Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пантеизм и монизм; обоснование безнравственности



 

С “открытием мессии внутри себя” мы приближаемся к двум главным постулатам НЭ, один из которых вытекает из другого. Первый из них — это ньюэйджевский (или пантеистический) монизм: вера в то, что все является единым. Всякие различия между отдельными сущностями — “между Джозефом и Джуди, между Джозефом и деревом или между Богом и Джуди”[1369] — все это кажущиеся различия, а на самом деле их нет. Важность этой доктрины для ньюэйджеров подчеркивается Джонатаном Стоуном, который считает ее необходимым компонентом нового мирового порядка:

Я чувствую, что приближается Мировой Порядок, в котором наука сольется с монистической философией и новое сознание охватит весь мир. Единой отличительной чертой Мирового Порядка будет кредо: “Все суть одно”[1370]

В этой концепции монизма не остается места для человека, для личности. Ньюэйджеры верят, что вне человека нет Бога, потому что сам человек и есть Бог (второй постулат НЭ). Следовательно, по большому счету, в ньюэйджевском мировоззрении нет ни человека, ни Бога, ни мира.

Писательница Бетти Галиеан (BettyGalyean) пишет:

 

Когда мы начинаем осознавать, что все мы являемся Богом, что у нас у всех есть свойства и качества Бога, тогда и начинаем думать, что цель человеческой жизни — вновь вернуться к обладанию Божеством внутри нас — Совершенной любовью, совершенной мудростью, совершенным пониманием, совершенным разумом. И тогда мы возвращаемся к собственному творению этого старого, этого сущностного единства, которое и является сознанием.[1371]

 

Это ньюэйджевские теоретические посылы; их практическое применение видно, например, в фильме уже упоминавшейся выше актрисы Ширли МакЛейн, экранизации ее же собственной книги, в сцене, когда она стоит на пляже вместе со своим учителем, воздевает вверх руки и вопит изо всех сил: “Я Бог! Я Бог! Я Бог! ” Приблизительно то же говорит наш старый приятель Рамта, вещавший через свою хозяйку миссис Найт в одном из ее выступлений по телевидению:

 

То, что вы называете Богом, находится внутри вашего существа. И то, что вы называете Христом, находится внутри вашего существа. И когда вы познаете, что вы — Бог, тогда вы обретете счастье.[1372]

 

Но Бог для ньюэйджеров — безличный абсолют, равнодушный к добру и злу. Практически каждый из них готов будет подписаться под рассуждением Рамакришиы, однажды заявившего:

 

Абсолют не связан ни с добром, ни со злом… Каков бы ни был грех, зло или страдание, которые мы находим в мире, они являются страданием, злом и грехом только по отношению к нам… Я боюсь, что вы должны принять события, совершающиеся во Вселенной, такими, как они есть… Я вижу, я постигаю, что все три — жертва, плаха и приносящий жертву — та же субстанция. О, какое видение.[1373]

 

Наличие такого абсолюта как единственного Бога оправдывает любую безнравственность. Например, столь любимый ньюэйджерами гуру Раджниш говорит:

 

Бхагван, ты учишь людей заботиться о себе, прежде чем заботиться о других. Кажется, это идет против многих религий мира, которые учат служить человечеству.

Это идет не только против многих религий, это идет против всех религий мира. Все они учат служить другим бескорыстно. По-моему, эгоизм — это естественное явление. Бескорыстие — это привнесенное. Эгоистичность — это часть вашей природы… Вы должны принять это. И если это часть вашей природы, то это должно быть чем-то очень существенным, иначе этого не должно быть вовсе. Вы выжили именно из-за эгоистичности, из-за того, что вы должны были заботиться о себе. Иначе человечество давно бы исчезло… Я учу вас быть естественными, абсолютно естественными, бесстыдно естественными. Да, я учу вас эгоистичности. Никто не говорил этого до меня. У них кишка тонка сказать это. И все они были эгоистами! Почему монах истязает себя? Есть причина. Он хочет достичь рая и всех его удовольствий. Если же вы жертвуете семьюдесятью годами удовольствий ради вечных радостей, это хорошая сделка. Я не думаю, что это бескорыстие.[1374]

 

Любой нравственный императив исчезает. Вот что сообщает о себе А. Яковлева, в недавнем прошлом главный редактор ведущего отечественного ньюэйджевского журнала “Путь к себе”:

 

Я не должна жить с мужем только потому, что когда-то в ЗАГСе нам поставили печать в паспорте, или потому, что у нас есть ребенок. Я могу уйти от него в любой момент. Теперь слова “долг” для меня не существует. Для меня существует только слово “хочу”. И если я до сих пор не ушла от мужа, то это говорит только о том, что я хочу быть с этим человеком.[1375]

 

Представление о перерождении душ делает любую нравственность условной: в прошлых перерождениях мужчина мог быть женщиной, сын и мать могли быть любовниками, поэтому сейчас все обусловлено кармой и все позволительно. Вот, например, что сообщает через своего ченнелера дух по имени Золи:

 

Секс и сексуальное единение, причем неважно, между мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной или мужчиной и женщиной, — все это общение… Если есть уважение между отцом и дочерью, отцом и сыном, матерью и дочерью, матерью и сыном и все они находятся в таком возрасте, который позволяет наслаждаться сексуальным единением, с высот нашего понимания в этом нет абсолютно ничего предосудительного… Если же речь идет о детях, не вступивших еще в тот возраст, когда они психологически способны к сексуальному единению, трудно говорить об уважении. Однако в таких отношениях присутствует соглашение. Ребенок и другой индивидуум, который выполняет так называемое оскорбление, договорились поиметь это переживание… Это взаимный акт, взаимодействие кармы и энергий.[1376]

 

Чувство стыда или отвращения, которое может возникнуть после кровосмешения или гомосексуального акта, по мнению Золи, является результатом растлевающего влияния иудео-христианской религиозной традиции. Дух советует:

 

Если произошло так называемое кровосмешение, прежде всего постарайтесь избавиться от чувства вины… Система взглядов, принятая в обществе, — вот что делает из этого проблему. Проблема создается не самим актом, а чувством вины, которым он сопровождается.[1377]

 

 

13. Псевдохристианство — “Евангелие эры Водолея”

 

При такой теоретической базе НЭ очень любит примазываться к христианству. Не случайно идеологи движения используют мнимо христианские термины, такие, как Христо-сознание, а Майтрейя провозглашается идентичным со Христом.

По мере роста известности Православия на Западе ньюэйджеры при случае стали подмешивать в свой винегрет и православную символику. Для западных ньюэйджеров Православие — это нечто далекое, возвышенное, туманно-мистическое: блестит золото, возносятся вверх облака ладана — и все вроде бы так похоже на эзотерическую обрядность. Их интеллектуалы очень любят ссылаться на таких замечательных, “единомысленных с ними”, как они говорят, православных, как Вл. Соловьев, символист Андрей Белый, Вяч. Иванов, Лев Шестов, “маг” Серафим Саровский и прочие. Интересно, что из всего этого списка, кроме, естественно, преподобного Серафима, разве что Вл. Соловьева можно назвать православным: Андрей Белый был антропософом, Вячеслав Иванов после оккультистских увлечений окончил свои дни правоверным католиком, а Шестов и вовсе не был христианином. Отечественные “новоэровцы” любят ссылаться и на преподобного Сергия Радонежского; известная православная книга “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” стала пользоваться большой популярностью и на Западе. Это произошло после выхода в свет повестей Сэллинджера “Фрэнни” и “Зуи”, где рассказывается об американской девушке, которая прочитала “Откровенные рассказы…” и стала практиковать Иисусову молитву. Совершенно неправильно понимая и толкуя эту духовную книгу, ньюэйджеры открыли для себя “интересную медитативную технику”, которой они не прочь позаниматься через день после восточной медитации и за день до шаманистического экстатического радения.

Развитие в себе “Христа-сознания”, к которому призывают ньюэйджеры, красноречиво иллюстрируется одной их публикацией, которая называется “Ожидайте чуда”.[1378] В этом опусе описан случай с некой Линдой Гудман, которая рассказывает, как однажды она была в номере гостиницы и вдруг обнаружила у дверей человека в восточном тюрбане. Она пригласила его к себе, и они в течение длительного времени вели серьезный разговор. Незнакомец открыл ей множество глубоких истин, в частности, предсказал, что она будет делать в будущем, а потом таким же странным образом, как и явился, исчез из комнаты. Позднее она нашла маленькую визитную карточку, на которой было написано: “Ожидай чудес”. Гудман тут же настрочила об этом целую книгу “Звездные знаки” (Linda Goodman. Star Signs).

Чудеса не замедлили явиться: в конце концов даже вышла книга НЭ “Учебное пособие по чудесам” (Helen Schucman.  A Course in Miracles). Она сделалась бестселлером, и за два года было продано более 300 тысяч экземпляров. Автор книги Хелен Шукман, нью-йоркский психолог, утверждает, что книга написана на самом деле “Иисусом Христом”, а она сама лишь канал, через который он эту книгу надиктовал. В книге вовсю используются христианские термины: “Христос”, “Святой Дух”, “искупление” и т. д., но ничего общего, помимо этих терминов, книга с христианством не имеет. Писательница начала писать ее в 60-е годы, когда ее коллега, тоже психолог, заверила ее, что голоса, которые звучат у нее внутри, — это не шизофрения, а знак высокой духовной одаренности, и что она должна прислушаться к ним, последовать их приказаниям и начать писать то, что они диктуют. В книге получилось около 1200 страниц, которые автор разделила на три части: одна — собственно текст, другая — рабочая тетрадь, а третья — руководство для учителя. Содержание этого пространного сочинения — типичная ньюэйджевская философия: истина в том, что мы неотделимы от Бога и друг от друга; на самом деле коллективная действительность всех людей в прошлом, настоящем и будущем известна как сыновство, мы все — сыновья Божий. Вернее сказать: мы все — сын Божий, так как, по мнению автора “Учебного пособия по чудесам”, “в конце концов нет никакой разницы между мной и вами”.[1379]

Другая книга из ряда подобных — написанное Евой Даулинг (Eva Dowling) “Евангелие Иисуса Христа Эры Водолея”. Сама Ева уверяет, что автор этой книги — некий ченнелер из Огайо, которого она называет “Леви” и который якобы получил содержание этой книги от ангела в 1922 году. В книге 170 глав про жизнь Иисуса Христа, в первую очередь про его путешествие в Индию, куда он поехал, чтобы получить образование у индийских гуру (это любимая идея ньюэйджеров). Есть там глава и о том, как Иисус подтвердил теорию реинкарнации, потому что он столкнулся с группой бродячих музыкантов, которые так прекрасно пели и играли на своих инструментах, что люди называли это чудом. “Иисус” пишет:

 

Я понял, что это не чудо, потому что в одной жизни нельзя научиться так владеть своими инструментами и своими голосами. Поэтому явно, что они тренировались в течение множества жизней, пока наконец не дошли до такого совершенства.[1380]

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь