пропаганда, однако, утверждает, что после “реализации” все “болезни и психические расстройства будут полностью ликвидированы, и таким людям не нужны будут такие заведения, как больницы”.[699] Нирмала указывает своим поклонникам из числа людей, страдающих психическими расстройствами: “Прекратите любое психиатрическое и психологическое лечение умственных отклонений и постепенно уменьшайте прием лекарств, выписанных вам для лечения этих отклонений”.[700] Отказ от психиатрической помощи вкупе с внушаемым сектантам крайне негативным отношением к своим родственникам-несахаджистам[701] сыграл, по-видимому, роковую роль в двух новосибирских трагедиях.[702] В 1994 г. в Новосибирской области одна из последовательниц “Сахаджа-йоги” после участия в обряде “очищения” убила свою полуторагодовалую дочь в припадке галлюцинаций.[703] На суде она заявила: “Все, что у меня было дорогого, я принесла в жертву Матери”.[704] В сентябре 1996 г. в том же Новосибирске женщина в припадке умопомрачения нанесла своему мужу два удара топором по голове. Причиной развития психического заболевания было, по всей видимости, ее участие ранее в группе сахаджистов. Там одной из причин ее плохого здоровья был назван муж как имеющий “забитые энергетические каналы”.[705] Подобные “диагнозы” весьма характерны для “Сахаджа-йоги”. Удивительно, но некое медицинское образование, полученное Нирмалой в юности, не оставило в ее голове никакого следа. По глубине своего невежества Нирмала уступает разве что “Учителю” Порфирию Иванову. Вот несколько примеров ее медицинских “открытий”:
…причиной болезни, называемой СПИД, является центральное сердце.[706] …Второй центр (чакра) расщепляет жировые частицы в брюшной полости с тем, чтобы заменить серые и белые клетки в головном мозге, и таким образом восстанавливает способность мышления.[707] …мозг также сделан из медхи (жира)… Не следует постоянно находиться на солнце, как это делают некоторые западники, потому что мозг плавится, и вы теряете рассудок… Временами голову все же нужно подставлять солнечному и лунному свету. Иначе вы можете оказаться в психиатрической больнице, если однажды при луне побудете с открытой головой.[708] Печень… отделяет у нас все шлаки, и они выделяются в поток крови в виде жара… Рак нельзя вылечить, потому что из организма из-за очень плохой печени не устраняется жар. < …> Селезенка — это наш внутренний спидометр… Раньше… в Бенгалии, когда мужчина ел, жена обмахивала его веером, и темп обмахивания определял скорость приема им пищи… Сейчас то, как мы едим, является причиной возникновения у нас таких болезней, как рак крови. <, > Он вызывается нападением со стороны левого коллективного подсознательного.[709]
Лечение стенокардии по Шри Матаджи: “Произносите утверждение: " Мать, Ты моя бидж-мантра (семенная мантра), Ты — Мантрика" и " Я не виновен совсем… Очищайте левую сторону светом и огнем" ”.[710] Среди причин таких расстройств, как “температура, запор, заболевания печени (горячая печень), болезни легких, нездоровая кожа, диабет, лейкемия, бездетность, спондилез, малярия, удаление матки, тяжелые месячные, понос” и т. д., Нирмалой Дэви указываются материализм, следование моде, жажда власти, сварливый агрессивный характер, телепатия и т. п. “Мышечная дистрофия возникает в результате нарушения принципа Шри Ганеши. Восстановите свою невинность и очистите муладару-чакру”. “Шизофрения — левосторонняя болезнь, вызванная частичной одержимостью мертвой сущностью-. Для “лечения” головной боли “просите: " Мать, пожалуйста, приди в мою голову" ”. “Лечение” эпилепсии: “…самый лучший метод — это направить левую руку к фотографии, а правую — положить, плотно прижав, на Мать-Землю и произносить при этом мантру " Шри Маха Кали" до тех пор, пока не появятся вибрации. Ставьте сзади с левой стороны свечу”.[711] Свои фотографии Шри Матаджи вообще объявляет единственным лекарством от всех болезней: “Что касается лечения людей, то советую вам… использовать только мои фотографии. Тогда вы будете иметь больше сахаджа-йогов и меньше больных людей”.[712] Фотографии Нирмалы предлагается также применять для повышения плодородия почвы и дезактивации радиационно зараженных земель. Нирмала внесла свой “вклад” не только в практическую медицину, но и в генетику:.
Шри Матаджи… рассказала о двух человеческих генах, один из которых предостерегает от хулы на Мать, а другой — на Отца. Оба гена есть у восточных народов и отсутствуют у белых людей. Пробуждение Кундалини может способствовать их восстановлению.[713]
Такими высказываниями о превосходстве всего индийского и вообще восточного полны проповеди Нирмалы:
…я должна сказать, что индийцы в большинстве своем очень мудрые люди.[714] Если знания приходят с Востока, то… все мудрые люди поймут, что они божественные. Они, < знания> разумеется, не предназначены для идиотов и инфантильных людей.[715]
В учении Нирмалы легко заметить следы влияния идей Раджниша. Как и Раджниш, Нирмала подчеркивает, что ее методы не требуют особых усилий: после получения “реализации” сахаджа-йог становится “без всяких усилий, покаяний или постов праведным во всех отношениях, у него решаются все проблемы. Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу… Ибо настало время наслаждаться, и Мать дает его своим детям…”.[716] Подобно Раджнишу, Нирмала призывает своих последователей забыть “все многочисленные условности, наложенные христианской церковью”.[717] Как и культ Ошо Раджниша, “Сахаджа-йога” может быть причислена к группам движения “Нью эйдж” и по форме (например, использование ньюэйджевского словаря: “эра Водолея”, “вибрации” и др.), и по содержанию (отсутствуют разве что такие элементы “Новой эры”, как астрология и контактерство, зато делается акцент на целительстве).
3. “Не используйте свой ум для критики… Надо не критиковать, а одобрять”
“Сахаджа-йога” — типичный образчик тоталитарной секты. В секте культивируется полное подчинение Нирмале:
Должно быть религиозным обязательством то, что вы должны слушать Меня, что бы Я ни сказала.[718] Вы должны стать преданными мне, оставив все. Необходима полная преданность, без которой нельзя продолжать восхождение. Не задавайтесь вопросами и не рассуждайте… Смысл полной свободы в том, что вы должны покориться… Это полная свобода! [719] С гуру нельзя разговаривать так же, как вы разговариваете друг с другом, потому что ваш гуру занимает гораздо более высокое положение… вы должны ставить своего гуру выше кого бы то ни было еще.[720]
Главный критерий успеха в “Сахаджа-йоге” — удовлетворение гуру:
Нужно доставлять Мне удовольствие, потому что Я есть внимание. Если Я получаю удовольствие, значит вы выполнили задание.[721]
“Что такое преданность? — задает вопрос Нирмала и сама же на него отвечает: — В глубине души вы говорите: " Это моя Мать… Она мой врач… Будучи могущественной, Она вылечит меня, но если не вылечит, на то ее воля, ее прихоть" ”.[722] Но преданность нуждается в постоянном подкреплении: “Следует проверять себя, спрашивая: " Предан ли я или нет? Полностью я в Сахаджа-йоге или нет? Что я сделал для Сахаджа-йоги? Что я должен сделать для Сахаджа-йоги? … Как мне следует распространять Сахаджа-йогу? " ”.[723] Нирмала дает ответ на эти вопросы:
…вы должны дать сегодня обет, что будете работать на Сахаджа-йогу с полной приверженностью, будете думать о ней. Есть ученые, которые должны написать книги. Есть врачи, которые должны написать книги. Разговаривайте с их коллегами, организуйте встречи, семинары со своими коллегами. Есть архитекторы и люди других профессий, которые могли бы собрать своих коллег и дать им реализацию. Даже люди, занятые в области финансирования, должны прийти в Сахаджайогу. Их приход весьма необходим… Во все области, будь то законодательная или какая-нибудь другая, а также в творческий мир вы должны принести Сахаджа-йогу. Ее надо принести и в местности, где вы живете, в деревни, в города. Везде, где только можно, вы должны распространять Сахаджа-йогу. Надо использовать для этого все возможности.[724]
Нирмала все время призывает своих последователей наращивать вербовочную активность:
…я прошу вас, выезжайте к людям, встречайтесь с ними, зовите своих родственников, своих соседей — всех.[725]
Инициированные последователи Нирмалы Дэви поклоняются ее “лотосным стопам” или непосредственно, или на фотографии. “Ее Милость принимает Пуджу лично или Своим всепроникающим присутствием”.[726] К Нирмале обращены многочисленные молитвы, тексты которых печатаются в литературе, издаваемой сектой. Большая часть из этих молитв представляет собой повторение имени Шри Матаджи Нирмалы Дэви в сопровождении различных эпитетов. Считается, что “Имя Матери обладает очень большим могуществом. Это самое могущественное имя среди прочих имен”.[727] Краткие молитвы-заклинания написаны на санскрите в форме мантр, которые также преподносятся как “самые сильные”. Пространные молитвы — на том языке, на котором напечатано данное издание. Вот, например, отрывок из одной молитвы второго типа:
Ты — Первозданная Мать, пришедшая спасти человечество. Слава Тебе во веки веков!.. Твои руки и стопы — источник четырех рек Рая. Слава Тебе во веки веков! Ты — Святой Дух, обещанный Христом. Слава Тебе во веки веков! [728]
Есть еще молитвы, составленные на латыни с транскрипцией и переводом, в подражание римо-католическим литаниям Деве Марии. “Могут сказать, что такое преклонение может привести к рабству, — замечает Нирмала, желая это преклонение оправдать. — Но в рабстве вы испытываете боль, страдание и муки, тогда как преклонение дает вам радость, полную свободу, силу, красоту и великолепие. Назовете вы это рабством или как-то еще, это не имеет значения…".[729] Помимо тщательно разработанных обрядов поклонения Матаджи “имеются также соответствующие методы медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы, позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И, наконец, есть пути достижения стадии, когда вы, не медитируя, все время находитесь в состоянии медитации”.[730] Ежедневная медитация и посещение (не реже раза в неделю) воскресных утренних пудж и “коллективных занятий” вменяется в обязанность каждому сахаджисту. “Оставьте свои дома и приходите в ашрам”, — призывает Нирмала своих последователей. Воскресная пуджа включает в себя молитвы, песнопения, ритуальное омовение изображения Шри Матаджи и беззвучную медитацию. Обычно после пуджи совершается совместная трапеза.[731] Кроме этого, адепты исполняют разного рода оккультные практики и обряды (“чистку чакр” и другие) и беспрекословно совершают всевозможные странные предписания, например, ежедневно парить ноги в соленой воде. При этом обряды других религий называются не иначе, как “ритуальный вздор”, “глупости”, “абсурдные вещи”. Непосредственно Нирмале подчинены назначенные ею “международные лидеры”, им, в свою очередь, — лидеры местных отделений. “Следует знать, что у меня одна связь с вами, — говорит Шри Матаджи своим рядовым ученикам, — через вашего лидера… Прежде всего вы не должны [его] критиковать. Не используйте свой ум для критики… Надо не критиковать, а одобрять”.[732] Существует составленный Нирмалой “Протокол”, расписывающий отношения простых сахаджистов к лидерам и лидеров между собой. “Протокол” должен неукоснительно соблюдаться. Отлаженной работой своей секты Нирмала вполне довольна: “Я ничего не делаю. Самый ленивый человек, которого можно себе представить, это я. Если на меня работает совершенная организация, то чего мне беспокоиться? ”[733] Местные общины секты именуются “коллективами”. Считается, что “коллективность и коллективное сознание имеют большое значение во Вселенской Чистой Религии… которая действует и проявляется в основном коллективным образом…”.[734] Более того, Нирмала уверяет, что “коллективность — это единственный способ, с помощью которого вы можете очиститься”.[735] “Коллектив” сахаджистов призван быть монолитным и сплоченным, что должно обеспечиваться доносительством и запретом на критику:
Коллектив не должен позволять никакому члену выступать против другого члена или против лидера, но международного лидера можно информировать напрямую. < …> Ничего не должно скрываться, держаться в тайне. < …> Коллектив не должен никому позволять создавать группы на какой бы ни было основе. < …> Коллектив должен располагать на основе Вселенской Чистой Религии полными сведениями о силах, действующих против духовного роста, и проявлять осмотрительность по отношению к ним.[736]
Носителей этих сил, проникших в секту, Нирмала предостерегает: “Любому, кто пытается строить интриги, играть с Сахаджа-йогой, причиняется сильный вред”.[737] Обо всех происках известно “Матери”: “Я знаю, что вы делаете. Я знаю, знаю все о вас”.[738] Непослушные и сомневающиеся быстро изгоняются. Известно, что Матаджи отвергла некоторых своих учеников. Тем не менее они продолжали верить в силу ее учения, им было трудно бросить практиковать методики, которым она учит, и приспособиться к нормальной жизни.[739] Чтобы угроза изгнания из “коллектива” была более действенной, Нирмала внушает своим последователям фобию выхода из секты:
Некоторые сахаджа-йоги ушли из Сахаджа-йоги. Я сказала: “Пусть так, если они ушли, очень хорошо — скатертью дорога ненужному мусору”. Но по прошествии времени они возвращаются и рассказывают о приключившихся с ними бедах: несчастные случаи, болезни… Если вы со мной, если вы в Сахаджа-йоге, вы защищены, о вас проявляется забота… Те же, кто отступают, уходят за пределы моей досягаемости, в результате страдают.[740]
У сектантов формируется психология “осажденной крепости”. Их инструктируют, что “если на Вишва Нирмала Дхарму осуществляются нападки, то сахаджа-йоги всего мира должны противостоять этому”.[741] В секте практикуются ограничения в питании и сне, что считается признаком преданности “Матери”:
Как только вы станете преданными, вы не будете есть помногу, а иногда можете и совсем не есть. При преданности вы забываете о еде, не помните, что не ели. Вы не помните, где и как спали.[742]
Нирмала устраивает “интернациональные” браки, сама, подобно Муну, составляя пары для своей “вселенской семьи”:
Для нас, как сахаджа-йогов, принадлежность к вселенской семье непременна. Как это бывает при бракосочетаниях, вы начинаете говорить: “Я не хочу вступать в брак с индийцем”, а индиец говорит: “Я не хочу жениться на иностранке”… Мы должны превзойти все эти мелочные представления о своей собственной религии, о своей собственной расе, о своей собственной стране.[743]
Часто подобранные Нирмалой пары участвуют в общей свадьбе, которая обычно становится кульминацией ежегодной паломнической поездки наиболее преданных учеников Шри Матаджи в Индию. Во время свадебной церемонии жених и невеста дают “Обеты вступающих в брак”. Вот некоторые положения:
Мы принесем к Ее Стопам (Шри Матаджи) все — свое здоровье, богатство, разум, сердце. < …> Мы будем вести работу по распространению и развитию Сахаджа-йоги. Мы будем воспитывать своих детей в духе Сахаджа-йоги, считая это своим долгом.[744]
Кроме того, члены секты “должны постоянно слушать и смотреть кассеты Шри Матаджи”.[745] В “Сахаджа-йоге” сложился свой жаргон. Вот его выразительный образец: “Мы должны систематически делать шубитинг, принимать ванночку для ног, закапывать ги[746] в нос и обмениваться вибрациями”.[747] Вибрациям, то есть магической силе, которую дают занятия сахаджа-йогой, в секте придается большое значение. “Вибрированием” лечат, “вибрированную” (“очищенную”) воду пьют, ею поливают растения, чтобы увеличить урожайность. Сахаджисты употребляют “вибрированную” пищу и рассыпают или бросают в водоемы “вибрированную” соль (для “очищения” определенных мест). Наиболее преданные ученики Матаджи проживают в ашрамах, остальные призваны дарить ей дорогие подарки и финансировать многочисленные путешествия Нирмалы, ее роскошную жизнь, международные проекты и покупку недвижимости. К примеру, сейчас она, по словам одного из лидеров питерских сахаджистов Александра Синягина, живет в Италии в подаренном ей замке.[748] В Англии ей принадлежит большой загородный дом недалеко от Кембриджа, который, впрочем, считается владением ее организации (уж очень высоки в Великобритании налоги на находящуюся в личной собственности недвижимость). Другим источником средств для секты является торговля своими изданиями, аудио-, видеокассетами с записью выступлений Шри Матаджи, предметами прикладного искусства, открытками с текстами сахаджистских песен и стихов и прочим. Шри Матаджи непрестанно обличает “фальшивых гуру”, озабоченных выколачиванием денег из своих учеников, и в то же время побуждает собственных последователей жертвовать больше и больше. Нирмалу возмущает “привязанность к деньгам” ее “детей”:
Удивительно то, что иной раз Сахаджа-йогу принимают за магазин или рынок. Мне говорят: “Мать, не можешь ли ты уменьшить сумму наполовину? ” или “Мать, не можешь ли ты уменьшить тариф до четверти, не можешь ли сделать нам уступку? ” < …> те, кто может заплатить, хотят заплатить половину положенного. Я не знаю, что сказать им. Для вас это, по сути, единственная возможность отдать деньги. < …> Но вы не хотите делиться. У вас может быть масса денег, но вам не хочется ими поделиться. < …> Главное — это то, чтобы у вас была готовность поделиться. < …> А если вам что-то нужно, попросите у меня, и все получите.[749]
Нирмала лично контролирует финансы “Сахаджа-йоги”, она ясно дает это понять:
…люди пытаются делать деньги на мне, потому что считают, что я не понимаю, что такое деньги, не разбираюсь в банковском деле и что у меня совсем нет способности к этому. Но это не так.[750]
Как и в других тоталитарных сектах, в “Сахаджа-йоге” существует цензура информации. Вот, например, как обосновывает Нирмала необходимость отказа от чтения прессы:
…газета — это самая ашубх (зловещая) вещь, которую только можно себе представить. Зачем читать по утрам газету? Газеты < …> абсолютно зловещи, потому что в них всегда на первой полосе помещается нечто ужасное < …> газетчики не хотят помещать ничего хорошего < …> ничего о Сахадже-йоге….[751]
На первых порах (примерно в течение года) жизнь последователя “Сахаджа-йоги” может оставаться прежней — пока его выдерживают во “внешнем круге” и не оказывают заметного давления. Однако чем более человек предан движению, тем больше ощущается его зависимость от секты и желаний Матаджи. Одновременно происходит потеря прежнего круга общения, последователь Матаджи отдаляется от жены (мужа), а иногда и от своих детей.[752] Значительное внимание уделяется в секте вовлечению беременных женщин, поскольку считается, что в случае успеха “дети рождаются уже Реализованными”.[753] Дети, рожденные в секте, “являются членами международной семьи Сахаджа Йоги. За них несут ответственность Сахаджа йоги всего мира”.[754] На практике это выражается в том, что родители-сахаджисты могут преспокойно оставить своего ребенка, даже дошкольного возраста, в чужой стране в ашраме “Сахаджа-йоги”. Один такой случай был описан во французской прессе.[755] В апреле 1990 г. семья французов, почитателей Нирмалы Дэви, отправила своего малолетнего сына Жана в непальский интернат“ Международная общественная сахаджа-школа”. Сами они при этом жили в ашраме в Бретани. Жан смог прислать письмо своим дедушке и бабушке. В этом письме он жаловался на то, что болеет, страдает от холода и что его заставляют медитировать перед портретом Нирмалы по несколько раз в день. Дедушка и бабушка мальчика связались с прессой и подали иск о лишении родительских прав своей дочери и ее мужа. Ребенок был возвращен во Францию. Суд, состоявшийся в 1991 г., запретил отправлять его, обратно в Непал. В следующем году суд приговорил родителей Жана к трем месяцам тюремного заключения, но они, несмотря на подписку о невыезде, бежали в ашрам “Сахаджа-йоги” в Англии, забрав с собой Жана и его сестру. Через несколько лет они вернулись и сейчас живут вместе со своими детьми в ашраме близ Рене.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы