Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бытие в мифологическом мироустройстве



Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

В мифологическом мироустройстве бытие совпадает с Космосом как упорядоченном общении судьбы, богов, героев, людей, вещей. Небытие – хаос, бездна, мрак. Хаос, чувствуя свою аномальность, начинает стремиться к более упорядоченным образам реальности. Из воздействия героев и богов на мир хаоса возникает бытие, царство светлой и соразмерной жизни.

В мифе открывается понятие о трансцендентном бытии. Это чистое познание, данное вне ощущений. Здесь бытие не отражается в мифе, а открывается в мифе. Миф не только открывает это понятие о категориях трансцендентного бытия, но и позволяет человеку воспроизводить их в качестве сакральных поведенческих моделей. Поскольку эти категории являются априорными условиями возможности сакрального опыта, то именно поэтому они и позволяют мифу обрести абсолютную бытийность. Чистые понятия являются формой образов мифа и суждений сакрального бытия.

Бытие ищет Бога, и Он открывается в мифе. Бытие не в состоянии быть без Бога, без своей сакральной природы и трансцендентной основы. Поиски Бога для бытия и разрешаются в обретении мифа как откровения Логоса. Обретя миф, бытие открывает и Бога. В сознании мифа бытию открывается сознание Логоса.

Бытийность вещи определяется, разумеется, ее присутствием. Бытие мифа определяется его присутствием в сакральной реальности и его полаганием в качестве сакрального объекта. Это бытие мифа как присутствие обусловлено законами сакрального пространства и времени.

Миф формирует бытие, определяет жизнь, изменяя при этом поведение человека. Наиболее ярким примером такого человека, жизнь которого полностью изменена мифом, является шаман. Шаман погружен в миф, преображен им сакрально.

 

Путь к цивилизации для казахского народа (Есим Гарифолла. Философский трактат об Абае)

Одним из главных условий определения особенностей культуры казахского народа является определение ее места в мире. Здесь огромно познавательное значение идеи древней философии об единстве, сообразности и гармонии макрокосмоса и микрокосмоса.

Один из впечатляющих образов в представлении казахов о мире – мировое дерево. Символ мирового древа обозначает движение вверх, непосредственную связь Земли и Неба. Карабкаясь по высокому стволу этого дерева, герои эпосов могли достигать небесных тел. Еще одна роль, выполняемая мировым деревом, это то, что оно связывает верхний и средний миры еще с одним – нижним миром. Мир живых не теряет связи с прошлым, зоной аруахов (духи предков).

Происхождение казахи начинают от верховного бога тюрков – Небесного Тенгри. Каганы, по его милости правящие народом, назывались “Рожденные на Небе и украшенные Солнцем и луной”. В тюркских текстах все победы тюрков связывались с Небесным Тенгри. Почитание Неба и его светил является важным признаком миропознания всех народов, принадлежащих тюркской цивилизации. Например, известно, что в эпосе “Огуз-наме” Огуз каган дает своим детям имена Небо, Солнце, Луна, Звезда, Гора, Море.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь